Схемы и правила выполнения разворота на различных перекрестках
Правила разворота зависят от типа перекрестка, на котором совершается маневр. При этом у некоторых видов транспорта есть преимущества в дорожном движении, что также нужно учитывать при разворотах.
Регулируемых
На перекрестке, который регулируется светофором, выполнять такой маневр проще всего, так как водителю нужно только пропустить встречный поток машин. Справа и слева движение будет остановлено сигналом светофора. От водителя требуется:
- соблюдение направления движения по разметке;
- удостоверение в том, что перед перекрестком нет знака, который воспрещает маневр.
Поворот на регулируемом перекрестке
Равнозначных
У равнозначного перекрестка есть три основных признака: он не регулируется, знаки приоритета отсутствует, покрытие на пересекаемых дорогах одинаковое. Чтобы правильно развернуться в таком месте, водителю нужно знать, кто “главнее”:
- трамвай имеет преимущество перед авто, независимо от того, куда он движется;
- водители безрельсовых ТС обязаны уступать дорогу тем авто, что движутся справа;
- если справа ТС нет, движение можно начинать.
Поворот на равнозначном перекрестке
Т-образных
Практически любой легковой транспорт может развернуться на перекрестке такого типа. Исключение могут составлять крупногабаритные авто, радиус разворота у которых слишком большой. Чтобы выполнить данное действие, нужно найти наиболее безопасное место: здесь нельзя двигаться задним ходом (штраф – 500 рублей) и выполнять серию разворотов. Общие правила для безопасного движения:
- нужно руководствоваться знаками «Главная дорога», «Стоп» и «Уступи дорогу»;
- если на перекрестке отсутствуют любые знаки, главное правило для водителей – «Помеха справа»;
- при движении включение указателей поворота обязательно;
- когда трасса узкая, требуется движение по дальней траектории, по ближней – если дорога широкая.
Поворот на Т-образном перекрестке
С трамвайными путями
В соответствии с ПДД, у рельсового транспорта есть преимущество перед остальными его типами. Первый уступает дорогу легковым ТС только если он сам осуществляет движение по примыкающей дороге, а машина – по главной.
Запомните! Если на перекрестке есть светофор, регулирующий движения трамвая и авто, первый будет в приоритете.
Когда для машины горит зеленый свет, а для трамвая – красный, последний стоит. Однако он может начинать движение на стрелку, которая была включена вместе с красным знаком светофора – а это нарушение.
Если на перекрестке нет светофора, то за трамваем также будет преимущество.
С разделительной полосой
На дорогах с таким типом разметки есть 2 способа разворота: когда полоса достигает перекрестка, или пересекает его:
- Первый случай требует выполнения маневра только по малой траектории, так как на таких дорогах обычно достаточно места. Заезд на пересечение дорог строго запрещен и наказывается штрафом.
- Во втором случае правилами разрешен поворот исключительно по большому радиусу, иначе ТС будет некоторое время продолжать движение по встречной полосе, что также не разрешено.
Поворот на дороге с разделительной полосой
Но нужно учесть:
совершая маневр, нужно принять во внимание то, насколько широка разделительная полоса;
если она просторная, а водитель разворачивается по малому радиусу, ему грозит лишение прав;
когда линия узкая (около 20 см), никакого штрафа не будет, так как встречное движение не интенсивное.
Со светофором
Когда на пересечении дорог установлен светофор, выполнение разворота является безопасным и простым. Общие правила на такой дороге:
- водитель разворачивающегося авто должен соблюдать траекторию движения согласно полосам;
- поворот возможен только в местах, где нет запрещающего такого маневра знаков;
- начало движения разрешено только по соответствующему сигналу светофора.
Разворот на перекрестке со светофором
Направление главной дороги
Направление следования по главной дороге не всегда прямое, она может и уходить в любую сторону. Тогда перед поворотом стоит знак 8.13, относящийся к группе дополнительных. Именно поэтому он всегда сочетается с одним из символов:
- 1,
- 4,
- 5.
Знаки могут стоять на перекрестке или перед примыканием преимущественного и второстепенного отрезков пути. Жирной чертой на 8.13 указано, куда сворачивает первый. На знаке схема должна быть такой же, как в реальности. От особенностей траектории зависят правила следования через участок. И кто уступает при съезде с наиболее значимой дороги, определяется тем, в какую сторону она поворачивает.
Важны и следующие нюансы:
- знак 2.1 не отменяет требований символа ограничения скорости, если он тоже там есть;
- траектория преимущественной дороги на круговом движении всегда идет по кольцу, то есть оно и является более важным по значению;
- сочетание символа направления первостепенной дороги и светофора приводит к необходимости слушаться последнего, так как он отменяет знаки приоритета.
Разворот на нерегулируемом перекрестке
Одним из частных случаев выполнения разворота является его осуществление на нерегулируемом перекрестке. Для правильного исполнения задуманного, необходимо контролировать ситуацию по всем направлениям движения. Кроме того, последовательность действий водителя будет зависеть от вида пересечения и его места расположения.
Зона разворота
Разворот на нерегулируемом участке считается более опасным, чем на регулируемом. Это обусловлено тем, что во втором случае разворот осуществляется только на зеленый сигнал светофора, а перпендикулярно движения нет, так как горит красный. В случае с нерегулируемым пересечением водителю придется самостоятельно следить за движением по всем направлениям и учитывать другие обстоятельства.
Равнозначные дороги
Вариантом разворота является маневр на пересечении дорог, равнозначных по принципам ПДД. Это означает наличие признаков:
- отсутствие знаков «Главная дорога» и «Уступи дорогу»;
- одинаковое покрытие дорожного полотна.
В такой ситуации водителю не приходится опираться на знаки приоритета. Именно поэтому при совершении разворота следует учитывать ситуацию на всем участке пересечения.
Разворот на регулируемом перекрестке
Кроме того, можно выполнить маневр несколькими методами:
- по ближней траектории;
- по дальней.
Первый вариант предполагает разворот с минимальным выездом к центру пересечение, а второй наоборот.
Во втором случае автомобиль проезжает дальше середины перекрестка и только потом разворачивается.
В любом случае, нельзя выезжать намного дальше центра пересечения, чтобы не «задеть» сплошную линию, разграничивающую потоки движения. В этом случае водителю грозит наказание.
На нерегулируемом перекрестке равнозначных дорог необходимо применять правило «помехи справа». Согласно ему приоритетной считается та дорога, которая располагается справа от водителя и движущиеся по ней транспортные средства необходимо пропускать.
Разворот на нерегулируемом перекрестке неравнозначных дорог
Второй вариант нерегулируемого перекреста — с неравнозначными дорогами.
В этом случае по мере приближения к пересечению водитель должен увидеть знак «Главная дорога» или «Уступи дорогу».
Кроме того, следует обращать внимание на наличие знака «Стоп» и стоп-линии. В последнем случае автомобилист обязан полностью остановиться и продолжить движение после оценки ситуации по всем направлениям
В последнем случае автомобилист обязан полностью остановиться и продолжить движение после оценки ситуации по всем направлениям.
При направлении к пересечению неравнозначных дорог, действовать следует в зависимости от того, на какой из них находится транспортное средство. Водитель, проезжающий по главной дороге, имеет приоритет в осуществлении маневра по отношению к тем, кто проезжает по второстепенной. Однако следует пропустить транспортные средства, идущие по встречному направлению.
Если автомобиль перемещается по второстепенному пути, ему придется пропускать все автотранспортные средства, которые осуществляют движение по приоритетной дороге. Следует при этом проявлять максимум внимания и контролировать ситуацию на всем участке дороге.
Классификация «голубых»: наблюдения фиолетового
Оригинал взят у alienoraa в Классификация «голубых»: наблюдения фиолетовогоПродолжаем разговор. Почитала я тут сотни страниц опусов от «голубых» тынц, тынц, тынц, тынц, систематизировала их доводы и вывела классификацию. 1. «Куда главная — туда и прямо». Это самый смешной, но и самый легкий случай. Товарищи из данной группы считают, что даже если главная поворачивает на 90 градусов — это вовсе не поворот. Данный перл легко опровергается следующим пояснением к картинке экзаменационных билетов по ПДД:
Вы обязаны информировать других участников движения о своих намерениях во всех случаях. Поэтому, собираясь продолжить движение по главной дороге, Т.Е. ВЫПОЛНИТЬ ЛЕВЫЙ ПОВОРОТ на перекрестке, вы должны включить указатели поворота соответствующего направления (п. 8.1 ). Ну, тут, вроде, все ясно. Поворот главной — это поворот, со всеми вытекающими. 2. «Съезжать с главной» — это маневр Граждане данной группы вывели загадочное понятие ПДД «съезжать с главной». Они уп*** пытаются доказать, что если двигаться ПРЯМО, без малейшего изменения направления движения с главной на второстепенную — это «съезжать». Что значит «съезжать» они толком объяснить не могут, любят ссылаться на «интуицию», По их интуитивным знаниям «съезжать с главной» означает что-то вроде «перестраиваться», «поворачивать», в общем, «всяко маневрировать». На простой вопрос, где в ПДД такое значится они впадают в ступор. ИБО НИГДЕ! В данной группе имеется обособленная подгруппа товарищей, которая убеждена, что если на неравнозначном перекрестке ты с главной едешь на второстепенную — ты теряешь приоритет, относительно того, кто за перекрестком поворачивает на главную же. Данное заблуждение также можно опровергнуть комментариями к экзаменационным билетам. Нигде ничего не сказано о том, зависит ли приоритет от того, кто за перекрестком куда продолжает движение. Во. Тут у нас оба «съезжают с главной». Это что же, может, их вообще надо приравнять к второстипенным и пустить вперед того, что самый наглый? На это в «подсказке» к билету написано: При въезде на перекресток неравнозначных дорог по главной дороге (знаки 2.1 «Главная дорога» и 8.13 «Направление главной дороги») вы пользуетесь преимуществом перед грузовым и легковым автомобилями, находящимися на второстепенных дорогах (п. 13.9 ). С мотоциклом, который ТАКЖЕ КАК И ВЫ ВЪЕЗЖАЕТ НА ПЕРЕКРЕСТОК ПО ГЛАВНОЙ дороге, вы разъезжаетесь по правилам проезда перекрестков равнозначных дорог, имея в данном случае преимущество (пп. 13.10 и 13.11 ). Значит, уступать дорогу вы никому не должны.Вот еще комментарий к другому билету:
При повороте налево на данном перекрестке неравнозначных дорог (знаки 2.1 «Главная дорога» и 8.13 «Направление главной дороги») вы должны уступить дорогу только автобусу, находящемуся справа, который, ТАКЖЕ КАК И ВЫ ДВИЖЕТСЯ ПО ГЛАВНОЙ ДОРОГЕ (пп.13.10 и 13.11 ). Перед легковым автомобилем, находящимся на второстепенной дороге, вы пользуетесь преимуществом (п. 13.9 ).Замечаем, товарищи съезжальщики! В пояснении ни слова о том, что вы уступаете потому, что «съезжаете». Вы уступаете потому, что у двоих на главной действует правило помехи справа. Еще примеров подкинуть, или уже становится понятнее? А то там их много, ага! 3. «Помеха справа у попутных» Это случай самый тяжелый, но, к счастью, самый малочисленный. Таких гениев видала штуки три. Но они самые упорные! Эти товарисчи додумали ПДД на свой лад и утверждают, что п.13.11 распространяется на попутные машины, двигающиеся с одного направления к перекрестку. Аргументация у них шокирующая, логика весьма запутанная, понятие Бритва Оккама им незнакомо, зато пыла для отстаивания своих заблуждений убеждений — лопатой греби! Товарищи утверждают, что раз в п.13.11 нет четкой приписки «НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НА ПОПУТНЫЕ ТС!» — то сий пробел должно трактовать в свою пользу. Эти господа в упор не замечают, что весь раздел 13 относится именно к порядку проезда перекрестков, т.к. для попутных маневров создана глава 8. Если читать раздел 13 сначала, а не с конца, там в первых пунктах есть упоминания про транспортные средства, движущиеся с других направлений. При этом товарисчи, не решаясь, однако, отрицать п.8.5 ПДД, отчего-то впадают в тягостную задумчивость, для чего же тогда существует обязанность для поворачивающего налево вставать в левый ряд, раз п.13.11 (Ололо!) определяет приоритет правого! Так зачем же правому в левый ряд вообще вставать, если у него приоритет? Не понятно, да. Вот, примерно так: Встречаем — помеха справа! Виноваты трое левых, не пропустивших желтого!
Жечь так, жечь! Tags: ПДД, знаки, перекресток, схема
Tags: Съезд, с, главной, дороги, на, второстепенную, кто, должен, пропустить
Проблемы на перекрёстках
Помеха справа на перекрёстке — распространённая ситуация, с которой водитель может сталкиваться по несколько раз на день. Обязательно нужно знать правила пересечения нерегулируемых перекрёстков. Эти знания помогут свободно ориентироваться на дороге, не создавать проблем для других участников дорожного движения и избегать аварийных ситуаций.
На перекрёстках правило правой руки действует следующим образом: при наличии равных возможностей у водителей пропускать нужно транспорт, который находится по правую сторону. Сложность связана с динамичностью движения, которая характерна для крупных городов с большим количеством транспорта. Есть ситуации, когда это правило не действует. О них мы поговорим дальше.
Проезд равнозначного перекрестка
Очередность проезда равнозначных перекрестков устанавливается правилом, прописанным в пункте 13.11 ПДД:
водитель безрельсового ТС обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа.
В народе это правило укоренилось под названием «помеха справа». См. статью Помеха справа в ПДД.
Трамвай на перекрестке равнозначных дорог имеет преимущество перед не рельсовыми ТС независимо от направления своего движения.
Чтобы уступить дорогу своей «помехе» справа, т.е. соблюсти приоритет, в большинстве случаев придется остановиться, т.е. прекратить движение.
Когда Правила требуют уступить при выезде на главную дорогу перекрестка, то все понятно: остановиться следует либо перед краем пересекаемой проезжей части, либо перед стоп-линией, если таковая имеется.
А в случае проезда перекрестка равнозначных дорог таких указаний в ПДД нет. Есть просто требование уступить дорогу «помехе» справа. И в связи с этим возникает вопрос:
где именно (в каком месте на проезжей части) на равнозначном перекрестке необходимо остановиться, чтобы уступить дорогу?
Подобные вопросы рождаются из аварийных или просто напряженных ситуаций, когда из-за собственных действий участвующих водителей им не удается беспрепятственно разъехаться между собой.
И, либо между ними происходит ДТП, либо они разъезжаются, как говорится, «на грани», и нервное напряжение перетекает в такую же нервную реакцию.
Речь идет о требовании «уступить дорогу (не создавать помех)», которое обязывает выполнить сие действие таким образом, чтобы не помешать участнику дорожного движения, имеющему преимущество.
«Уступить дорогу» означает, что тот, у кого приоритет, не должен изменить направление своего движения (например, объехать остановившегося) или изменить свою скорость (например, притормозить или остановиться).
Вот, собственно, из этих условий и возникают вопросы: как уступить и где остановиться в узком пространстве, чтобы не мешать проезду участнику, имеющему приоритет.
Соответственно, из этих рассуждений последует ответ на вопрос: как проехать равнозначный перекресток, чтобы не попасть в ДТП.
Подъехав к перекрестку равнозначных дорог, в зависимости от того, куда вам нужно ехать, у вас есть два варианта: проехать первым или уступить другому участнику, имеющему приоритет (если таковой есть).
Во всех случаях разъезда на равнозначном перекрестке следует руководствоваться требованием пункта 13.11 ПДД: необходимо уступить дорогу «помехе», приближающейся справа.
— Если с вашей правой стороны к перекрестку никто не подъезжает, то вы имеете полное право проехать перекресток первым в направлении «прямо» и «направо».
— Повернуть налево вы сможете в том случае, если у вас отсутствует «помеха справа» и нет встречного транспортного средства (пункт 13.12 ПДД).
— Развернуться вы сможете в том случае, если перекресток свободный, т.е. к нему со всех сторон никто кроме вас не подъезжает (п.п. 13.11 и 13.12 ПДД), и на всей дуге разворота у вас отсутствует «помеха справа».
Для примера можно обратиться к статье Разворот на равнозначном перекрестке.
Ниже на рисунке один из многочисленных вариантов расположения ТС на перекрестке равнозначных дорог, и схема проезда по очереди.
Как правило, равнозначные пересечения дорог имеют небольшие размеры. Поэтому, для того, чтобы соблюсти приоритет (например, пропустить встречный авто), нет смысла выезжать за границу пересечения.
Если для того, чтобы уступить оппоненту дорогу, потребуется остановиться, то самое оптимальное место для остановки — край пересекаемой проезжей части.
Из этой точки есть возможность осмотреть весь перекресток и пути подъезда к нему, определиться с приоритетом, и быстро принять решение: ехать или продолжить стоять, чтобы уступить дорогу.
Для того, чтобы уступить, можно сделать небольшой заезд, и остановиться непосредственно на пересечении дорог, если это не создаст помехи имеющим преимущество ТС.
Но использовать такой въезд или нет, будет зависеть от расположения тех, других, ТС на тот момент времени, и от ясности общей ситуации на подъезде к перекрестку.
Есть вероятность столкнуться с чужой привычкой срезать углы на поворотах. Иногда «короткий» поворот осуществляется на большой скорости. Часто такое происходит при повороте налево.
Правила запрещают резать углы на дуге поворота (пункт 8.6 ПДД), но это не значит, что такое не произойдет. Поэтому, выезжая на перекресток с целью уступить дорогу, есть смысл учитывать эти обстоятельства.
Примеры ситуаций
Если говорить о такой особенности, как «помеха справа», правило ПДД диктуют поведение автомобилистов в следующих обстоятельствах:
На нерегулируемом перекрестке равнозначных дорог машина V следует прямо, а D находится справа от него и собирается свернуть. Если ему нужно направо, оба авто могут разъехаться по непересекающимся траекториям. В отсутствие такой возможности V должен уступить. Обязательно придется пропустить автомобиль D, когда тот сворачивает налево (пути точно пересекутся) или едет тоже прямо.
- V и D ехали навстречу друг другу. Первому нужно свернуть налево, второму направо, то есть они намереваются поехать в одном направлении. Но для V горят основной и дополнительный разрешающий сигналы, а для D – основной красный и дополнительный зеленый. Второй является для первого помехой справа. Тем не менее уступить должен именно D, так как здесь работает не правило правой руки, а пункт13.5 ПДД.
- Машина V едет по дороге мимо арки, ведущей из двора. Оттуда выезжают автомобили D и L, причем второй находится правее. Машина V должна проследовать первой, так как она находится на главной дороге. Автомобиль D обязан пропустить V и L. Ведь первый находится на приоритетном направлении, а второй приближается справа. Машина L должна уступить только V.
Рекомендуем прочитать о том, как избежать ДТП при перестроении. Из статьи вы узнаете о правилах перестроения, примерах ДТП при перестроении, штрафах за нарушение. А здесь подробнее о том, кто виноват в ДТП на повороте.
Правило правой руки на парковках не менее важно, чем на дорогах. О нем стоит помнить в любых условиях
Ведь если не уступить проезд, легко не только нарваться на штраф, но и стать виновным в ДТП.
Одновременный поворот налево на перекрестке
Когда два автомобиля, едущих навстречу друг другу на перекрестке одновременно поворачивают налево, то они оказываются в ситуации встречного разъезда (одновременного поворота налево) на перекрестке.
Такая ситуация возникает в следующих случаях:
- на регулируемом перекрестке при движении на разрешающий сигнал светофора;
- при движении по главной дороге нерегулируемого перекрестка, если главная дорога не меняет своего направления;
- при движении по второстепенной дороге нерегулируемого перекрестка, если главная дорога свободна и не меняет своего направления;
- на равнозначных перекрестках при движении навстречу друг другу, если пересекаемая дорога свободна.
Перед автомобилистами возникает вопрос: какими бортами разъехаться между собой на перекрестке при одновременном повороте налево, левыми или правыми?
Есть смысл понять саму технику одновременного поворота налево на перекрестке.
При одновременном повороте налево на перекрестке оба водителя между собой оказываются в равных правах: ПДД обязывают обоих уступить дорогу своим встречным ТС. В то же время, по отношению друг к другу они оба являются взаимно встречными.
ПДД не дают ответ на вопрос, какими бортами им разъехаться между собой, и кто из них имеет преимущество перед другим.
Но существует одно неписаное правило — водители сами нашли решение такой проблемы: на больших перекрестках разъезжаются правыми бортами относительно центра, на маленьких перекрестках — левыми бортами.
Но это, так называемое правило, нельзя воспринимать буквально. Если с одновременным поворотом налево на больших перекрестках вопросов не возникает, то на маленьких перекрестках это правило может поставить водителей в тупик.
Все дело в том, что на очень маленьких перекрестках одновременный разъезд без того, чтобы не причинить неудобства оппоненту, и не нарушив при этом Правила, почти невозможен.
Опять же, понятие «маленький перекресток» довольно расплывчато, и понимается людьми по-разному. Что значит «маленький» и насколько перекресток должен быть маленький?
Большинство современных перекрестков двухполосных дорог (одна полоса ваша, другая навстречу) при одновременном повороте налево позволяют беспрепятственно разъехаться правыми бортами.
При этом на выезде с перекрестка левые колеса автомобиля встречной полосы не касаются, т.е. нарушения нет.
На очень маленьких перекрестках (перекрестки оч. узких дорог) без нарушения Правил можно разъехаться «налево» двумя путями: первый — названный выше случай разъезд левыми бортами, второй способ — уступить первоочередное право проезда перекрестка своему оппоненту.
Как вариант, на перекрестке оч. узких дорог первым налево поворачивает ваш оппонент, а ваш автомобиль поворачивает следом, уже после того, как проезд освободится.
Если же ваш оппонент уступит первую очередь проезда вам, например, моргнет фарами, или махнет рукой, значит, вы проезжаете перекресток первым.
Центр перекрестка, также как и его категорию (большой он или маленький) определить обычно бывает нетрудно, ну а встречный автомобиль, поворачивая вместе с вами, подскажет вам нужную траекторию.
Выше был рассмотрен одновременный встречный поворот налево. Одновременный попутный поворот налево происходит когда два или несколько транспортных средств одновременно поворачивают налево из смежных полос.
Такое возможно, когда поворот налево разрешен ПДД с двух или более смежных полос. Со стороны это выглядит как попутный параллельный поворот налево нескольких ТС.
Подробнее об этом — в статье Как повернуть налево, если поворот разрешен с двух полос.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «проезд перекрестков» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности на дороге предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:
Въезд на перекресток на смене сигналов светофора;Подъезжаем к перекрестку и поворачиваем налево;Как безопасно выехать на главную дорогу;Поворот на главную дорогу направо и ДТП;Рисковый поворот на широком перекрестке;Проезд на мигающий зеленый.
Будьте внимательны за рулем.
Навигация по серии статей
<< Проезд перекрестков. Алгоритм движения через перекрестокПравила проезда регулируемых перекрестков >>
Правила проезда регулируемых перекрестков
Разрешенные направления движения при различных сигналах светофора, в том числе с одной или двумя дополнительными секциями можно посмотреть в разделе 6 ПДД.
Правило 6. Если движением на перекрестке управляет регулировщик, то его действия наделены высшим приоритетом. Это значит, что все его указания по порядку движения для водителей обязательны, даже если они противоречат сигналам светофора, знакам и дорожной разметке.
Другими словами, регулировщик на перекрестке главнее светофора, знаков и дорожной разметки.
Разрешенные направления движения при различных сигналах регулировщика (в виде картинки) можно посмотреть в пункте 6.10 ПДД.
Эти шесть правил применимы только к проезду регулируемых перекрестков.
Есть еще два требования: уступить дорогу пешеходам или велосипедам при поворотах направо или налево, и не выезжать на перекресток в случае затора (пункты 13.1 и 13.2 ПДД), но они относятся, скорее, к соблюдению приоритета.
Соблюдение приоритета во время разъезда с трамваем на перекрестке заслуживает отдельного внимания. При равных правах на проезд трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми ТС.
Этот вопрос рассмотрен в статье из этой же серии Проезд перекрестков с трамвайными путями.
Теперь несколько «бытовых» правил для благополучного (безаварийного) проезда перекрестка со светофором.
Поскольку работающий в режиме «красный-желтый-зеленый» светофор подразумевает регулируемый участок дороги, перечисленные ниже правила справедливы для движения на любых светофорах, кроме реверсивных и железнодорожных.
Переезд через ж/д пути, в т.ч. оборудованных светофорами, рассмотрен в статье Как проехать жд переезд.
Когда транспортный светофор работает в режиме «красный-желтый-зеленый», ПДД разрешают движение на зеленый сигнал и зеленый мигающий сигнал (пункт 6.2 ПДД).
Красный сигнал запрещает движение. Желтый сигнал запрещает движение, но допускает его, если для остановки потребуется применить экстренное торможение (пункт 6.14 ПДД).
В связи с этой возможностью (допуском), почти всегда появляется желание успеть проехать на желтый сигнал, включившийся после зеленого мигающего сигнала.
Если вы подъезжаете к светофору на зеленый мигающий сигнал (сигнал мигает 3 секунды), то в зависимости от расстояния до светофора, вашей скорости и прочих обстоятельств сразу же определитесь, будете ли вы пересекать перекресток или остановитесь.
Ваши намерения должны быть понятны другим водителям, едущим за вами:
если решили продолжить движение, ускоряйтесь с таким расчетом, чтобы за вами успел проехать следующий позади вас автомобиль (если его водитель изъявит такое желание);
если решили остановиться, заранее нажмите слегка на педаль тормоза, чтобы загорелись стоп-сигналы — едущий сзади поймет, и сам приготовится к остановке;
если же остановка на светофоре требует от вас интенсивного торможения (допустим, что у вас высокая скорость, вы надеялись успеть проехать, а впереди пошло что-то не так), то в процессе торможения (желательно еще ДО этого) обязательно контролируйте обстановку сзади своей машины.
Это необходимо для того, чтобы избежать наезда на вас движущегося сзади автомобиля. Лучше заехать за стоп-линию, и получить штраф, чем получить удар сзади. Но такую ситуацию лучше не допускать.
Подъезжая к перекрестку со светофором, на котором только что загорелся зеленый сигнал, всегда снижайте скорость, даже если дорога для движения свободна.
В таких обстоятельствах всегда существует вероятность столкновения с автомобилем завершающим проезд перекрестка с других направлений, особенно на «закрытых», плохо просматривающихся перекрестках.
Очень наглядный пример такой ситуации рассмотрен в статье Проезд на только что включившийся зеленый.
Если подъезжаете к светофору с «горящим» красным сигналом, то заранее снижайте скорость и старайтесь ехать так, чтобы при подъезде к нему уже включился зеленый сигнал, и вы могли проехать перекресток без остановки.
Если ваш автомобиль стоит на светофоре первым, и вы собираетесь продолжить движение в прямом направлении, то следует стартовать с разумным ускорением, чтобы не задерживать водителей, который едут сзади вас.
Если стоите на светофоре вторым (третьим, четвертым и т.д.), старайтесь трогаться одновременно или с минимальным отрывом от едущего перед вами автомобиля.
Теперь несколько слов о том, как не попасть в аварию на перекрестке.
Типы перекрестков и порядок проезда
Существует несколько разновидностей перекрестков по их форме и содержанию: перекрестки двух или более дорог, образованные путем их пересечения (или слияния), перекрестки, на которых организовано круговое движение, перекрестки сложной конфигурации и т.д.
При всем их разнообразии, независимо от вида перекрестков, ПДД разделяют их на два типа: регулируемые и нерегулируемые.
Основное отличие этих типов друг от друга — в порядке проезда.
На регулируемых перекрестках порядок проезда регулируется светофорами (в отдельных случаях — регулировщиком).
Порядок проезда нерегулируемых перекрестков определяется либо знаками приоритета, либо требованием пункта 13.11 ПДД (если перекресток равнозначный).
Более подробно порядок проезда перекрестков разных видов рассмотрен в одноименной серии статей Проезд перекрестков.
Есть смысл начать изучение с общих правил, на основе которых можно выстроить алгоритм проезда перекрестка, следуя которому, вы без проблем сможете проехать абсолютно любой перекресток.
Прежде чем перейти непосредственно к алгоритму проезда перекрестков, необходимо сделать небольшое отступление.
Движение по дорогам подчиняется Правилам, соблюдение которых является качественной нормой. В реальности мы видим, что по разным причинам имеет место их несоблюдение, что является отклонением от нормы.
Несоблюдение (или, как принято говорить, нарушение) ПДД может быть сознательным, но нередко оно происходит вынужденно или неосознанно (например, по невнимательности). Причины не важны, важен факт невыполнения требований ПДД.
Поэтому, если вы сами не склонны к нарушениям, и, в принципе, соблюдаете ПДД, есть смысл всегда предполагать возможность нарушений другими участниками движения.
Такое может случиться в том числе в процессе движения через перекресток (и в процессе движения вообще, на любой дороге или территории).
Когда вы ЭТО предполагаете, то внезапное чье-то нарушение НЕ становится для вас неожиданным, и вы сможете на данное нарушение отреагировать адекватно. Т.е. таким образом, чтобы не попасть в ДТП.
В основе безопасного управления автомобилем лежит умение предвидеть изменение дорожной ситуации, умение понимать намерения других участников движения (даже если кто-то из них нарушает ПДД), и своевременно предупреждать возникновение аварийных ситуаций.
Под безопасностью стоит понимать комплекс мер (наблюдение, контроль скорости, контроль дистанции и бокового интервала и пр.), применяемых с целью избежать ДТП.
Предупреждать возникновение аварийных ситуаций — это, как раз, и есть адекватно реагировать. Это значит сделать что-то, что позволит избежать столкновения.
Перестроение между полосами
Не меньше спорных ситуаций возникает при перестраивании на многополосной дороге. Не всегда автомобиль принимается за помеху справа при перестроении по полосам движения. Если обратиться к ПДД, то увидим следующую трактовку: при совершении манёвра перестроения водитель обязан предоставить возможность проезда тем ТС, которые движутся попутно и при этом не меняют направления. Если два ТС, которые передвигаются попутно относительно друг друга, одновременно совершают манёвр для перестраивания, то преимущество должно отдаваться авто, находящемуся с правой стороны.
Для облегчения усвоения изложенного выше материала мы отобрали несколько вариантов, которые часто встречаются на дороге:
- При передвижении по своей полосе с соседней стороны перестраивается авто — пропускать его не нужно. Этот водитель должен дождаться момента, когда автомобилей не будет на полосе и тогда совершить манёвр.
- При перестраивании на левую полосу другой автомобиль с этой полосы также хочет совершить манёвр. В этой ситуации ваше ТС является преградой, которой необходимо уступить дорогу. Рассматриваемое правило здесь действует.
- При перестраивании на правую полосу другое авто с этой полосы также совершает манёвр. Здесь вы уступаете дорогу.
На кольце правило помехи справа действует так же. Особенности перестраивания не отличаются от тех, которые были описаны выше. При въезде на кольцо автомобиль должен пропустить все ТС, которые передвигаются по нему без изменения направления передвижения.