Какое масло заливать в АКПП
Прежде всего необходимо определиться с периодичностью замены, а потом смотреть, сколько масла нужно заливать. При покупке масла обращайтесь за ответом к сервисной книжке. Если машина куплена с рук, и книжка отсутствует, за основу берётся мануал производителя. Зачем изобретать велосипед, разработчики дают полные сведения о сроках замены, указывают, какое масло использовать в АКПП.
Производители страны Восходящего солнца рекомендуют выполнять замену ATF после 20 тыс. км пробега автомобиля. В Европе замена технического масла проводится после 40-50 соответственно. Многие производители рекомендуют масло собственного изготовления. Наиболее распространёнными считаются:
- трансмиссионные минеральные смазки;
- полусинтетические продукты;синтетика;
- универсальные масла.
Сегодня многие ведущие производители рекомендуют Automatic Transmission Fluid собственного бренда:
- В автомобилях Мерседес используют жидкость для автоматической трансмиссии «ATF MERCEDES».
- Немецкий концерн BMW рекомендует для своих автомобилей масло марки «ZF».
- Компания Тойота предлагает заливать вещество для смазки в авто Toyota ATF TOYOTA TYPE.
- Для Lexus разработана отдельная смазочная смесь – «WS».
- Концерн VOLKSWAGEN GROUP для автомобилей Audi, Skoda и Volkswagen советует использовать собственный продукт: «G-052, G-053 – G-055» или смазку марки «ZF», предназначенные для машин среднего класса. Для более дешёвых авто подойдёт «ESSO».
- Компания Chevrolet предлагает заливать в автомобили масло марки Dextron 6. Производитель рекомендует использовать Mobil DEXRON-VI ATF, ZIC DEXRON-VI для автомобилей с АКПП.
- Концерн Nissan для своих автомобилей с АКПП Nissan, Infiniti, Datsun, разработал собственное трансмиссионное масло «Nissan Matic».
- KIA и Hyundai не остались в стороне и подготовили ТМ марки Hyundai ATF SP-III. Кроме него для автомобилей с АКПП можно использовать ZIC ATF SP-III.
Как работает масло в АКПП?
Для начала вспомним принцип работы «автомата» в машине. Это устройство соединяет двигатель и колеса автомобиля, преобразовывая крутящий момент силового агрегата в энергию, необходимую для движения. В АКПП коленвал мотора соединен с гидротрансформатором (ГДТ), выходной вал которого работает с механизмами трансмиссии. Последние приводят в движение колеса машины.
Масло в коробке передач, ATF (Automatic Transmission Fluid), необходимо по следующим причинам:
- Обеспечивает нормальную работу узла. Оно равномерно передает усилие крутящего момента на трансмиссию. Благодаря ему машина перемещается без рывков, плавно. ATF выполняет роль своеобразной педали сцепления в АКПП. Своим телом масло приводит в действие детали гидротрансформатора.
- Исполнительный механизм. Получив команду от ЭБУ (электронного блока управления), АТФ осуществляет давление на определенные каналы в устройстве (гидроплите), тем самым производя переключение передач.
- Отводит тепло. В результате работы механизмов металл нагревается. Трансмиссионная жидкость (масло) выводит тепло в картер, тем самым стабилизируя работу устройства.
- Функция смазки. Металлические детали КПП находятся в постоянном движении, взаимодействии с другими компонентами узла. Им необходима постоянная смазка. Это увеличивает срок их эксплуатации, сокращает износ, улучшает адгезивные свойства. ATF выполняет роль смазывающей жидкости.
- Отвод продукта отработки. При работе механизма неизбежно образуется металлический сор: пыль, заусенцы, стружка и т. д. Масло при помощи добавленных в него присадок помогает устройству избавиться от ненужного накопления, облегчая работу механизмов.
Назначение трансмиссионной жидкости может меняться в зависимости от вида установленной КПП. В роботизированной коробке, например, Getrag 6DCT250, оно необходимо для охлаждения и смазки редуктора. Остальные компоненты устройства охлаждаются воздухом.
Применение и противопоказания
Как ни странно, случается, что замена масла пагубно влияет на работу автоматической коробки. Ее детали даже при эксплуатации в щадящем режиме подвержены неизбежному износу (в основном это касается фрикционов), и со временем продукты износа равномерно осаждаются на внутренних поверхностях всей гидросистемы автомата. Свежезалитое масло имеет более выраженные моющие свойства, чем старое, поэтому оно активно смывает часть отложений и может перенести значительный их объем в гидроблок и его соленоиды, вызвав засорения. Как следствие возможны рывки и задержки при переключении передач.
Такая опасность угрожает, в основном, коробкам с очень большими пробегами, в которых ни разу не обновляли масло. А также коробкам, которые уже имеют неисправности, пока серьезно не сказывающиеся на их работе. В обоих случаях в гидросистеме накапливается критическая масса продуктов износа. Однако риск усугубить состояние автомата после замены масла можно минимизировать, ведь его можно обновлять несколькими способами.
Самый безопасный — это частичная щадящая замена масла без снятия поддона и обновления фильтра. Обычно из картера коробки можно слить лишь половину заправочного объема жидкости (у современных автоматов полный объем составляет около 10 литров). Из картера сливают два-три литра и доливают новое масло до нормального уровня. Примерно через 1000 км операцию повторяют. Такой вариант подойдет тем, кто купил машину с пробегом более 100 000 км, но не имеет сведений о том, менялось ли прежде масло в коробке и как эксплуатировался автомобиль. Этот метод предпочтителен и когда есть серьезные подозрения в плохом состоянии автомата — если масло имеет не только черный цвет, но и характерный горелый запах. Каждый этап щадящей замены обойдется примерно в 1000 рублей. А полное обновление масла за несколько итераций, включая стоимость самогó масла, облегчит кошелек примерно на 6000 рублей.
Наиболее распространенный вариант — обычная частичная замена масла. Она подходит при плановом обновлении жидкости, когда нет сомнений в исправности автомата. Из картера сливают весь объем масла (со снятием поддона) и меняют фильтр. Таким образом обновляют около пяти литров жидкости. За работу возьмут примерно 2000 рублей. В идеале частичную замену желательно провести после двух щадящих — тогда масло полностью обновится и автомат прослужит дольше.
Третий способ — полная замена масла с использованием установки, которую подключают к магистралям гидросистемы автомата. Такая установка вытесняет под давлением старую жидкость и замещает ее новой, — в коробке обновляется всё масло за один присест. Правда, для замены понадобится дополнительно литр-другой к рекомендованному заправочному объему.
За работу с подключением установки и заменой фильтра заплáтите примерно 3000 рублей. Этот способ может быть стрессовым для гидросистемы автомата: присутствует риск засорения гидроблока и соленоидов. Поэтому в общей массе он подходит для автомобилей, которым заменяют масло при пробегах до 100 000 км.
Но сервисные технологии не стоят на месте — безопасность полной замены с помощью установки можно повысить и на пробегах далеко за 100 000 км. При выборе исполнителя отдавайте предпочтение соответствующим программам от крупных производителей масел и автохимии. Они подразумевают партнерство с авторизованными сервисами, оснащенными современным и эффективным оборудованием, обучение персонала и входную диагностику коробки, а также ответственность за выполненную работу. Такой подход существенно снижает риск засорения гидроблока и соленоидов при замене масла. Как минимум вас предупредят о подводных камнях, если диагностика выявит существенный износ агрегата и полная замена не сможет дать желаемого результата.
Промывочные жидкости и присадки
Желательна предварительная промывка АКП при замене масла. Существует два способа промывки.
Масло сливают и через специальное оборудование подают чистящую жидкость. Затем заводят двигатель и дают поработать АКП в щадящем режиме без нагрузки 5-7 минут. Потом опять подсоединяют промывочный аппарат и вытесняют жидкость новым маслом.
Альтернатива – использование промывочной присадки, которая удаляет отложения. В старое масло заливают присадку, дают поработать АКП, а затем масло полностью меняют.
Эксперты неоднозначно относятся к использованию промывочных жидкостей и присадок по той причине, что их не удается полностью удалить при замене масла. Такую сервисную операцию стоит доверять только специалистам, которые могут дать гарантию на все проведенные работы. Записаться на замену масла Задать вопрос
Частичная или полная замена
Чтобы определиться с полной или частичной заменой масла, для начала надо обратить внимание, в каких условиях находится автомобиль большую часть времени
Еще важное значение имеет стиль вождения и техническое состояние транспортного средства, а также состояние самого масла. В крайнем случае можно обратиться к специалисту, который даст свою оценку
В крайнем случае можно обратиться к специалисту, который даст свою оценку.
Если такой возможности нет или автовладелец желает обслуживать свой автомобиль самостоятельно, тогда следует полагаться на заводской регламент или исходить из условий использования, чтобы выбрать оптимальный способ замены. Частичная замена предусматривает неполное удаление старого масла (от 40 до 60% от общего объема) и последующую доливку нового состава до предусмотренного производителем уровня.
Полная замена – более эффективная процедура, которая позволяет полностью избавиться от остатков старого масла. Еще при этом есть возможность заменить все расходные материалы, включая масляный фильтр. При полной замене сначала выполняется промывка агрегата и удаление масла, а затем заливается новая трансмиссионная жидкость.
Преимущества и недостатки частичной замены
- необходимо меньше масла, чем при полной замене (от 3 до 5 литров)
- данная процедура не требует больших финансовых затрат
- не всегда предусмотрена возможность очистки поддона и фильтрующей системы
- невелика вероятность поломать механизмы коробки, т. к. не требуется углубленного вмешательства в конструкцию КПП
- необходима более частая замена масла
Преимущества и недостатки полной замены
- полное удаление старого масла с заменой масляного фильтра
- очистка масляного поддона от мусора
- после этой процедуры повышается плавность и четкость переключения передач
- нет необходимости часто менять масло
- снижается расход топлива
- для полной замены надо в два раза больше масла, чем при частичной
- полная замена требует сравнительно больших финансовых затрат, а также вмешательства в конструкцию КПП
Признаки плохого масла
- низкий уровень масляного давления в магистрали
- пробуксовки при переключении передач
- вынужденный переход коробки на пониженную и пробуксовка на последней передаче при движении на подъем
- машина отказывается ехать вперед и назад
- невозможно переключиться на любую передачу с положения P или N
- можно переключиться на любую скорость и есть характерные толчки, но машина все равно не едет
Причины старения масла
- Со временем в масло попадают физические загрязнители, которые накапливаются в результате постоянного трения движущихся механизмов коробки передач (игольчатых подшипников, сервоприводов и т. д.). Современные АКПП имеют масляные фильтры, которые первое время способны поддерживать чистоту коробки. Это в первую очередь фильтры грубой очистки, позволяющие увеличить пропускную способность масла при низких температурах. Однако очищающих способностей таких фильтров недостаточно, чтобы полностью защитить трансмиссию от попадания мелких частиц, которые вызывают преждевременный износ механизмов коробки передач
- Любой современный смазочный материал содержит антиокислительные и антикоррозионные компоненты, устойчивые к повышенному трению и перегреву. Со временем эти вещества утрачивают свои полезные свойства, что приводит к старению и ухудшению качества масла. В результате можно сделать вывод, что несвоевременная замена масла приводит к снижению производительности коробки передач из-за отсутствия необходимой защиты и смазки
- Трение не только лежит в основе принципа работы коробки передач, но и является одной из причин увеличения рабочей температуры из-за недостаточной смазки. Старое масло приводит к перегреву и перегрузке деталей коробки, в результате чего могут возникать технические неполадки. Перегрев особенно актуален при частых пробуксовках, буксировке тяжелых грузов и долгом простое в светофорных пробках. Заводской стандарт ATF предусматривает рабочую температуру масла в 90 градусов. Если через 200 циклов произойдет увеличение температуры до 100 градусов, тогда срок службы коробки передач сократится в два раза
Сроки замены у популярных моделей авто
Hyundai Solaris I, II; Kia Rio III, IV
Модель КПП – АКПП-4 A4CF1; АКПП-6 (после 2015 г.)
Когда менять масло: каждые 90 тыс. км при полной замене или через 60 тыс. при частичной. Ресурс масляного фильтра – 120 тыс. км
Рекомендуемое масло – ATF SP-III или ATF SP-IV
Volkswagen Polo, Skoda Rapid, Skoda Octavia, Volkswagen Passat B6, Audi A3/А4/ТТ
Модель КПП: Aisin 09G (у большинства машин)
Когда менять: каждые 60-70 тыс. км
Рекомендуемое масло – VAG G 055 025 A2, Mobil 3309, Toyota T-IV
Chevrolet Captiva, Epica, Lacetti, Orlando, Cruze; Opel Astra J
Модель КПП: GM 6T40; 6T45; 6T30
Когда менять: каждые 50-60 тыс. км. Капремонт необходим на 120-150 тыс. км
Рекомендуемое масло: Dexron VI
Mazda 6 II GH
Модель КПП: 5-ступеначтый автомат FNR5 (FS5A-EL), являющийся обновленной версией 4-ступенчатого автомата Ford 4F27E
Сроки замены масла: 50-60 тыс. км или 150-200 тыс. км при капремонте
Рекомендуемое масло – Mazda ATF M-V
Полная замена масла в автоматической коробке своими руками
Проведение операции начинается с прогрева АКПП. Для этого следует проехать минут пять на авто при невысокой скорости.
Процесс происходит следующим образом:
- При выключенном моторе открыть крышку и слить трансмиссионное масло. Возможен еще один вариант – откачка через отверстие, в котором расположен щуп.
- Снять поддон с отработанным АТФ, и вылить жидкость.
- Промыть крышку.
- Снять масляный фильтр (или промыть).
- Залить свежее масло, равное по количеству, слитому.
- Маслопроводные трубки, подходящие к радиатору охлаждения системы, отсоединить. Концы следует опустить в приготовленные емкости.
- Завести мотор, подождать, пока из трубок не потечет свежее ATF (видно по цвету).
- Выключить силовой агрегат, трубки присоединить к радиатору.
- Долить жидкость до минимальной отметки.
После этого нужно прокатиться на автомобиле несколько километров и проверить вновь уровень. Если он меньше минимального, то нужно добавить масла. Также следует проверить систему по поводу утечки.
Нужно помнить, что подобная операция помогает сменить масло не в полном объеме, а только на 70-80%. Для достижения лучшего показателя следует повторить подобную процедуру. Для этого понадобятся дополнительные расходы.
Такой нюанс, если машина на гарантии, то масло меняется специалистами дилерского центра. Самостоятельная замена станет причиной для прекращения гарантийного договора.
Рекомендации специалистов
Как долить масло в АКПП? После определения количества смазки и обнаружения необходимости доливки, удостоверьтесь, что селектор находится в положении «P», мотор функционирует вхолостую. Желательно установить автомобиль на ручник, чтобы избежать неприятностей.
В эксплуатационном руководстве, которое прилагается к вашему транспортному средству, должно быть написано, какую марку смазки надо лить в автомобиль, в каком объеме. Зачастую название масла есть на щупе.
Также в руководстве указывается, как часто надо заменять расходник. Обычно интервал смены ATF составляет сто-двести тысяч километров.
В действительности периодичность замены варьируется, зависит от эксплуатационных условий, качества дорог. Можно ли заменять масляную жидкость чаще, чем требуется? Если вы поменяете автомасло раньше, чем нужно, ничего страшного не случится.
Долить масло в коробку достаточно просто. Поставьте воронку в горловину, в которой был щуп (лучше использовать длинную воронку, она будет устойчивее). Аккуратно залейте в нее нужный объем нефтепродукта.
Рекомендуется лить смазку порционно, чтобы избежать перелива. Перед началом доливки надо обязательно узнать, какое масло является оптимальным для вашей машины.
Сначала налейте 1 л автомасла. Затем опустите щуп в отверстие, если нужно, долейте 0,5 л расходника. Повторяйте процедуру, пока количество смазки не станет оптимальным.
Если вы приняли решение целиком поменять автомасло и помыть АКПП, то вам понадобится как минимум четыре-пять литров трансмиссионной смазочной жидкости.
После окончания заливки поставьте щуп назад. Есть марки машин, в которых щуп нужно фиксировать до щелчка либо же проворачивать для закрепления. Затем надо завести мотор, прогнать селектор по всем режимам.
Следуйте советам автопроизводителя при подборе автомасла для трансмиссии. Не нужно перемешивать расходники различных изготовителей. При игнорировании рекомендаций вам, возможно, вскоре понадобится потратиться на дорогостоящие ремонтные работы.
Если вы не уверены в собственных силах либо вам попросту лень этим заниматься, обратитесь к сотрудникам автосервиса. Они дольют смазку в агрегат, проведут диагностирование вашего автомобиля, выявят неисправности, которые имеются в транспортном средстве.
Что было залито в АКПП
Очень многие автовладельцы даже не знают, какое масло лучше залить в их АКПП, и зачастую льют буквально всё, где на упаковке написано ATF. Это уже неплохой шаг, поскольку ATF явно свидетельствует о том, что масло предназначено именно для автоматических коробок.
Но всё же сначала думаем, анализируем, и только потом льём жидкость в АКПП.
Бывают ситуации, когда человек покупает подержанную машину, и не знает, что именно заливал предыдущий владелец в коробку. С новыми автомобилями всё предельно понятно, поскольку производитель всегда заливает определённые составы в коробки своих моделей. Эту информацию легко узнать описанными выше способами.
Ситуация с подержанными машинами намного сложнее. Тут фактически есть 2 варианта:
- Предыдущий владелец был добросовестным, выполнял все требования автопроизводителя, а потому в картере АКПП находится именно такая смазка, какую велел заливать изготовитель;
- Прежний собственник машины игнорировал требования, потому заливал смазки других производителей и марок.
Если ATF не соответствует требованиям, это быстро станет ясно, поскольку коробка начнёт проявлять очевидные признаки неисправностей, либо вовсе выйдет из строя. Если же АКПП ведёт себя стабильно, смазка соответствует требованиям. При этом внутри может находиться оригинальное масло, либо же какой-нибудь качественный аналог.
Важно понимать, что никто, слив масло из АКПП, не сможет сказать, какая смазка, какой марки и какого производителя там находилась, если это подержанная машина и прежний владелец не предоставил соответствующей информации. Да, можно взять небольшое количество ATF и отправить смазку в лабораторию на диагностику
Но это напрасная трата времени и денег. Самым лучшим решением при покупке автомобиля с АКПП на вторичном рынке будет полная замена моторного и трансмиссионного масла. Так вы точно сможете всегда знать, что заливалось в коробку.
Ещё одним полезным советом станет проверка состояния ATF смазки. Это можно сделать своими руками, опираясь сугубо на состояние и цвет жидкости. Слейте немного масла в прозрачную чистую ёмкость, и посмотрите на него:
- Жидкость чистая и прозрачная. Это говорит о том, что смазка находится в отличном состоянии, она свежая и её недавно меняли. Ни о какой замене речи не идёт, поскольку в этом нет необходимости. Цвет не играет большой роли. Многие производители добавляют красители, которые не оказывают никакого влияния на характеристики. Плюс даже за неделю эксплуатации смазка может сменить цвет. Главное, чтобы масло оставалось прозрачным;
- В масле заметны помутнения. Капните маслом на бумагу или поднесите какой-то предмет с другой стороны ёмкости. Если сквозь смазку ничего не видно, состав уже достаточно долгое время эксплуатируется, и постепенно начал загрязняться. В такой ситуации можно обойтись частичной заменой, либо же полностью поменять в коробке смазывающую жидкость;
- Видны вкрапления стружки и прочего мусора. Если вы чётко видите металлическую стружку или иные мелкие частицы, это говорит о приближающихся проблемах с АКПП. С таким маслом продолжать эксплуатацию коробки опасно. Нужна полная замена. Особенно при очевидном запахе горелого. Но практика показывает, что даже полная замена не спасает трансмиссию. Требуется ремонт.
Несмотря на заверения автопроизводителей о том, что их автоматические коробки необслуживаемые и не нуждаются в диагностике, на практике всё совершенно иначе. Да, когда коробка совершенно новая и машина эксплуатируется в достаточно нормальных условиях, про замену масла в АКПП можно не думать первые 3-4 года.
Если же условия более тяжёлые, и автомобиль с хорошим пробегом, контроль состояния ATF смазки лучше осуществлять каждые 20-30 тысяч километров пробега. По мере износа масла его меняют путём полной или частичной замены.
Что следует заливать в АКПП
Исходя из выше изложенного понятно, что для автоматической коробки требуется не абы какое масло, а исключительно специальное, которое должно обладать высокими требованиями, относительно пенообразования и вязкости. Если жидкость будет образовывать сильную пену, давление в системе упадёт, а образовавшаяся воздушная пробка может стать причиной сбоев в работе АКПП, износе деталей и узлов.
- Для трансмиссий рекомендуются к применению разные жидкости, рекомендованные производителем АКПП, ведь у каждой коробки есть собственные требования. У концерна GM есть предпочтения к маслу Dexron II, III, IV, а для Форда рекомендованы ATF такие, как Mercon и другие.
- Рачительные водители всегда отдают предпочтение оригиналам, так как в таком продукте подходящие присадки и состав, они не только служат защитой для коробки передач, но и обеспечивают её оптимальную режимную работу. Если по разным причинам водитель не может купить оригинал, от лучше всего купить дорогую синтетику, но не полусинтетическое трансмиссионное масло. И всё же, лучше прислушаться к производителю и его рекомендациям.
- Универсальные смазочные материалы, как и оригинальные, выпускаются из заказа производителя АКПП, они производятся на тех же концернах. Такое положение дел говорит о том, что разница между ними не велика, это касается как качества, так и количества и набору присадок. Но цена между оригинальными ATF и универсальными маслами значительно отличается, первые намного дороже вторых.
Рабочая жидкость автоматической коробки передач
Начнем с того, что в автомат льется жидкость ATF, которая представляет собой особое трансмиссионное масло. Такое масло может быть на минеральной или синтетической основе. Сегодня производители автомобилей и АКПП выпускают собственные «оригинальны» жидкости, также на рынке представлено большое количество «универсальных» ATF жидкостей.
Как в первом, так и во втором случае продукты соответствуют ряду стандартов и спецификаций, то есть в агрегат можно лить как рекомендуемый «оригинал», так и подобрать соответствующий сторонний аналог. Кстати, первыми, кто классифицировал АТФ, стал концерн General Motors, который представил данный тип жидкостей в далеком 1949 году.
В 1938 GM разработал и наладил серийное производство первых АКПП, после чего специалисты данного концерна особе внимание стали уделять спецификациям трансмиссионных масел, выдвигая жесткие требования к их составу. Отсутствие конкуренции в тот период позволило GM стать первыми, кто определял стандарты и технические характеристики ATF
Первые жидкости для АКПП в основе имели жир, который получали из сала морского кита. Однако в дальнейшем запреты на охоту на китов заставили производителя разработать искусственную основу трансмиссионных жидкостей для коробки-автомат.
Итак, важно понимать, что жидкость АКПП отличается от трансмиссионного масла, которое заливается в «механику» или однодисковый робот типа АМТ. Если для масла основной функцией является смазка трущихся деталей и механизмов, в АКПП используется специальная жидкость ATF, которая отвечает за целый комплекс определенных задач
При этом обычное масло с такими задачами не справится.
Прежде всего, как масло, так и трансмиссионная жидкость отвечают за смазку. При этом в АКПП нет привычного механического сцепления. Вместо него используется отдельное устройство под названием гидротрансформатор. Так вот, ГДТ исключает жесткую связь двигателя и трансмиссии, то есть коленвала и первичного вала АКПП.
Связующим элементом, через который передается крутящий момент от ДВС на коробку, является трансмиссионная жидкость АКПП. Как уже было сказано, это жидкость под названием ATF.
При этом данная жидкость сильно разогревается, что неизбежно приводит к нагреву ГДТ и самой АКПП
Вполне очевидно, что важной функцией трансмиссионной жидкости является отвод избыточного тепла. Также в составе ATF находятся особые присадки, которые предотвращают вспенивание и окисление жидкости при высоких температурах
Естественно, масло для механической КПП такими свойствами не обладает, то есть заливать его в автомат категорически запрещено. Параллельно жидкость в АКПП используется для управления работой всей коробки. Если иначе, такая жидкость под давлением циркулирует в гидроблоке АКПП, поступая по отдельным каналам к исполнительным механизмам.
Не удивительно, что с учетом такой особенности отдельные требования выдвигаются к текучести и прокачиваемости жидкости, а также к изменению ее свойств при различных температурах.
Не допускается того, чтобы жидкость густела на морозе или сильно разжижалась при нагревах, так как это приведет к отсутствию необходимого давления и сбоям в работе гидравлической системы АКПП. Указанные сбои неизбежно приведут к усиленному износу и поломкам коробки-автомат.
Почему так происходит?
Когда основа масла в АКПП расслаивается, и перестает удерживать присадки, пропадают все полезные свойства, заложенные изготовителем. Причем достаточно пару раз перегреть коробку, буксуя в грязи, или несколько раз стартануть со светофора в режиме «педаль в пол», как запустится необратимый процесс деградации.
Еще одна причина ускоренного износа – резкая нагрузка при непрогретых агрегатах. Современные автомобили могут начинать движение сразу после старта мотора. Однако, до выхода на рабочую температуру, необходимо разгоняться плавно, двигаться на пониженных оборотах.
Для АКПП это особенно актуально.
Если вы резко набираете скорость «на холодную», масло в АКПП прогревается неравномерно, и начинается расслаивание. Недостаточный уровень жидкости в коробке также ускоряет износ ATF.
Часть механизмов работают «в сухую», наполняя картер продуктами износа. И, разумеется, очень скоро наступает критический перегрев.
Применение аналогов
Также закономерно спросить о том, можно ли заливать в АКПП не только то масло, какое рекомендует производитель. То есть использовать аналоги.
Делать это можно. А порой даже нужно. Сами автопроизводители часто указывают не только оригинальные масла, но также и аналоги от других производителей. Тут всё предельно просто. Не стоит думать, что те же компании Toyota, Volkswagen или Nissan сами занимаются изготовлением масел. Здесь используется иная схема.
Автокомпания заключает договор с одним или несколькими производителями смазывающих жидкостей. Далее берутся ёмкости с собственными брендами автопроизводителя, в которые заливаются масла изготовителей смазок. Для Nissan масло делает Total, а у Volkswagen поставщиком выступает Pentosin. Kia и Hyundai заказывают ATF у Ravenol.
Отсюда следует вывод, что оригинальное масло для АКПП сами автокомпании не производят. Это составы от ведущих производителей, которые просто сотрудничают с автопроизводителями и поставляют им своё масло под другими этикетками. Ничего в этом плохого нет совершенно. Зато у потребителя всегда есть возможность выбора среди более широкого ассортимента.
Есть ещё одна особенность. Оригинальные масла ATF обычно дороже неоригинальных, и их тяжелее найти. Тут следует отталкиваться от спецификаций и технических характеристик смазки. В результате вы сэкономите, выберите совершенно подходящее масло для своей АКПП, и не потеряете в качестве.
Нельзя забывать про несколько иное мнение, связанное с оригинальными и неоригинальными маслами. Вы уже знаете, что автоконцерны сами производством масел ATF, как и моторных смазок, не занимаются. Они заказывают партии масел у нефтехимических компаний типа Chevron, Mobil и пр. Есть и такие ситуации, когда автокомпания заказывает расходные жидкости для моторов и коробок через частные предприятия, готовые поставлять продукт в соответствии с нормами, стандартами и спецификациями.
Получается так, что ATF масло той же компании Ravenol под собственным брендом подходит автомобилям Hyundai и Kia, но его характеристики выше, нежели у трансмиссионной смазки от Ravenol, но залитой в упаковку с надписью Hyundai. Нефтехимическая компания не хочет портить свою репутацию, а потому старается выпускать масла максимально высокого качества. У автопроизводителей позиция другая. Они заинтересованы больше в том, чтобы узлы и агрегаты после завершения гарантийного срока постепенно начинали выходить из строя. Это стимулирует потребителей покупать новые машины, повышая прибыль автокомпании. Потому заказчик часто экономит и требует от нефтекомпании смазку более низкого качества.
Прямых доказательств подобной системы взаимоотношений нет. Но мнение однозначно претендует на то, чтобы быть справедливым и соответствующим действительности.
Преимущество покупки масел через официальных дилеров заключается лишь в минимальных рисках столкнуться с подделками и фальсификатом. Это очень актуальная проблема, поскольку есть множество подпольных производств, которые копируют высококачественные и дорогие смазки, продавая фальшивки под видом оригинала. Заливка такой ATF жидкости может привести к непредсказуемым последствиям. И в большинстве случаев ничего хорошего от нахождения поддельного масла в АКПП ждать не приходится.