Выбор полосы для поворота (разворота)
На многополосных дорогах повороты и развороты выполняются следующим образом:
- поворот направо — с крайней правой полосы на крайнюю правую полосу поперечной дороги;
- поворот налево и разворот — с крайней левой полосы на любую полосу, предназначенную для движения в данном направлении (не на встречную!)
Движение прямо может осуществляться с любой полосы, включая крайнюю правую и крайнюю левую.
Отступать от указанного правила можно в двух случаях:
1. При наличии на перекрестке знаков 5.15.1, 5.15.2 «Направления движения по полосам» или разметки 1.18 — в соответствии с их требованиями.
На таких знаках или разметке стрелка, указывающая поворот налево, разрешает и разворот. Однако, независимо от наличия знаков «Направления движения по полосам» или разметки 1.18, разворот на перекрестке может осуществляться только с крайней левой полосы. Это требование должно соблюдаться и при наличии стрелок, разрешающих выполнить левый поворот одновременно с нескольких полос.
2. При въезде на перекресток с круговым движением. Въезжать на такой перекресток можно с любой полосы попутного направления. Однако выезд с него должен осуществляться только из крайнего правого положения.
В местах поворота с дороги на прилегающую территорию знаки «Направления движения по полосам» не устанавливаются и разметка 1.18 не наносится. Следовательно, в таких местах всегда нужно поворачивать направо или налево соответственно из крайнего правого или из крайнего левого положения.
Перед любым поворотом или разворотом недостаточно оказаться на нужной полосе движения. Для поворота направо следует занять такое положение на этой полосе, чтобы никто, даже велосипед или мотоцикл, не оказался правее вашего ТС.
Перед поворотом налево и разворотом нужно позаботиться о том, чтобы никто не оказался на вашей полосе левее вашего ТС. Начиная манёвр, вы должны дополнительно убедиться в этом, посмотрев в наружное зеркало заднего вида.
Если водитель длинномерного или крупногабаритного ТС не может выполнить манёвр из крайнего правого или крайнего левого положения, ему разрешается отступать от этого требования, не создавая помех другим участникам движения.
Рассматривать задание будем по порядку.
Во-первых
Заезжая на место разворота включаем правый поворотник. Прижимаемся как можно ближе к правому краю проезжей части. Тем самым мы расширяем себе пространство для совершения данного маневра. Но следует быть внимательным, чтобы не выехать за пределы ограничений. Останавливаемся.
Остановка у края проезжей части
Во-вторых
Руль выкручиваем до предела влево. Тем самым мы задаем максимально правильную траекторию движения. Помним о том, что упражнение делается в реальных дорожных условиях. Значит мы пропускаем как встречный, так и попутный транспортный поток. Включаем левый поворотник и начинаем движение вперед (машина выворачивает влево). Двигаемся до тех, пор пока машина не приблизится максимально близко к противоположному краю проезжей части.
Как сориентироваться что мы подъехали предельно близко к нужному месту? Вопрос не простой так как все зависит от марки/модели авто и к этому вопросу инструкторы, реализующие обучение вождению, подходят индивидуально. Так же будет зависеть от роста курсанта. В любом случае подстройка происходит опытным путем и вырабатывается на практических занятиях
Поэтому важно учиться и сдавать экзамен по вождению на одном и том же авто
Экзамен по вождению — разворот в ограниченном пространстве
Попробуем разобрать один из ориентиров. При движении смотрим на нижнюю кромку левого зеркала заднего вида. Как только появился край проезжей части это значит, что вы находитесь примерно на расстоянии 80 см – 1 метр от ограничивающей линии. Поэтому у нас есть как минимум 0,5 метра чтобы подъехать ближе. Подъехали и остановились. Дальше двигаться нельзя так как мы выедим за пределы габаритов.
В-третьих
Включаем заднюю передачу, правый поворотник. Выкручиваем руль максимально вправо и начинаем движение аккуратно назад. Движение назад осуществляется до края проезжей части. Чтобы понять до какого предела двигаться задним ходом, удобнее всего ориентироваться по левому боковому зеркалу.
Экзамен по вождению — движение назад
У многих возникает вполне резонный вопрос: «Какими ориентирами руководствоваться чтобы не выехать за пределы проезжей части?». Ответить на него сложно так как это зависит от марки и модели транспортного средства, на котором проходит обучение и ряда других факторов. Мы можем рассмотреть один из возможных ориентиров который будет актуален для вас. Это когда машина двигаясь заднем ходом встает перпендикулярно краю проезжей части. Этого будет вполне достаточно чтобы завершить успешного задание.
В-четвертых.
После остановки выкручиваем руль влево до упора
Очень важно делать это при полной остановки. Так как иначе у вас не хватит радиуса поворота
Далее включаем левый поворотник, первую передачу и завершаем маневр.
Разворот в ограниченном пространстве — завершение
Такой простой алгоритм действий сделает ваш экзамен по вождению успешным
Автор видео Автошкола Марс
Одновременный поворот налево на перекрестке
Когда два автомобиля, едущих навстречу друг другу на перекрестке одновременно поворачивают налево, то они оказываются в ситуации встречного разъезда (одновременного поворота налево) на перекрестке.
Такая ситуация возникает в следующих случаях:
- на регулируемом перекрестке при движении на разрешающий сигнал светофора;
- при движении по главной дороге нерегулируемого перекрестка, если главная дорога не меняет своего направления;
- при движении по второстепенной дороге нерегулируемого перекрестка, если главная дорога свободна и не меняет своего направления;
- на равнозначных перекрестках при движении навстречу друг другу, если пересекаемая дорога свободна.
Перед автомобилистами возникает вопрос: какими бортами разъехаться между собой на перекрестке при одновременном повороте налево, левыми или правыми?
Есть смысл понять саму технику одновременного поворота налево на перекрестке.
При одновременном повороте налево на перекрестке оба водителя между собой оказываются в равных правах: ПДД обязывают обоих уступить дорогу своим встречным ТС. В то же время, по отношению друг к другу они оба являются взаимно встречными.
ПДД не дают ответ на вопрос, какими бортами им разъехаться между собой, и кто из них имеет преимущество перед другим.
Но существует одно неписаное правило — водители сами нашли решение такой проблемы: на больших перекрестках разъезжаются правыми бортами относительно центра, на маленьких перекрестках — левыми бортами.
Но это, так называемое правило, нельзя воспринимать буквально. Если с одновременным поворотом налево на больших перекрестках вопросов не возникает, то на маленьких перекрестках это правило может поставить водителей в тупик.
Все дело в том, что на очень маленьких перекрестках одновременный разъезд без того, чтобы не причинить неудобства оппоненту, и не нарушив при этом Правила, почти невозможен.
Опять же, понятие «маленький перекресток» довольно расплывчато, и понимается людьми по-разному. Что значит «маленький» и насколько перекресток должен быть маленький?
Большинство современных перекрестков двухполосных дорог (одна полоса ваша, другая навстречу) при одновременном повороте налево позволяют беспрепятственно разъехаться правыми бортами.
При этом на выезде с перекрестка левые колеса автомобиля встречной полосы не касаются, т.е. нарушения нет.
На очень маленьких перекрестках (перекрестки оч. узких дорог) без нарушения Правил можно разъехаться «налево» двумя путями: первый — названный выше случай разъезд левыми бортами, второй способ — уступить первоочередное право проезда перекрестка своему оппоненту.
Как вариант, на перекрестке оч. узких дорог первым налево поворачивает ваш оппонент, а ваш автомобиль поворачивает следом, уже после того, как проезд освободится.
Если же ваш оппонент уступит первую очередь проезда вам, например, моргнет фарами, или махнет рукой, значит, вы проезжаете перекресток первым.
Центр перекрестка, также как и его категорию (большой он или маленький) определить обычно бывает нетрудно, ну а встречный автомобиль, поворачивая вместе с вами, подскажет вам нужную траекторию.
Выше был рассмотрен одновременный встречный поворот налево. Одновременный попутный поворот налево происходит когда два или несколько транспортных средств одновременно поворачивают налево из смежных полос.
Такое возможно, когда поворот налево разрешен ПДД с двух или более смежных полос. Со стороны это выглядит как попутный параллельный поворот налево нескольких ТС.
Подробнее об этом — в статье Как повернуть налево, если поворот разрешен с двух полос.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «проезд перекрестков» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности на дороге предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:
Въезд на перекресток на смене сигналов светофора;Подъезжаем к перекрестку и поворачиваем налево;Как безопасно выехать на главную дорогу;Поворот на главную дорогу направо и ДТП;Рисковый поворот на широком перекрестке;Проезд на мигающий зеленый.
Будьте внимательны за рулем.
Навигация по серии статей
<< Проезд перекрестков. Алгоритм движения через перекрестокПравила проезда регулируемых перекрестков >>
Разворот вне перекрёстка на дороге с трамвайными путями:
На практике в городе можно выполнять разворот с трамвайных путей попутного направления. При большом потоке машин, в этом случае освобождаются две полосы для движения и не создаётся затора. С другой стороны, это может создать помеху трамваю попутного направления, поэтому перед выездом на трамвайные пути обязательно убедитесь, что его поблизости нет. А то в городе можно часто наблюдать картину, когда трамвай стоит на перекрёстке и не может проехать из-за столпившихся на поворот машин, хотя он имеет приоритет и проехать должен первым.
Чтобы совершить разворот вне перекрёстка на дороге с трамвайными путями, нужно для начала убедиться в отсутствии трамваев попутного направления, посмотрев в зеркало заднего вида. Затем нужно выехать на трамвайные пути попутного направления, при необходимости остановиться, чтобы пропустить встречные трамваи и поток встречных автомобилей. Пропустив их и убедившись, что манёвр безопасен, можно смело разворачиваться, не нарушив ПДД.
Итак, мы с вами рассмотрели основные варианты разворотов и поворотов налево на перекрёстках с трамавайными путями и без них. В заключение приведу выдержку из правил дорожного движения про то, где разворот запрещён.
ПДД, пункт 8.11. Разворот запрещается: – на пешеходных переходах; – в тоннелях; – на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними; – на железнодорожных переездах; – в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м; – в местах остановок маршрутных транспортных средств.
Не нарушайте ПДД и разворачивайтесь правильно, тогда минимален риск попасть в аварию, а также не за что вас оштрафовать. Всегда приятно соблюдать правила, ведь когда вы уверены на дороге, вы спокойны, а спокойствие и хладнокровие на дороге – очень важные вещи.
Билеты ПДД/2018
Т-образный перекресток, разворот
Выполнять разворот на т-образномперекрестке разрешается не всегда. Но когда рассматриваемое действие т-образныйперекресток запрещает, об этом сигнализируют специальные знаки. Если т-образный перекресток не обозначен знаком, можно не волноваться и действовать.
Делать разворот разрешается в любом из направлений, что предлагает ваш т-образный перекресток. Но выполнить действие бывает проблематично из-за того, что обычно т-образные перекрестки довольно узкие, а это усложняет выполнение маневра
Если делаете разворот, обратите внимание на встречную полосу. Не заезжайте на неё
Сдавать назад, чтобы попробовать повторно совершить не получившийся маневр, не лучшее решение на т-образном перекрестке, поскольку такое действие запрещено правилами. Придется поискать более габаритный тип перекрестка.
Виды разворотов на автомобиле
Виды разворотов, выполняемых на автомобиле или ином транспорте, можно разделить по особенностям траектории:
- Дальняя выбирается, если нет возможности сменить направление движения на малом полукруге. Этому иногда мешает недостаток пространства, внушительные габариты машины. Тогда следует проехать чуть вперед и свернуть таким образом, чтобы оставить себе место для выравнивания авто и точного захода на свою полосу.
- Ближняя выгоднее, если на участке достаточно места, ведь так удастся быстрее выполнить действие. Начинать разворот следует с начала пересечения путей у края линии, отделяющей встречный ряд. Необходимо беречься от контакта с бордюром и заезда на пешеходный переход или непрерывную разметку.
Тонкости разворота на любом перекрестке
Разворот на перекрестке – это маневр, требующий очень внимательного к себе отношения, ведь если развернуться неправильно, можно моментально лишиться своих прав. В ПДД на этот счет самые простые и ясные требования.
Водитель должен занять на дороге крайнюю левую позицию. При этом нет никаких специфических требований по поводу траектории. Значит самую безопасную и удобную для конкретного случая траекторию может определить сам водитель.
Пример 1: Ольга решила развернуться на перекрестке, так как вспомнила, что ей нужно ехать в другую сторону. Но на перекрестке стоял знак «Разворот запрещен». Ольга не заметила знак, совершила разворот, и её сразу же остановили сотрудники ГИБДД. В итоге девушке назначили штраф 1500 рублей.
В случае выбора дальней траектории водитель может не вписаться в отведенные правилами границы. В этой ситуации он с неизбежностью должен пересечь линию, которая служит местом пересечения встречных потоков.
Он будет ехать в перпендикулярном направлении к встречной полосе, и потому не выедет на встречную полосу. Наказание за подобное нарушение будет совсем не большим. Это будет штраф в пределах 1500 рублей.
Если разделительная полоска отсутствует, то можно выбирать как ближнюю, так и дальнюю траекторию. Можно также совершить разворот между ними. Однако выезжать за пределы перекрестка ни в коем случае не разрешается. Нельзя также выезжать за линию проезжих частей. За радиус разворота, превышающий границы пересечения проезжих частей, полагаются разной суровости наказания.
Если получится так, что водитель не сможет вписаться в границы перекрестка, разворачиваясь на ближней траектории, то он обязательно выедет на встречную полосу. Это очень серьезное нарушение, и наказание за него полагается соответствующее.
В самом благоприятном случае нарушитель отделается небольшим административным штрафом в 5000 рублей, в худшем он попросту лишится прав на срок от 4 до 6 месяцев.
Если наказание не подействует, и водитель нарушит правила разворота вторично, он может лишиться прав на целый год.
Эти правила актуальны для любого перекрестка, но в каждом конкретном случае будут свои нюансы.
На регулируемом перекрестке дела обстоят проще
Движение по правую и по левую стороны будет регулироваться светофором, поэтому обращать внимание придется только лишь на встречную полосу. Чтобы развернуться безопасно, надо строго соблюдать правила езды по полосам, а также посмотреть, нет ли знаков, которые запрещают разворот
Следует помнить, что если запрещен поворот налево, это еще не значит, что запрещен разворот.
На Т-образном перекрестке развернуться может практически любая легковая машина, кроме разве что джипа, у которого большой радиус разворота.
Если у вас такой автомобиль, стоит поискать более безопасное для разворота место, потому как разворачиваться в несколько приемов запрещено, а за задний ход можно получить 500 рублей штрафа.
Конечно, разворот при помощи заднего хода лучше, чем выезд на встречную полосу с перспективой лишения прав, но он создаст вполне аварийную ситуацию.
Если переход находится на перекрёстке?
Здесь ситуация может получить несколько сценариев развития событий по штрафам в зависимости, собственно, от конкретных запретов.
- Если вы совершили разворот на пешеходном переходе, то в любом случае вам положен штраф в размере 500 рублей, так как это запрет маневрирования, и есть отдельная норма, предусматривающая наказания за эту группу нарушений.
-
Можно ли развернуться после пешеходного перехода, если там начинается перекрёсток? Можно, если он нерегулируемый либо на зелёный сигнал светофора, а также если на данном перекрёстке нет запрета для разворота (знаками или разметкой).
- Если же вблизи перехода ещё есть место до начала перекрёстка (начала закруглений проезжей части), то будет штраф за выезд за стоп-линию на запрещающий сигнал светофора – а это 800 рублей штрафа.
- И вот как раз за разворот на перекрёстке, где такой манёвр запрещён, уже будет законным наказание по статье 12.16, части 2 со штрафом 1-1,5 тысячи рублей.
- Если вы успели развернуться до «зебры», то при отсутствии других запретов вы ничего не нарушили.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Как правильно проезжать перекрёсток с круговым движением по новым правилам? Очерёдность, полосы и знаки
- Где и как разрешена остановка по ПДД? Знаки, участки дорог и расстояния
- Можно ли обогнать трактор или тихоходное транспортное средство по новым правилам?
Основа основ
Главное, что написано в правилах выполнения разворота: его всегда нужно начинать с крайней полосы. При повороте налево или направо вы и так должны занять одноимённую крайнюю полосу. Но при развороте вы должны занять самое крайнее положение в этой полосе. Этот пункт, если вдуматься, весьма логичен. Люди, не понаслышке знакомые с дорожной обстановкой в нашей стране, понимающе кивнут головой. Если вы просто встанете, скажем, в левую полосу, оставив немного места до её края, то какой-нибудь лихач, объезжающий поток по встречной полосе, совершенно спокойно это место займёт. Вы потеряете время, пока он будет убирать с вашего пути свою машину, можете пропустить момент для разворота, на перекрёстке это может вас серьёзно задержать и следующего просвета вы можете ждать ещё долго. Помимо «гонщика», вы можете получить и другой сценарий. Скажем, на свободный участок между вашим боком и разметкой может заехать мотоциклист, которого вы наверняка услышите, и бесшумный велосипедист. Второй страшнее; если вы его не заметили, например, он как раз попал в «мёртвую зону» вашего зеркала, и начнёте выполнять разворот на дороге, правила его выполнения, которые вы не соблюли в полной мере, не помогут предотвратить аварию. Поэтому будьте внимательны и максимально близко «прижимайтесь» к краю полосы.
Обратите внимание, что, даже если разметка и знаки позволяют выполнить поворот с двух и более полос, правильный разворот на перекрёстке выполняется только и исключительно из крайнего положения крайней полосы. Для поворота возможны исключения, например, когда вы управляете автомобилем с прицепом и прицеп при такой траектории попадает на тротуар или на встречную полосу
В этом случае ПДД оставляет за водителем право немного отступить от требований. Но конечно, в пределах здравого смысла.
Изображение разрешенного разворота на перекрёстке
Что касается траектории как таковой, правила выполнения разворота о ней явно ничего не говорят. Нет даже рекомендаций. Вопрос должен решаться на усмотрение водителей в каждой конкретной ситуации.
Если задумываться о вариативности, то этот подход также очень логичен. Например, при развороте на Т-образном перекрёстке водитель не сможет выбрать очень широкую траекторию, ему придётся проводить манёвр в условиях ограниченного пространства. При этом разворот на многополосной дороге предоставляет больше альтернатив. Здравый смысл подсказывает, что кратчайший путь будет самым безопасным, но иногда ситуация на дороге требует контринтуитивных решений.
Рассмотрим ситуацию, когда на перекрёстке выполняют разворот сразу два встречных автомобиля. Если они оба выберут широкую траекторию, то их пути пересекутся. Они будут пропускать друг друга, а в этом случае недопонимание практически неизбежно. При суженной траектории с обеих сторон разворот на перекрёстке пройдёт без осложнений и препятствий. Казалось бы, пример иллюстрирует как раз обратное тому, ради чего мы его приводим, но допустим, что у второго автомобиля есть прицеп. Ситуация обретает другую грань: слишком узкий радиус разворота для такой машины создаст аварийную ситуацию. Поэтому один из водителей должен будет выбрать узкий радиус, тогда как второму придётся расширять траекторию. Рекомендаций, как мы уже сказали выше, нет, но если возможно — старайтесь оставлять для других водителей пространство на дороге. Разумеется, выполнять разворот на дороге вы должны тогда, когда ваше действие не создаст никому из участников движения препятствий.
По факту, единственное ограничение при развороте на перекрёстке касается разметки на нём. При наличии линий разметки манёвр будет связан с кратковременным пребыванием на встречной полосе. Чтобы было понятнее, о чём речь, представьте дорогу с разделительной полосой, в месте пересечения которой разрешён правилами поворот налево и разворот. В этом самом «просвете» может быть разметка, она разделяет встречные потоки автомобилей. Так вот правильный разворот на перекрёстке вроде этого выполняется по траектории, удалённой от аверса поворота. Это та самая контринтуитивность, о которой мы упоминали. Формально в ПДД об этом не сказано, но иная траектория будет считаться выездом на встречную полосу и ДПС не преминет вам об этом рассказать. Так что будьте внимательны!
Что говорят ПДД о правилах разворота
В своде правил дорожного движение пункт № 8 посвящен описанию правильного разворота. Общие правила для водителей, предотвращающие возникновения ДТП:
- Перед совершением такого маневра нужно подать сигнал с помощью светового указателя с той стороны, в которую поворачивает машина. При отсутствии такой возможности дать сигнал нужно рукой, согнув ее в локте под прямым углом.
- Сигнал нельзя подавать в момент поворота: это нужно сделать заранее, и завершить сразу же после его выполнения.
- Поворачивая налево или направо, водителю нужно занять крайнее положение на дороге. Это не относится только к тем случаям, когда нужно повернуть, въезжая на перекресток. Правила поворотов на перекрестках
- Разворот нужно осуществлять так, чтобы машина не оказалась на стороне встречного потока автомобилей.
- Если есть полоса торможения, то снижать скорость перед маневром нужно только на ней.
- Согласно ПДД, нельзя поворачивать в местах повышенной опасности: пешеходных переходах, тоннелях, мостах, остановках, ЖД переездах, местах с ограниченной или плохой видимостью проезжей части.
- Если ТС не может повернуть по правилам вследствие своих габаритов или иных причин, отступление от правил допускается. Однако помех и опасности для других автомобилей при этом возникнуть не должно.