🧑‍🔧 как проверить втягивающее реле стартера

Как проверить втягивающее реле стартера

Способы устранения неисправности

Если при осмотре выявлено короткое замыкание, проще сразу заменить деталь на новую. Для восстановления нормальной проводимости по «никелю» и устранения поломки уплотнительной обмотки в месте крепления — демонтировать запчасть, сняв клеммы, очистить медь от оксида, смонтировать и растянуть крепеж.

Электромагнитное реле в зависимости от производителя и года выпуска бывает разборным (крышка силового контакта крепится винтами) и цельным (вкрученным в металл корпуса). Диагностика деталей обоих типов может производиться без вскрытия, но с ремонтом — одна проблема: в «неразъемных» корпусах очень сложно собрать точно и легко повредить при сборке. Треснувшая крышка — непригодна для дальнейшего использования. Если у вас мало опыта точной работы с электромеханическими устройствами, проще купить новое реле, очевидно, в рабочем состоянии.

Диагностика, проверка и ремонт

Наиболее частые места, где обнаруживается причина всех проблем с запуском двигателя, — это тяговое реле, якорь, пятак, затяжка, бендикс, щетки генератора.

Это связано с максимальной нагрузкой на генератор при запуске двигателя. По обмотке «проходит» электрический ток в сотни ампер. На сегодняшний день специального оборудования для определения исправности генератора нет. Для этого используется мультиметр.

Перед проверкой тягового реле проводится проверка узла пускового механизма и определяется возможная неисправность.

  • Заводят машину и слушают работу. Если вы слышите повторяющиеся щелчки, стартер исправен и реле необходимо отремонтировать.
  • Откройте капот и подключите оба контакта на стартере. Если он продолжает работать (раскручиваться), значит реле втягивающего устройства действительно неисправно.
  • В случае сложного положения стартера для его обслуживания остается только взять механизм и разобрать его.

Совет. При выполнении операций на работающем оборудовании необходимо соблюдать меры безопасности, чтобы избежать травм.

  • Устройство очищается от грязи, а контакты обрабатываются наждачной бумагой.
  • Стартер кладут на открытую поверхность и подключают к источнику питания (аккумуляторной батарее). Реле должно включиться с характерным щелчком, иначе его нужно заменить. Дело в том, что большинство моделей автомобилей имеют в своей комплектации неразборные агрегаты.

Основное требование — соблюдать точную последовательность операций, в противном случае другие системы могут быть повреждены или повреждены. Последовательность работы следующая:

  • отключить питание от АКБ;
  • провести тщательную очистку агрегата;
  • открутить фиксатор (гайку) щеток;
  • необходимо снять клемму с болта;
  • отсоедините массу автомобиля от электромагнитного клапана, открутив крепежные винты;
  • откручиваем гайки на концах стартера и разъединяем его пополам
  • заменить сердечник;
  • все операции выполняются в обратном порядке.

После сборки обязательно провести испытания, запустив механизм несколько раз. Если все прошло удачно, можно отправиться в путешествие.

Стартер с тяговым реле считается одним из важных элементов системы зажигания. Без него машина не заводится. Поэтому водитель обязан ознакомиться с устройством и принципом работы механизма, чтобы своевременно устранить неисправность своими руками без посторонней помощи. Фото с подробным описанием замены стартера представлены на специализированных сайтах в Интернете, посвященных автомобильной тематике.

Щелчки на втягивающем реле и на реле стартера

Многие электроприборы при работе характерно пощелкивают, именно эти звуки подтверждают их работоспособность. В любых используемых реле соединение контактных групп осуществляется электромагнитным способом. Когда напряжение оказывается на контактных клеммах, представляющих собой гибкие подвижные кронштейны, благодаря разнополюсным зарядам происходит их обоюдное притяжение.

Движение и соединение контактов сопровождается характерным звуком, который нам и слышен. Водитель со стажем, послушав щелчки, сможет определить источник звука: щелкает стартер или втягивающее, а также исправно ли данное устройство.

Добиться гарантированного и надежного запуска двигателя можно лишь обеспечив работоспособность всех элементов и узлов, составляющих необходимую цепочку: аккумулятора, замка зажигания, реле в стартере, втягивающего реле стартера.

Щелчки на реле и бездействие стартера

Когда мотор не заводится, но в запускающей его системе еще осталась какая то жизнь, ситуация не безнадежна. В этом случае возможно несколько предпосылок неполадок:

  • разряженная аккумуляторная батарея;
  • отсутствие хорошего контакта или неисправности в проводке;
  • испорченный замок зажигания;
  • вышедший из строя стартер (не приходит напряжение на щетки или проскальзывает бендикс стартера);
  • не работающее втягивающее реле.

Каждая из них предусматривает определенное поведение автовладельца. Если проблема вызвана аккумулятором, необходимо его просто зарядить либо заменить. Повреждения в проводке авто обнаружить самостоятельно порой очень сложно, но это легко сделать на ближайшей СТО. Хуже всего обстоит дело с самим стартером – его необходимо снять и диагностировать.

Масса подключается на корпус устройства, а плюсовая клемма к шпильке за реле. При нормальном прокручивании устройства причину необходимо искать во втягивающем реле, при полном бездействии – в нем самом.

Проводя ремонт стартера своими руками необходимо помнить, что в нем происходит постоянный усиленный износ щеток, бендикса и втягивающего реле. Поэтому для его безотказной работы эти узлы подлежат периодическому контролю и своевременной замене.

Как правильно снимать со стартера

Чтобы проверить соленоидное реле мультиметром, нужно снять его со стартера и обязательно отметить положение якоря относительно корпуса

Это важно, потому что в некоторых случаях точка крепления бендикса имеет необычную форму. Если при сборке перевернуть другой стороной, могут возникнуть проблемы в ее эксплуатации

Вы можете постучать по головкам винтов молотком, если не можете их сдвинуть. Откручивая шурупы отверткой, помните о технике безопасности. Никогда не держите деталь левой рукой по направлению отвертки. Иначе, вырвав отвертку из винта, всем усилием правой руки вы вонзите в левую руку острый металлический наконечник.

Мультиметром легко пользоваться, особой опасности в приборе нет. Переключим устройство в режим «dial-up». Проверяем каждую обмотку отдельно.

Схема подключения четырехконтактного реле 12 вольт

Начинающим автоэлектрикам и людям, модифицирующим свой автомобиль, часто бывает сложно понять фразу «подключить через реле». Что означает подключение реле и как это делается? Давайте разберемся.

Прежде чем изучать схему подключения любого автомобильного устройства, использующего реле, необходимо знать, что вообще такое реле и как оно работает. Разобравшись в принципе работы этого нехитрого устройства, разобраться, как его подключить, будет намного проще.

Общее значение релейной связи — нагрузка на коммутатор, который управляет устанавливаемым оборудованием. Все мощные потребители электроэнергии в автомобиле (например, фары, стартер, бензонасос, обогрев заднего стекла, электроусилитель руля) подключаются через реле. Благодаря этому управлять этими устройствами можно с помощью маленьких красивых кнопок вместо грубых и крупных переключателей. Также в некоторых случаях реле экономит на проводах.

Реле подключается к «разрыву» электрической цепи. Рассмотрим установку реле на примере бензонасоса. Питание на него подается от блока управления двигателем (далее ЭВМ), и для того, чтобы рейки компьютерной платы выдерживали ток, потребляемый насосом, их следует сделать слишком мощными. Сильный ток, протекающий рядом с чувствительными электронными компонентами компьютера, может повлиять на их работу. Во избежание подобных проблем между компьютером и бензонасосом установлено реле, причем компьютер подключен не к помпе, а к этому маленькому «помощнику».

Реле как бы разделяет провод от блока предохранителей к насосу на две части, которые могут замкнуться внутри реле при подаче напряжения на управляющие контакты магнита. Как уже было сказано в статье про релейное устройство, управляющий ток очень мал и никак не может нанести вред компьютеру. Компьютер подает напряжение на управляющие контакты реле и уже «подключает» внутри него силовую цепь и подключает топливный насос.

По такому же принципу устанавливается реле на любом другом потребителе электроэнергии в автомобиле. Рассмотрите возможность подключения противотуманных фар.

Провода противотуманных фар идут от блока предохранителей, но попутно проходят через реле. Кнопка на торпеде управляет включением / выключением фар. При нажатии на один из управляющих контактов реле подается напряжение и замыкается цепь питания — загораются лампы фар. Второй управляющий контакт реле — «масса», то есть через него напряжение идет на кузов, создавая электрическую цепь.

Используя эту схему, вы можете подключить практически любое мощное устройство и управлять им с помощью маленькой симпатичной клавиши. В некоторых случаях реле может стать спасением от производственных браков. Так, например, в ВАЗ-2106 ток, идущий на реле втягивающего стартера через замок зажигания, быстро приводит к неисправности контактной группы замка. Устраняют эту проблему установкой промежуточного реле и заменой питания соленоидного реле. После капремонта через контактную группу замка начинает проходить слабый управляющий ток, а реле уже подключает мощный блок питания к стартеру.

Я предполагаю, что вы не знаете, как подключить ПТФ в автомобиле, где они не предусмотрены, и я объясню, чтобы было легче понять, как подключить штатную кнопку заднего противотуманного фонаря.

1. Противотуманные фары подключаются через защиту (предохранитель) и силовое реле (4 пин реле света) 2. Ищем где хотим получить 12+ в машине для света. Я рекомендую отрезать самый толстый (красный) провод на блоке предохранителей и взять свой. Только сварка. Если нет сварных швов, все плохо, где-то что-то пойдет не так, машина тоже может сгореть. 3. Возьмем предохранитель. На авторынках есть навесные предохранители, 10 грн за штуку. 4. Подключаем силовое реле. Имеет 4 контакта. Они подписаны числами. 4.1 Контакт 30. Здесь подключаем провод после предохранителя 4.2 Контакт 87. Здесь подключаем провод напрямую к ПТФ 4.3 Контакт 86. Подключаем провод здесь и зацепляем его на массу, на ближайший к реле болт. 4.4. Контакт 85. Это самая интересная часть. Это управляющий контакт. Когда 85 становится 12+, контакты 30 и 87 замыкаются, как выключатель. 4.4.1 Проще: Вытащить кнопку ПТФ. Не снимайте блок. 4.4.2 Берем мультиметр, к корпусу цепляем провод, только на точку из нержавейки. 4.4.3 Включите габариты и фары. Только в этом случае задние ПТФ заработают. 4.4.4 Сейчас мы проводим эксперимент. Отключаются ПТФ — где у нас +, на каких потоках. Нашли сохраненные / зарегистрированные, и мы поняли, что они нам не нужны. 4.4.5 Включаем кнопку и смотрим где 12+ появилось после включения. 4.4.6 Нашли? Потом прикручиваем и натягиваем на 85 штифт.

Типы втягивающих реле стартера

На отечественных автомобилях в зависимости от модели устанавливаются разные типы детали. Каждый из них имеет свою конструкцию и применяемость.

  • Для «классики» (модели от «копейки» до «семёрки» – 2101, 2106, 2107 и т.д.) – нередукт. стартер;
  • Для моделей от «восьмёрки» до 21099 – нередукт. стартер;
  • Универсальные (для любой модели с редукт. стартером);
  • Для моделей от «восьмёрки» до 2109 и 21099,  21013 – 21015 – со стартером AZD.

Следует знать, что существуют разборные и неразборные модели втягивающих реле. Разборные, как правило, относятся к категории старого образца и стоят на ВАЗ 2101 – 2107.

Руководство по проверке

Устройство можно проверить, не снимая его с машины. Снятие выполняется при серьезных поломках. Для диагностики не потребуется специальных знаний. Проверяется устройство в несколько этапов. Самое главное — проверять толстыми проводами, на тонких работать не будет.

Этапы

Проверка стартера в сборе. Для этого нужно демонтировать устройство с машины и зажать его в тиски, надежно, но не сильно, чтобы не поломать. Затем необходимо замкнуть контактные болты, находящиеся с тыльной стороны, с помощью металлического предмета или куска проволоки. Если стартер рабочий, он начнет крутиться. В этом случае причина неисправности может быть в реле тяги.

Проверка на работоспособность тягового реле. Для этого нужно использовать провода с небольшим сопротивлением. Одним проводом нужно соединить положительную клемму на аккумуляторе и реле на массе, а вторым минусовую клемму на аккумуляторе и корпусом стартера. Если реле исправное, прозвучит характерный щелчок и якорь выдвинет шестеренку (автор видео — altevaa TV)

Проверяем якорь. Для этого нужно подать напряжение 12 В напрямую в обход тягового реле. Проверяем с помощью контрольной лампочки. Якорь подключается к питанию, а корпус устройства к лампочке. Если лампочка загорелась или искрит, значит, якорь имеет пробой и его нужно заменить.

Тестером следует измерить сопротивление между корпусом ротора и обмотками, оно должно составлять несколько миллионов Ом. Если сопротивление изоляции от 0 до 2 Ом, якорь неисправен и требует замены. Проверка межвиткового замыкания делается с помощью специального стенда для проверки генераторов.

Проверка устройства на стенде

Проверку щеток делают с помощью лампочки на 12 В, которую подключают к щеткодержателю и корпусу устройства. Светящаяся лампочка информирует о неисправности щеток. В этом случае их нужно заменить. Обмотка также проверяется лампочкой, только подключается обмотка и корпус.

Прозвонить электрическую сеть. С помощью контрольки можно прозвонить электрическую цепь, чтобы найти разрывы. Чтобы прозвонить элетросеть, необходимо включить зажигание.

Проверяем бендикс. Для проверки понадобится мягкая прокладка, чтобы защитить деталь от повреждения. Звездочку бендикса нужно зажать в тиски и провернуть муфту в одну и другую сторону. Если деталь исправна, муфта будет поворачиваться лишь в одну сторону. Если она проворачивается в другую сторону, это говорит о ее неисправности и необходимости замены. Могут быть изношены зубья, тогда бендикс нужно просто заменить.

Забоины в зубьях бендикса

При визуальном осмотре можно выявить следующие неисправности:

  • обрывы обмотки;
  • нарушение изоляции;
  • износ пластин коллектора;
  • дефекты поверхности коллектора и якоря в виде задиров, царапин, канавок и т.д.

Небольшие дефекты устраняются путем зачищения мелкозернистой наждачной бумагой или шлифованием. Если в результате этих действий якорь уменьшился в диаметре, ставятся прокладки. То же касается и коллектора. Если детали сильно изношены, их лучше заменить. Замена требуется, если неисправна межвитковая изоляция, изношены щетки и подшипники.

Если вы не знаете, как проверить стартер, не снимая его с машины, диагностику можно сделать на СТО, которые оборудованы специальным стендом для диагностики генераторов.

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Для чего нужно втягивающее реле стартера?

В конструкции стартера этот узел выполняет следующие функции:

  • выступает в роли разделителя, эффективно перераспределяя энергию между электромагнитным реле и стартером;
  • управляет работой элементов стартера;
  • отвечает за синхронизацию шестерен бендикса, то есть, подает их во время пуска силового агрегата, и убирает после его остановки.

Правильное название этого реле – тяговое, именно оно постоянно употребляется в специализированной литературе, путая большинство владельцев транспортных средств, особенно начинающих. Принцип работы втягивающего реле довольно прост. Известно, что для запуска мотора необходимо начать вращение его коленчатого вала. Эта процедура занимает не больше секунды, а тяговое в это время управляет бендиксом, благодаря чему шестерня пускателя соединяется с шестерней коленвала. По сути, тяговое реле работает по такому же принципу, как и электромагнит.

В конструкцию элемента входят два типа обмоток:

  1. Удерживающая.
  2. Втягивающая.

Также в его схему включено устройство, которое позволяет активировать стартер и сердечник. Включение зажигания обеспечивает подачу напряжения на втягивающую обмотку реле, что приводит к образованию магнитного поля, которое воздействует на якорь, сжимающий возвратную пружину. Вилка начинает движение в сторону маховика, а шестерня входит в зацепление с бендиксом перед тем, как соединится с зубчатым маховиком. После этого соединения происходит замыкание интегрированных в реле контактов стартера, которое управляется двумя типами схем с разной мощностью.

Одна из них более мощная отключает втягивающую обмотку и фиксирует якорь, сжимая его пружину, которая удерживается за счет наличия в конструкции дополнительной обмотки. После выключения зажигания, контакты втягивающего реле размыкаются, ток уже не подается на обмотки, якорь под воздействием пружины возвращается в исходное положение, маховик и бендикс разъединяются.

Диагностика без снятия стартера с применением мультиметра

Для этого мультиметром (тестером) последовательно сначала замеряют напряжение на клеммах аккумулятора, отключенного от бортовой сети автомобиля. Оно составляет примерно 12,7 В. При показаниях прибора менее 12 В считается, что аккумулятор сильно разряжен и не пригоден к дальнейшим проверкам.

Далее восстанавливают штатное соединение проводов и замеряют напряжение на клеммах батареи и контактах реле. По сравнению с предыдущим случаем оно меняется не более чем на 0,1 В и будет равным в обеих контрольных точках. Переводят ключ в положение запуска. Напряжение на контактах реле не должно опускаться менее 12 В. В противном случае скорее всего неисправны соединительные провода, возможно, что подгорел один или несколько контактов в цепи протекания тока.

Это интересно: Подготовка автомобиля к зимнему периоду

Как проверить реле в автомобиле

Для многих автовладельцев реле оказывается весьма непонятной вещью. От его неисправности может зависеть отказ различного оборудования, поэтому необходимо знать, как проверить работоспособность реле.

Чтобы понять принцип работы этого устройства, стоит почитать очень подробную статью Как работают реле в автомобиле. Если кратко: внутри корпуса реле установлен маленький электромагнит. При подаче напряжения на его контакты, он притягивает перемычку, и она замыкает контакты силовой линии – оборудование включается. Исходя из этого, существуют определенные неисправности реле, которые могут привести его отказу.

При диагностике неисправностей какого-либо оборудования, подключенного через реле, нужно проверить, работает ли оно. В современных автомобилях реле устанавливаются в монтажные блоки, поэтому будет отталкиваться от этого. Если у вас «отдельно стоящее» реле, принципы проверки такие же.

Проверяем присутствие питания на управляющих контактах

При наступлении определенных условий, необходимых для включения оборудования, запитанного через реле (например, включения фар из салона), реле должно щелкнуть. Если щелчок есть, то сразу переходим к следующему разделу статьи про силовые контакты. Если щелчка нет, нужно проверить наличие напряжения на управляющих контактах. Определить наличие напряжения можно обычной контрольной лампочкой или мультиметром. Причем мультиметр способен показать низкое напряжение, которое лампочка «не заметит».

Чтобы померить напряжение на контакте реле, в некоторых случаях достаточно слегка вытянуть его из гнезда монтажного блока и прикоснуться щупом контрольной лампы или мультиметра к одному из управляющих контактов. Второй щуп соответственно нужно прислонить к металлу кузова. Однако надежнее и легче вытащить реле полностью и вставить щуп в нужное гнездо блока.

Если ни на одном управляющем контакте напряжения нет, значит, реле не включится и скорее всего в отказе оборудования виновато не оно. Нужно искать причину, по которой ток не приходит на реле.

Чтобы магнит, находящийся внутри реле сработал, кроме «плюса», должна быть еще и «масса», то есть соединение с кузовом. Проверить ее наличие можно той же «контролькой». Один щуп лампы поставьте на плюсовую клемму аккумулятора, а второй – в «массовое» гнездо монтажного блока. Только не соединяйте данные места обычным проводом – это приведет к короткому замыканию! Лампочка или мультиметр исключат эту опасность и покажут есть ли массовое соединение в соответствующем гнезде.

Проверяем наличие напряжения на силовых контактах реле

Если реле щелкает, значит, управляющая электрическая цепь исправна, магнит срабатывает и перемычка двигается. В этом случае нужно проверить наличие напряжения на силовых контактах реле. На одном контакте напряжение есть всегда, а на втором должно появляться при включении реле. При выключенном оборудовании, подключенном через проверяемое реле, найдите силовой контакт, находящийся под напряжением. Для этого вставьте щуп контрольной лампы или мультиметра в соответствующее гнездо монтажного блока, а второй конец – к кузову автомобиля.

Если ни на одном силовом контакте напряжения нет, значит, силовая линия неисправна и реле так же ни при чем. Причины отказа силовой линии могут быть разными, но для начала стоит проверить предохранитель. Если же на одном из силовых контактов реле напряжение присутствует, то при включенном реле (реле щелкнуло, на управляющих контактах есть напряжение), напряжение должно быть и на втором силовом контакте.

Если реле включено, а напряжение есть только на одном силовом контакте, значит, ток не проходит через контактную группу реле. Происходит это, как правило, из-за обгорания контактов перемычки, замыкающей силовую электролинию. Подобное реле проще заменить новым, так как разбирать данную конструкцию и пытаться зачистить перемычку достаточно сложное и ненадежное занятие. Тем более, что стоимость большинства реле невысока.

Как проверить втягивающее

При перебоях в функционировании стартера, не стоит спешить со съемом устройства с автомобиля. Первоначально рекомендуется проверить работоспособность тягового. Рассмотрим доступные и эффективные методы, как проверить втягивающее на установленном стартере и после демонтажа.

При запуске двигателя

Для проверки тягового при пуске ДВС, следует прислушаться к стартеру. Если слышен щелчок, то механизм исправен. Щелчок раздается после подачи питания на пусковое устройство из-за быстрого перемещения сердечника внутри реле. Отсутствие характерного звука указывает на поломку.

При наличии щелканья, но отсутствии вращения стартера, проверяется состояние контактных поверхностей пятаков.

Мультиметром

Проверка удерживающей катушки втягивающего реле мультиметром состоит из следующих операций:

  1. На мультиметре выбирается режим измерения сопротивления.
  2. Одна контактная ножка измерительного прибора присоединяется к управляющей клемме тягового, а вторая к металлической части корпуса. При фиксации сопротивления, делается вывод об исправности удерживающей обмотки.
  3. Далее ножка мультиметра с корпуса переносится на нижний контактный болт. Предварительно отключается проводник, идущий на обмотку стартера. Целостность катушки подтвердит наличие сопротивления.

Стоит учитывать, что при межвитковом замыкании в обмотке, мультиметр будет показывать сопротивление. Но тяговое отрабатывать не будет. Вместе замыкания нарушается изоляция проводников. При подаче напряжения, протекающий ток через воздушный промежуток, где повреждена изоляция, замыкается на корпус. Магнитный поток не создается, и стартер не крутит. Диагностика межвиткового замыкания требует дополнительного оборудования. Либо используется методика проверки аккумулятором.

Аккумулятором

Перед диагностикой тягового аккумулятором, следует снять механизм с пускового устройства.

Для подготовки схемы понадобится АКБ, проводники и два выключателя для разрыва цепи (ВК1 и ВК2). ВК1 выполняет роль замка зажигания. ВК2 – имитатор смены полюсов.

Сборка схемы ведется на верстаке. От минусовой клеммы батареи провод через выключатель ВК2 подключается к нижнему контактному болту втягивающего. С данного контакта подается питание на обмотку стартера. Также минус подсоединяется к корпусу реле.

Проводник от плюсовой клеммы АКБ подключается через выключатель ВК1 к управляющему контакту тягового.

Исправность обмоток проверяется следующим образом:

  1. Поочередно включается ВК2 и ВК1 – сердечник должен втянуться, что подтверждает работу втягивающей и удерживающей катушек.
  2. Отключается ВК2 – снимается питание с втягивающей обмотки. Сердечник остается втянутым за счет работы удерживающей катушки.
  3. Отключается ВК1 – якорь отпадает в первоначальное состояние.

Основные неисправности реле стартера

Это также сигнализирует о проблеме в механизме. Также зачастую у стартера недостаточно оборотов, чтобы раскрутить маховик и таким образом включить его. Еще одним поводом для беспокойства служит отсутствие щелчка при срабатывании ключа зажигания, который сигнализирует о том, что якорь был втянут в корпус, и шестерня зацеплена с маховиком. Если его нет, значит механизм не сработал. Однако бывают случаи, когда щелчок срабатывает, однако устройство стартера так и не заработало. Проблема скорей всего кроется в выгорании контактных пар.

Причин для вышеперечисленных проблем может быть множество. В первую очередь, в глаза может бросаться явный износ деталей, которые не дают стартеру правильно работать. В данном случае решением проблемы служит замена деталей. Также могут перегорать контактные пары или обмотки, как было указано выше. Для устранения неполадок, как и в первом случае необходима полная замена деталей. Кроме этого, якорь может продвигаться в корпус с некоторой задержкой и трудностями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Неон Авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: