Плюсы и минусы способа
Достоинства торможения двигателем настолько велики, что им нужно пользоваться обязательно, особенно на затяжных спусках:
- если столько же энергии, сколько способен принять двигатель, выделить в рабочих тормозах, то они неминуемо перегреются и выйдут из строя, мотору же это никак не повредит;
- при отказе основной тормозной системы замедление с помощью двигателя останется единственным способом спасти автомобиль, пассажиров и всё, что попадётся на пути неисправной машины;
- в горных условиях не существует иных способов безопасного спуска, тормоза, способные выдержать горные режимы, на гражданские автомобили не устанавливаются;
- при торможении двигателем колёса продолжают вращаться, то есть не блокируются, и автомобиль сохраняет способность реагировать на руль, исключение составляет экстремально скользкое покрытие, когда шины потеряют контакт даже при слабом замедлении;
- при заднем или полном приводе автомобиль стабилизируется вектором замедления;
- экономится ресурс дисков и колодок.
Без минусов не обходится:
- интенсивность замедления мала, следует понимать разницу между энергией и мощностью, двигатель может принять значительную энергию, но не в короткий промежуток времени, здесь тормозная система гораздо мощнее;
- замедлением сложно управлять, водитель должен обладать знанием и навыками, а автоматические типы трансмиссий включать соответствующие алгоритмы переключения;
- не все автомобили обучены включать стоп-сигналы при таком виде торможения;
- при переднем приводе резкое торможение может дестабилизировать машину и отправить в занос.
О достоинствах и недостатках можно говорить лишь в плане информации, на самом деле режим жизненно необходим, без него сфера использования автомобиля сильно ограничена.
Правильная работа газом и сцеплением
Для лучшей наглядности опишем последовательность работы газом и сцеплением, а также объясним, как следует выбирать передачу при торможении двигателем. Итак, машина едет со скоростью около 75-ти км в час на 4-й передаче.
Для постепенного торможения необходимо выжать сцепление, включить 3-ю передачу и дождаться постепенного замедления ТС. Далее снова надо выжать сцепление, перейти на 2-ю передачу – снижение скорости станет более заметным.
Следующий шаг – очередное нажатие на педаль сцепления, включение первой передачи и дальнейшее снижение скорости вплоть до полной остановки автомобиля
Важно помнить, что чем ниже передача, тем интенсивнее торможение
Торможение двигателем на механике
Прием снижения скорости мотором на авто с механической КПП предполагает выполнение следующих действий:
- Отпустите педаль акселератора.
- Выжмите педаль сцепления.
- Когда скорость машины снизится, перейдите на пониженную передачу.
- После того, как будет максимально снижена скорость, включите 1-ю передачу.
Важно разобраться, как следует выбирать передачу при торможении двигателем на механике. Ошибка в этом случае может привести к поломке мотора. О том, что передача выбрана неправильно, говорят слишком высокие показатели оборотов на тахометре и резкое «клевание носом» машины
Это не только создает дискомфорт для водителя, но и может привести к поломке ДВС
О том, что передача выбрана неправильно, говорят слишком высокие показатели оборотов на тахометре и резкое «клевание носом» машины. Это не только создает дискомфорт для водителя, но и может привести к поломке ДВС.
Неправильные режимы торможения двигателя, обусловленные несвоевременным переходом на пониженные передачи, способны привести к блокировке колес, в результате которой авто может пойти в занос. Кроме того, нарушение порядка перехода на низкие скорости увеличивает износ мотора и приводит к риску поломок его деталей.
При движении авто на 5 или 6 передаче для торможения двигателем нужно переключаться на 3-ю передачу, так как 4-я может обеспечить очень небольшое снижение скорости. С 3 или 4 передачи нужно переходить на 2-ю. Чтобы процесс переключение был более мягким, рекомендуем сделать «перегазовку».
Для полной остановки машины нужно после снижения скорости до 5-10 км/час воспользоваться тормозной системой автомобиля.
Насколько эффективен прием торможения двигателем? Ответ на этот вопрос зависит от нескольких факторов, наиболее важными среди которых являются опыт управления автомобилем, умение адекватно оценивать дорожную ситуацию, техническое состояние машины.
Важно: использование приемов экстренного торможения двигателем на авто, которые оснащены системой АВS, приведет к потере драгоценных секунд, так как эта система гораздо эффективнее справляется с подобными ситуациями. Но и данное правило имеет свои исключения: если на трассе гололед, то в целях безопасности для экстренного снижения скорости стоит выбрать метод торможения двигателем.
Есть мнение, что система торможения двигателем более эффективна для авто, укомплектованных дизельными моторами
Такое суждение базируется на том, что в цилиндрах дизелей почти в 1,5 раза увеличена степень сжатия. В то же время существенных отличий в скорости торможения бензиновым и дизельным мотором нет.
Есть мнение, что система торможения двигателем более эффективна для авто, укомплектованных дизельными моторами. Такое суждение базируется на том, что в цилиндрах дизелей почти в 1,5 раза увеличена степень сжатия. В то же время существенных отличий в скорости торможения бензиновым и дизельным мотором нет.
Осуществляя торможение двигателем, не стоит беспокоиться о том, что увеличится потребление топлива. Расход горючего не будет превышать значений, которые характерны для остановки авто с помощью тормозной системы. В обоих случаях водитель во время снижения скорости не воздействует на педаль газа, поэтому уровень подачи горючего в цилиндры мотора стремится к нулю. После набора скорости топливо начинает поступать в стандартном режиме. Иногда для более экономичного расхода горючего водители используют эффект наката. Если впереди по движению авто присутствует затяжной спуск или загорелся красный свет на светофоре, можно включить нейтральную передачу и катиться таким образом, чтобы мотор работал на холостых оборотах.
При торможении мотором нужно следить за его оборотами. Для бензиновых силовых агрегатов переключение на пониженную передачу можно осуществлять на 2,5 тыс. оборотов. Последующее понижение передачи выполняется уже при 1 тыс. оборотов двигателя. В процессе торможения не рекомендуется вращать рулем, так как в этом случае возможна потеря управляемости автомобилем.
Учитывая приведенную здесь информацию, можно сделать вывод о важности приобретения навыков по торможению двигателем. Особенно полезной такая техника будет для владельцев машин с механической КПП
Виды
Виды торможения автомобиля выделяются в зависимости от уровня динамики транспортного средства во время этого процесса. Всего известно шесть распространённых разновидностей торможения:
- полное;
- частичное;
- экстренное;
- аварийное;
- служебное;
- стояночное.
Полное
При полном торможении автомобиль интенсивно сбрасывает скорость. Происходит это до тех пор, пока транспортное средство не остановится на одном месте.
Частичное
При частичном торможении машина постепенно сбрасывает скорость. Однако в результате этого процесса транспортное средство не останавливается, а просто снижает динамику своего передвижения.
Экстренное
Этот вид разрешено использовать только в том случае, если ему невозможно подобрать альтернативу. Например, во избежание аварии. В правилах дорожного движения говорится, что даже внезапно включившийся красный сигнал светофора не обязывает водителя применить экстренное торможение. В такой ситуации не нужно вдавливать педаль тормоза в пол, а лучше завершить манёвр.
При таком виде остановки автомобиль сбрасывает скорость очень резко. С момента начала снижения динамики до полной её потери проходит очень короткий промежуток времени, который часто оказывается недостаточным, для того чтобы находящийся позади тормозящего авто водитель успел сориентироваться и тоже остановить своё транспортное средство.
Аварийное
Аварийное торможение — это процесс остановки автомобиля, в котором не используется его тормозная система. Такое бывает в том случае, если тормоза транспортного средства отказали. Тогда водителю придётся осуществить управляемый удар о препятствие, чтобы остановить авто.
Такой процесс также называют контактным. При нём безопасности ради рекомендуется использовать такие части машины, как крылья, мягкие части кузова, обшивку дверей. Эти предметы должны уменьшить последствия столкновения с препятствием.
Удар лучше делать скользящим, а не лобовым. Поэтому при таком виде остановки транспортного средства ни в коем случае нельзя бросать руль и прекращать управление. Водитель должен будет ювелирно выстроить траекторию движения автомобиля.
Служебное
Это самый плавный вид перехода автомобиля в статичное положение. Водитель при нём заранее назначает место, в котором автомобиль полностью должен потерять свою динамику. Человек, управляющий транспортным средством, сначала перестаёт газовать, а затем понемногу начинает тормозить. В результате машина сбрасывает скорость легко и постепенно.
Стояночное
Это статичное положение автомобиля во время его стоянки. В машинах с механической коробкой переключения передач достигается посредством поднятия рычага ручника. В транспортных средствах с автоматической коробкой передач происходит при помощи переключения рычага на режим паркинга.
Теперь пришло время поговорить о том, какие бывают способы торможения.
Международные конвенции
В 1908 году в Санкт-Петербурге полицейские регулировщики вооружились белыми жезлами, которые вскоре стали полосатыми для лучшей заметности. Сертифицированных международных знаков ещё не существовало. Их заменяли информационные таблички с надписями. Но в октябре 1909 года 12 европейских государств на конференции в Женеве приняли обязательную для участников конвенцию. Возраст шофёров устанавливался в 18 и более лет, запрещалось необоснованное использование звуковых сигналов в населённых пунктах, были утверждены первые международные дорожные знаки: «Указание населённого пункта», «Перекрёсток», «Лоток» (ухабы и выбоины), «Вираж» и «Переезд рельс».
С тех пор порядок получения водительских прав принял вполне современный вид. Сначала — сдача теоретической части с вопросами о ПДД, проверкой знания сигналов регулировщика и умения читать знаки. В ходе практической части оценивался навык шофёра при управлении автомобилем. Необходимо было продемонстрировать знание технической части. К примеру, водителей просили отрегулировать зажигание, правильно выставить опережение, рассказать о настройках магнето и об алгоритмах прочистки карбюратора и т. д. Всё это требовало высокой квалификации. Неудивительно, что профессия шофёра считалась престижной и высокооплачиваемой.
Следующая конвенция была подписана в 1931 году в Женеве. Количество знаков составило уже 26. Однако Англия и её колониальная империя, а также США оставались верны информационным «жестянкам» на столбиках. Лондонские консерваторы старались дать больше поблажек водителям. В итоге в тридцатые годы страну захватила эпидемия ДТП. Согласно полицейской статистике, тяжёлые ДТП приходились на каждые 13 тысяч км пробега. Причина аварий была в неумении совладать с мощной техникой. Гидравлические тормоза были ещё редкостью. Пришлось вводить строгие меры. Губернатор Лондона лорд Коттенхем ужесточил практическую часть экзаменов до максимума. Водителей обязали учить приёмы перегазовки и двойного выжима сцепления, которые были необходимы при работе с механической коробкой без синхронизаторов. Лишь тогда новичков удалось научить правильно тормозить мотором. Количество аварий в Англии снизилось почти в три раза: до одной на каждые 44 тыс. км пробега.
В каких случаях применяется торможение двигателем
При обычной эксплуатации автомобиля тормозить двигателем водители предпочитают для увеличения ресурса колодок и накладок. Еще это снижает износ покрышек. Например, снизить скорость, применяя торможение двигателем, можно перед светофором. Если отпустить газ заблаговременно, то при подъезде к перекрестку останется лишь слегка нажать на тормоз и мягко остановиться.
В других ситуациях торможение мотором помогает избежать перегрева колодок. Например, при затяжном горном спуске с частыми поворотами. Под собственным весом и уклоном машина начинает разгоняться с горки и ее приходится сдерживать, чтобы безопасно входить в повороты и сохранять дистанцию с впереди идущими автомобилями. Если постоянно жать на тормоза, то колодки перегреются и могут даже разрушиться. Здесь и пригодится торможение мотором — установите 3-ю передачу в коробке и машина не сможет разогнаться до высокой скорости (только будет сильно реветь ДВС).
Торможение на спуске На спуске не обойтись без торможения ДВС
Зимой при гололеде или на мокрой дороге торможение автомобиля при помощи мотора создает эффект системы ABS, как у современных авто. Подъезжая к повороту, заранее отпустите газ и начинайте давить на тормоз. Связь ходовой системы с двигателем не даст шасси заблокироваться и машина не сорвется в занос.
Торможение на льду На гололеде торможение двигателем работает как АБС
Научиться замедляться и останавливаться, используя только ДВС и коробку передач, пригодится и на экстренный случай, когда откажет штатная тормозная система. Это может произойти ввиду:
- чрезмерного истирания или разрушения фрикционных накладок;
- насыщения DOT-жидкости влагой и ее преждевременное закипание;
- разрушения дисков;
- вытекания DOT-жидкости из негерметичной системы.
Тогда вы сможете остановить автомобиль или даже доехать на нем до места ремонта. Хотя лучше не рисковать и вызвать эвакуатор, ведь эксплуатация транспортного средства в таком случае запрещена.
Стоит знать! Даже когда все исправно, но требуется экстренное торможение (впереди ДТП, выбежал человек на дорогу, возникло другое препятствие), жмите на педаль тормоза, отпустив газ, и не выключайте передачу в коробке. Это посодействует более эффективному снижению скорости.
Достоинства и недостатки торможения двигателем
Первое достоинство — в самом предназначении метода. На гололеде или мокром покрытии, он надежно уберегает автомобиль от заноса. Ведь в некоторых ситуациях с этим не справляются и ABS. Другие плюсы торможения двигателем:
Движение в горах происходит всегда с включенной передачей. Это обеспечивает не только хорошую курсовую устойчивость, но и экономит колодки и диски — элементы штатной тормозной системы на серпантине подвержены перегреву.
В городе можно экономить топливо, поскольку в этом режиме его подача в двигатель отключается.
Это выход в аварийной ситуации
Если тормоза полностью вышли из строя, или тормозная жидкость вытекает при каждом нажатии на педаль, а может оборвало накладку колодки и при выжиме тормоза слышится невероятный скрежет, важно не забыть, что можно тормозить двигателем
Основной недостаток метода — это износ силового агрегата. Обратные нагрузки не желательны для мотора и коробки передач.
Поэтому, если вы не хотите в конкретном случае пользоваться стандартной тормозной системой, нажмите на педаль тормоза почти символически, чтобы дать понять сзади идущим машинам о своих намерениях. Можно кратковременно поморгать водителям стопами, либо включить аварийную сигнализацию.
Для правильного использования этой методики недостаточно понять, что значит тормозить двигателем или разобраться, как правильно тормозить двигателем на механике и других видах трансмиссии. Необходимо обязательно применять теоретические знания на практике, чтобы довести процесс до автоматизма.
Полезная статья, спасибо2Не очень
Когда необходимо тормозить двигателем?
Бывают ситуации, когда применять обычное торможение невозможно или опасно. В таких случаях приходится тормозить с использованием двигателя. Такой способ необходим при:
- Выходе из строя тормозной системы, включая ручной тормоз;
- Необходимости снижения скорости на льду или иной скользкой поверхности;
- Движении на спуск по крутому склону.
Стоит отметить, что при необходимости замедлиться на скользкой дороге на современных автомобилях нередко можно пользоваться и тормозом. ABS и другие электронные помощники способны предотвратить занос. Но они адекватно работают не всегда. Кроме того, такие системы могут неожиданно отказать. Поэтому полагаться только на них не стоит. А потому опытные водители даже на таких машинах всегда готовы в экстренных ситуациях затормозить путём снижения оборотов мотора.
Кроме того, данный метод предпочтителен при движении на спуск в горной местности. Если крутой склон довольно протяжённый, приходится притормаживать очень часто. От этого колодки могут перегреться и не сработать в нужный момент. Поэтому следует иногда снижать скорость двигателем.
А при неисправности тормозной системы такое замедление – единственный способ избежать аварии и вовремя остановить машину. Особенно это актуально, когда отказал и ручной тормоз. Но, даже если он исправен, лучше снижать скорость силовым агрегатом. Также следует помогать остановиться и «ручником».
Как тормозить двигателем
На механике
Процесс торможения двигателем на механической коробке переключения передач осуществляется в несколько операций:
1. Если движение происходит на повышенной передаче, не выжимая сцепление, отпускается педаль газа. При отказе тормозной системы автомобиля перед этим необходимо включить аварийную световую сигнализацию.
2. После снижения скорости выжимается сцепление, и передача переводится на пониженную. Отжимается педаль сцепления. В зависимости от ситуации можно перескакивать сразу через передачу, например, с 4-й на 2-ю. Если движение перед торможением происходит на 5-6 передаче, лучше сразу произвести переключение на 3-ю. Этот прием также следует использовать при движении на отрицательном уклоне, так как во время переключения передач происходит разгон автомобиля за счет силы тяжести. Однако при этом необходимо регулировать степень торможения сцеплением, чтобы не войти в режим неуправляемого заноса.
Видео — как тормозить двигателем на механике:
3. Производится дальнейшее понижение передачи вплоть до 1-й. Если на первой передаче при отпущенной педали акселератора и сцепления, автомобиль не останавливается, включается стояночный тормоз, затем выключается зажигание. Если и в этом случае автомобиль не останавливается (при большой крутизне уклона), приступают к аварийному торможению, например, наезду на бордюр.
На автомате
После приобретения автомобиля с АКПП следует внимательно изучить инструкцию по его эксплуатации, в том числе, и особенности режимов АКПП. В зависимости от вида АКПП (вариантов в этом случае много), возможно, режим торможения двигателем вообще не предусмотрен либо даже блокируется системой управления.
Наоборот, в некоторых автомобилях данный режим торможения может инициироваться без участия человека. В определенных АКПП данный режим управления торможением может быть включен при помощи ручного переключения передач, предусмотренного системой управления режимами АКПП.
Следует учитывать, что торможение двигателем на автомобилях с АКПП, в которых согласно инструкции не предусмотрен такой режим, необходимо производить только в экстренных случаях, чтобы не причинить вред дорогостоящей коробке передач.
На вариаторе
На некоторых вариаторах специально установлен режим переключения рычага «L» — торможение двигателем. Для применения такого способа рычаг переключается в соответствующее положение. Некоторые автовладельцы, особенно Ниссанов с вариаторами, стараются программно отключить данный режим, увеличив динамичность и уменьшая расход топлива.
Зачем применяется торможение?
Опытные водители знают о том, что торможение двигателем — полезный приём, способный значительно упростить ситуацию на дороге. Однако не все автолюбители понимают, для чего и при каких условиях этот навык может пригодиться. Эксплуатируя машину в условиях города в качестве семейного автомобиля, этим приёмом пользуются редко. Однако в ряде ситуаций без него обойтись просто невозможно.
Часто двигатель в качестве тормоза используют на горных дорогах. Связано это с опасностью длительного задействования основной тормозной системы. На продолжительных спусках происходит чрезмерный нагрев колодок в результате их трения о диски или барабаны. Выработанное тепло постепенно нагревает тормозную жидкость, доводя её до кипения и перехода её части в парообразное состояние. Это означает, что происходит снижение эффективности тормозов вплоть до их полного отказа. Чтобы сохранить работоспособность системы, затяжные спуски преодолевают с включённой пониженной ступенью, замедляя транспортное средство.
Вторая распространённая причина, почему мотор используют при торможении, — сохранение управляемости шасси на скользком покрытии. Этот приём актуален для ТС, не оснащённых ABS. В этом случае при активации тормозов происходит остановка вращения колеса на скользкой поверхности, что приводит к появлению сил, стремящихся развернуть колёсное шасси. Задействование ДВС для остановки исключает возможность блокировки, сохраняя тем самым устойчивое положение транспортного средства на дороге.
Менее распространённая, но очевидная причина — отказ основной системы торможения. Находясь в пути далеко от дома или станций техобслуживания, машина не застрахована от возникновения поломок. Хотя в тормозной системе реализован принцип двухконтурного действия (при полном отказе одного из них тормоза частично сохранят работоспособность), возможна ситуация, когда неисправность компонентов не позволит остановиться. В этом случае использование трансмиссии и силового агрегата — единственный способ замедлить авто. Когда скорость снижена до минимума, для полной остановки на перекрёстках, светофорах или парковке задействуют ручной тормоз.
К сведению!
Передвижение транспортного средства с неработающими тормозами категорически запрещено Правилами дорожного движения. Если машина не реагирует на нажатие педали, во избежание возникновения аварийной ситуации следует транспортировать авто эвакуатором на СТО либо выполнить ремонт на месте.
А как насчет АКПП и вариатора?
С автоматами и вариаторами все гораздо сложнее, все что вы можете сделать — это просто отпустить педаль тормоза. При этом колеса также будут испытывать определенную нагрузку, способствующую замедлению, однако не так сильно как в случае с МКПП. Однако умная электроника, предотвращая повреждение двигателя и коробки, будет любыми путями избегать несовпадения крутящего момента колес и двигателя, постоянно корректируя работу коробки и мотора. В некоторых автоматах такая возможность вообще исключена, как только «мозги» понимают, что осуществляется попытка торможения мотором, происходит автоматическое недопущение этого явления. Это сделано для предотвращения выхода из строя дорогих и сложных механизмов АКПП, а также ДВС.
Есть правда и исключения. Например, некоторые автоматические экземпляры трансмиссии оснащены режимом, позволяющим выполнить торможение мотором, для этого селектор следует установить в положение «L». В этом режиме можно эффективно тормозить двигателем, а также двигаться с одной выбранной скоростью, например, на бездорожье.
Среди вышеперечисленных плюсов есть и минусы такого способа торможения:
- Повышенная нагрузка на детали трансмиссии;
- Высокая нагрузка на отдельные детали мотора;
- Риск возникновения ДТП по причине не включенных «стопов»;
- Возможен «масложор», хотя это наблюдается не на всех моторах.
Плавное торможение с небольшой скорости.
К примеру вы едете по городу и захотели остановиться попить кофе или высадить пассажира. Для этого необходимо сбросить скорость
, включитьправый указатель поворота и перевести взгляд на правоезеркало заднего вида , что бы убедиться что справа вас никто не обгоняет и нет велосипедистов или других участников движения. Прижимаетесь к правой обочине или тротуару. Далее,выжимаете сцепление (разъединяете передачу крутящего момента между двигателем и коробкой передач) и не отпуская его плавно нажимаете напедаль тормоза . Останавливаетесь. После можно выключить поворотник, дернуть рычаг ручного (стояночного) тормоза, после перевести положение ручки переключения передач в нейтральное положение и отпустить педаль сцепления. Теперь можно глушить авто и идти по делам.
Совет 7 Внимательно следить, на чем чаще всего подлавливают
С теорией, кажется, у меня было две-три попытки. Основная проблема заключалась в том, что сдавать ее нужно было в центральном управлении ГИБДД, у черта на куличках. А экзамен начинался строго в восемь утра. То есть для сдачи мне нужно было встать в шесть — при условии, что я всегда был совой и ложился в два-три часа ночи. В итоге на экзамен я неизменно приезжал с квадратной головой и не то что билеты — свое имя и дату рождения вспоминал с большим трудом. Но перед одной из попыток таки удалось выспаться.
А вот с практикой не было никаких проблем. Водить я уже умел, уверенно ездил по проселочным дорогам на даче. С инструктором автошколы с первого же занятия ездили по его личным делам: забрать детей из школы, продлить ОСАГО или отвезти его подшофе к любовнице на другой конец города.
Помню, что на сдаче гаишник всех пытался подловить на мелочах: вытянутом ручнике, непристегнутом ремне, включенной аварийке, неотрегулированных зеркалах, выключенных фарах. Все сдающие ехали в одной машине и менялись по очереди. Гаишник включал и отключал, что не положено, в момент пересменки сдающих, пока они обходили машину, и безжалостно срубал за это баллы. Я был последним в очереди, успел проанализировать всю его коллекцию подлянок и не допустил ни одной ошибки.