Аннуляция купленной диагностической карты с 1 марта 2021 года

Что за новый закон 2021 года о техосмотре?

На самом деле, закон вовсе не новый. Просто в силу он вступает с 1 марта 2021 года. Более того, речь идёт более чем об одном нормативно-правовом акте, которые разработаны во исполнение требований самого главного из них:

  • а ещё в Правительстве разработали Постановление, согласно которому, если ваш техосмотр заканчивается в период с 1 марта по 30 сентября 2021 года, то он автоматически продляется до 1 октября – то есть в этом случае вам до этой даты не нужно делать новую диагностическую карту.

Таким образом, последние новости о том, что новые правила прохождения технического осмотра уже действуют, это правда. Просто срок действия заканчивающихся в скором времени диагностических карт продлили до 1 октября. И также водителям пока не выписывают штраф за отсутствие диагностической карты, потому что соответствующая поправка вступает в силу вовсе с 2022 года.

Но если вы где-либо прочитаете, что изменения, описанные в данной статье (которые вводятся Федеральным законом №122 выше), отложили, то это неправда и фейк. Они по-прежнему начинают действовать с 1 марта. Просто фактически по новым правилам осмотр вам проходить не придётся до 1 октября.

Обновление от 25.02.2021. Начало действия нового закона решили отложить до 1 октября 2021 года в связи с неподготовленностью станций к новым правилам и прогнозов по дефициту таких пунктов.

Теперь давайте рассмотрим обзор всех изменений!

С 1 сентября 2022 года техосмотр станет проще – правда или нет?

Да, правда.

Правительство РФ уже утвердило Постановление №306 от 09.03.2022 о новых правилах прохождения техосмотра. Главным нововведением должно стать сокращение чек-листа технических проверок автомобилей. Если сейчас насчитывается 82 таких проверок на станции ТО, то после корректировки их число сократится до 55 пунктов.

Среди основных нововведений, к примеру, проверка «подсоса воздуха» в обход системы выпуска. Из обязательных проверок исключаются поиск коррозии тормозных трубок и тестирование работы «дворников». Также не будут проверять наличие аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки.

Аннулирование карты

Вместе с тем, малоосвещённым в сети осталось ещё одно важное изменение. С даты начала действия нового закона ГИБДД смогут аннулировать диагностические карты на конкретные автомобили, если выяснится в том числе, что эта машина фактически не заезжала на станцию ТО, а потому сама диагностическая карта является фиктивной

Кроме того, есть ещё 3 основания для прекращения действия карты:

  • если в конструкцию авто незаконно внесены изменения после прохождения техосмотра,
  • если выяснится, что он пройден неполноценно (не проверены все необходимые узлы автомобиля),
  • если у оператора ТО будет аннулирован аттестат.

Более подробно про аннулирование диагностической карты мы рассказали в специальной статье об этом, в том числе о последствиях езды с прекращённым ТО.

Сводбная таблица периодичности проведения?

Просто сведите в нужную ячейку данные из первой строки и первой колонки соответственно – в результате вы получите данные о том, когда и как часто конкретно в вашем случае нужно проходить техосмотр.

Если вы с мобильного устройства, то просто найдите ваш тип транспортного средства и его возраст ниже – справа будет представлена периодичность.

Когда мне нужно проходить техосмотр?
Возраст/тип автомобиля До 4 лет До 5 лет От 4 до 10 лет Старше 5 лет Старше 10 лет
Любые транспортные средства менее 50 см3 или с электродвигателем менее 4 кВт и имеющие максимальную скорость менее 50 км/ч Не требуется Не требуется Не требуется Не требуется Не требуется
Легковые авто (физлиц и юрлиц), не используемые в такси Не требуется С 4 лет каждые 2 года Каждые 2 года Каждые 2 года Каждый год
Легковые авто, работающие в такси Раз в год Раз в год До 5 лет раз в год Раз в полгода Раз в полгода
Мотоциклы Не требуется С 4 лет каждые 2 года Каждые 2 года Каждые 2 года Каждый год
Грузовые авто массой менее 3,5 тонн Не требуется С 4 лет каждые 2 года Каждые 2 года Каждые 2 года Каждый год
Грузовики массой свыше 3,5 тонн Раз в год Раз в год До 5 лет раз в год Раз в полгода Раз в полгода
Грузовики с числом мест более 8, оборудованные для перевозки людей Раз в год Раз в год До 5 лет раз в год Раз в полгода Раз в полгода
Автобусы Раз в год Раз в год До 5 лет раз в год Раз в полгода Раз в полгода
Автомобили со звуковыми и световыми спецсигналами Раз в год Раз в год До 5 лет раз в год Раз в полгода Раз в полгода
Автомобили, оборудованные для обучения вождению Раз в год Раз в год До 5 лет раз в год Раз в полгода Раз в полгода
Машины для перевозки опасных грузов Раз в полгода Раз в полгода Раз в полгода Раз в полгода Раз в полгода
Прицепы для легковых автомобилей, принадлежащих физлицам массой менее 3,5 тонны Не требуется Не требуется Не требуется Не требуется Не требуется
Прицепы или полуприцепы для грузовиков массой свыше 3,5 тонны либо принадлежащие юрлицам Не требуется С 4 лет каждые 2 года Каждые 2 года Каждые 2 года Каждый год

Как часто мне надо проходить технический осмотр?

Итак, мы подобрались к основному вопросу, когда делать ТО для разного вида и годов выпуска транспорта. И сейчас будет много информации. Однако, мы её постарались максимально упростить, и разделим их по типа транспортных средств.

К слову, законодательство обязывает делать диагностическую карту всегда до покупки полиса ОСАГО (части 3 и 4 статьи 15).

Приступим!

Легковые авто

Когда проходить техосмотр для легковых автомобилей (вне зависимости, принадлежат они юрлицам или гражданам), которые не используются в качестве такси:

  • первые 4 года, включая год выпуска осмотр не нужен,
  • в возрасте от 4 до 10 лет – раз в 2 года,
  • старше 10 лет – надо проходить каждый год.

Если легковая машина работает в такси:

  • для нового автомобиля и до достижения возраста 5 лет нужно проходить один раз в год,
  • для такси старше 5 лет нужно проходить каждые полгода.

Если автомобиль оборудован звуковыми или световыми спецсигналами, то, также как и для такси нужно проходить ТО каждый год, если авто не старше 5 лет, и каждые 6 месяцев, если старше.

Такое же правило действует для учебных машин в автошколах – раз в год до 5 лет, и раз в полгода старше 5-летнего возраста.

Мотоциклы

Сюда относятся любые мототранспортные средства (мопеды, скутеры, разного рода трициклы и квадрициклы), которые подпадают под действие закона о техосмотре – то есть имеют объём двигателя от 50 см3 и скорость более 50 км/ч.

И здесь всё аналогично легковым автомобилям:

  • для мототранспорта не старше 4 лет, включая год выпуска, не нужно проходить техосмотр вовсе,
  • старше 4, но не более 10 лет – раз в 2 года,
  • старше 10 лет – раз в год.

Грузовые машины

Если максимальная разрешённая масса грузовика менее 3,5 тонн – сюда подпадает также и Газель, то здесь действуют та же периодичность, что для легковушек и мотоциклов:

  • в возрасте до 4 лет, включая дату выпуска, не нужно проходить ТО,
  • первый техосмотр такие грузовики проходят, когда им исполняется 4 года и до 10 лет – и так каждые 24 месяца,
  • старше 10 лет – частота возрастает до раза в год.

Полноценным же грузовикам с массой более 3 500 килограмм техосмотр нужно делать чаще:

  • в возрасте до 5 лет – раз в год,
  • возрастом старше 5 лет – раз в полгода.

Кроме того, такая же частота установлена для любых грузовых автомобилей, если они оборудованы для перевозки людей с числом мест более 8, и для автобусов.

А для грузовиков, предназначенных и оборудованных для перевозки опасных грузов в любом возрасте техосмотр нужно проходить раз в 6 месяцев – даже если машина новая.

Прицепы

В случае с таким видом транспорта всё работает с небольшим различием. Если речь идёт о легковом прицепе физлица, то на него вообще не нужен осмотр никогда.

Когда проходить техосмотр для других:

  • в первые 4 года не нужно,
  • 4-10 лет – каждые 2 года,
  • старше 10 лет – каждый год.

Такая частота, соответственно, относится к прицепам, принадлежащим юридическим лицам, либо масса которых более 3,5 тонн.

Давайте теперь приведём в табличном виде зависимость типа транспортного средства и его возраста от того, когда ему нужен техосмотр.

На какой транспорт не нужен ТО никогда?

Между тем, не всем транспортным средствам проходить осмотр с определённой частотой.

  • Также техосмотр не нужен для ТС, на которые, соответственно, не распространяется действие ФЗ №170. А не действует он на транспорт с рабочим объёмом двигателя менее 50 см3, если при этом также максимальная скорость технически не может быть более 50 км/ч, а также для электродвигателей не более 4 кВт мощностью.

А вот для обычных легковых автомобилей нет никаких отдельных льгот и послаблений, полностью освобождающих их от техосмотра либо устанавливающих, когда его проходить, с отличной периодичностью, чем в общих случаях.

Законодательно-нормативная база, новый закон о техосмотре 2021 года

С 2010 г. государство передало техосмотр в частные руки, руководствуясь идеей: осмотр и ремонт в одном месте. С 2012 г., согласно ст. 12 Федерального закона «О техническом осмотре ТС…» № 170-ФЗ от 01.07.2011 г., автовладельцам начали выдавать диагностические карты (ДК), а сведения о прохождении ТО заносить в электронную базу ЕАИСТО. Задумка была неплохой, но законодатели не учли национальный менталитет граждан.

Через некоторое время служба статистики провела опрос, в ходе которого установила, что почти 80 % из опрошенных автовладельцев не проходят фактический осмотр транспортных средств. Они покупают диагностические карты прямо у страховщиков во время оформления ОСАГО или у брокеров, через Интернет. Такое положение не устроило государство, вследствие чего родилась идея радикально переработать закон о ТО (№ 170-ФЗ) и взаимосвязанные нормативные акты.

Реформа нового техосмотра длилась несколько лет. Был изучен опыт разных стран. Проведены всевозможные расчеты по оснащению ПТО. Внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс, и многое другое. В итоге, поправки законодательной базы Госдума приняла в 2019 г., а с 1 апреля 2020 г. они должны были вступить в силу. Но из-за выявленных недостатков и разногласий еще не вступившие в силу новые правила техосмотра направили на доработку, до летнего сезона.

Это правда?

Хотя, как мы указали выше, Правительство России автоматически продлило действующие диагностические карты до 30 сентября включительно. Поэтому до этой даты всё работает по-старому.

Однако не всё, что вы прочитаете в различных интернет-изданиях о том, как будет работать аннулирование диагностических карт, является правдой. В сети в настоящий момент распространяется ряд фейков, основанных чаще всего на недопонимании нововведения. Ниже мы рассмотрим подробно, как он будет работать.

Вас также заинтересует:

  • Новые штрафы ГИБДД с 1 и 20 августа – правда или нет?
  • Новые штрафы ГИБДД с 1 и 20 ноября 2019 года – правда или миф?
  • Новые штрафы ГИБДД и изменения ПДД с 1 и 20 июля – это правда или нет?

Техосмотр в России отменили с 1 марта 2022 года – это правда?

Да, но лишь условно.

Техосмотр для владельцев легковых автомобилей и мотоциклов действительно отменили. Но не с 1 марта 2022 года и не для всех, а гораздо ранее – с 30 декабря 2021 года и только для некоторых водителей. Именно в декабре Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон № 494, который и внёс изменения в статью 15 ФЗ-170 О техосмотре

Обратите внимание, что сам ФЗ никто не упразднял!

Речь идёт только о внесении изменений в вышеназванную статью закона. В ней установлена периодичность, с которой российские автовладельцы обязаны проходить техосмотр и получать диагностические карты. И если раньше такая обязанность была у всех обладателей легкового транспорта от 4 лет с даты выпуска, то теперь обязанность заезжать на СТО осталась лишь для владельцев коммерческого автотранспорта. Для легковых машин и мотоциклов физических лиц в большинстве случаев техосмотр в 2023 году не требуется.

Но на самом деле это порождает путаницу и заблуждения среди водителей. И мы развеем их в следующих разделах статьи.

Какой порядок аннулирования технического осмотра?

Объясним подробнее, как именно это будет работать на практике 2023 года. Дело в том, что диагностическая карта уже давно является электронным документом. И данные о прохождении ТО владельцев автомобилей хранятся в единой базе данных – ЕАИСТО.

В такой базе карта может иметь 3 статуса:

  1. действительная – это значит, что у вас всё в порядке,
  2. архивная – значит, срок её действия закончился (например, вы прошли техосмотр и получили диагностическую карту 10 октября прошло года, а сейчас 30 октября 2023 года, при этом, вашему автомобилю требуется ежегодно проходить осмотр),
  3. аннулированная – и это как раз тот самый статус, когда по новому закону действие вашей карты прекращено.

То есть всё просто – при применении к вам этой меры обеспечения статус вашей диагностической карты поменяется на аннулированную.

К слову, право осуществлять такое действие предоставлено ведомству ГИБДД (несмотря на то, что выдавали карту вам совсем в другом учреждении: либо на пункте техосмотра, либо при покупке полиса ОСАГО).

А вот как именно в ГАИ будут проверять, заезжали ли вы на техосмотр или нет, нигде подробно не указано. Однако, наиболее вероятное основание для такого аннулирования – если выяснится, что конкретный оператор ТО продавал фиктивные карты всем подряд, и у него отозван аттестат.

Когда нужен первый техосмотр на новой машине после покупки?

Начнём! самый первый технический осмотр для относительно нового авто понадобится делать по истечении 4 лет его возраста. Причём, год выпуска тоже считается. Но это касается не всех типов транспортных средств.

К видам транспорта, которые подпадают под освобождение, относятся следующие:

  • легковые автомобили (кроме используемых в такси),
  • грузовые с разрешённой максимальной массой до 3,5 тонн,
  • прицепы и полуприцепы (для прицепов физлиц к легковым автомобилям вообще не требуется проходить техосмотр никогда),
  • мотоциклы.

Но нужно правильно считать начало этого срока.

Во-первых, обратите внимание, что отсчёт начинается не с даты покупки вашей машины, а именно с даты выпуска – то есть производства авто. Сам закон указывает, что нужно смотреть эту дату в свидетельстве о регистрации или ПТС

Во-вторых, законодательство говорит о включительной дате. То есть в эти 4 года включается дата производства автомобиля. Например, если ваша машина выпущена в 2017 году, то уже в 2021 вам нужно проходить техосмотр. Даже если авто произведено 31 декабря 2017 года, то всё равно датой, когда нужно сделать первый технический осмотр, будет начало 2021 года. И вы в этом случае не подпадаете под действие автоматического продления диагностических карт. Для 2018 года выпуска – соответственно, с начала 2022 года.

Таким образом, на новой легковой машине техосмотр впервые по новым правилам необходимо пройти через 4 года, включая год производства авто. Это не зависит от того, кому принадлежит транспорт – физическому или юридическому лицу. Дату выпуска автомобиля смотрим в СТС или ПТС.

Вас также заинтересует:

  • Какие новые правила прохождения технического осмотра с 1 марта 2021 года?
  • Все изменения штрафов ГИБДД с января 2023 года – что правда, а что фейки?
  • Новые штрафы ГИБДД с 1 и 20 августа – правда или нет?

Если даты в СТС и ПТС различаются?

Законодательство не предусматривает такой случай. Причём, разность дат в этих документах может существовать исключительно по ошибке, потому как и в свидетельстве, и в ПТС указывается именно дата производства (не покупки, не выпуска в обращение, ничего иное).

Однако, во избежание проблем мы рекомендуем всё же брать более раннюю дату.

Есть ли изменения в периодичности ТО в 2023 году?

Интернет пестрит последними новостями о поправках в законодательство о техническом осмотре. В частности, речь ведётся о следующих нововведениях:

  1. якобы изменилась периодичность, как часто и когда нужно проходить техосмотр на новой и подержанной машине,
  2. , если выяснится, что автомобиль не заезжал в пункт осмотра, и он, следовательно, фиктивен,
  3. , если вы оказались виновником ДТП, оно произошло по причине неисправности вашего авто, а ТО у вас не пройдено (либо аннулировано),
  4. и .

Остальные же пункты поправок, действительно, имеют силу с 1 марта.

Но если вы где-либо прочитаете, что изменения, описанные в данной статье (которые вводятся Федеральным законом №122 выше), отложили, то это неправда и фейк. Они по-прежнему начинают действовать с 1 марта. Просто фактически по новым правилам осмотр вам проходить не придётся до 1 октября.

Обновление от 25.02.2021. Начало действия нового закона решили отложить до 1 октября 2021 года в связи с неподготовленностью станций к новым правилам и прогнозов по дефициту таких пунктов.

Теперь давайте выясним главные темы – как узнать, когда необходим первый осмотр для нового автомобиля и когда последующий, если ранее вы его уже проходили.

А ещё предлагаем вашему вниманию специальную статью о последних новостях про техосмотр.

Штраф за отсутствие техосмотра

Помимо прочего, обновление ожидает и Административный кодекс – в него вносится новая часть 1.1 в статью 12.5, которая будет предусматривать штраф в размере 2 000 рублей за отсутствие диагностической карты. Новый штраф вступает в силу на год позже – с 1 марта 2022 года, и у нас есть специальная статья о наказании за непрохождение техосмотра.

Обратите внимание, что если речь идёт о новом легковом автомобиле, то формально вы обязаны пройти технический осмотр с самого начала четвёртого года после даты выпуска – выше мы рассмотрели пример и тот факт, что год выпуска считается полным. Таким образом, если, например, ваш автомобиль выпущен даже 31 декабря 2021 года, то с самого начала 2025 года вы обязаны пройти техосмотр, и формально штраф в размере 2 тысячи рублей можно будет выписать, уже начиная с 1 января 00:00 часов 2025 года

Вот такая недоработка нового закона!

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Всё о новом законе о техосмотре 2018: когда вступит и сколько будет стоить технический осмотр?
  • Новые штрафы ГИБДД с 1 и 20 ноября 2019 года – правда или миф?
  • Новые штрафы ГИБДД и изменения ПДД с 1 и 20 июля – это правда или нет?

Регресс от страховой

Вместе с новой мерой ответственности за непрохождение ТО вводится и ещё одна мера своего рода наказания – регрессное требование от страховщика в случае, если вы попадёте в ДТП по своей вине, а срок диагностической карты будет на этот момент истёкшим.

То есть страховая компания в этом случае выплачивает причинённый вами ущерб потерпевшему в ДТП, а с вас взыскивает эту сумму.

Но самая главная тонкость заключается в том, что регресс возможен в 2 случаях:

  • если вы нарочито не прошли техосмотр и не получили диагностическую карту,
  • если вы добросовестно прошли ТО, но карта была аннулирована вследствие, к примеру, лишения лицензии пункта осмотра, в котором вы его проходили.

Что грозит, если не пройти вовремя?

А теперь об изменениях. Как раз дата 1 марта 2021 года является судьбоносной для многих автолюбителей, так как ответственность существенно ужесточается. А состоит она из 2 основных видов наказаний.

Штраф

Ранее он действовал только для ряда грузовых автомобилей, такси и автобусов. Однако, власти уже давно хотели ввести общую санкцию за отсутствие техосмотра… И ввели!

Правда, он вступит в силу с 1 марта 2022 года. Сумма его составит 2 000 рублей

Обратите внимание, на фоне последних новостей о том, что камеры фотофиксации уже научили распознавать отсутствие страховки ОСАГО, не далёк тот день (а возможно началом послужит та же дата введения нового штрафа), когда и отсутствие диагностической карты будут проверять на средства автофиксации

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Всё о новом законе о техосмотре 2018: когда вступит и сколько будет стоить технический осмотр?
  • Новые штрафы ГИБДД с 1 и 20 ноября 2019 года – правда или миф?
  • Новые штрафы ГИБДД и изменения ПДД с 1 и 20 июля – это правда или нет?

Регресс по ОСАГО

Ещё дороже будет другое «наказание». И что печальнее для многих автомобилистов, вступит он в силу уже с 1 марта 2021 года.

Речь идёт о регрессном требования ОСАГО – это когда страховщик при вашей виновности в ДТП (и, конечно же, наличии у вас действующего полиса) выплачивает всё полностью потерпевшему, но затем вам выставляет требование возместить выплаченную сумму.

При отсутствии техосмотра это возможно при следующих условиях (наличии всех этих условий):

  • ДТП произошло по вашей вине,
  • на момент происшествия у вас не было действующего техосмотра,
  • причина аварии – неисправность вашего автомобиля.

Каким автомобилям нужно проходить обязательный техосмотр в 2023 году?

Итак, информацию об этом можно найти в ст. 15 ФЗ-170 О техосмотре, где подробнейшим образом описано, кому из водителей нужно получать диагностические карты, а кто освобождён от этой обязанности.

Частота осмотра машины на станции ТО зависит от типа транспортного средства, владельца, но самое главное – от года производства автомобиля.

Таблица периодичности техосмотра по годам выпуска

Тип транспортного средства

Кому принадлежит?

Год выпуска ТС

Как часто нужно проходить техосмотр?

Легковые автомобили

юридическому лицу

от 4 до 10 лет

каждые 24 месяца

Легковые машины

юридическому лицу

10 лет и старше

ежегодно

Легковое авто, используемое в любом виде деятельности за исключением такси

физическому лицу (гражданину)

старше 4 лет и до 10 лет

каждые 24 месяца

Легковой автомобиль, используемый в любом виде деятельности, кроме такси

физлицу

от 10 лет

раз в 12 месяцев

Легковые такси

неважно

до 5 лет

один раз в год

Легковые такси

неважно

от 5 лет и старше

каждые 6 месяцев

Грузовики, массой до 3,5 тонн

неважно

4-10 лет

раз в 24 месяца

Грузовой транспорт с разрешённой массой менее 3,5 тонн

неважно

свыше 10 лет

ежегодно

Грузовики, чья масса свыше 3,5 тонн

неважно

до 5 лет

раз в год

Грузовые машины с массой более 3,5 тонн

неважно

более 5 лет

каждые 6 месяцев

Грузовые авто, предназначенные для перевозки людей с числом мест от 8 и более (не считая места водителя)

неважно

до 5 лет

каждые 12 месяцев

Грузовики для перевозки людей с числом мест свыше 8

неважно

старше 5 лет

раз в полгода

Грузовой автотранспорт, оборудованный и перевозящий опасные грузы

неважно

неважно

один раз в 12 месяцев

Автобусы

неважно

до 5 лет

ежегодно

Автобусы

неважно

старше 5 лет

каждые 6 месяцев

Прицепы или полуприцепы грузовиков, массой свыше 3,5 тонн

юридическому лицу

от 4 до 10 лет

один раз в 24 месяца

Те же прицепы и полуприцепы

юрлицу

от 10 лет и старше

каждые 12 месяцев

Также обратите внимание на то, как вести отсчёт с даты выпуска автомобиля. Правильно делать это с того года, когда техника была произведена заводом

Причём пп. 1 п. 1 ст. 15 ФЗ О техосмотре предписывает смотреть эти сведения либо в ПТС, либо в СТС машины. К примеру, если автомобиль используется вами для работы в такси, и выпущен с конвейера 20 ноября 2021 года, то ближайший ТО вам надлежит пройти в 2024 году. То есть год производства машины автоматически включается в расчёт.

Но есть еще два основания!

Кроме описанных выше оснований для периодичности прохождения техосмотра в законе есть еще два условия, когда вам понадобится диагностическая карта, даже если техосмотр для вас необязателен. Оба условия в пп. 7 п. 1 ФЗ-283 О госрегистрации транспортных средств.

Что это за основания:

  • постановка на учёт или переоформление автомобиля старше 4 лет в связи со сменой владельца,
  • официальная регистрация изменений конструкции ТС любого года выпуска.

Таким образом, в 2023 году вам придётся пройти техосмотр при вышеуказанных регистрационных действиях в ГИБДД. Если при подаче документов у вас не окажется диагностической карты или она будет просрочена – в регистрационных действиях вам законно откажут.

Вероятно, в скором времени появится и третье основание для внепланового прохождения техосмотра. Сейчас обсуждается законопроект, который в случае его принятия даст полномочия инспекторам ДПС выявлять на дороге технические неисправности авто, направлять водителей на внеочередной ТО, а по истечении 7 дней (если поломка так и не устранена) – изымать СТС при следующей остановке. Однако закон еще не вступил в силу. Планируется, что в случае утверждения он начнёт действовать с 1 марта 2023 года.

Новые правила и порядок проведения процедуры техосмотра

Законодательная база о ТО и другие нормативы существенно усложнили автовладельцам получение диагностической карты. Но вместе с этим, новый закон о техосмотре 2021 г. привнес ряд послаблений для некоторых собственников ТС. Например, у большинства категорий транспорта увеличился интервал времени прохождения ТО.

Таблица 1. Техосмотр 2021 — новые правила прохождения (ст. 15 № 170-ФЗ)

Транспортные средства Возраст ТС Регламент прохождения ТО
Автомобили «В» г/п до 3,5 т и мотоциклы до 4 лет Освобождены
Прицепы физических лиц грузоподъемностью до 3,5 т Освобождены
Прицепы физических лиц грузоподъемностью от 3,5 т до 4 лет Освобождены
4–10 лет 1 раз в 2 года
от 10 лет 1 раз в год
Легковые автомобили «В» и мотоциклы 4–10 лет 1 раз в 2 года
Легковые автомобили «В» и мотоциклы от 10 лет 1 раз в год
Автобусы, такси, спецтехника, грузовики, учебные автомобили до 5 лет 1 раз в год
Автобусы, такси, спецтехника, грузовики, учебные автомобили от 5 лет 2 раза в год
Прицепы/полуприцепы юридических лиц грузоподъемностью до 3,5 т до 4 лет Освобождены
4–10 лет 1 раз в 2 года
от 10 лет 1 раз в год
Прицепы/полуприцепы юридических лиц грузоподъемностью от 3,5 т до 4 лет Освобождены
4–10 лет 1 раз в 2 года
от 10 лет 1 раз в год
Прицепы/полуприцепы для перевозки опасных грузов 2 раза в год

Что изменится: поправки в техосмотр с 1 марта 2021 года

Главное изменение — это увеличенный регламент прохождения ТО. Если ранее первая диагностика легкового автомобиля или мотоцикла проходила через 3 года с момента выпуска или покупки, то сейчас интервал вырос до 4 лет. А время последующих ТО увеличилось с 3–7 лет до 4–10 соответственно. Так что если вашей машине только исполнилось 3 года, то техосмотр в 2021 г. вам не нужен. Но не все так радужно. Помимо послаблений, государство конкретно «закрутило гайки».

Фотофиксация при техосмотре и требования к снимкам

В окончательной редакции новый закон о техосмотре 2021 (№ 170-ФЗ) предусматривает обязательство к ПТО о фотофиксации транспортных средств в 2 ракурсах: передний на въезде (в начале ТО) и задний на выезде (в конце ТО).

В п. 5. Приказа № 97 от 31.03.2020 г. указано, что время фотофиксации ТС в ПТО или на передвижной диагностической линии должно определяться сигналами глобальной навигационной спутниковой системы РФ с погрешностью определения не более 3 секунд при доверительной вероятности 0,95. То есть вместе с двумя фотографиями будут внесены и координаты проведения ТО.

Далее в п. 6 говорится, что файлы с фотоснимками, переданные в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра (ЕАИСТО) в соответствии с п. 7 ч. 3, и ч. 4 ст. 12 ФЗ № 170, хранятся в базе ЕАИСТО не менее 5 лет с даты их передачи. (Как и раньше.)

Рис. 2. Требования к снимкам

С такими требованиями к качеству фотографий и условиям загрузки в базу ЕАИСТО мошеннические схемы выдачи диагностических карт меркнут в бессилии перед новым законом о техосмотре. «Договориться» с оператором будет сложно, так как за выявленные нарушения ПТО могут лишить аккредитации и наложить полумиллионный штраф.

Электронная диагностическая карта

Оформление диагностических карт проходит так же, как и прежде. Данные об автомобиле заносятся в базу ЕАИСТО и хранятся в ней на протяжении 5 лет. Однако, если раньше автовладельцу обязательно выдавался бумажный бланк диагностической карты с подписью оператора ПТО и печатью организации, то теперь такая услуга предоставляется по желанию клиента. То есть новый закон о техосмотре 2021 предусматривает электронный документооборот. Вместе с этим усложнился вход в систему. Доступ открывается после ввода электронно-цифровой подписи.

В чем главные сложности нововведений

Основной проблемой реформированного закона о ТО является неготовность большого количества ПТО. Новый порядок техосмотра вовсю действует, а у одних нет навигационного оборудования для привязки фотографий к месту прохождения, у других персонал все еще не получил электронно-цифровые подписи, а некоторые не могут пройти аккредитацию.

Мишустинский маневр с очередным переносом ТО направлен на автовладельцев, и никак не затронул операторов. Ведь реформа состоялась в полном объеме. Ни один из нормативных актов не отменен: требуется фотофиксация, контролируется пропускная способность ПТО, диагностические карты выдаются в электронном виде только с цифровой подписью эксперта. Из-за этого на открывшихся ПТО создаются огромные очереди. (Один эксперт может принять ограниченное количество машин, не более 16 за 8-часовой рабочий день.)

Изменения 1 октября 2021 года

Как мы указали выше в обновлённой информации, Правительство РФ автоматически продлило все диагностические карты на автомобили, срок действия которых заканчивается в период с начала весны и до конца сентября текущего года.

Таким образом, имеем 3 варианта действия последних поправок.

  1. Если ваш техосмотр закончился до 1 марта 2021 года, то вам нужно проходить техосмотр без каких-либо отлагательств и продлений.
  2. Если ваша карта перестаёт действовать в период с 1 марта по 30 сентября 2021, то её срок автоматически продлевается до 1 октября. То есть ехать на пункт ТО придётся только с октября, а до этого диагностическая карта признаётся действующей, несмотря на дату, указанную непосредственно на ней.
  3. Соответственно, если у вас техосмотр закончится после 1 октября, то вам также нужно сразу же ехать получать новый.

Что изменилось

Проходить техосмотр по-прежнему нужно, но не всем. В законе появилась новая формулировка: «легковые автомобили и мототранспортные средства, принадлежащие на праве собственности физическим лицам и используемые ими исключительно в личных целях, не подлежат техническому осмотру». Теперь при соблюдении этих условий необязательно проходить техосмотр — даже в случае с возрастным транспортом.

Отмена обязательного техосмотра не распространяется на тех, кто использует транспорт в служебных целях, возит пассажиров или зарегистрировался в агрегаторе такси. В этом случае проходить ТО все равно придется.

Периодичность техосмотра будет зависеть от возраста автомобиля и от целей эксплуатации. Чтобы использовать личный автомобиль старше 10 лет в служебных целях, нужно проходить техосмотр ежегодно, а такси старше 5 лет — раз в полгода.

В ряде случаев проходить ТО придется даже владельцам личного транспорта. Изменения касаются регистрации автомобилей в ГИБДД: теперь в число документов, которые понадобятся для постановки на учет или смены владельца авто, входит действующая диагностическая карта. Требование касается транспорта старше 4 лет — если авто моложе, техосмотр не нужен.

Чтобы зарегистрировать изменения в конструкции авто, диагностическую карту в ГИБДД потребуют в любом случае. Год выпуска роли не играет: если владелец установил газобаллонное оборудование, сделал из седана кабриолет или внес какое-либо другое существенное изменение в конструкцию транспорта, придется проходить техосмотр.

Пройти техосмотр можно по желанию. Автовладельцы, для которых техосмотр перестал быть обязательным, все равно могут обратиться на любую станцию ТО, оплатить услугу и получить диагностическую карту.

В новом законе дополнительно прописали, что сотрудники ГИБДД не имеют права проверять техническое состояние автомобиля с действующей диагностической картой, которая подтверждает исправность транспорта. Впрочем, проверять люфт рулевого управления или состояние электропроводки ГИБДД и раньше не имела права, за исключением случаев, когда техническая неисправность могла угрожать безопасности движения.

Диагностическая карта здесь вообще ни при чем — у водителя потребуют прекратить движение, если заметят, что разбита фара, не работает омыватель или не горят стопы.

Нужна ли сейчас диагностическая карта для ОСАГО?

Нет, не нужна.

Еще в августе 2021 года ОСАГО отвязали от техосмотра. Соответствующий ФЗ вступил в законную силу и опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Этот закон исключил из ст. 15 ФЗ Об ОСАГО подпункт «е», где раньше в числе обязательных документов для покупки страхового полиса значилась диагностическая карта. Теперь при подаче документов на приобретение ОСАГО наличие техосмотра не проверяют.

Но из-за этого в интернете появились «страшилки» и разного рода мифы. Давайте их развеем!

Нет диагностической карты и устроил ДТП – будет ли регресс от страховой?

Ответ на этот вопрос зависит от того, нужно ли вам по закону проходить обязательный техосмотр. Если нет – то регресс не грозит. Но даже если ТО для вашей машины обязателен, то и тут есть шанс избежать регресса…

Суть здесь в том, что статья 14 ФЗ Об ОСАГО перечисляет все основания, когда страховщик имеет право подать регрессное требование к водителю. Есть ли среди таких оснований отсутствие диагностической карты? Вообще, да – и звучит оно так:

То есть речь идёт только об истёкшем сроке действия карты. Но если у вас легковой автомобиль, который вы используете в личных целях, то обязанности проходить техосмотр в 2023 году у вас нет. А об отсутствии диагностической карты для регресса в законе ничего не сказано.

К счастью, этот вопрос урегулирован в пользу водителей. Банк России в своём информационном письме ИН-018-53/9 страховым компаниям разъяснил, что регрессное требование может быть предъявлено к виновнику только если ДТП случилось из-за неисправности его транспортного средства. Да-да, именно неисправности! Причём это нужно еще будет доказать. Но процент таких аварий в России ничтожно маленький!

Выплатят ли страховое возмещение?

Да. Отсутствие техосмотра не является основанием для отказа в страховом возмещении по ОСАГО.

Исчерпывающий список причин, по которым от страховой может последовать отказ приведён в ФЗ-40 Об ОСАГО, а точнее в пункте 20 ст. 12 указанного закона, но там ничего не сказано об отсутствии у водителя пройденного техосмотра на момент ДТП.

Но самое главное не важно, у кого не было диагностической карты – у вас, как потерпевшего, или у виновника аварии. При отсутствии иных оснований для отказа страховое возмещение вы получите

Если же страховая отказывает – это повод оспорить её действия через финансового уполномоченного и суд.

Примеры для легковых автомобилей

Теперь давайте выясним на примерах годов выпуска, нужно ли проходить в вашем случае ТО.

На автомобиль 2021 года

Такому транспортному средству нужно будет начать получать диагностическую карту с начала 2025 года и проходить техосмотр каждые 2 года. Далее с 2030 года нужно будет делать осмотр ежегодно.

Если авто 2020 года

  • здесь на новый автомобиль техосмотр проходить не нужно,
  • первый осмотр будет с 2024 года и далее каждые 2 года,
  • с 2029 нужно будет делать ТО ежегодно.

2017

  • на такую машину уже сейчас должна быть диагностическая карта,
  • но до 2026 года техосмотр надо проходить единожды за 2 года, а с 2026 – ежегодно.

2012 и старше

Такие машины, как считается уже в возрасте 10 лет (помните, считаем год выпуска включительно). Поэтому уже сейчас придётся проходить техосмотр ежегодно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Неон Авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: