Возможные неисправности ЗИЛ 5301 с двигателем Д 245Е3
Алгоритм поиска неисправности
Способ устранения
1. Проблемы с запуском двигателя
1.1 Двигатель не запускается
1.1.1 Проверьте наличие топлива в топливном баке и что это топливо соответствующей марки
Заполните топливный бак
1.1.2 Проверьте работоспособность стартера и цепей его управления
Произведите необходимый ремонт
1.1.3 Проверьте контур низкого давления
– проверьте правильность подсоединений в контуре низкого давления
Произведите необходимый ремонт
– проверьте наличие утечек в шлангах и штуцерах
– проверьте исправность и соответствие топливного фильтра
Замените фильтр требуемым по спецификации
– убедитесь в отсутствии воды в дизельном топливе в стакане на фильтре грубой очистки топлива
Очистите топливный фильтр от воды, слив ее открытием крана
– убедитесь в отсутствии воздуха в топливе
Удалите воздух из контура низкого давления
1.1.4 Проверьте нет ли утечек в контуре высокого давления
Произведите необходимый ремонт
1.1.5 Проверьте электрическую цепь
– проверьте зарядку аккумуляторной батареи
Произведите необходимый ремонт или замену АКБ
– проверьте предохранители
Произведите необходимый ремонт
– проверьте провод на «массу»
Замените провод на «массу»
1.1.6 Проверьте параметры дизеля
– проверьте с помощью диагностического прибора наличие неисправностей в системе впрыскивания COMMON RAIL, проведите стандартную программу тестов «KTS – Bosch»
Следуйте указаниям диагностической программы прибора «KTS – Bosch».
– проверьте с помощью диагностического прибора состояние потребителей электроэнергии
Выполните диагностику и необходимый ремонт
1.1.7 Проверьте впускную систему
– проверьте отсутствие утечек/подсоса воздуха
Произведите необходимый ремонт
– проверьте состояние воздушного фильтра
Замените воздушный фильтр новым
Когда нужно менять масло в ГУР?
Стандартный срок замены масла в гидроусилителе составляет 40-100 тыс. км и зависит от того, в каких условиях работает транспортное средство. При эксплуатации автомобиля в тяжелых условиях технические требования предписывают производить замену масла в гидроусилителе руля не реже, чем через 20-30 тыс. км пробега. Если транспортное средство постоянно находится под воздействием значительных нагрузок, этот интервал снижается до 8-10 тыс. км пробега.
Каждую 1000 км пробега нужно проверять запах и цвет масла, которое находится в расширительном бачке ГУР. Если масло почернело и приобрело запах гари, значит требуется его срочная замена, так как, скорей всего, пошел износ материалов системы.
Если запах гари отсуствует, но жидкость потемнела, то на таком масле можно ездить какое-то время, но лучше разбавить его свежим смазочным материалом. Если жидкость не потемнела и не приобрела никаких посторонних запахов, это свидетельствует о том, что рулевое управление в процессе эксплуатации не испытывает значительных нагрузок.
Информация о видах требуемого масла
В гидравлический усилитель рулевого управления производитель рекомендует заливать оригинальную жидкость. Также кроме этого можно использовать и другие аналогичные гидравлические и трансмиссионные жидкости. Сейчас наибольшей популярностью среди автовладельцев пользуются такие продукты, как:
Liqui moly Top Tec ATF 1100
Представляет собой универсальную гидравлическую жидкость, использующую базовые масла HC-синтеза. Также обладает пакетом высокопроизводительных присадок. Данное масло предназначено для использования в АКПП и МКПП, ну а также и в гидравлических усилителях рулевого механизма. Такая жидкость обладает множеством полезных свойств, среди которых:
- Хорошая стойкость к пенообразованию и образованию отложений;
- Высокая устойчивость к изнашиванию деталей;
- Высокая устойчивость к окислительным и коррозийным процессам;
- Повышенная стойкость к низкотемпературным режимам работы;
- Повышенная стойкость к высокотемпературным режимам работы;
- Превосходная совместимость с материалами уплотнительных соединений;
- Универсальность применения;
- Хорошие смазывающие свойства;
- Отличная стойкость к старению.
Liqui Moly Top Tec ATF 1200
Является полностью синтетическим трансмиссионным маслом, которое также изготавливается на основе высококачественных базовых масел HC-синтеза. Предназначается для использования в автоматических коробках переключения передач и гидроусилителях рулевого управления легковых и грузовых автомобилей. С предыдущим продуктом жидкость Top Tec ATF 1200 объединяет не только технология изготовления, но также и наличие современного пакета присадок, благодаря чему масло обладает высокими эксплуатационными характеристиками и множеством полезных свойств:
- Высокая устойчивость к сдвиговым нагрузкам;
- Высокая устойчивость к пенообразованию и образованию отложений;
- Высокая устойчивость к старению;
- Увеличенные интервалы замены;
- Отличная совместимость с материалами уплотнительных соединений;
- Повышенная стойкость к низким и высоким температурам окружающей среды;
- Оптимальная степень вязкости и текучести;
- Универсальное применение;
- Повышенная устойчивость к окислению;
- Повышенная устойчивость к коррозии металлов.
Заклинило гидрач)) — бортжурнал ЗИЛ — 130 красафчик 1990 года на DRIVE2
Всех приветствую:)Гидроусилитель косячил изначально когда купили авто, дико завывал но более менее работал. Сил хватало у меня чтобы выкручивать руль))…но после зимы .когда машинка стоит на базе и езжу тока грею его раз в неделю да снежок скидываю. руль совсем колом встал(( Пока не особо разбираюсь в тонкостях этой чудесной машины. решили для начала поменять жидкость. слили то что было и залили жидкость марки Lux-Oil для ГУРа которую посоветовали в магазине и сказали какая нафиг разница грузовая или легковая машина типа подойдёт . Проехав метров 100.жидкость просто закипела. и стала выливаться со всех щелей ((( Здесь допустили ошибку.и ни стали разбираться что проблема в самой жидкости.а сразу решили пустить под замену гидрач с рулевым. гидроусилитель купили по ярмарке за 500рэ. + притащили со Ржева .с военной части рулевой механизм .на халяву можно сказать отдали)) Пришлось целый день провозится с заменой.т.к вес одного рулевого более 30кг. Вкорячили кое как)) скажу честно в тот момент меня мысленно с моим Зилом проклинал муж и все кто нам помогал)))По итогам проделанной работы.резутат нулевой.туже жидкость залили.и последствия теже.((В тот момент наступила совсем печалька…
Но через несколько дней раздумий. случайно решила посоветоваться с другом вконтакте. оказалось он очень хорошо разбирается в грузовиках и ни только)) Тут то и выяснилось.что накосячили мы с жидкостью … оказывается в гур стоило заливать дизельное камазовское масло на лето. зимой посоветовал веретёнку залить. вобщем все оказалось проще чем мы себе устроили))) ктож знал? никогда с ремонтом и обслуживанием грузовых авто сталкиваться ни приходилос
не стоит заливать эту хрень))
ь. в инете бесполезно искать .приходится методом проб и ошибок изучать(( по фотам видно как прекрасно провели выходные:)))
Возможные неисправности и способы их устранения
В процессе эксплуатации трактора МТЗ-82 могут быть выявлены неисправности и дефекты в гидравлической системе машины: рычаги и шланги изношены, плохо настроены регулировки, проблемы недостаточно работающей тяги, не работает навесное сельскохозяйственное орудие.
Рассмотрим основные неисправности, причины и методы их устранения:
- С помощью гидравлики не поднимаются и не опускаются навесные механизмы. Причина состоит в недостаточном уровне жидкости в баке. Поэтому ее при необходимости надо долить. Установите рукоятку на фиксатор, если нарушена регулировка гидравлика поршня силового цилиндра.
- Повышенный нагрев масла появляется в результате неправильной регулировки сектора управления регулятором. Отрегулируйте положение сектора. Если рукоятка управления регулятором не установлена на фиксатор, установите ее в положение «Регулятор выключен».
- Медленный подъем навески с сельхозорудием связан с повышенной утечкой масла в насосе. Необходимо заменить насос.
- При включении ГСВ происходит буксование колес. Отрегулируйте длину тяги рычага, управляющего основным цилиндром, т.к. нарушена регулировка тягового усилия.
- Навесное оборудование поднимается медленно. Не работают насосы правого вращения — насос приводится в исправное состояние или меняется на новый.
- Орудие не удерживается в транспортном состоянии. Происходит утечка рабочей жидкости. Необходимо заменить уплотнительные кольца, распределитель или ГСВ.
- Не обеспечивается оптимальная глубина пахоты. Замените или заточите лемеха плуга.
Для чего необходима замена масла в ГУРе
Для увеличения срока службы рулевого механизма и элементов ГУР, рекомендуется периодическое обновление или полная замена жидкости. Интенсивная эксплуатация, климатические условия, неисправности в системе оказывают свое влияние на свойства масла.
- износ сальников рулевой рейки. Несвоевременное обнаружение проблемы приводит к потере уровня масла. Работа насоса при недостаточном уровне может стать причиной подгорания смазки.
- подсос воздуха в местах крепления магистралей с элементами системы, образование трещин в бачке является причиной вспенивания масла. Возможен клин рулевого колеса при резких поворотах. Причину рекомендуется устранить, жидкость – заменить.
- естественное старение жидкости, под действием физических и химических процессов. Попадание в смазку продуктов износа рулевой рейки (металлическая стружка). Изменение состава из-за больших перепадов температур.
- работы, для выполнения которых необходим слив жидкости гидроусилителя. Ремонт рулевой рейки, насоса ГУР.
- частая эксплуатация транспортного средства. Рекомендуемый максимальный пробег наступает быстрее, чем заканчивается срок годности смазки.
Наиболее распространенные неисправности насоса ГУР и его устройство — видео
Сопутствующими признаками неисправности системы служит гул при вращении рулевого колеса. В зимний период может проявляться при запуске холодного автомобиля, по мере прогревания – исчезать. Затруднения при вращении, провалы и клин руля также могут свидетельствовать о невыполнении жидкостью ГУР своих обязанностей.
При необходимости восстановления уровня смазки или при замене, необходимо учитывать рекомендации и требования, предъявляемые заводом изготовителем к спец. жидкостям. По функциональности и свойствам, для простоты идентификации, все жидкости разделяются на три вида: зеленые, красные, желтые.
Отличие видов жидкости для ГУР цветом
Которые, в свою очередь, могут быть на минеральной или синтетической основе. Смешивание красных и желтых масел на одинаковой основе – допускается. Зеленая жидкость не совместима с остальными.
Важно! Взаимодействие минеральных и синтетических смазок может привести к выпадению осадка, уменьшить пропускную способность фильтрующего элемента в бачке, снизить давление в системе, уменьшить смазывающие свойства жидкости и повлиять на работоспособность системы рулевого управления с ГУР в целом
11.6. Манжеты, применяемые на автомобиле
Наименование | № детали | К-во на авт. |
Двигатель ЗМЗ-5231 | ||
Манжета передали коленчатого вала | 53–1005034 | 1 |
Манжета сальника крыльчатки водяного насоса | 11–8515-АЗ | |
Двигатель д-245.7 ЕЗ | ||
Манжета коленчатого вала двигателя задняя | 240–1002305 | 1 |
Манжета коленчатого вала двигателя передняя | 240–1002055 | 1 |
Манжета водяного насоса | 240–1307038-Б | 1 |
Трансмиссия | ||
Манжета крышки первичного вала коробки передач (ГАЗ-3307) | 309827-П | 1 |
Манжета фланца вторичного вала коробки передач | 51–1701210-А | 1 |
Сальник ведущей шестерни заднего мОСТа | 51–2402052-Б4 | 1 |
Рулевое управление | ||
Манжета вала сошки (ГАЗ-3307) | 53–3401022 | 1 |
Манжета черника (ГЛЗ-3307) | 63А-4207115 | 1 |
Сальник крестовины | 011–4502027 | 8 (ГАЗ-3307) 10 (ГАЗ-3309) |
Манжета винта (20×32) (ГАЗ-3309) | 3302–3401022 | 1 |
Манжета штока силового цилиндра (ГАЗ-3309) | 66–01–3405215 | 1 |
Сальник силового цилиндра (ГАЗ-3309) | 66–01–3405222 | 1 |
Сальник золотника внутренний (ГАЗ-3309) | 66–01–3430040 | 1 |
Сальник золотника наружный (ГАЗ-3309) | 66–01–3430044 | 1 |
Ходовая часть | ||
Манжета передней ступицы с пружиной в сборе | 25 31311511 | 2 |
Манжета задней ступицы с пружиной в сборе | 51–3104038-В2 | 2 |
Тормозное управление | ||
Манжета уплотнительная поршня | 12–3501051 | 2 |
Кольцо уплотнительное поршня колесного цилиндра тормоза | 24–10–3501051 | 3 |
Кольцо уплотнительное картера главного цилиндра тормозов | 53–11–3505120 | 2 |
Манжета уплотнительная цилиндра гидровакуумного усилителя тормозов | 24–3550033 | 4 |
Манжета уплотнительная поршня клапана управления | 53–3551058 | 4 |
Манжета уплотнительная | 52–12–3550051 | 2 |
Кольцо уплотнительное цилиндра гидровакуумного усилителя тормозов | 51П-3550036 | 2 |
Манжета уплотнительная поршня колесного цилиндра | 51–3501051 | 4 |
Манжета уплотнительная поршня колесного цилиндра | 51–3502051 | 4 |
Приложение 7
Состав жидкости
По составу жидкости ГУР можно разделить на минеральные, полусинтетические и синтетические. Химический состав определяет базовый набор функций масла:
- Вязкостные характеристики;
- Смазывающие свойства;
- Защита деталей от коррозии;
- Препятствие пенообразованию;
- Температурные и гидравлические свойства.
Синтетику и минералку нельзя смешивать между собой, поскольку виды присадок в них имеют кардинальные отличия.
Синтетика
Это высокотехнологичные жидкости, при производстве которых используются самые современные разработки и присадки. Нефтяные фракции для синтетики проходят очистку гидрокрекингом. Полиэфиры, многоатомные спирты и наборы присадок наделяют их выдающимися характеристиками: широкий диапазон рабочих температур, устойчивая масляная пленка, долгий срок службы. Главная причина, по которой нельзя заливать гидравлическую жидкость на синтетической основе в ГУР, предназначенный для минеральных – ее агрессивное влияние на резиновые изделия, коих в гидроусилителе много. Там, где применяется синтетика, резина имеет совершенно иной состав и сделана на силиконовой основе.
Полусинтетика
Смесь синтетических и минеральных масел, благодаря чему последние получают значительные улучшения характеристик: снижение пенообразования, текучесть, теплоотвод. К полусинтетическим относятся такие известные жидкости как: Zic ATF Dex 3, Comma PSF MVCHF, Motul Dexron III и другие.
Минералка
Масла на минеральной основе содержат в себе нефтяные фракции (85-98%), остальная часть приходится на присадки, улучшающие рабочие характеристики гидравлической жидкости.
Используются в гидроусилителях, содержащий уплотнители и детали на основе обычной резины, поскольку минеральная составляющая нейтральна, и не вредна для резиновых изделий, в отличие от синтетики. Минеральные жидкости для ГУР самые недорогие, но и срок службы у них небольшой. Хорошей минералкой считается Mobil ATF 320 Premium, масла Dexron до маркировки IID включительно также были минеральными.
rulevoe-upravlenie-zil-130.gif
Применяют в рулевом управлении ЗИЛ -130 рулевой механизм с передачей типа винт, гайка, рейка, селектор с усилителем. Усилитель рулевого управления объединен вместе с рулевой передачей в один узел и имеет гидропривод от насоса, который продвигается клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала двигателя автомобиля.
Рулевая колонка объединена с рулевым механизмом, через короткий карданный вал, потому что оси рулевого вала и рулевого механизма не совпадают. Это сделано для уменьшения конструкции рулевого управления. Основной частью его является картер, который имеет форму цилиндра. Внутри цилиндра находятся поршень, рейка с жестко закрепленной в ней гайкой.
Гайка оснащена резьбой в виде полукруглой канавки, куда заложены шарики. Благодаря шарикам гайка закреплена винтом, он в свою очередь, соединяется с рулевым валом. В верхней части картера к нему прикреплен корпус клапана управление гидроусилителем. Управляющим элементом в клапане служит золотник.
Исполнительным механизмом гидроусилителя является поршень-рейка, установленная в цилиндре картера с помощью поршневых колец. Рейка поршня соединяется нарезкой с зубчатым селектором вала сошки.
Признаки утечки жидкости ГУР
Признаки того, что из гидроусилителя уходит масло, достаточно простые. По их появлению можно сделать вывод о том, что пришло время долива или полной замены жидкости. К ним относится:
- Снижения уровня жидкости в расширительном бачке ГУРа
- Появление значительного люфта в рулевом колесе
- Насос гидроусилителя начал шуметь
- Для поворота руля требуется больше усилий
- Появление стука в рулевой рейке при езде
- Запотевание и подтеки на рулевой рейке, сальниках или под резиновыми уплотнителями
Если хотя бы один из этих признаков появился, необходимо как можно скорее выполнить проверку жидкости и при необходимости долить или заменить ее. Управлять автомобилем, в котором сухой ГУР, нельзя. Это приведет к тому, что привод попросту заклинит или сгорит от нагрузок.
Состав жидкости
По составу жидкость для гидроусилителя руля делится на минеральную, полусинтетическую и синтетическую. Химический состав определяет основной набор функций масла:
- Вязкостные характеристики;
- Смазочные свойства;
- Защита деталей от коррозии;
- Пеногаситель;
- Тепловые и гидравлические свойства.
Синтетику и минеральную воду нельзя смешивать между собой, так как содержащиеся в них виды добавок имеют кардинальные различия.
Синтетика
Это высокотехнологичные жидкости, при производстве которых используются самые современные разработки и присадки. Масляные фракции для синтетики подвергаются гидрокрекингу. Полиэфиры, поливалентные спирты и присадки придают им исключительные характеристики: широкий диапазон рабочих температур, стабильную масляную пленку и длительный срок службы.
Основная причина, по которой гидравлическую жидкость на синтетической основе нельзя заливать в гидроусилитель рулевого управления, предназначенный для рулевого управления с минеральным усилителем, заключается в ее агрессивном воздействии на резиновые изделия, которых много в гидроусилителе рулевого управления. Там, где используются синтетические материалы, каучук имеет совершенно другой состав и сделан из силикона.
Полусинтетика
Смесь синтетических и минеральных масел, благодаря которой последние получают значительные улучшения характеристик: снижение пенообразования, текучесть, отвод тепла.
Полусинтетические жидкости включают жидкости, известные как: Zic ATF Dex 3, Comma PSF MVCHF, Motul Dexron III и другие.
Минералка
Минеральные масла содержат нефтяные фракции (85-98%), остальное — это присадки, улучшающие характеристики гидравлической жидкости.
Они используются в гидроусилителях, содержащих прокладки и детали на основе обычной резины, поскольку минеральный компонент нейтрален и не вреден для резиновых изделий, в отличие от синтетики.
Минеральные жидкости для гидроусилителя руля являются самыми дешевыми, но они также имеют короткий срок хранения. Mobil ATF 320 Premium считается хорошей минеральной водой; Масла Dexron до IID включительно также были минеральными.
Устройство и принцип действия гидравлики МТЗ-82
Машина МТЗ-82 оборудована гидросистемой с управлением раздельно-агрегатного типа, подразделяющейся на навесную гидросистему и систему гидроусилителя руля (ГУР). Сборочные узлы работают от одного гидропривода и выполняют разные функции.
Гидронавесная система отвечает за работу вспомогательных МТЗ-82, присоединенных к механизму. Система рулевого управления трактора обеспечивает снижение усилий на рулевом колесе, прикладываемых машинистом при поворотах.
В устройство гидравлики входят:
- шестеренчатый насос;
- распределитель;
- основной Ц-100 и 2 выносных Ц-75 цилиндра;
- силовой позиционный регулятор;
- гидроувеличитель сцепного веса (ГСВ);
- гидроаккумулятор;
- запорные устройства;
- разрывные муфты;
- корпус гидроагрегатов с фильтром;
- присоединительная арматура.
Происходит сборка всех узлов гидравлики и их соединение на Минском тракторном заводе, для подключения клапанно-золотниковой раздельно-агрегатной гидросистемы используют схему.
Насос присоединен всасывающим патрубком к баку, нагнетательными маслопроводами — к распределителю и силовым регуляторам. Распределитель направляет масло по сливной трубке в бак или по промежуточной в ГСВ, от ГСВ — в силовой регулятор, по рукаву высокого давления — в силовой цилиндр или через боковые выводы к приводу машины. Левый боковой и задний выводы дублированы.
На регуляторе и гидроаккумуляторе имеются металлические трубопроводы, прикрепленные с помощью кронштейнов и резиновых прокладок к крышке коробки переключения передач. Трубопроводы задних выводов присоединяются к кронштейнам кабины. Управление силовым регулятором осуществляется рукояткой, расположенной справа от рабочего места оператора.
Он включается на малых оборотах двигателя трактора и приводится от промежуточной шестерни привода заднего вала отбора мощности.
Основные задачи гидрораспределителя МТЗ-82:
- направление поступающей рабочей жидкости в полость цилиндра;
- автоматический механизм переключения потока масла в бак на безнапорный режим;
- ограничение давления в системе;
- удержание дополнительного оборудования.
Для защиты гидросистемы от перегрузок предусмотрен предохранительный клапан, который срабатывает при масле давления до 135 кгс/см².
В корпусе распределителя сделаны 3 сквозных отверстия для золотников и 1 для перепускного клапана. В каждом золотнике отрегулирована автоматика возврата механизма в нейтральное состояние после рабочей операции.
Работа гидрораспределителя предусмотрена в 4 положениях:
- Нейтральное. Разгрузка системы осуществляется за счет перепускного клапана.
- Подъем. После открытия предохранительного клапана отжимается пружина золотника, масло поступает в нижнюю часть цилиндров. Механизм выдвигается в верхнее положение.
- Позиция «Принудительное опускание». При опускании клапана масло не поступает в цилиндр.
- Плавающее. Орудие опускается под действием собственного веса.
При комплектации привода силовым регулятором применяют только распределители Р75-33Р.
Резервуаром для масла служит корпус гидроагрегатов, который также применяют для монтажа всех узлов гидравлики.
Жидкость поступает от гидрораспределителя в бак. Сливной масляный фильтр пропускает ее, клапан фильтра срабатывает и очищает от механических примесей.
Запорное устройство предотвращает вытекание масла из маслопроводов и рукавов высокого давления. На тракторе предусмотрено 4 запорных механизма для присоединения шлангов правого и левого выносных цилиндров.
ГСВ отвечает за точную регулировку веса, прикладываемого к задним колесам, комплектуется гидроаккумуляторами, накапливающими и поддерживающими давление рабочей жидкости.
В каких случаях требуется замена
Жидкость в ГУР выполняет несколько функций:
- она является рабочим телом системы,
- обеспечивает её безопасную эксплуатацию,
- защищает элементы устройства от перегрева,
- коррозии и иных повреждений,
- снижает износ деталей рулевой системы.
Специально разработанное вещество рассчитано на функционирование в широком температурном диапазоне — от –40 до +120°С.
Можно выделить две ключевых ситуации, когда требуется её замена:
- В ходе ремонта гидроусилителя или после снятия и установки рулевой рейки жидкость в ГУРе загрязняется механическими частицами, которые способны повредить систему, стать причиной быстрой потери эксплуатационных свойств жидкости. В этом случае необходимо произвести полную замену жидкости в ГУРе, даже если масло является относительно свежим.
- После пробега в 20 000 км рекомендуется регулярно проверять состояние технической жидкости в расширительном бачке гидроусилителя руля. При помощи щупа немного вещества помещается на чистую светлую поверхность — салфетку или бумагу. Если жидкость прозрачная и сохраняет свой первоначальный цвет (красный, зелёный или жёлтый), то замена не нужна. Поводом для смены жидкости являются механическое загрязнение, помутнение, запах горелого.
Если пробег автомобиля не превышает 20 000 км в год, замена жидкости ГУРа необходима приблизительно раз в два-три года. Если своевременно этим не заниматься, загрязнённое синтетическое вещество теряет свои эксплуатационные свойства, что ведёт к перегреву и повреждениям элементов системы, выходу из строя гидроусилителя руля, насоса, рулевой рейки.
11.1. Заправочные объемы
Наименование | ГАЗ-3309 | ГАЗ-3307 |
Топливный бак, л | 105 | 105 |
Система смазки двигателя, л | 12 | 10 |
Система охлаждения двигателя, л: | ||
— с пусковым подогревателем | — | 25,5 |
— без пускового подогревателя | 16 | 21,5 |
Картер коробки передач, л | 6 | 6 |
Картер заднего мОСТа, л | 8,2 | 8,2 |
Картер рулевого механизма, л | 0,45–0,5 | 0,6 |
Амортизатор (каждый), л | 0,4 | 0,4 |
Гидроусилитель рулевого привода, л | 1,8 | |
Система гидравлического привода тормозов, л | 1,2 | 1,2 |
Система гидравлического привода сцепления, л | 0,2 | 0,2 |
Бачок омывателя ветрового стекла, л | 2 | 2 |
Ступицы передних колес (каждая), г | 250 | 250 |
Бензиновый бачок пускового подогревателя (устанавливается на части автомобилей), л | — | 2 |
Приложение 2
Проверка качества масла
Перед началом проверки масла в коробке передач, нужно найти место под автомобильным капотом, где находится проверяющий щуп (постарайтесь не спутать его с щупом для проверки смазки а машине).
Более редко можно увидеть надпись COLD. В некоторых системах смазке нужно дать определенное количество времени, чтобы как следует прогреться.
Если количество смазки в гур является максимальным, жидкость тоже может начать пениться в результате взаимодействия с кислородом и контакта с внутренними частями мотора. Итоговые последствия реакции спровоцируют поломку мотора.
Также я бы отметил, что вспененная смесь начнет увеличиваться в своем объеме, а рабочие излишки быстро удалятся через внутренние сапун коробки.
Гидроусилитель автомобиля ЗИЛ-130
Гидроусилитель автомобиля ЗИЛ-130
отличается от гидроусилителя автомобилей КамАЗ отсутствием углового редуктора, перепускного 5 и предохранительного 18 клапанов, а также конструкцией корпусов 16 и 19, винта 15, поршня-рейки 8, следящего механизма, крепления.
Корпус 4 (рис. 149) рулевого механизма автомобиля ЗИЛ-130 закреплен на левой продольной балке рамы, а задний (на рисунке правый) хвостовик винта 7 через карданный вал соединен с валом рулевого колеса. Сквозная расточка в поршне-рейке 5 закрыта заглушкой 3, в канавку плунжерной части винта установлено уплотнительное кольцо 6, а надвинтовая полость Б через осевой и радиальный каналы винта 7 постоянно соединена с полостью Г слива. Это устраняет давление масла на торец винта 7 и позволяет обеспечить одинаковое «чувство дороги» следящим механизмом, состоящим только из парных реактивных плунжеров 25 с центрирующими пружинами 24.
Однако при таком уравновешивании винта 7 уменьшаются активная площадь полости В и коэффициент усиления при повороте направо. Поэтому конструкция гидроусилителя автомобилей КамАЗ, обеспечивающая одинаковую переднюю и заднюю активную площади поршня-рейки и уравновешивание неуплотненного винта тремя одинарными плунжерами, более совершенна. Ее преимуществом является также использование двух одинарных плунжеров для встраивания в них обратного 17 (см. рис. 146) и предохранительного 18 клапанов. Это упрощает конструкцию корпуса 19, а наличие предохранительного клапана 18 непосредственно в распределителе защищает напорную гидролинию 26 и насос 4 от перегрузок. В гидроусилителе автомобилей ЗИЛ такой защиты нет.
При установке обратного клапана 17 или 15 (см. рис. 149) между гидролиниями напорной и слива рулевые управления могут работать без гидроусилителя при отказе насоса или буксировании автомобиля.
Шариковый обратный клапан не имеет пружины, свободно установлен в седло со стороны напорной гидролинии и прижимается к нему под действием давления масла. При отсутствии давления в напорной гидролинии 26 (см. рис. 146) обратный клапан 17 открывается, соединяя ее с гидролинией слива 32 через полость углового редуктора 24.
При повороте направо винт 15, сместившись вперед на 1,2 мм, перемещает поршень-рейку 8 назад, вытесняет масло из полости 7 через первую щель распределителя в полость углового редуктора 24, а из нее через обратный клапан 17 и третью щель распределителя полностью всасывает его в переднюю 25 и надвинтовую полости.
При повороте налево винт 15, сместившись назад, перемещает поршень-рейку 8 вперед, вытесняет масло из передней 25 и надвинтовой полостей через четвертую щель распределителя в полость углового редуктора 24, а из нее через обратный клапан 17 и вторую щель распределителя полностью всасывает в заднюю полость 7. Такое перекачивание масла из полости в полость увеличивает окружное усилие на рулевом колесе, контактное давление в паре винт 15 — шариковая гайка 14 и их изнашивание.
Циркуляция масла в неработающем гидроусилителе автомобиля ЗИЛ-130
отличается от рассмотренной наличием изолированной полости Б (см. рис. 149) и другим расположением полостей А и В. Через фильтр бачка масло тоже не циркулирует, так как уменьшение объема полости А равно сумме увеличения объемов полостей В и Б.
Рис. 149. Рулевой механизм автомобиля ЗИЛ-130: 1 — нижняя крышка; 2, 6 и 14 — уплотнитель-ные кольца; 3 — заглушка; 4 — корпус (картер); 5 — поршень-рейка; 7 — винт; 8 — шариковая гайка; 9 — желоб; 10— шарик; 11 —поршневое кольцо; 12 — промежуточная крышка; 13 — упорный шарикоподшипник; 15 — обратный шариковый клапан; 16 — золотник; 17 — корпус распределителя; 18—пружинная шайба; 19 — регулировочная гайка; 20—верхняя крышка; 21 — сальник; 22 — упорное кольцо сальника; 23 — манжета; 24 — пружина; 25 — реактивный плунжер; 26 —установочный винт; А, Б, В и Г— полости. |
Цветовая классификация
Руководствоваться только цветовой градацией при выборе масла неправильно, хотя такая практика широко распространена среди автовладельцев. Также часто указывается какого цвета жидкости можно смешивать, а какие не стоит.
Красное трансмиссионное масло ATF, как правило синтетическое, эталонной считается марка Dexron от General Motors, но есть продукты других производителей, такие как Revenol, Motul, Shell, Zic и т.д. Желтое, производимое концерном Daimler и по его лицензии масло, используется в гидроусилителях Mercedes-Benz. Бывает синтетическим и минеральным.
Зеленое масло. В большинстве своем многофункциональные и универсальные жидкости, по составу могут быть как синтетическими так и минеральными. Используются в гидроусилителях, подвеске и других системах, предусматривающих работу на жидкостях. Смешивать с другими цветами нельзя, за исключением случаев, когда производителем заявлена полная совместимость, например Comma PSF MVCHF совместима с некоторыми видами Dexron.
Можно ли заливать в ГУР моторное масло
Чтобы понять, можно ли заливать другие масла в гидроусилитель руля, например в двигатель или трансмиссию, необходимо знать, какие функции он выполняет.
Жидкость в гидроусилителе руля должна справляться со следующими задачами:
- Смазка всех групп гидроусилителя;
- Защита от коррозии и износа деталей;
- Передача давления;
- Пеногаситель;
- Система охлаждения.
Вышеуказанные характеристики достигаются за счет добавления различных присадок, наличие и сочетание которых придает маслу гидроусилителя руля необходимые качества.
Что касается трансмиссионного масла, тут все не так просто, японцы часто используют одну и ту же ATF для автоматических трансмиссий и гидроусилителя руля. Европейцы настаивают на использовании специальных масел PSF (жидкость для гидроусилителя руля.
Когда необходимо менять масло в ГУР
Большинство автопроизводителей утверждают, что масло для усилителя рулевого управления не нуждается в замене и способно выполнять свои функции на протяжении всего срока службы автомобиля. На самом деле, это не так: лубрикант для ГУРа не более чем расходник, он так же, как и любой другой нефтепродукт подвержен потере эксплуатационных качеств.
Интервал замены смазки составляет 1-2 года. Это позволит продлить срок службы гидравлическому насосу, а также сохранит легкий ход рулевого колеса. Регламент замены зависит от эксплуатационных условий: чем больше нагрузка, тем чаще рекомендуется менять смазку в механизме.
Также не стоит забывать о проверке уровня гидромасла в бачке ГУР. Данную процедуру рекомендуется производить раз в 3 месяца. Если количество жидкости уменьшилось, значит, произошла разгерметизация механизма, в таком случае требуется произвести опрессовку системы, выявить и устранить место течи, после чего добавить смазку до нужной отметки.
Универсальный лубрикант для ГУР, очень удобен если вам не известна информация о том, какое гидромасло залито в вашем механизме
11.3. Моменты затяжки ответственных резьбовых соединений
Наименование соединений | Момент затяжки, даН×м (кгс×м) | |
ГАЗ-3309 | ГАЗ-3307 | |
Болты крепления: | ||
головки цилиндров | 21—23 | — |
крышек коренных подшипников | 20—22 | — |
маховика | 24—26 | — |
противовесов коленчатого вала | 12—14 | — |
шкива коленчатого вала | 24—28 | — |
форсунок | 2—2,5 | — |
фланцев карданной передачи | 12—16 | 5,0—6,2 |
крышек кронштейнов рессор: | ||
передних | 5—7 | |
задних | 8—11 | |
редуктора и муфты подшипников ведущей шестерни главной передачи | 9—11 | |
стартера | 5—6,2 | 8—10 |
Гайки крепления: | ||
головок блока | — | 7,7–8,2 |
крышек коромысел | — | 1,0—1,5 |
впускной трубы | — | 2,0—2,5 |
болтов шатунных подшипников | 18—20 | 6,8—7,6 |
крышек коренных подшипников | — | 10—11 |
маховика | — | 7,6—8,3 |
картера сцепления к блоку | 4,4—6,2 | 4,4—5,6 |
коробки передач к сцеплению | 7—10 | |
фланца вторичного вала коробки передач | 28—36 | |
шпилек полуосей | 12—14 | |
рулевого колеса | 6,5—8,0 | |
стремянок рессор: | ||
— передних | 18—20 | |
— задних | 22—25 | |
колес | 45—50 | |
рулевого механизма и его кронштейна | 4,4—6,2 | |
фланца ведущей шестерни главной передачи | 28—4 0 | |
сошки | 10—14 |
Примечание: моменты затяжки даны для контроля при ремонте и техническом обслуживании.
Приложение 4
11.4. Лампы, применяемые на автомобиле
Место установки | Тип | |
ГАЗ-3309 | ГАЗ-3307 | |
Фара | АКГ24–75+70–1 | АКГ12–60+55–1 |
Передний фонарь: | ||
— указатель поворота; | А24–21–3 | А12–21–3 |
— габаритный свет | А24–5–1 | А12–5 |
Фонарь заднего хода | А24–21–3 | А12–21–3 |
Задний противотуманный фонарь | А24–21–3 | А12–21–3 |
Боковой повторитель указателей поворота | А24–21–3 | А12–21–3 |
Плафон кабины | А24–21–3 | А12–21–3 |
Задний фонарь: | ||
— указатель поворота и сигнала торможения; | А24–21–3 | А12–21–3 |
— габаритный свет, освещение номерного знака | А24–5–1 | А12–5 |
Подкапотная лампа | А24–5–1 | А12–10 |
Блок контрольных ламп | А24–1,2 | А12–1,2 |
Приборы | А 24–1 | АМН12–3–1 |
Блок сигнализаторов | А24–1 | А12–1 |
Кнопочные выключатели | А24–0,8 | А12–1,2 |
Контрольная лампа выключателя аварийной сигнализации | АМН-24–3 | А12–1,1 |
Приложение 5