Теоретический экзамен в ГИБДД
Претенденты на получение прав категории М должны сдать теоретический и практический экзамен. Они проводятся только при наличии медицинской справки, подтверждающей присутствие допуска к управлению средством повышенной опасности. Во время теоретического экзамена в ГИБДД проверяется:
- знание ПДД;
- освоение положений, касающихся допуска транспортного средства к эксплуатации;
- понимание возможной ответственности за несоблюдение норм ПДД;
- знания по оказанию первой медицинской помощи.
Теоретический экзамен проводится в форме тестирования. На ответы предоставляется 20 минут. В одном билете содержится 20 вопросов. Экзаменуемому предоставляется несколько вариантов ответов. Он должен выбрать верный. Когда установленный промежуток времени завершится, экзамен прекращается. Когда сдача завершена, на экране компьютера высветится результат. Если правильные ответы даны минимум на 18 вопросов, считается, что человек сдал экзамен.
Права на управление дорожным транспортом
В Российской Федерации для допуска к вождению ТС определённых категорий необходимо получение специального права, однако эти категории отличаются от технических категорий ТС.
Таблица соответствия категорий транспорта в правах техническим категориям
Категория ТС | Техническая категория ТС |
M | L1 (но не велосипеды), L6 |
A | L3 |
A1 | L3 на <= 125 см3 и макс. мощностью <= 11 киловатт (но не L1) |
B | M1/N1, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3,5 тонн; M1/N1+O1; M1/N1 |
BE | M1, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3,5 тонн, с прицепом тяжелей его (выше 3.5 тонн вместе) |
B1 | L2, L4, L5, L7 |
С | M1/N2/N3, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонны (но не M2/M3) |
С1 | M1/N2, разрешенная максимальная масса которых 3,5-7,5 тонн (но не M2/M3), можно с O1 |
С1E | M1/N2, разрешенная максимальная масса которых 3,5-7,5 тонн (но не M2/M3), с прицепом >750кг (до 12 тонн вместе) |
СE | M1/N2/N3, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонны (но не M2/M3) сцеплённые с прицепом >750кг |
D | M2/M3, можно с O1 |
D1 | M2/M3 не более чем с 16ю пассажирскими сидячими местами, можно с O1 |
D1E | M2/M3 не более чем с 16ю пассажирскими сидячими местами и с O1, не предназначенным для пассажиров (до 12 тонн вместе) |
DE | M2/M3 с с прицепом >750 кг; сочленённые автобусы, дуобусы. |
Tm | M2/M3, являющиеся трамваями |
Tb | M2/M3, являющиеся троллейбусами |
Разница между категорией М и А
Помимо категории М, можно получить права А и А1. Разница между категорией М и А; А1 вытекает из положений статей 25-26 ФЗ №196. Основное отличие состоит в объеме двигателя. Лицо должно будет получить водительское удостоверение категории:
- М. Если будет осуществляться управление лёгкими квадрициклами и мопедами, объем двигателей которых не превышает 50 кубов. Получить права могут лица, достигшие 16-летнего возраста.
- А1. Предоставляет доступ к управлению легкими мотоциклами с объемом двигателя до 125 кубов. К управлению допускаются лица в возрасте 16 лет.
- А. Распространяется на классические мотоциклы. Их можно доукомплектовать боковой коляской. Транспортные средства доступны к управлению после достижения 18 лет.
Категория М — Пассажирские транспортные средства
Автомобили легковые
Категория M1 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения.
Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства
Категория M2 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн.
Категория M3 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн.
Что можно, а что нельзя?
Для владельцев транспортных средств, категории М, предусмотрены некоторые запреты, а также обязательные условия для движения по дорогам общего пользования.
Что обязан делать водитель мопеда
- Водить мопед разрешается только в специальном защитном шлеме. Мотошлем в обязательном порядке должен быть застегнут. Штраф за вождение без шлема составляет 1000 рублей. Кстати, такой же штраф могут выписать за надетый, но не застегнутый шлем.
- Кстати, при ДТП автомобиля со скутером, при отсутствии шлема у водителя скутера, водитель автомобиля не понесет наказания. Причиной такого решения послужит отсутствие шлема – скутерист сам виноват в своих травмах.
- Перевозимый груз не должен существенно выступать за габариты транспортного средства или мешать управлению.
- В темное время суток разрешается движение только с исправным светом. Обязательно должны присутствовать светоотражающие элементы на скутере.
- При дневном передвижении, транспортное средство должно двигаться только с включенным ближним светом или ходовыми огнями. Включать их следует сразу перед началом движения.
Запрещено делать
- Запрещено маневрировать по дороге, совершать маневры в пробках.
- Бросать руки во время движения. Согласно правилам, водитель обязан держаться за руль хотя бы одной рукой во время движения.
- Запрещена буксировка скутера. Буксирование скутером другого транспортного средства также запрещено. Разрешается только наличие бокового прицепа, как коляска к мотоциклу.
- Запрещено перевозить крупногабаритные и тяжелые грузы. В таком случае даже повязанная красная лента на конце груза не спасает.
Стоит помнить, что помимо данных обязанностей, водителю скутера или мопеда следует соблюдать и правила дорожного движения для автомобилей, соблюдать очередность проезда перекрестков и другие моменты.
VIN-коды
По сути это уникальный номер ТС. В таком коде зашифрована вся информация о происхождении, производителе и технических характеристиках той или иной модели. Номера можно найти на многих неразъемных узлах и агрегатах машин. В основном они находятся на кузове, элементах шасси или специальных шильдиках.
Те, кто разработал и внедрил эти номера, ввели наиболее простой и надежный метод, который существенно облегчает процесс классификации автомобилей. Такой номер позволяет хоть немного защитить автомобили от угона.
Сам код – это не беспорядок букв и цифр. Каждый знак несет в себе определенную информацию. Набор шифров не очень большой, каждый код имеет 17 символов. В основном это буквы латинского алфавита и цифры. В этом шифре предусмотрена позиция для специального контрольного числа, которое вычисляется исходя из самого кода.
Процесс вычисления контрольного номера – это достаточно мощное средство защиты от перебитых номеров. Цифры уничтожить не составляет особого труда. А вот сделать такой номер, чтобы он подпадал под контрольное число, – это уже отдельная и достаточно сложная задача.
В заключение хотелось бы добавить, что все уважающие себя автопроизводители используют общие правила для вычисления контрольной цифры. Однако производители из России, Японии и Кореи не придерживаются таких методов защиты. Кстати, по этому коду легко находить оригинальные запчасти к той или иной модели.
Итак, мы выяснили, какие бывают виды транспортных средств, и рассмотрели их подробную классификацию.
По принадлежности
Автомобили, встречающие на улицах, не всегда находятся в частной собственности. По типу права собственности их также разделяют на несколько видов:
- Личный транспорт. Машины, находящиеся в собственности физического лица;
- Служебный транспорт. Автомобили, числящиеся на балансе организации и использующиеся в служебных целях;
- Коммерческий транспорт. Машины, числящиеся на балансе организации и использующиеся для бизнеса;
- Военный транспорт;
- Специально-исследовательский транспорт.
Закон запрещает использовать личный транспорт для ведения предпринимательской деятельности, а военный, служебный и коммерческий – в личных целях.
Как получить категорию Ве в 2021 году?
Получение прав категории Be выполняется в соответствии с нормами статьи 26 ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года. Претендент должен соответствовать установленным требованиям. Если они выполняются, предстоит:
- Провести мониторинг автошкол, предоставляющих услугу. Цены и пакеты услуг могут существенно различаться.
- Пройти медицинское обследование и получить заключение.
- Выбрать подходящую организацию, подать документы и пройти обучение на категорию Be. Его продолжительность обычно составляет порядка 1,5 месяца. Итогом становится проведение аттестации. На его основании предоставляется соответствующее удостоверение.
- Обратиться в ГИБДД, подав документы. Здесь лицо запишут на проведение итогового тестирования.
- Сдать экзамены на открытие категорию Ве. Они будут состоять из теоретической и практической части. Если этап пройден успешно, гражданин сможет получить соответствующее удостоверение.
Правовое обоснование классификации транспортных средств по категориям
Согласно установленным законом нормам, распределению на виды и подвиды подлежит весь транспорт, участвующий в дорожном движении РФ.
Понятия технического регламента и категории ТС
Технический регламент – это нормативно-правовой документ, содержащий ряд требований, которым должны соответствовать автомобили. Таким образом, тех. регламент устанавливает стандарт качества для всего колесного транспорта, что в свою очередь повышает безопасность всех участников дорожного движения. Проверка на соответствие данным требованиям обязательно проводится во время техосмотра авто.
Категории транспортных средств
Согласно тех. регламенту, автомобили делятся на отдельные категории, которые до его принятия не использовались. Под понятием «категории ТС» подразумеваются виды автотранспорта, которые объединены в группы, согласно своим техническим характеристикам, весу и вместимости.
Законы, регулирующие классификацию ТС
Настоящий технический регламент, который регулирует безопасность ТС, был принят решением Комиссии Таможенного союза №877 в 2011 году. Согласно данному решению, все автотранспортные средства должны соответствовать установленным нормам качества, а также должны быть классифицированы в зависимости от их технических параметров, пассажировместимости и ряда других факторов.
Согласно Федеральному закону №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 1995 года, для возможности управлять автотранспортным средством водитель должен иметь водительское удостоверение той же категории, к которой относится и автомобиль. Это объясняется тем, что для каждого вида автотранспорта предусмотрена отдельная программа обучения. По этой причине водитель имеет право управлять лишь тем транспортом, на который он получил разрешение, сдав практический и теоретический экзамен.
Новые категории водительских прав с 5 ноября 2021 года
С 5 ноября 2021 года вступили в силу изменения в закон «О безопасности дорожного движения», которые не только изменили перечень категорий водительского удостоверения, но и добавили совершенно новые подкатегории. О них сегодня и пойдет речь.
Категория или подкатегория | Тип транспортного средства |
А | Мотоциклы |
А1 | Легкие мотоциклы |
В | Легковые автомобили, небольшие грузовики (до 3,5 тонн) |
ВE | Легковые автомобили с прицепом |
В1 | Трициклы |
С | Грузовые автомобили (от 3,5 тонн) |
СE | Грузовые автомобили с прицепом |
С1 | Средние грузовики (от 3,5 до 7,5 тонн) |
С1E | Средние грузовики с прицепом |
D | Автобусы |
DE | Автобусы с прицепом |
D1 | Небольшие автобусы |
D1E | Небольшие автобусы с прицепом |
М | Мопеды |
Tm | Трамваи |
Tb | Троллейбусы |
категория «А» — мотоциклы;
Водительское удостоверение категории А позволяет управлять любыми мотоциклами, в том числе и мотоциклами с коляской.Кроме того, водительское удостоверение категории A позволяет управлять и мотоколясками, которые в настоящее время на дорогах встретить чрезвычайно сложно.
Напомню, что к мотоциклам в соответствии с ПДД относятся двухколесные транспортные средства с боковым прицепом или без него. Коме того, категория А позволяет управлять трехколесными и четырехколесными транспортными средствами, которые в снаряженном состоянии имеют массу не более 400 кг.
Подкатегория А1 позволяет управлять мотоциклами с небольшим объемом двигатели и небольшой максимальной мощностью.
Отмечу, что водители, имеющие в правах категорию А могут управлять и транспортными средствами подкатегории А1.
Категория «В» — автомобили (за исключением транспортных средств категории «А»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов;
Водительское удостоверение категории В позволяет управлять легковыми автомобилями, а также небольшими грузовиками, микроавтобусами и джипами, соответствующими вышеприведенным требованиям. Также категория B позволяет управлять мотоколясками и автомобилями с прицепом (разрешенная максимальная масса которого не более 750 кг).
Если разрешенная максимальная масса прицепа превышает 750 килограммов, то к составу транспортных средств предъявляются дополнительные требования:
- Разрешенная максимальная масса прицепа не должна превышать массы автомобиля без нагрузки.
- Суммарная разрешенная максимальная масса автомобиля и прицепа не должна превышать 3,5 тонны.
Для управления автомобилем категории B с тяжелым прицепом, водителю потребуется категория BE:
Категория «ВЕ» — автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов;
Подкатегория «В1» — трициклы и квадрициклы;
В настоящее время подробная информация по транспортных средствам категории B1 отсутствует. Хочу лишь заметить, что «квадрИцикл» и «квадрОцикл» это не одно и то же. Поэтому обычные водительские права на квадроцикл не подойдут.
Водительские права категории С позволяет управлять только средними (от 3500 кг до 7500 кг) и тяжелыми (более 7500 кг) грузовиками, а также грузовиками с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.
Обратите внимание, категория C не дает права управления небольшими (меньше 3500 кг) грузовиками и легковыми автомобилями. Для управления автомобилем категории С с тяжелым (более 750 кг) прицепом, водителю потребуется дополнительная категория CE:
Для управления автомобилем категории С с тяжелым (более 750 кг) прицепом, водителю потребуется дополнительная категория CE:
Категория «СЕ» — автомобили категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов;
Категории водительских прав на самоходные машины
Как сказано в п. 2 Постановления Правительства № 796 от 12-го июля 1999-го года, к самоходной технике относятся тракторы, дорожно-строительные машины и прочие наземные безрельсовые механические ТС, оснащенные независимым приводом и имеющие:
- двигатель внутреннего сгорания больше 50-ти кубов;
- либо электродвигатель с мощностью, превышающей 4 кВт (5.44 лошадиных сил).
Чтобы обладать правом на вождение самоходной техники, потребуется один из двух документов:
- или удостоверение тракториста-машиниста (основной);
- или временное удостоверение (выдается органами Гостехнадзора лицам, которые проходят обучение в соответствующих образовательных организациях и были направлены на производственную практику).
По состоянию на 2021 год, существует 9 категорий самоходных машин:
Категория | Краткое описание |
A1 | Внедорожный мототранспорт |
A2 | Внедорожный автотранспорт с весом до 3,5 тонн и числом сидячих пассажирских мест не свыше 8-ми |
A3 | Автовнедорожники с весом более 3500 килограммов |
A4 | Автовнедорожники, предназначенные для пассажирских транспортировок, имеющие число мест более 8-ми (вне зависимости от массы ТС) |
B | Техника на гусеничном или колесном ходу с мощностью двигателя до 25,7 киловатт (34,94 л.с.) |
C | Техника на колесах от 25,7 (34,94 л.с.) до 110,3 киловатт (149,97 л.с.) |
D | Колесный транспорт свыше 110,3 киловатт (149,97 л.с.) |
E | Гусеничные ТС с оборудованным на них двигателем больше 25,7 киловатт (34,94 л.с.) |
F | Самоходная техника сельскохозяйственного назначения |
Описание категории A1
Любой транспорт, относящийся к A:
- либо не предназначен для движения по автодорогам общего использования;
- либо имеет максимальную скорость, предусмотренную конструктивно заводом-изготовителем, не свыше 50 км/ч.
C наличием A1 гражданин получает право управлять снегоходами, квадроциклами (не путать с квадрициклами, права на которые категории B1 выдаются в ГИБДД) и различными двухколесными мотовездеходами.
Описание A2
Аналог обычной категории B. То есть с наличием A2, но на самоходные машины, гражданин получает возможность ездить на ТС с небольшим весом – до 3,5 тонн, которые либо не предназначены для движения по дорогам (внедорожники), либо имеют скорость не выше 50 км/ч.
К A3 относятся ТС с теми же характеристиками, что и A2, но только имеющие массу свыше 3500 кг.
Описание A4
Аналог D в обычных водительских правах.
ТС данного класса в 2021 году также либо имеют скорость до 50 км/ч, либо не предназначены для движения по общим дорогам и, как и стандартные городские автобусы, специально предназначены для транспортировки пассажиров и имеют число мест свыше 8.
Описание B
Техника данного класса обладает мощностью до 25,7 кВт и имеет либо колеса, либо гусеницы. Например, это мини-тракторы и мини-экскаваторы.
Описание C
Если в удостоверении машиниста есть соответствующая разрешающая отметка, то можно ездить на ТС, имеющих колеса, с мощностью двигателя от 25,7 до 110,3 киловатт.
ТС с теми же характеристиками, что и C, за исключением мощности двигателя – у данной категории она свыше 110,3 кВт.
Описание E
Если ТС, относящееся по закону к самоходным механизмам, имеет гусеницы и движок с мощностью от 25,7 киловатт и более, тогда потребуется удостоверение тракториста с отметкой о праве на управление категорией E.
Описание F
Любые ТС, которые предназначены для использования в сельском хозяйстве (комбайны, пахотные, свеклоуборочные, кормоуборочные машины и др.), относятся к классу F и требуют открытия соответствующей категории.
На какие мотоциклы не нужны права: особенности, описание, рекомендации
Но если вспомнить, что люльку, как правило можно отцепить, всё становится на свои места. Для управления также потребуется категория А, без какого-либо дополнительного обучения. Однако прежде, чем отправляться в путь на мотоцикле с боковым прицепом, нужно как следует изучить особенности его поведения на дороге. Неопытный водитель может легко допустить опрокидывание техники на поворотах или потерять контроль из-за увода в сторону при разгонах и торможениях.
Рекомендуем прочесть: Перечень Основных Гарантий И Льгот Для Военнослужащих 2020 Г
На какие мотоциклы не нужны права? К сожалению, для управления техникой до 125 кубов придется получить категорию А1. Недостаток такого варианта в том, что при желании сменить железного коня на что-то более серьезное, с кубатурой повыше, нужно будет снова посещать автошколу. Категория А1 не дает права управлять мотоциклом мощностью выше 11 киловатт.
Таблица соответствия категорий
Для того, чтобы Вам было проще ориентироваться в многообразии категорий технического регламента, я составил специальную таблицу, содержащую соответствующие категории ПДД и технического регламента.
Категория ВУ | Категория технического регламента |
A, A1 | L3-L5 |
B (легковые) | M1 |
B (грузовые) | N1 |
B (автобусы с числом мест до 9) | M1 |
B1 | L7 |
C | N2-N3 |
D | M2-M3 |
E | O2-O4 |
M | L1-L2, L6 |
Используя таблицу Вы сможете без труда определить категорию любого транспортного средства. Ну а если с этим возникают какие-то проблемы, то еще раз обратитесь к тексту этой статьи.
В завершение напомню, что в процессе технического осмотра проверяется соответствие автомобиля требованиям приложения № 8 «Требования к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации».
Есть ли переходный период?
Ажиотажа на пунктах прохождения техосмотра в ближайшее время не ожидается. Автовладельцы, которые должны быть обновить диагностическую карту своей машины с 1 апреля 2021, могут сделать это в течение полугода. Последний согласованный срок перевыпуска диагностических карт, оформленных по старым правилам, заканчивается 31 октября 2021 года. К тому времени, надеются в МВД, прохождение обязательного техосмотра станет отлаженной и безотказной процедурой.
Но нам почему-то думается, что людям, держащим рынок нелегального ТО, не захочется расставаться со старыми доходами, и новая схема получения дохода будет придумана и достаточно быстро реализована. Но в такой ситуации будет большая вероятность, что водитель станет заложником своей беспечности, в случае, если
- его остановит сотрудник ГИБДД и отберет свидетельство о регистрации ТС (СТС) и даст три дня на прохождение “настоящего” техосмотра (ТО), либо просто изымет ТС,
- страховщик (при вашей вине в ДТП по полису ОСАГО) выставит регрессное требование и взыщет с вас сумму ущерба.
Обновление от 16 апреля 2021
Где используется классификация ТС по регламенту?
Документ, который формируется по результатам техосмотра, называется диагностической картой. Текст документ отражает итоговое решение, соответствует ли ТС действующим требованиям относительно транспортных средств или нет.
Диагностика проводится на любом СТО, операторы которого лицензированы в соответствии с классификацией ТС по техрегламенту. На сайте РСА — союза автостраховщиков указываются адреса лицензированных операторов технического осмотра.
СТО должно иметь не только лицензированный персонал, но и специализированное оборудование. На территории СТО размещается место для стоянки каждого вида ТС по регламенту.
Для проведения диагностики, кроме автомобиля, необходимо предъявить такие документы:
-
Регистрация ТС — паспорт, свидетельство о регистрации.
-
Документ, подтверждающий личность клиента — водительские права, паспорт.
-
Доверенность, если водитель ТС — не собственник.
В ходе техосмотра проводится проверка:
-
тормозной системы;
-
моторной части;
-
дисков, шин;
-
исправности рулевого управления;
-
зеркал, всех стекол;
-
выхлопа;
-
работоспособности светосигнальных элементов.
Категории транспорта в диагностической карте и водительских правах указываются в соответствии с техрегламентом.
Некоторые страховые компании могут согласиться оформить страховой полис без прохождения ТО, но при условии полной проверки автомобиля после выдачи полиса. Владельцы ТС могут используют такую возможность, игнорируют ТО, подвергают риску жизнь и здоровье пассажиров и собственную.
При возможном ДТП владельцу авто придется полностью возмещать ущерб, при этом страховая компания останется в выигрыше, ей не придется выплачивать полиc.
ТС, находящиеся на учете за границей должны иметь международное страховое обеспечение — Green Card, полис ОСАГО, а также программы определенных страховых компаний.
Если срок действия страхового полиса и ТО завершился, можно приобрести в страховой компании транзитный полис на 20 дней. В этот период нужно пройти ТО, оформить карту диагностики, устранить все недостатки при наличии. Если ремонт превысил 20 дней, то можно снова приобрести транзитный полис. Но в этот период лучше избегать пробега авто, перемешать его только по маршруту: стоянка/автосервис/стоянка.
Диагностическая карта приобретается в любом населенном пункте. Процедура простая. Без карты диагностики нельзя законно перемещаться по городу, нельзя оформить страховой полис ОСАГО.
Таблица соответствия водительских и технических категорий ТС
Для более удобного сравнения привычных категорий водительских прав и категорий транспортных средств, указанных в техническом регламенте, стоит обратиться к таблице.
Технический регламент был разработан и используется не только в узких целях диагностики транспортных средств, для выдачи водителям диагностической карты. Он специально создан для того, чтобы сохранять здоровье граждан и защищать их, а также охранять окружающую среду от вредного воздействия автомобилей и другого колесного транспорта.
С 1 января 2020 года в России применяется новый нормативный документ — технический регламент Таможенного союза относительно безопасности передвижения дорожного транспорта. В этом регламенте к техническому состоянию колесных ТС будут применены обновленные требования. Стоит отметить, что данный технический регламент действует уже достаточно давно, но далеко не все автомобилисты воспользовались этим документом. Это обусловлено введением новых категорий ТС, ранее не указанных в используемых нормативных документах. Кроме того, многие водители считают, что категория транспортного средства аналогична категории водительского удостоверения. Однако на самом деле это не так. Чтобы разобраться с этим вопросом, прежде всего, стоит определиться с тем, что собой представляет дорожный транспорт.
Категории ТС
В Таможенном Союзе принят технический регламент (ТР ТС 008/2011), определяющий критерии деления ТС на категории. Его действие распространяется на всю территорию РФ.
Распределение ТС по категориям зависит от:
- количества колёс;
- мощности двигателя;
- максимальной скорости движения.
Категория L
К категории L относятся мототранспортые средства:
- Мопеды и мотовелосипеды.
- Мотоциклы и мотороллеры.
- Квадрициклы.
Каждый из этих видов техники составляет подкласс категории и соответствует определённым регламентом характеристикам. ТС этой категории имеют ограничения по мощности двигателя и скорости. Она не должна превышать 50 км/час.
Мопеды и мотовелосипеды
Группа включает в себя 2 категории:
- L1 — двухколёсные ТС и скутеры;
- L2 — трёхколёсные ТС и скутеры.
Для уравления этими видами техники требуется наличие водительских прав категории M.
Мотоциклы, мотороллеры, трициклы
В группу входят категории:
- L3 — двухколесные ТС;
- L4 — трехколесные ТС, колёса которых асимметричны средней продольной плоскости;
- L5 — трехколесные ТС, с симметричными к средней продольной плоскости колёсами.
Для управления техникой этой группы требуются водительские права категории А.
Квадрициклы
Группа включает в себя категории L6 и L7.
Для вождения квадрициклами необходимо иметь водительское удостоверение категории В1. Предельно допустимая масса входящей в группу техники не должна превышать 55 кг. Тяжёлые квадрициклы предназначены для перевозки грузов.
Категория М
В группу входят все виды пассажирских ТС:
- легковые автомобили;
- автобусы;
- троллейбусы;
- специализированный транспорт для перевозки людей.
Легковые автомобили
Группа легковых автомобилей включает в себя технику, предназначенную для перевозки людей и багажа.
Она относится к категории М1. Количество мест в этом виде ТС не должно быть больше 9. В это число входит место водителя. Управлять легковым автомобилем могут водители, имеющие категорию В.
Автобусы, троллейбусы и специализированный пассажирский транспорт
Группа включает в себя ТС категорий:
- М2 — техника для перевозки более 8 пассажиров с массой до 5 тонн.
- М3 — ТС для перевозки более 8 пассажиров, имеющие массу более 5 тонн.
К вождению ТС класса М2 и М3 допускаются водители, имеющие категорию D. Для управления микроавтобусами, имеющими до 8 пассажирских мест, допускаются водители категории В.
Категория N
Группа включает в себя грузовики, предназначенные для перевозки различных видов грузов. Все ТС этой группы подразделены на 3 категории:
- N1 — ТС, имеющие массу до 3,5 тонн.
- N2 — ТС массой более 3,5 тонн, но менее 12 тонн.
- N3 — ТС, имеющие массу более 12 тонн.
К вождению ТС, относящихся к классу N1, допускаются водители, имеющие категорию B. Грузовиками класса N2 и N3 могут управлять водители, имеющие категорию С.
Категория О
К категории О относятся прицепы различной массы и грузоподъёмности. Они разделены по массе прицепов на 4 класса:
- О1 — до 0,75 тонн.
- О2 — до 3,5 тонн.
- О3 — до 10 тонн.
- О4 — более 10 тонн.
Для управления ТС с прицепами водителю необходимо иметь категорию Е.
Категории водительских удостоверений
- Категория A — мотоциклы с рабочим объемом двигателя, более 125 куб. см и максимальной мощностью выше 11 кВт.
- Подкатегория A1 — мотоциклы с рабочим объемом двигателя, не превышающим 125 куб. см, и максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт.
- Категория B — автомобили (за исключением транспортных средств категории «A»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8.
- Категория BE — автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов.
- Подкатегория B1 — трициклы и квадрициклы с рабочим объемом двигателя, более 125 куб. см и максимальной мощностью выше 11 кВт.
- Категория M — мопеды и легкие квадрициклы с рабочим объемом двигателя, не превышающим 125 куб. см, и максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт.
- Категория C — грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонны.
- Категория CE — автомобили категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов.
- Подкатегория C1 — грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых 3,5 — 7,5 тонн.
- Подкатегория C1E — автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.
- Категория D — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя.
- Категория DE — автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы.
- Подкатегория D1 — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие от 8 до 16 сидячих мест, помимо сиденья водителя.
- Подкатегория D1E — автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.
- Категория E — в настоящее время отсутствует. Ранее обозначала любые автомобили с прицепом.
- Категория Tm — трамваи.
- Категория Tb — троллейбусы.