С 21 декабря 2018 года вводятся новые правила предрейсовых осмотров

Техосмотр с 1 сентября 2022 года: что изменится и для кого?

Кто может проводить предрейсовый технический осмотр?

Технический осмотр проводится специальным инспектором.

Подробные требования к инспекторам изложены в отдельном положении (пункт 13.3), вступающем в силу с 1 января 2021 года:

Образование Специальность Повышение квалификации в качестве инспектора транспортных средств Стаж работы по проверке технического состояния и обслуживанию автотранспортных средств
Средние профессиональные квалификации по профессиям (школа) Из группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта 3 года
Промежуточная профессиональная квалификация по профессии (школа) каждая профессия + 3 года
Промежуточная профессиональная квалификация по профессиям (техникум) 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств
Среднее профессиональное образование по профессиям (техникум) Из группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта 1 год
Среднее профессиональное образование по специальности (техникум) любая специализация + 1 год
высшее образование группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта
высшее образование любая специальность +

Обратите внимание на последнюю строку таблицы. Любой сотрудник организации с высшим образованием может пройти профессиональное обучение, после которого он сможет работать контролером

Для примера рассмотрим самую маленькую версию организации. Индивидуальный предприниматель занимается перевозкой грузов, т.е. сам выступает в роли водителя. В этом случае он может пройти курс профессиональной переподготовки. После этого он будет иметь право осмотреть автомобиль перед поездкой и поставить отметку в накладной.

Однако есть и другой вариант. Можно поручить механику каждый день приезжать в организацию, проверять автомобили, ставить отметку в накладной и заполнять соответствующий журнал.

Следует обратить внимание на следующий момент:

Поэтому автомобиль должен быть осмотрен на месте его стоянки. Другими словами, невозможно заключить соглашение, по которому транспортные средства направляются в другую организацию для осмотра перед поездкой. Все проверки должны проводиться на месте.

Если организация большая и в ней много транспортных средств, имеет смысл нанять отдельного сотрудника для проведения предсменного осмотра.

Если речь идет всего о нескольких автомобилях, дешевле будет заключить договор со специализированной организацией, сотрудник которой приедет и освободит автомобили для рейса.

Техосмотр в России отменили с 1 марта 2022 года – это правда?

Да, но лишь условно.

Техосмотр для владельцев легковых автомобилей и мотоциклов действительно отменили. Но не с 1 марта 2022 года и не для всех, а гораздо ранее – с 30 декабря 2021 года и только для некоторых водителей. Именно в декабре Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон № 494, который и внёс изменения в статью 15 ФЗ-170 О техосмотре

Обратите внимание, что сам ФЗ никто не упразднял!

Речь идёт только о внесении изменений в вышеназванную статью закона. В ней установлена периодичность, с которой российские автовладельцы обязаны проходить техосмотр и получать диагностические карты. И если раньше такая обязанность была у всех обладателей легкового транспорта от 4 лет с даты выпуска, то теперь обязанность заезжать на СТО осталась лишь для владельцев коммерческого автотранспорта. Для легковых машин и мотоциклов физических лиц в большинстве случаев техосмотр в 2023 году не требуется.

Но на самом деле это порождает путаницу и заблуждения среди водителей. И мы развеем их в следующих разделах статьи.

Какие технические узлы и агрегаты нужно проверять на автомобилях, автобусах и грузовиках согласно новому приказу механику?

При проведении контроля должны быть проверены:1) исправность:тормозной системы (включая манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства);рулевого управления; стеклоомывателей; колес (кроме трамвая); шин (кроме трамвая);звукового сигнала;тахографа (если обязательность его установки предусмотрена законодательством Российской федерации);аппаратуры спутниковой навигации (если обязательность ее установки предусмотрена законодательством Российской федерации);устройства (системы) вызова экстренных оперативных служб (если обязательность его (ее) установки предусмотрена законодательством Российской федерации).

Список на самом деле гораздо шире, поскольку к обязательной проверке в исправности элементов ТС относятся также:замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн и пробок топливных баков; устройства фиксации подушки и спинки водительского сиденья;устройства обогрева и обдува стекол;тягово-сцепного устройства, а также страховочных тросов (цепей);держателя запасного колеса (кроме трамвая);фиксаторы транспортного положения опор полуприцепов (при наличии);

З) наличие предусмотренных конструкцией транспортного средства:индикации на щитке приборов, свидетельствующей о неисправности, влияющей на безопасность дорожного движения (проверяется при работающем двигателе);стекол и обзорности с места водителя; зеркал заднего вида и их креплений;заднего защитного устройства, грязезащитных фартуков и брызговиков;ремней безопасности (если обязательность их установки предусмотрена законодательством Российской федерации) и (или) подголовников сидений и их работоспособность; 4) работоспособность в установленном режиме: стеклоочистителей;внешних световых приборов и световозвращателей;5) герметичность систем, узлов и агрегатов транспортного средства, в том числе системы выпуска отработавших газов, а также дополнительно устанавливаемых на транспортное средство гидравлических устройств;6) укомплектованность медицинской аптечкой, огнетушителем и противооткатными упорами (для грузовых транспортных средств и автобусов);С полным список неисправностей можно ознакомиться в приказе Минтранса, начиная с части 7 по 9.

Журнал предрейсового технического контроля

В обязанности контролера-автомеханика входит ведение Журнала, где фиксируют сведения о ТС, осмотре, лице, его проводившем. Документ должен находиться на автопредприятии или у ИП. Если имя контролера по каким-то причинам неизвестно, данные заполняет лицо, назначенное руководством.

Например, не имея собственного квалифицированного контролера, заключают договор со Станцией Техобслуживания, где работают специалисты с нужной аттестацией. Запись в журнале должен заверить механик, проводивший оценку состояния авто.

Какие данные отражают в Журнале учета предрейсового технического осмотра

  • марку и модель ТС;
  • госномер;
  • ФИО водителя, если есть;
  • ФИО контролера, если известно;
  • время и дату осмотра;
  • пробег автомобиля на момент проведения контроля;
  • отметку о прохождении предрейсового технического контроля, штамп;
  • подпись лица, оценивающего техническое состояние автомобиля.

Список можно расширить, добавив сведения об особенностях используемого транспорта. Журнал предрейсового технического осмотра транспортного средства разрешено вести в двух видах: 1). бумажном; 2). электронном. Альбомный вариант требуется:

  • пронумеровать;
  • прошить;
  • заверить подписью должностного лица;
  • печатью автопредприятия.

При проверке надзорными органами, подтвердить реальность проводимого техконтроля могут по этому журналу.

Образец журнала учета техосмотра

Когда применяется второй вариант, сведения в книге учета заверяют усиленной квалифиц. эл. подписью контролера (УКЭЦП). Эл. документы год хранятся в БД. Необходимо предусмотреть возможность распечатки страниц электронного формата на бумаге и собрать в книгу.

Требования к организациям (ИП), эксплуатирующим автотранспортные средства

Задача руководителей предприятий, включая ИП, физлиц – обеспечение безопасности работы водителей, пассажиров, перемещения материальных объектов в соответствие с нормативом №398-ФЗ с поправками 2018 года. Субъекты обязаны:

  1. Соблюдать режим труда и отдыха.
  2. При ДТП, проводить исследование причин аварии, для последующего их устранения.
  3. Организовать прохождение предрейсовых медосмотров. Обучать водителей умению оказания доврачебной помощи пострадавшим в ДТП (№323-ФЗ).
  4. Не допускать выезд транспорта, если обнаружена поломка, несущая угрозу БДД по результатам оценки контролера.
  5. Выполнять требования по страхованию гражданской ответственности автовладельцев.
  6. Проводить периодический техосмотр автотранспорта (систем), согласно техдокументации производителей, в предписанные сроки.
  7. Оснастить определенные категории автотехники тахографами в соответствие с Приказом МТ №36 (13/02-13 г.).
  8. Обеспечить постоянное место парковки ТС и возможность проведения своевременного ремонта, обнаруженных при предрейсовом осмотре поломок.
  9. Назначить лицо, отвечающее за БДД (проведение инструктажей).
  10. Предоставить возможность повышения профессионального образования, чтобы должностные лица соответствовали требуемому уровню квалификации.

Плановые проверки автотранспортных предприятий отменены, но внеплановые возможны при выявлении нарушений предрейсового контроля. Когда в путевом листе отсутствует запись автомеханика, возможны штрафные санкции с изъятием авто.

Административная ответственность

КоАП РФ Статья 12.31.1 ч. 3
Перевозка пассажиров и багажа, грузов с нарушением требований о проведении предрейсового контроля тех. состояния ТС
1 на граждан 3 000 р.
2 на должностных лиц 5 000 р.
3 на индивидуальных предпринимателей 30 000 р.
4 на юридических лиц 30 000 р.

Предрейсовый медицинский осмотр водителей в 2023 году

При втором сценарии, если факторы и состояние здоровья, мешающие водителю работать, выявлены, то работнику выписывается справка для последующего обращения в медицинскую организацию в целях получения необходимой помощи. Кроме приказа № 835н сохраняет юридическую силу также письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32.

В нем указано, что работодатель для проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей может утвердить отдельный локальный правовой акт — положение об организации соответствующих осмотров.

В таком положении предполагается регламентация: организации предрейсовых медосмотров; содержания медосмотров; проведения отдельных процедур в рамках медосмотров; условий проведения медосмотров; критериев допуска водителей к работе после прохождения

Порядок проведения осмотра

Процедура предсменного осмотра включает полный список проверяемых деталей (нажмите на изображение, чтобы увеличить его):

Следовательно, вам не нужно делать ничего экстраординарного для проведения проверки. Вам нужно только убедиться, что автомобиль полностью исправен.

Если вы являетесь автоинспектором, я рекомендую вам распечатать приведенную выше таблицу и проверить свои автомобили соответствующим образом.

Я хотел бы отметить, что инспектор также должен проверить, не было ли внесено никаких изменений в транспортное средство.

Например, что на грузовике не установлены устройства, повышающие газоотводную способность, или что борта грузовика не расширены.

Замечания и критика

Министерство экономического развития увидело аж девять недостатков предложенного механизма. И прежде всего то, что он вообще не гарантирует добросовестность технического осмотра, да и, в принципе, самого факта его проведения. Единственное, что он обеспечивает, — это передачу сведений в единую систему, а насколько эти сведения достоверные, определить не может.

Таким образом, отмечают в ведомстве, в порядке технического контроля, по сути, ничего не изменится: только бумажная регистрация сменится на цифровую и увеличатся затраты на ее реализацию.

Хотя в целесообразности этой реализации есть серьезные сомнения: всех перевозчиков автоматизированная система в любом случае не охватит, а значит, и обеспечить полный контроль не сможет. Одновременно она поставит предприятия в неравные условия: те, кому разрешено использовать устройства ЕСТР, будут продолжать вести учет в журналах и путевых листах, в то время как остальным придется «заморачиваться».

Поскольку требования для тахографов ЕСТР регламентируются международным, а не национальным законодательством, то и расширение их функций возможно только на международном уровне. До таких изменений обязать передавать с помощью устройств ЕСТР данные о техническом контроле нельзя.

Впрочем, в Министерстве экономического развития указывают, что и для тахографов СКЗИ необходимы правки в наднациональные документы. А именно — в Технический регламент Таможенного союза.

Сейчас он устанавливает закрытый перечень функций для устройств: только регистрацию режима труда и отдыха, скорости транспортного средства, пройденного пути и нарушений в работе самого тахографа. Каких-то формулировок в виде «и иные», «и прочие», «и другие» (…) он не содержит. В то же время национальное определение тахографа Министерство транспорта предлагает дополнить возможностью фиксировать «иную информацию, предусмотренную законодательством РФ».

Есть, собственно, вопросы и к непосредственному использованию тахографов ЕСТР. Во-первых, готовы ли они передавать сведения о техническом контроле и не нужно ли их для этого дорабатывать? Министерство транспорта точные данные по этому поводу не представило. А во-вторых, о каких именно картах, куда будет заноситься информация об осмотре, идет речь? Об этом в проекте тоже нет ни слова. Может, перевозчикам, помимо карты предприятия и карты водителя, придется приобретать еще одну карту специально для должностного лица?..

Какие транспортные средства должны проходить контроль?

Согласно статье 20(2) Федерального закона «О безопасности дорожного движения», транспортные средства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, перевозящие пассажиров или грузы, должны проходить техосмотр.

Это не обязательно относится к коммерческому транспорту. Если транспортное средство перевозит товары для собственного использования организации или перевозит, помимо водителя, хотя бы одного человека, оно должно пройти предсменную или предрейсовую проверку.

Это требование относится ко всем типам транспортных средств:

  • автомобили (только коммерческий транспорт),
  • Грузовые автомобили (для коммерческих перевозок и собственных нужд),
  • Автобусы (для коммерческих перевозок и собственных перевозок).

Особенности оформления бланка

Что касается оформления журнала, то здесь также нет никаких особенностей, то есть, если журнал формируется самостоятельно, то его можно сделать в электронном виде или же, что называется, «нарисовать» вручную. В первом случае подготовленный бланк следует распечатать, чтобы ответственные лица могли оставить в нем свои автографы.

Обычно журнал содержит в себе не один десяток страниц. Все они должны быть по порядку пронумерованы и прошиты специальной толстой нитью.

На последнем листе ставится печать организации и пометка о количестве страниц в документе, а также дата и подпись ответственного работника.

Журнал делается в одном оригинальном экземпляре, дополнительных его копий не формируется. Заполненный журнал подлежит хранению на протяжении периода, установленного в законодательстве или же указанного в нормативно-правовой документации транспортной фирмы. Только после истечения этого срока документ можно уничтожить.

https://youtube.com/watch?v=gcH-1J0-0ZU

Послерейсовый осмотр

Еще совсем недавно технический контроль исправности автомобиля после выполнения рейса был не обязательным. Теперь осмотр ТС должен проводиться дважды – перед выездом на смену или в рейс и после возвращения на базу. Таким образом, в путевке ставятся два штампа.

В том случае, если разные люди работают на одном автомобиле или автобусе по сменам, то технический осмотр производится в начале и окончании каждой смены. При этом каждому из водителей путевой лист оформляется индивидуально.

Если автомобиль, принадлежащий юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, не будет иметь отметки о предрейсовом контроле, то ответственность за данный факт будут нести как владелец автомобиля, так и его водитель, а также контролер транспортного средства. Согласно части 3 статьи 12.31.1 КОАП РФ, на каждого из них будет наложен штраф:

  • водителю – 3 000 рублей;

  • контролеру – 5 000 рублей;

  • организации, которой принадлежит автомобиль, — 30 000 рублей.

Предрейсовый медицинский осмотр

Приказ Минздрава РФ №835н регламентирует предрейсовые медицинские осмотры водителей:

  1. Медосмотры проводят перед началом рабочей смены. Такая мера направлена на обнаружение вредных, опасных факторов и состояние здоровья, которые будут препятствовать выполнению человеком трудовой функции.
  2. Проверки финансируют и организуют работодатели.
  3. Проверки проводят медицинские работники, которые имеют необходимую квалификацию, работают в штате компании или представляют стороннюю медицинскую организацию с лицензией.
  4. В ходе предрейсовых осмотров медработники:
  • рассматривают жалобы водителя;
  • проводят визуальный осмотр;
  • измеряют температуру, давление, пульс;
  • выявляют признаки опьянения;
  • определяют процент алкоголя в крови;
  • определяют присутствие психоактивных веществ.

Если соответствующие факторы или состояния выявлены, водителя не допускают к работе.

Основания для отстранения от работы водителя ТС:

  • наличие симптоматики острого заболевания или обострения хронических болезней (у водителя повысилась температура тела, он жалуется на слабость, плохое самочувствие, боли);
  • частота сердечных сокращений или артериальное давление повышается или снижается;
  • сотрудник находится в состоянии опьянения.

На медицинские осмотры водители должны явиться с путевым листом.

Медицинский работник должен обратить внимание на то, как водитель входит в кабинет, как выглядит, как себя ведет. Если водитель жалуется на самочувствие, врач должен выявить объективность жалобы

Предрейсовые медицинские осмотры проводят, чтобы повысить уровень безопасности дорожного движения, степень защиты населения и оказания качественных услуг в сфере пассажирских и грузовых перевозок. Результаты медосмотра обязательно заносят в журнал.

Итог

В ходе проверки сотрудник, уполномоченный проводить технический осмотр, должен:

  • проверить безопасность эксплуатации автотранспортного средства;
  • устранить мелкие неполадки в случае их выявления;
  • если неполадку нельзя устранить за короткое время, автомобиль должен остаться в автопарке, его нельзя выпускать на линию.

Предрейсовый техосмотр также включает следующие операции:

  • осмотр автобуса или другого автотранспортного средства на наличие визуальных повреждений;
  • проверяют наличие обязательного водительского комплекта (аптечка, знак аварийной остановки, огнетушитель, два противооткатных средства);
  • проверка исправности функционирования рабочих механизмов и основных узлов.

По результатам проверки определяется, можно ли выпустить ТС на линию. Если автотранспортное средство полностью исправно, заполняют путевой лист, проставляются отметка от допуске ТС и подпись лица, который осуществил осмотр.

После возвращения автобуса или такси из рейса проводят их послерейсовый технический осмотр, который должен помочь выявить возможные неисправности, появившиеся в процессе их эксплуатации.

Если выявлена поломка, автотранспортное средство подлежит обязательному ремонту.

Предрейсовый контроль — обязательное условие для ведения бизнеса в сфере перевозок пассажиров или грузов. Тщательная проверка состояния автотранспортных средств является залогом безопасной перевозки.

Вас заинтересует:

  • Особенности ПДД для инвалидов

  • Как снять арест с машины, наложенный судебным приставом?

  • Что делать, если потерял договор купли-продажи автомобиля? Как восстановить?

  • Правила организованной перевозки группы детей автобусами

Что должно быть проверено во время предрейсового осмотра автотранспорта на предприятии?

 

Новый порядок контроля за техническим состоянием автотранспорта у предприятия (юр. лица или индивидуальные предприниматели) обязан включать следующую проверку и контроль с целью выявления неисправностей следующих систем и компонентов:

— Тормозной системы (включая манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства)

— Рулевого управления

— Стеклоомывателей

— Колес и шин (кроме трамвая)

— Звукового сигнала (клаксон)

— Тахографа (если согласно действующему законодательству в России он обязателен для установки на ТС)

— Аппаратуры спутниковой навигации и устройств вызова экстренных оперативных служб (если согласно действующему законодательству в России система обязательна для установки на ТС)

— Замков дверей кузова или кабины, бортов грузовой платформы, запоров горловин цистерн и пробок топливных баков (кроме транспортных средств городского наземного электрического транспорта)

— Устройств фиксации подушки и спинки водительского сиденья

— Устройств обогрева и обдува стекол

— Тягово-сцепного устройства, а также страховочных тросов (цепей)

— Держателя запасного колеса (кроме трамвая)

— Фиксаторов транспортного положения опор полуприцепов (при наличии)

— Проверка индикации на щитке приборов, свидетельствующей о неисправности, влияющей на безопасность движения (проверяется при работающем двигателе)

— Проверка стекол и обзорности с места водителя

— Проверка зеркал заднего вида и их креплений

— Проверка заднего защитного устройства, грязезащитных фартуков и брызговиков

— Проверка ремней безопасности (в установленных законодательством случаях) и (или) подголовников сидений и их работоспособность

Проверка на работоспособность в установленном режиме следующих систем:

— Стеклоочистителей

— Внешних световых приборов и световозвращателей

— Проверка на герметичность систем, узлов и агрегатов транспортного средства, в том числе системы выпуска отработавших газов, а также дополнительно устанавливаемых на транспортное средство гидравлических устройств

— Проверка укомплектованности ТС медицинской аптечкой, огнетушителем и противооткатными упорами (для грузовых транспортных средств и автобусов)

— Проверка транспорта на отсутствие внесенных в конструкцию транспортного средства изменений ‎в нарушение установленного порядка, предусмотренного разделом 4 главы V технического регламента, в части газобаллонного оборудования, кузовов транспортных средств, бортов грузовой платформы (для грузовых транспортных средств), дополнительных сидений

Также дополнительно для транспортных средств городского наземного электрического транспорта проводится следующая проверка:

— Состояние и крепление колесных пар и трамвайных тележек (для трамвая)

— Соответствие силы тока утечки предельно допустимым значениям

— Проверка исправности токоприемников, тяговых двигателей, вспомогательных электрических машин, пускорегулирующей и защитной аппаратуры, вспомогательных цепей, аккумуляторной батареи, контрольно-измерительных приборов электрического оборудования.

В том числе, при наличии на автотранспорте специального оборудования контролер технического состояния обязан при предрейсовом осмотре проверить состояние и исправность других систем, механизмов, агрегатов, узлов и деталей, характерных для данных типов транспортных средств, влияющих на безопасность движения транспортных средств на соответствие требованиям безопасности согласно действующему законодательству. 

В случае отсутствия неисправностей по результатам предрейсового осмотра контролер технического осмотра проставляет на путевом листе отметку «контроль технического состояния пройден», а также ставит свою подпись, Фамилию и инициалы. Также проставляется время прохождения предрейсового осмотра. 

Каковы важные условия соглашения

Если компания хочет заключить договор с аутсорсером для проведения техосмотра, важно учесть пункты, которые обязательно должны быть в документе:

  • Сведения о сторонах сделки: наименования организаций, Ф.И.О. сторон (руководителей или иных уполномоченных лиц), паспортные данные, адреса.
  • Предмет договора – проведение технического освидетельствования машин на предмет соответствия требованиям безопасности.
  • Адрес выполнения осмотра, количество автомобилей, сроки.
  • Права и обязанности сторон. Заказчик обязан предоставлять исполнителю транспорт в оговоренные соглашением сроки, а также документацию на него. Обязательна своевременная оплата услуг, график внесения платежей и суммы оговариваются индивидуально.
  • Стоимость услуг: цена, порядок оплаты.
  • Ответственность сторон. Если исполнитель нарушает сроки, заказчик вправе требовать неустойку. Она исчисляется от суммы в процентах за каждый день просрочки. При несвоевременной оплате работ заказчиком исполнитель также может истребовать неустойку.
  • Особенности расторжения договора, срок действия.
  • Юридические адреса и банковские реквизиты сторон.
  • Подписи обеих сторон.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Неон Авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: