Требования к тахографам.
Требования к тахографам, которые устанавливаются на транспортные средства, разрабатываются для обеспечения тахографами непрерывной, некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о времени управления транспортными средствами и отдыха водителей транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств, управления которыми входит в их трудовые обязанности.
В приказе Минтранса №440 вводятся следующие изменения, касающиеся карт тахографа:
- В карте водителя теперь в обязательном порядке указывается адрес места жительства (места пребывания) водителя.
- Карта контролера “обеспечивает аутентификацию и идентификацию контрольных органов с использованием шифровальных (криптографических) средств”, обязательно должен быть указан адрес места нахождения контрольного органа.
- Карта мастерской “обеспечивает аутентификацию и идентификацию мастерской с использованием шифровальных (криптографических) средств”, обязательно должен быть указан адрес места нахождения мастерской.
- Карта предприятия “обеспечивает аутентификацию и идентификацию владельцев транспортных средств с использованием шифровальных (криптографических) средств”, установку блокировки (ограничения) доступа к данным тахографа и данным карт водителей”, обязательно должен быть указан адрес места жительства (места пребывания) владельца транспортного средства.
Согласно новым изменениям срок действия квалифицированных ключей электронной подписи и квалифицированных сертификатов блока СКЗИ тахографа теперь составляет не менее 3 лет (ранее срок действия ключей должен был не превышать 3 лет).
Изменения коснулись и срока действия карт. В новом варианте приказа срок действия квалифицированного сертификата карты начинается с дата начала действия квалифицированного сертификата карты до 24 часов 00 минут 00 секунд даты окончания действия квалифицированного сертификата карты.
В карте также произошла замена следующих терминов:
- организация, выдавшая карту, теперь на картах указывается как организация-изготовить карты
- термин “код выдавшей карту организации” заменяется на идентификатор организации-изготовителя.
- периодическая инспекция заменена на термин “настройка”.
Что касается самих тахографов, то теперь в распечатке обязательно должен быть указан QR-код, содержащий следующие данные: текущее время и дату, координаты местоположения транспортного средства, заводской номер блока СКЗИ тахографа, серийный номер тахографа. Однако требования, касающиеся наличия в распечатке QR-кода и серийного номера тахографа, применимы для тахографов, которые будут изготовлены после января 2022 года.
Что должно быть в ПДД и почему это еще не приняли?
Министерство транспорта в феврале уже представило проект Правил дорожного движения, содержащих нормы управления транспортным средством. Предполагается, что они (эти нормы) будут касаться всех водителей грузовых автомобилей массой от 3,5 тонн и автобусов вне зависимости даже от того, осуществляют они перевозки для личных или коммерческих нужд.
Так, беспрерывно управлять автомобилем можно будет максимум в течение 4,5 часов. После необходимо будет обязательно устроить 45-минутный отдых, который, правда, разрешат разделить на две части — на 15 и 30 минут.
В течение одних суток непосредственно находиться за рулем можно будет не дольше 9 часов (два раза за неделю это время будет позволено увеличить до 10 часов). Ежедневный отдых при этом должен быть не меньше 11 часов (три раза за неделю можно сократить до 9 часов).
Допустимое время вождения в течение недели — 56 часов (еженедельный отдых — 45 часов).
Предельное время управления автомобилем в течение двух недель — 90 часов.
Сейчас Постановление, содержащие все эти нормы, по словам председателя ассоциации «Рустахоконтроль» Геннадия Мирошина, уже находится на рассмотрении Правительства. Подписать документ Дмитрий Медведев должен до 1-го ноября с тем, чтобы аккурат с 1-го ноября он вступил в силу.
Почему Постановление до сих пор не принято (хотя, по-хорошему, произойти это должно было, как говорится, «еще вчера»)? Может, потому, что у Министерства экономического развития были замечания к документу.
В ведомстве, в частности, отмечали, что Правила дорожного движения, в принципе, не могут регулировать длительность управления автомобилем. Плюс, подчеркивали, что нынешний уровень развития придорожного сервиса в России таков, что даже добросовестный водитель, намеренный строго придерживаться режима труда и отдыха, из-за отсутствия стоянок и пр. не всегда может это делать.
Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?
Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?
Начиная с 1 ноября 2021 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.
Кроме того, в описанной выше ситуации водителю грозит и наказание за другое нарушение — осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (статья 14.1 КоАП):
Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.
Новые сроки на установку тахографов
Приложение о Порядке оснащения транспортных средств тахографами подверглось минимальным изменениям
Но есть важный нюанс, на который стоит обратить внимание – из текста нового документа был убран пункт 3
В тексте этого пункта говорилось о сроках, в которые человек должен установить тахограф на свое транспортное средство, в зависимости от его группы. Большая часть сроков, оговариваемых в этом документе, уже успела пройти, поэтому информация в старом Порядке уже была неактуальна.
Но было несколько дат, которые позволяли отсрочить установку тахографа на середину 2021 года или даже на начало 2022, как в случае автобусов, которые используется многодетными семьями. И люди рассчитывали на то, что у них есть еще много времени на оборудование своего транспорта этими приборами.
Так как никаких отсрочек в новом документе больше нет, то все транспортные средства, которые подходят под требования закона об установке тахографа, кроме исключений, должны быть оборудованы этим прибором с 1 января 2021 года. На данный момент нет ни одного нормативного акта, который устанавливал бы новые, или подтверждал прошлые даты отсрочки, поэтому установка тахографа обязательно, в противном случае собственник транспорта может быть привлечен к ответственности.
Новые нумерации законов в области тахографии.
до конца 2021г. | с января 2021г. |
ПМ РФ от 13.02.2013 №36 “ Об утверждении требований…” | ПМ РФ от 28.10.2020 №440 “ Об утверждении требований…” |
ПМ РФ от 21.08.2013 №273 “ Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами…” | ПМ РФ от 26.10.2020 №438 “ Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами…” |
ПМ РФ от 20.08.2004 №15 “Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени….” | ПМ РФ от 16.10.2020 №424 “Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени….” |
ПМ РФ от 30.03.2019 №382 “О категории оснащаемых тахографами транспортных средств…” | ПМ РФ от 03.12.2019 №1998 “О категории оснащаемых тахографами транспортных средств…” |
Таким образом, новая версия приказа №36 структурирует и делает более прозрачным требования к тахографам, правила использования и обслуживания тахографов; усиливается контроль за тахографами со стороны ФБУ “Росавтотранс”. Большая часть законов действует до 2027 года. Поэтому в данной реальности нам жить еще 5 лет.
2019 год – законодательная база
Приведем актуальный список нормативно-правовых актов, на который можно ориентироваться при использовании тахографов:
- ФЗ-196 от 10.12.1995г.;
- Постановление Правительства РФ №1213 от 23.11.2012г.;
- приказ Минтранса 36 от 13.02.2013 с изменениями на 2019 год;
- приказ Минтранса РФ №273 от 21.08.2013г. (о порядке оснащения ТС самописцами);
- КоАП РФ, где в ст. 11.23 указаны штрафы за нарушение правил, указанных в перечисленных выше документах.
В 2019 году важные изменения в законодательство о тахографах вносились с 1 января 2019 года. Приказ Минтранса 36 с этой даты не меняется, однако приказ №273 установил, что запрещено использовать аналоговые устройства в качестве тахографа, их необходимо заменить на цифровые с модулем СКЗИ. Блок средства криптографической защиты собираемой информации теперь должен обязательно присутствовать на устройстве, так как он хранит информацию в зашифрованном виде и препятствует возможной фальсификации данных.
Кто обязан использовать тахограф?
В соответствии с Приложением №2 к Приказу Минтранса №36, устанавливать устройство нужно на следующие ТС:
- используемые для перевозки пассажиров, при наличии, помимо места водителя, более 8 сидячих мест, с максимальной массой не более 5 тонн (это категория М2);
- используемые для перевозки пассажиров, при наличии, помимо места водителя, более 8 сидячих мест, с максимальной массой более 5 тонн (это категория М3);
- предназначенные для осуществления перевозки грузов, с максимальной массой более 3,5 тонн, но менее 12 тонн (это категория N2);
- предназначенные для осуществления перевозки грузов, при максимальной массе более упомянутых ранее 12 тонн (это уже категория N3).
Существуют и исключения, установленные в том же Приложении (учебные ТС, автомобили органов, осуществляющих ОРД и т.д.).
На какие автомобили не надо устанавливать тахографы?
Обратите внимание, есть перечень исключений, т.е. автобусов и грузовиков, на которые не нужно ставить тахографы:
- Троллейбусы;
- Автомобили, осуществляющие международные перевозки и оборудованные тахографами «Европейского образца»;
- Военные транспортные средства;
- Автомобили органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (полиции, ФСБ, ФСИН и т.д);
- Автомобили, зарегистрированные в гостехнадзоре (трактора и самоходные машины);
- Автомобили старше 30 лет, не предназначенные для коммерческих перевозок (в отношении которых не уплачивается утилизационный сбор);
- Учебные автомобили, не используемые для коммерческих перевозок;
- Автомобили, проходящие дорожные испытания.
Обратите внимание, ранее в этом списке также присутствовали автобусы, осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки. Однако с 20 ноября 2021 года эти транспортные средства не входят в список исключений
Кроме перечисленных выше транспортных средств, есть и еще один список исключений (по типу выполняемых работ):
- Автобетононасосы;
- Автобенотосмесители;
- Автогудронаторы;
- Автокраны;
- Автомобили скорой помощи;
- Эвакуаторы;
- Пожарные автомобили;
- Транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог;
- Автомобили для обслуживания нефтяных и газовых скважин;
- Автомобили инкассации (для перевозки денег и ценных грузов);
- Транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами;
- Медицинские комплексы на шасси транспортных средств;
- Автолавки;
- Автобусы для ритуальных услуг;
- Автомобили-дома;
- Бронированные транспортные средства;
- Специализированные транспортные средства (специально оборудованные молоковозы, скотовозы, машины для перевозки птицы, яиц, живой рыбы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений);
- Грузовики категории С, используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов);
- Специальные транспортные средства;
- Передвижные лаборатории и мастерские;
- Передвижные телевизионные студии.
В данный перечень попадают многие специализированные транспортные средства. На них можно не устанавливать тахографы и это не повлечет штраф.
Следующими поправками стали внесение изменений в ПДД и КоАП.
Внесены изменения в ПДД касающиеся режимов труда и отдыха. Была ликвидирована юридическая неточность в отношении физических лиц, которые не зарегистрированы как ИП и не работают по трудовому договору. Общее время работы:
- не более 9 часов в день
- не более 56 часов в неделю
- не более 90 часов в течении двух недель
Спустя 4,5 часа работы водитель должен осуществить отдых продолжительностью не менее 45 минут. Не более двух раз за одну неделю водитель может увеличить рабочий день на один час. Если на трассе , по ходу движения транспортного средства отсутствуют места для отдыха, водитель может увеличить рабочее время на два часа.
Введена ответственность ИП и юридических лиц
18 июля 2021 года Государственная дума приняла правки в КоАП (статья 11.23). Одним из пунктов изменений стало введение штрафных санкций за допуск транспортного средства на линию без устройства контроля режима труда и отдыха (тахографа), а также за нарушения данного режима водителем. Ранее штрафные санкции касались только должностных лиц и самих водителей.
Сумма штрафов для ИП 15000-20000 р. , для юридических лиц – 25000-50000 р. Водители и должностные лица, ответственные за выпуск не освобождены от ответственности, наоборот, сумма максимального штрафа увеличена до 5000 р. (водителям) и 7000 р. (механикам).
Тахограф обязателен при прохождении техосмотра.
Наличие поверенного тахографа стало одним из обязательных пунктов при проведении техосмотра. Это зафиксировано в постановлении правительства № 1276 «О внесении изменений в Правила проведения технического осмотра транспортных средств»
Обратная связь от Клиентов: наличие тахографа действительно проверяют, также обращают внимание на актуальность калибровки, поверки и наличие инструкции