Двухполосные и трехполосные дороги
Автомобильные дороги могут быть двухполосными, трехполосными и многополосными. Двухполосные дороги встречаются в нашей стране чаще всего. Движение на них организовано достаточно просто: одна полоса с ТС, едущими в одну сторону, и вторая с ТС, следующими в другую сторону. Однако именно двухполосные дороги являются самыми опасными. По причине отсутствия на них разделительной полосы любая водительская ошибка может привести к выезду на встречную полосу и последующему лобовому столкновению. Такие ДТП случаются, когда водитель совершает опасный обгон на высокой скорости, засыпает за рулем или просто не справляется с управлением автомобиля.
Принимая во внимание безопасность дорожного движения, следовало бы совсем запретить обгоны на таких дорогах. Однако сделать это невозможно, так как всем водителям придется ехать со скоростью самого медленного ТС, что значительно усложнит дорожную обстановку
Поэтому любому водителю приходится периодически совершать обгоны и выезжать для этого на встречную полосу
При этом очень важно соблюдать необходимые меры предосторожности.. Выше уже говорилось о том, что любая дорога с количеством полос большим, чем две, даже трехполосная, намного безопаснее двухполосной. Дополнительная третья полоса дает водителям целый ряд преимуществ
Ее можно поделить между двумя встречными направлениями движения
Дополнительная третья полоса дает водителям целый ряд преимуществ. Ее можно поделить между двумя встречными направлениями движения.
Выше уже говорилось о том, что любая дорога с количеством полос большим, чем две, даже трехполосная, намного безопаснее двухполосной. Дополнительная третья полоса дает водителям целый ряд преимуществ. Ее можно поделить между двумя встречными направлениями движения.
На трехполосной дороге движение может быть организовано двумя способами. Первый из них предполагает деление дороги на отрезки одинаковой протяженности. На таких отрезках средняя полоса поочередно относится то к одному, то к другому направлению. Если на каком-то отрезке две полосы предназначено для движения в Вашу сторону и одна полоса встречная, то на следующем участке в Вашем направлении будет только одна полоса и две у встречных ТС. На расширенном отрезке дороги водитель может выполнить опережение медленно движущегося ТС без выезда на встречную сторону проезжей части. Для правильной ориентации участников движения встречные направления отделяют друг от друга сплошной линией разметки, а попутные – прерывистой.
Второй вариант организации движения описан в пункте 9.3. ПДД. Он используется исключительно на хорошо просматриваемых прямых горизонтальных участках дорог. Все три полосы разделены между собой прерывистыми линиями разметки. Крайняя правая полоса предназначена только для движения в прямом направлении. Крайняя левая полоса – встречная. Двигаться по ней несмотря на наличие прерывистой, а не сплошной линии разметки, категорически запрещено, что является исключением из общего правила.
Средняя полоса на таких дорогах играет большую роль. Она нужна для объезда препятствий и опережения других ТС. Этой полосой могут пользоваться водители двух направлений. Однако, при такой организации движения все равно существует риск столкновения с ТС, движущимся навстречу и также начавшим маневр по опережению, но такие ситуации встречаются достаточно редко. Так как участок дороги хорошо просматривается, водитель имеет возможность заранее увидеть, что средняя полоса занята и, соответственно, воздержаться от маневра до тех пор, пока полоса не освободиться. При этом риск лобового столкновения намного ниже чем на обычной двухполосной дороге.
Помимо этого средняя полоса может применяться для поворота налево и разворота. При этом необходимо снизить скорость или полностью остановиться и пропустить встречные ТС. При этом необходимо снизить скорость или полностью остановиться и пропустить встречные ТС. На двух полосной дороге такой маневр задерживает другие автомобили, едущие прямо. На дороге со средней полосой остальные участники движения, двигающиеся сзади, могут свободно продолжать движение в прямом направлении. Тем, кто движется навстречу по крайней левой полосе, также ничего не мешает. Значит, никаких предпосылок для образования заторов и пробок на таких дорогах не существует.
Стоянка на краю тротуара для пикапов и фургонов запрещается
Рассмотрим пункт 12.2 Правил дорожного движения:
ПДД РФ, п. 12.2 Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 — 8.6.9.
8.6.2 — 8.6.9 указывают способ постановки легковых автомобилей и мотоциклов на околотротуарной стоянке.
Пикапам и фургонам категории «В» стоянка с заездом тротуар не разрешается, т.к. вышеуказанные таблички действуют только на легковые автомобили.
Кстати, табличка 8.6.1 распространяется и на грузовые автомобили:
Можно ли двигаться далее 2 полосы по ПДД?
Не совсем! Есть в Правилах раздел, регулирующий расположение транспортных средств, и есть в нём пункт 9.4, который содержит особые указания для грузовых автомобилей массой более 2,5 тонны:
Итак, мы имеем – движение по дороге по 3 полосе и далее для грузовиков с указанной массой не запрещается
Нельзя занимать именно крайнюю левую – и здесь уже неважно, третья она, четвёртая или десятая
Если быть точнее, то под такой запрет попадают машины при следующих 4 условиях:
- разрешённая максимальная масса вашего авто – более 2 500 кг,
- оно относится к категории грузовиков,
- участок дороги, по которому вы в данный момент двигаетесь, имеет 3 полосы движения только в вашем направлении – например, если вы едете по МКАД или КАД,
- вы едете не для того, чтобы повернуть налево или развернуться.
Давайте подробнее разъясним все эти 4 условия!
Вас также заинтересует:
- Какие требования к перевозке домашних животных в автомобиле действуют сейчас?
- Разрешена ли остановка и стоянка на тротуаре при погрузке и разгрузке товаров?
- Изменения ПДД в июле 2018: новые дорожные знаки экологического класса – где применяются и какой штраф?
Что такое разрешённая максимальная масса и где смотреть?
Она по сути своей родственна полной массе, указываемой в технических характеристиках к автомобилю, но термин используется больше в юридических документах, правилах и законах.
Разрешённая максимальная масса включает в себя вес самого авто вместе с топливом и всеми жидкостями в узлах и агрегатах, а также водителя, пассажиров и грузов в количестве и массе, разрешённых изготовителем.
Этот параметр вы можете найти в свидетельстве о регистрации (розовом пластике, который вам выдавали в ГИБДД к машине) в предпоследней графе лицевой стороны.
Таким образом, если значение этой характеристики более 2,5 тонны, то движение по третьей полосе вам запрещено… Но только если у вас именно грузовой автомобиль.
Подпадает ли Газель?
Да. Несмотря на то, что в правах у водителя Газели может быть и категория B, как мы указали выше, грузовые автомобили определяются вовсе не категорией водительских прав для возможности их управления, а именно специальным регламентом.
И, согласно, Техрегламенту, Газель принадлежит к грузовым автомобилям. Но только в том случае, если речь идёт о грузовой модели, а не пассажирской
Обратите внимание, Фермер, фургон и подобные модификации, предназначенные именно для перевозки грузов, даже если вкупе с пассажирами, в любом случае подпадают под запрет ездить по 3 полосе
Каким авто разрешено?
Собственно, разрешено это тем, кому не запрещено. К таким условиям средствам относятся:
- если ваш автомобиль легковой – например, многие внедорожники и тяжёлые кроссоверы могут именно максимальную массу более 2,5 тонн, но им можно ехать по третьей полосе дороги, потому что они не грузовики,
- автобусы и другой транспорт, который не предназначен для перевозки именно грузов.
Можно ли обжаловать, если указать, что шли на поворот/разворот?
Вполне возможно оспорить штраф, если вы, действительно собирались развернуться или поворачивать налево. Но только в том случае, если на данном участке фиксации нарушения есть ближайшее место для таких манёвров. Увы, но в большинстве мест таковых нет. Например, на МКАДе вообще их почти не предусмотрено.
Ранее мы приводили подробную статью о порядке подачи жалобы на штраф ГИБДД с образцами и бланками заявлений.
Считается ли автобусная полоса?
В официальной трактовке говорится об одном из условий запрета ездить по левому ряду – когда дорога имеет в данном направлении 3 полосы и более. Но многие водители заблуждаются, не считая при этом полосу для маршрутных ТС.
И это большое заблуждение, так как формально ПДД не её исключают, а она является полноценной полосой в своём смысле этого слова. Поэтому формально и штраф за занятие 3 полосы грузовиком будет законен.
К слову о наказании!
Штрафы за неправильный выбор полосы движения
Нарушение | Статья КоАП | Наказание |
Движение грузовика тяжелее 3,5 тонн далее второй полосы на автомагистрали | 12.11, часть 2 | 1 000 рублей |
Прочие нарушения правил расположения грузовиков | 12.15, часть 1 | 1 500 рублей |
Например, водитель получит этот штраф в размере 1 500 рублей, если будет на грузовике тяжелее 3,5 тонн ехать далее второй полосы по дороге для автомобилей (МКАД).
Кроме того, движение грузовиков в настоящее время контролируется камерами, работающими в автоматическом режиме. И если грузовик проедет по третьей полосе МКАД 30 — 40 километров, то он за небольшой промежуток времени соберет штрафов на 10 — 20 тысяч рублей. Будьте внимательны и не допускайте подобных нарушений.
Удачи на дорогах!
Въезд в центр Москвы и ТТК на ГАЗели
В Постановление Правительства Москвы «Об ограничении движения грузового автотранспорта в городе Москве и признании утратившими силу отдельных правовых актов Правительства Москвы» от 22 августа 2023 г. № 379-ПП были внесены изменения, которые вступили в силу с 1 января 2023 года.
В соответствии с изменениями, внесенными в вышеуказанный документ, грузовикам запрещается въезжать в центральную часть российской столицы. При этом запрет въезда касается только тех грузовых автомобилей, экологический класс которых – ниже третьего. В нашей статье мы рассмотрим вышеперечисленные нововведения более детально.
Ознакомившись с пунктом 1 Постановления Правительства Москвы «Об ограничении движения грузового автотранспорта в городе Москве и признании утратившими силу отдельных правовых актов Правительства Москвы», можно увидеть, что въезд и движение в центральной части города, ограниченной Третьим транспортным кольцом (ТТК) запрещается:
- Грузовым транспортным средствам, которые по экологическим характеристикам ниже экологического класса 2.
- Грузовым транспортным средствам, которые по экологическим характеристикам ниже экологического класса 3.
Кроме того, изменениями, внесенными в Постановление Москвы, грузовым автомобилям, соответствующим экологическим характеристикам ниже экологического класса 2, запрещено въезжать в часть города, ограниченную Московской кольцевой автомобильной дорогой (МКАД) до территории города Москвы, ограниченной Третьим транспортным кольцом (ТТК). Сведения об экологическом классе грузовика можно узнать в ПТС (поле №13).
Напомним, что до 1 января 2023 года въезд грузовых транспортных средств ниже 2-го экологического класса в центр Москвы ограничивался ТТК. Начиная с 1 января 2023 года, грузовикам ниже экологического класса 2 запрещается въезжать в центр столицы, ограниченной МКАД (включая саму МКАД).
Для грузовых автомобилей, чей экологический класс ниже третьего ранее запретов не было. Теперь с 1 января 2023 года грузовики ниже 3-го экологического класса не вправе въезжать в центр Москвы, ограниченный ТТК (включая само ТТК).
Въезд грузовых автомобилей в центр Москвы: карта ограничений.
Для того чтобы наглядно продемонстрировать изменения в Постановлении Правительства Москвы, предлагаем вам взглянуть на карту ограничений въезда грузового автотранспорта в центр столицы с 1 января 2023 года:
- цифра 2 и зеленый цвет – ограничения на въезд в центр города для грузовых автомобилей, чей экологический класс ниже 2-го.
- цифра 3 и синий цвет – ограничения на въезд в центр города для грузовых автомобилей, чей экологический класс ниже 3-го.
- Ограничения по времени въезда:
- Грузовики, грузоподъемность которых более одной тонны не вправе въезжать на ТТК (включая зону, ограниченную ТТК) с 6 утра до 22 часов вечера.
- Грузовики, разрешенная максимальная масса которых более 12 тонн, не вправе въезжать на МКАД (включая зону, ограниченную МКАД) с 6 утра до 22 часов вечера.
- Ограничения по месяцам и дням недели (включая праздники):
- С 1 мая по 1 октября по пятницам, субботам, воскресеньям, праздникам (включая предпраздничные дни) грузовикам запрещено въезжать на ТТК и МКАД с 6 утра до полуночи.
В этой статье речь пойдет про изменения, которые внесены в Постановление Правительства Москвы «Об ограничении движения грузового автотранспорта в городе Москве и признании утратившими силу отдельных правовых актов Правительства Москвы» от 22 августа 2023 г. № 379-ПП.
Нововведения вступили в силу с 1 января 2023 года и они накладывают запрет на въезд грузовых автомобилей в центральную часть города Москвы. Ограничения распространяются только на грузовики, экологический класс которых меньше третьего.
Расположение на проезжей части
Ключом к безопасности дорожного движения является соблюдение правил и норм, изложенных в Кодексе дорожного движения. Они предъявляют особые требования к большегрузным автомобилям при использовании полос движения на дорогах различных категорий.
Пункт «Расположение транспортных средств на проезжей части» — это параграф 9 RRS, и вы можете обратиться к нему самостоятельно.
В населенных пунктах
Согласно пункту 9.4, существуют ограничения на движение всех большегрузных автомобилей весом более 2 500 кг. Водители таких транспортных средств могут занимать крайнюю левую полосу (при наличии трех и более полос движения) только в двух случаях
- При повороте;
- При повороте налево.
Следует отметить, что в эту категорию входит ряд автомобилей, которые многие считают легковыми (условно в категории «В») — к ним относятся пикапы и «ГАЗели».
Город не предъявляет других требований к грузовикам. Они такие же, как и на всех других автомобилях. Ограничения могут быть наложены только знаками. Например, часто грузовые автомобили не могут проехать через центр.
Вне населенных пунктов
Предыдущее правило также распространено при движении в населенных пунктах, где есть главная дорога. Здесь действует следующее правило: «Держитесь как можно дальше вправо». Если правая полоса занята, вы можете воспользоваться левой, но как только правая полоса освободится, вы должны занять ее.
Вне населенных пунктов левые полосы используются для интенсивного движения, обгона. Водителям грузовиков с разрешенной массой более 2 500 килограммов следует помнить о разделе 9.4, описанном выше.
По автомагистралям и дорогам для автомобилей
Автострады и автомагистрали обозначаются следующими знаками (5.1, 5.3). Они руководствуются определенными правилами. Они являются общими и относятся к обоим (см. раздел 16.3).
Давайте определим общие правила для всех автомобилей этой категории:
- Грузовые автомобили массой от 2 500 до 3 500 кг могут двигаться по любой полосе (если их три или более), но крайняя левая полоса может быть занята только для разворота или поворота налево;
- Все грузовики с разрешенной массой 3500 кг и более могут использовать на таких дорогах только две крайние правые полосы (в соответствии с правилом 16.1. строго запрещено занимать любую другую полосу);
- Легкие грузовики весом до 2 500 кг могут занимать любую полосу на таких дорогах, для них нет никаких ограничений.
Если водитель нарушает правила дорожного движения, он может быть привлечен к ответственности, о чем будет сказано ниже.
О штрафах
Ответственность за несоблюдение знака прописана в КоАП РФ. Штрафы сейчас разнятся для обычных городов и городов федерального значения. К тому же знак «Грузовым движение запрещено» может предписывать время, а также дни и даже целый сезон, в которые нельзя большегрузам передвигаться по определённым участкам дороги.
Нарушение знака облагается штрафом 500 р.
Если грузовое движение запрещено, штраф за нарушение знака по России составляет всего 500 р., ну всего или не всего, решать вам, а нарушать правила всё же не стоит, не зря их придумали и прописали, и даже не для того, чтобы собирать с нарушителей «дань», правила дорожного движения, прежде всего, предусматривают порядок и безопасность на дорогах. Москва же и Питер сильно отличились в величине штрафа. Водителям, беспечно проигнорировавшим запрещение, придётся выложить 5 тыс. р. Но как известно, мастеров нарушать правила всегда много, видимо, не все ещё доросли до разумного мышления, какие-то серьёзные вопросы так и остаются у них в зоне безответственности, которая некоторых прямо поглощает, поэтому таких водителей надо хоть чем-то останавливать. К сожалению, чужими примерами не всех остановишь, но штрафы оказывают небольшое влияние на нерадивых водителей.
Популярные статьи
Как юрлицам проверить и оплатить долг за проезд по ЦКАД
Шлагбаумов на ЦКАД трассе нет, но проезд платный. Разобрали как автоматически проверять задолженность ЦКАД и не получать штрафы.
14 мая 2021
434к
Перевозка негабаритных грузов — правила и штрафы для юридических лиц
Разъясняем правила перевозки негабаритных грузов и размеры штрафов для юридических лиц за несоблюдение требований
8 апреля 2020
367к
Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом — правила и штрафы
Рассказываем правила и требования перевозки опасных грузов наземным автомобильным транспортом в России, основные нюансы, нарушения и ответственность юридических лиц
28 апреля 2020
274к
Суть нарушения
Разберемся с законодательством. Речь идет о запрете выезда грузового транспорта на крайнюю левую полосу, по счету она может быть не только третьей. Главное условие – в одном направлении должно быть 3 и более полос, включая специальную для автобусов.
Эта мера призвана разгрузить транспортный поток за счет освобождения крайнего левого ряда для обгона и перестроения автотранспорта, за исключением грузовиков с максимально разрешенной массой более 2,5 тонн. Они могут «прижаться» к встречке только для поворота или разворота, там, где это возможно.
Соответствующие изменения законодательства вступили в силу еще в 2010 году, но санкции к нарушителям применяли редко: инспекторам требовался веский повод для остановки транспортного средства, например, неисправные световые приборы*, а камеры не были адаптированы под фиксацию данного вида нарушения.
*Чтобы передний головной свет работал исправно, не требовал постоянного контроля и замены вышедших из строя лампочек, рекомендуем установить светодиодные фары.
Из-за ухудшения ситуации на дорогах, Госавтоинспекция ужесточила контроль за соблюдением этого запрета. Это стало возможным и благодаря усовершенствованию видеофиксации нарушений ПДД:
- Камера идентифицирует транспортное средство.
- По госномеру находит в базе сведения о ТС и проверяет максимально разрешенную массу.
- Учитывает, если на участке поворот или разворот невозможен (МКАД и КАД).
Размещение груза
Груз в прицепе размешается таким образом, чтобы он находился как можно ниже и ближе к оси. При загрузке лучше немного сместить поклажу вперед, чем перезагрузить корму прицепа.
Но в любом случае дышло прицепа не должно давить на фаркоп с усилием более 50 кг.
Когда у прицепа перегружена корма, он приподнимает заднюю часть автомобиля, снижая этим эффективность задних тормозов и перегружая переднюю подвеску. Когда перегружена передняя часть прицепа, он приподнимает передок у машины. Это приводит к снижению эффективности управления, а переднеприводный автомобиль будет буксовать даже на асфальте.
Боковой интервал и дистанция
Безопасный боковой интервал между транспортными средствами, движущимися бок о бок в попутном направлении или навстречу друг другу, а также безопасная дистанция между транспортными средствами, едущими по одной полосе друг за другом, играют очень важную роль при расположении ТС на проезжей части. Пункт 9.10. Правил советует каждому водителю выбирать их так, чтобы полностью исключить возможность столкновения при внезапном торможении впереди идущего транспортного средства или при возникновении необходимости объезда препятствия, например, неровности на проезжей части.
Правила не регламентируют величину безопасного бокового интервала и безопасной дистанции. Однако, принято считать, что при движении по соседним полосам интервал должен равняться 1 метру. Это вполне соотносится с реальной действительностью, если соблюдать дорожную разметку. При езде с высокой скоростью, встречном разъезде, при движении по неровной или скользкой дороге, при возможности выброса гравия из-под колес транспортных средств боковой интервал следует увеличить. Так же необходимо поступить при повороте в непосредственной близости длинномера (автопоезда, автобуса, троллейбуса или трамвая). Имея большой интервал между передними и задними колесами, кузов этих ТС сильно смещается к центру поворота, и стандартного интервала может быть недостаточно для удачного завершения маневра.
Транспортные средства, имеющие задний свес, то есть большое расстояние от задних колес до заднего края кузова, также представляют некоторую опасность. При повороте их задний правый или задний левый угол выдвигается во внешнюю, а не во внутреннюю сторону закругления. При этом водитель длинномерного ТС может даже не заметить столкновения и покинуть место происшествия. Виноват в такой ситуации не только он сам, но и водитель, не соблюдающий безопасный боковой интервал. При участии в ДТП такого рода трамвая ответственность за него будет нести водитель автомобиля, так как маневренность трамвая ограничена рельсами, и он не может изменить заданную траекторию движения.
Условия при выборе безопасной дистанции, так же как и при выборе оптимальной скорости движения, постоянно меняются. Величина дистанции находится в прямой зависимости от погоды, состояния проезжей части, уклона дороги, видимости, скорости движения, качества шин и тормозов, времени реакции водителя. Дистанцию следует увеличивать, если условия неблагоприятные. При отсутствии опасностей на дороге дистанцию можно сократить. Правильной принято считать такую дистанцию, которая позволяет остановиться и избежать столкновения в случае внезапного экстренного торможения. В ситуации, когда сложно правильно определить величину безопасной дистанции, лучше несколько завысить ее значение. От слишком большой дистанции неприятных последствий намного меньше, чем от слишком маленькой, так как в последнем случае легко оказаться виновником ДТП.
Точно указать допустимую дорожную дистанцию для огромного количества дорожных ситуаций – невозможная задача. Однако, существует общее правило, согласно которому безопасным является расстояние, которое автомобиль преодолевает за две секунды за исключением варианта со скользким дорожным покрытием.
Статья 12.15. КоАП РФ описывает виды наказаний, предусмотренных за нарушение правил расположения ТС на проезжей части, а также правил обгона и встречного разъезда. За неправильный выбор полосы движения или езду по обочине придется заплатить штраф 1500 рублей. Запрещенное движение по тротуарам, велосипедным и пешеходным дорожкам карается 2000 рублями штрафа. Штраф от 1000 до 1500 рублей налагается за выезд на встречную сторону дороги или на встречные трамвайные пути для объезда препятствия. Все остальные случаи езды по встречной полосе, а именно:
- выезд на встречную полосу через сплошную линию разметки,
- движение по проезжей части встречного направления,
- въезд под «кирпич» на дорогу с односторонним движением,
- попытка повернуть налево при въезде на круговое движение,
- запрещенный обгон;
предполагают штраф 5000 рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев. Повторное такое нарушение наказывается лишением прав на 1 год при условии, что оно зафиксировано сотрудником автоинспекции. В случае, когда фиксация произошла при помощи автоматической фото- или видеокамеры, нарушителю грозит только штраф в размере 5000 рублей.
Согласно пункту 1.2. Правил ТС, стоящее в пробке или остановившееся для пропуска пешеходов перед зеброй, не считается препятствием. Опережение такого автомобиля там, где это запрещено ПДД, является нарушением статьи 12.15.4. Кодекса.