Лицензия на пассажирские перевозки для ИП и ООО
В РФ действует закон о необходимости лицензирования для водителей, которые занимаются перевозом пассажиров. Цель получения подобного разрешения – повышение безопасности граждан и снижение количества аварийных ситуаций на дорогах. Правила оформления лицензии зависят от региона и типа транспорта.
Для получения разрешительного документа на пассажирские перевозки водители регистрируются в налоговой инспекции в качестве индивидуальных предпринимателей или открывают ООО. Это необходимо для того, чтобы числиться владельцем услуги перевозки и получать от нее прибыль. Регистрация собственной компании не отличается от узаконивания ИП или ООО для осуществления других видов предпринимательской деятельности.
Лицензирование деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами
Государственная услуга «Лицензирование деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами»
Государственную услугу предоставляет Ространснадзор
Результат государственной услуги Выдача лицензии на деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами
Реестровая запись о выдаче лицензии создается в ведомственной информационной системе Ространснадзора и направляется в единый реестр учета лицензий для присвоения номера, который затем получает ведомственная информационная система.
За предоставлением услуги можно обратиться:
- в территориальный орган Ространснадзора;
- на Единый портал государственных и муниципальных услуг
Размер государственной пошлины:
7500 рублей.
Документы, представляемые заявителем:
№ п.п. |
Способ подачи заявления и документов и требования к ним |
Чекбокс |
||
Территориальный орган Ространснадзора |
ЕПГУ |
|||
1. |
Заявление |
☐ |
||
Заполняется и распечатывается электронная форма |
Заполняется электронная форма заявления |
|||
2. |
Документ, подтверждающий основание владения транспортным средством (Не предоставляется если транспортное средство является собственностью соискателя лицензии) |
☐ |
||
Копия |
Скан-копия |
|||
Документы и сведения, получаемые в рамках межведомственного взаимодействия:
1. |
Сведения об уплате государственной пошлины |
2. |
Выписка из Единого реестра юридических лиц/ Выписка из единого реестра индивидуальных предпринимателей |
3. |
Сведения о наличии лицензии на осуществление деятельности в отношении работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) |
4. |
Копия свидетельства о регистрации автобусов, сведения о дате окончания действия технического осмотра Сведения об аттестации лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, на право заниматься соответствующей деятельностью |
5. |
Сведения об аттестации лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, на право заниматься соответствующей деятельностью |
6. |
Сведения о назначении лица на должность ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения |
Срок предоставления услуги:
8 рабочих дней
Для внесения изменений в реестр лицензии лицензиат представляет в лицензирующий орган в форме электронных документов посредством использования ЕПГУ заявление о внесении изменений в реестр лицензий, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью, и прилагаемые к нему документы. Ссылка для подачи заявления https://www.gosuslugi.ru/600375/1/form
Также изменения сведений о государственных регистрационных номерах автобусов, в том числе включение в реестр лицензий сведений о государственных регистрационных номерах автобусов, приобретенных для осуществления лицензируемой деятельности после получения лицензии на лицензируемую деятельность, а также исключение из реестра лицензий сведений о государственных регистрационных номерах автобусов, вносятся лицензиатом в реестр лицензий самостоятельно с использованием его личного кабинета на едином портале или путем представления в лицензирующий орган в электронном виде заявления о внесении изменений в реестр лицензий и копии документов, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью, на адрес электронной почты лицензирующего органа.
В день окончания срока действия договора аренды (лизинга) автобуса лицензирующий орган направляет соответствующее уведомление лицензиату посредством единого портала или электронной почты, в случае если информация о нем внесена в реестр лицензий.
Особое внимание следует обратить на изменение формулировки понятия «автобус», которое предусматривает необходимость включения в реестр лицензий сведений о специализированных пассажирских транспортных средствах.
Предоставление копии приказа о назначении ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и копии договора с медицинской оранизацией, или иной оррганизацией, или индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на медицинскую деятельность в отношении работ (услуг) по медицинским осомотрам (предрейсовым, послерейсовым) не требуется в случае, если в заявлении будут указаны ФИО и СНИЛС ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и наименование медорганизации и номер ее лицензии.
Автоматическое лишение прав по медпоказаниям
На портале проектов нормативно-правовых актов опубликован проект приказа об электронном взаимодействии между МВД и Минздравом. Как говорится в пояснительной записке, на сегодняшний день отсутствие информационного взаимодействия между двумя ведомствами приводит к тому, что зачастую после выдачи водительских прав у граждан выявляют медицинские противопоказания к управлению автомобилем. Однако, такие водители продолжают управлять автомобилем, подвергая себя и окружающих опасности. В связи с этим, МВД России совместно с Минздравом подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения».
Положения законопроекта направлены на исключение возможности допуска к управлению транспортными средствами лиц, имеющих заболевания, которые являются:
- медицинскими противопоказаниями для управления транспортными средствами;
- медицинскими показаниями для управления транспортными средствами;
- медицинскими ограничениями для управления транспортными средствами.
Проект предусматривает законодательное закрепление информационного взаимодействия между Минздравом и МВД в электронном виде посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Оформление медицинского заключения (медсправки) планируется осуществлять в электронном виде в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения. При этом, по желанию гражданина ему может быть выдана выписка из информационной системы о результатах медицинского освидетельствования. Ожидается, что это позволят исключить медсправку из перечня бумажных документов, представляемых при получении или замене водительских прав. Подобные изменения также помогут аннулировать водительские права по медицинским показаниям.
Законопроект размещен на портале проектов нормативных правовых актов для проведения процедуры оценки регулирующего воздействия. В случае его утверждения, поправки должны вступить в законную силу с 1 марта 2021 года.
Требования при получении лицензии
С учетом того, что лицензирование призвано гарантировать максимальную безопасность людей при перевозке, требования к лицензиату предъявляются следующие:
- Должен быть назначен ответственный работник за реализация безопасного дорожного движения, которому необходимо пройти аттестацию в соответствии со ст. 20 Федерального закона «О безопасности путевого движения». Если речь идет об индивидуальном предпринимателе, работающем самостоятельно, то и аттестоваться должен он сам.
- Предприятие обязано владеть лицензированного медработника со средним специальным или высшим образованием, имеющего право на проведение дорейсового и послерейсового медицинского осмотра. Если такого в штате нет, то требуется заточение договора с медицинским учреждением, получившим лицензию на такой вид деятельности.
- Иметь зарегистрированный автотранспорт, находящийся в собственности соискателя лицензии или относящийся ему на других правах (аренда, лизинг), подтвержденных соответствующими правоустанавливающими документами.
- Укомплектовать штат водителями, обладающими необходимой квалификацией, миновавшими медицинское освидетельствование и имеющими стаж, предусмотренный правилами.
- Обладать собственными возможностями обеспечить надежный контроль технического состояния автобусов или заключить соглашение на такое обслуживание с соответствующей профильной компанией.
- Оборудовать используемый транспорт до 1 ноября тахографами (приборами, регистрирующими выполнение водителем порядка труда и отдыха).
Когда могут отказать?
Закон устанавливает два основания, по которым Ространснадзор может отказать соискателю в предоставлении лицензии:
- несоответствие документации предъявляемым требованиям;
- недостоверность информации в заявлении или в прилагаемых документах.
Недочеты выявляются в процессе проверки документов заявителя и его имущества. Ространснадзор оформляет отказ в форме письменного распоряжения, которое выдается предпринимателю в течение 3 дней со дня подачи заявления. Причины отказа должны быть обоснованы ссылками на нормативно-правовые документы. Если заявитель не согласен с выводами лицензирующего органа, он имеет право обжаловать его постановление в арбитражном суде. На подачу заявления у него есть 3 месяца.
Организации и учреждения социальной сферы
Детские дома и школы-интернаты
Детские дома и школы-интернаты освобождаются от требования лицензии на автобусные перевозки с 17 декабря 2021 года. Эта категория организаций использует автотранспорт для перевозки детей в различные места, связанные с обучением, досугом и медицинским обслуживанием. Отметим, что эти учреждения должны соблюдать все меры безопасности на дороге, включая жесткие требования к квалификации водителей и техническому состоянию транспорта.
Социально-реабилитационные центры
Социально-реабилитационные центры, которые предоставляют помощь людям с ограниченными возможностями, также могут освобождаться от требования лицензии на автобусные перевозки. Эти организации используют автотранспорт для перевозки своих клиентов в различные места для проведения мероприятий, обучения и реабилитации. Однако, они также должны соблюдать все меры безопасности на дороге и иметь высококвалифицированных водителей с безупречными водительскими правами и технически исправным транспортом.
В целом, эти категории организаций и учреждений социальной сферы не налагают на себя значительной нагрузки на автомобильный транспорт, но освобождение от требования лицензии может улучшить работу этих организаций и помочь им более эффективно решать свои задачи. Однако, безопасность на дороге всегда должна оставаться приоритетом для всех участников дорожного движения.
Новые правила внесения изменений в лицензию
Общие правила
Новые правила внесения изменений в лицензию на автобусные перевозки утверждены с целью упрощения и ускорения процесса обновления лицензии компании.
Таким образом, внесение изменений в лицензию станет доступным для большего числа автоперевозчиков, что содействует улучшению конкуренции на рынке автобусных перевозок.
Перечень изменений
Перечень изменений, которые могут быть внесены в лицензию, увеличился. Теперь кроме изменения наименования компании и численности парка транспорта, можно внести изменения в правоустанавливающие документы, контактную информацию, данные о грузоперевозках и другие параметры.
Значительно упрощен процесс внесения изменений в сведения о перевозках, а также процедуры смены места нахождения предприятия.
Порядок внесения изменений
Для изменения данных в лицензии автоперевозчикам необходимо подать заявление в Росавтодор, после чего им будет выдан соответствующий акт об изменении лицензии.
Стоит отметить, что новые правила вступят в силу уже с 1 марта 2022 года и будут распространяться на все виды лицензий на автобусные перевозки.
Таким образом, автоперевозчики получат возможность быстрее и проще осуществлять изменения в лицензии, что положительно скажется на их работе и конкурентоспособности.
Автоматическое исключение автобуса при окончании договора аренды
Новый пункт 21 положения о лицензировании предусматривает условия, при которых автобус исключается из реестра лицензий автоматически:
СТАЛО
21. Лицензирующий орган принимает решение об исключении из реестра лицензий сведений об автобусе лицензиата в случае, если до истечения 10 дней со дня окончания срока действия договора аренды (лизинга) автобуса лицензиат не представит в лицензирующий орган заявление, предусмотренное пунктом 13 настоящего Положения, содержащее сведения о продлении срока действия договора аренды (лизинга) автобуса или вступлении лицензиата в права владения автобусом по окончании договора лизинга. В день принятия такого решения лицензирующий орган исключает соответствующие сведения из реестра лицензий, а также направляет лицензиату выписку из этого решения.
То есть, если автобус включен в реестр на основании договора аренды или лизинга, и в течение 10 дней с даты окончания этого договора лицензиат не предоставил информацию о продлении договора, то автобус автоматически исключается из реестра.
Так что, если Ваши автобусы используются по договорам аренды или лизинга, то не забывайте своевременно обновлять информацию о них в реестре лицензий.
Проверка аттестации и медицинской лицензии заявителя
Рассмотрим дополнительный абзац, который добавлен в пункт 6 положения о лицензировании
СТАЛО
В случае если соискатель лицензии является ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения и прошел в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона “О безопасности дорожного движения”, аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, и (или) имеет лицензию на медицинскую деятельность в отношении работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), проверка наличия документов, подтверждающих наличие такой аттестации и (или) лицензии, осуществляется лицензирующим органом без представления соискателем лицензии копий документов, подтверждающих наличие такой аттестации и (или) лицензии.
В данном пункте речь идет о следующей ситуации. Организация, эксплуатирующая автобусы, должна проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей и предрейсовый технический контроль автобусов. Если организация занимается указанными проверками самостоятельно, то для проведения технического контроля у нее должен быть сотрудник, прошедший соответствующую аттестацию, а для медицинских осмотров должна быть получена медицинская лицензия.
Так вот, при получении лицензии на перевозку пассажиров или иных лиц не требуются документы, подтверждающие наличие медицинской лицензии и прохождение аттестации соискателем. Проверить наличие указанных документов лицензирующий орган должен самостоятельно.
Необходимые документы
Для осуществления пассажирских перевозок необходима лицензия, но, чтобы ее получить, в муниципальный орган следует предоставить:
- Оформленное соответствующим образом заявление, в котором указываются контакты, в том числе номер телефона, адрес электронного ящика и фактический адрес, реквизиты организации.
- Копию договора учредителей, решения или устава, которые должны быть заранее заверены у нотариуса.
- Свидетельство ОГРН, ИНН и документ, который свидетельствует о внесении изменений.
- Документацию, подтверждающую назначение руководителя на должность. Также этот человек должен предоставить свои паспортные данные.
- Выписку из реестра юридических лиц, заверенная у нотариуса.
- При наличии в штате медицинского работника необходимо предъявить диплом о его образовании. Если было заключено соглашение со сторонней организацией, то следует сделать копию договора.
- Документацию, подтверждающую безопасность перевозок.
- Всем водителям, имеющимся в штате, необходимо предъявить медицинские справки, которые позволяют им заниматься пассажирскими перевозками, а также заключенные контракты на осуществление деятельности и документы, подтверждающие наличие водительского стажа.
- Все автомобили, используемые для этих целей, должны быть в технически исправном состоянии. Данный факт также нужно подтвердить документально. Если же лицензию получает такси, то необходимы отличительные знаки: таксометр, шашка.
- В федеральной налоговой службе необходимо получить справку об отсутствии задолженностей по налоговым сборам.
- Документы на транспортные средства: паспорт, договор.
- Водительские удостоверения всех водителей.
- Копию полиса ОСАГО.
- Квитанцию об оплате госпошлины.
- Если разрешение на перевозку пассажиров оформляется индивидуальным предпринимателем, то нужно предъявить свидетельство о государственной регистрации и выписку из ЕГРИП.
Ежели необходимо получить лицензию для перевозки больше 8 пассажиров, то должно иметься соответствующее транспортное средство. А список документов в этом случае будет более длинным. Когда весь пакет документов готов, его нужно направить в Ространснадзор.
Как выглядят требования к лицензируемым пассажироперевозчикам и какие документы необходимо представить будущему лицензиату?
Итак, для того чтобы стать обладателем лицензии на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, необходимо предварительно успешно миновать следующие этапы:
- приобрести или взять в аренду достаточную для организации автопарка площадь и технику либо подписать договор с компанией-перевозчиком о предоставлении в наем ее автопарка;
- набрать штат водителей с документально зафиксированной профпригодностью по всем направлениям – квалификация (категория D), опыт вождения (от 3 лет), состояние здоровья − и медика, который будет совершать осмотр сотрудников перед рейсами (можно привлечь его на аутсорсинге, но необходимо предъявить в лицензирующий орган соответствующий договор);
- подготовить автопарк в соответствии со всеми требованиями (оснастить автомобили навигационным оборудованием и приборами технического контроля, получить подтверждение того, что весь транспорт действительно безопасен для перевозки людей);
- убедиться в возможности всегда неукоснительно соблюдать правила дорожного движения и безопасности пассажироперевозок.
Если компания-перевозчик удовлетворяет всем этим требованиям, можно подавать в Ространснадзор следующий пакет документов:
- заявление с указанием всех надлежащих реквизитов предприятия и контактов руководства;
- учредительные документы (нотариально заверенные копии) юридического лица, в том числе устав, свидетельство о внесенных изменениях (за подписью учредителей) ИНН, ОГРН, а также актуальную (она действует в течение месяца) выписку из госреестра юрлиц; если необходима лицензия на перевозку пассажиров для ИП, то этот пункт из перечня исключается: нужна лишь выписка из ЕГРИП и свидетельство о госрегистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
- документы сотрудника, ответственного за безопасность перевозок;
- диплом штатного медика либо договор аутсорсинга со специализированным медучреждением;
- документы водителей (контракты, мед. справки о пригодности к управлению ТС, копии трудовых книжек, где зафиксирован стаж вождения, права);
- договор об аренде автостоянки;
- документы на транспортные средства (ПТС либо договор аренды, договор о ТО со сторонней организацией либо документальное подтверждение возможности осуществлять техосмотр силами фирмы), талоны ТО, полис ОСАГО.
Кроме того, к собранному комплекту документов необходимо приложить квитанцию об оплате госпошлины за получение лицензии. Сколько стоит такая услуга – зависит от того, получает ли фирма лицензию впервые (6000 рублей), продлевает ее (600 рублей) или переоформляет (2600 рублей).
При положительном решении лицензиат может не беспокоиться о продлении документа в течение пяти лет. При желании переоформить лицензию следует уведомить об этом Ространснадзор не позднее чем за 10 дней до истечения срока разрешения.
Изменение сведений об автобусе в реестре лицензий
До 31 декабря 2020 года положение о лицензировании предусматривает следующие операции:
- добавление автобуса в реестр лицензий;
- исключение автобуса из реестра;
- изменение государственного регистрационного номера в реестре.
При этом на практике организации, эксплуатирующие автобусы, могут столкнуться с такой проблемой. Если организация покупает автобус, который ранее был включен в реестр лицензий другой организацией, то она не может включить это автобус в реестр от своего имени. Это связано с тем, что автобус не может упоминаться в реестре дважды.
В этом случае новому владельцу автобуса приходилось сначала обращаться к предыдущему собственнику, который должен был исключить автобус из реестра, а лишь затем подавать новое заявление на включение автобуса в реестр от своего имени.
С 1 января 2021 года ситуация станет проще, т.к. в положении о лицензировании появилась новая процедура – изменение сведений об автобусе:
СТАЛО
13. В случае изменения сведений об автобусе, указанных в реестре лицензий (изменение государственного регистрационного номера автобуса, изменения срока действия договора аренды (лизинга) автобуса, вступление лицензиата в права владения автобусом, в том числе на основании договора аренды, заключенного с другим лицензиатом, который в соответствии со сведениями, включенными в реестр лицензий, владеет этим автобусом), лицензиат представляет в лицензирующий орган заявление об изменении сведений об автобусе с приложением документов, подтверждающих такие изменения, в том числе права владения автобусом. В заявлении об изменении сведений об автобусе указываются:
а) наименование лицензиата (наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя);б) идентификационный номер налогоплательщика;в) номер и дата выдачи (день, месяц, год) лицензии;г) включенные в реестр лицензий сведения об автобусе, подлежащие изменению;д) способ направления лицензиату информации о решениях, принимаемых лицензирующим органом.
Процедура изменения сведений об автобусе требует указать в заявлении те же самые сведения, что и при первичном добавлении автобуса в реестр. А основное отличие состоит в том, что изменить сведения можно об автобусе, который уже включен в реестр. Например, это может потребоваться при:
- изменении регистрационного номера автобуса;
- изменении срока договора аренды или лизинга;
- изменении собственника автобуса (продаже автобуса);
- сдаче автобуса в аренду.
СТАЛО
17. В срок, не превышающий одного рабочего дня со дня получения предусмотренных пунктом 13 настоящего Положения заявления и прилагаемых к ним документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений и принимает решение об удовлетворении соответствующего заявления или об отказе в его удовлетворении.
При этом сведения об автобусе в реестре должны быть обновлены в течение 1 рабочего дня. То есть процедура изменения данных происходит быстрее, чем первичное включение автобуса в реестр (в течение 3-х рабочих дней).
Необходимые документы для подачи заявки
Документы от организации-работодателя:
- Свидетельство о государственной регистрации организации;
- Устав организации с приложениями;
- Выписка из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) не старше 30 дней;
- Свидетельство о постановке на налоговый учет;
- Свидетельство о регистрации в качестве плательщика страховых взносов в ПФР и ФСС;
- Копии документов на автобусы, которые необходимо зарегистрировать.
Документы от индивидуального предпринимателя:
- Свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
- Уведомление о присвоении идентификационного номера налогоплательщика;
- Выписка из ЕГРИП не старше 30 дней;
- Свидетельство о постановке на налоговый учет;
- Свидетельство о регистрации в качестве плательщика страховых взносов в ПФР и ФСС;
- Копии документов на автобусы, которые необходимо зарегистрировать.
Обратите внимание: При подаче документов необходимо оригинальные документы, а также доверенность на представление интересов или действия по доверенности от организации-работодателя или индивидуального предпринимателя, если заявка подается не лично. Заметка: При подаче заявления на приобретение лицензий на автобусы в 2023 году, Вам могут потребоваться дополнительные документы в зависимости от региона и типа деятельности
Заметка: При подаче заявления на приобретение лицензий на автобусы в 2023 году, Вам могут потребоваться дополнительные документы в зависимости от региона и типа деятельности.
Можно ли получить лицензию через Интернет?
Современные компьютерные технологии позволяют совершать многие официальные процедуры он-лайн. Это касается и подачи заявки на получение лицензии на пассажирские перевозки.
Все официальные действия производятся через сайт госуслуг. Заявитель должен зарегистрироваться на портале, в результате чего он получает доступ к услугам он-лайн. Порядок и последовательность действий размещены на сайте под закладкой «Лицензии, справки, аккредитации». Заявление заполняется прямо на портале, документы переправляются в сканированной форме. Сроки рассмотрения те же.
Инструкция по оформлению заявки на получение лицензии в онлайн-режиме представлена в этом видео на примере легкового такси.
Когда могут лишить лицензии?
За перевозку пассажиров без лицензии законом предусмотрено административное или уголовное наказание.
Административное предусматривает штраф, который накладывается на руководителя компании. Если нарушение повторяется еще раз, то снова назначаются штрафные санкции, далее может следовать конфискация автомобиля, или на 90 дней приостанавливается коммерческая деятельность.
Уголовная ответственность наступает в таких случаях:
- Деятельность без лицензии причинила большой ущерб.
- Незаконное получение прибыли в крупном размере.
За эти действия предусмотрено уголовное наказание и лишение лицензии. Тяжесть наказания зависит от последствий деяния: от штрафа в крупном размере до лишения свободы до 5 лет.
Как было раньше
Раньше легковушки и мототранспорт старше четырех лет обязательно проходили ТО: автомобили возрастом до 10 лет — раз в два года, старше — раз в год.
Минимум раз в год проходили техосмотр легковые такси, автобусы, грузовые автомобили, оборудованные для перевозки более 8 пассажиров, грузовики с максимальной массой более 3,5 тонны, машины с устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, а также транспортные средства, предназначенные для обучения вождению. Такси и автобусы старше 5 лет проходили ТО раз в полгода.
Последний раз правила прохождения ТО изменились весной 2021 года. Тогда порядок ужесточили: чтобы получить диагностическую карту, нужно было обязательно приехать на авто в пункт техосмотра. До изменений прохождение ТО было формальностью, без которой не оформят ОСАГО, — водители зачастую приобретали диагностическую карту заочно или онлайн, иногда прямо в офисе страховщика.
Водителей, которые в нарушение правил не получили диагностическую карту, планировали штрафовать Если водитель без техосмотра попадет в ДТП по причине неисправности автомобиля, страховщики должны были получить право требовать с него возмещения ущерба.
Как работает лицензия на автобус для водителей?
Лицензия на право пассажирских перевозок в автобусе в 2023 году предоставляет индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу и водителю возможность осуществлять законную деятельность. В результате процедуры в единый реестр вносятся необходимые данные о субъектах отношений, о транспортных средствах и всех показателях, контролируемых государственным органом.
Наличие лицензии на автобус возлагает определенные обязательства:
- Пользоваться только тем транспортом, который отражен в реестре.
- Следить за безопасностью дорожного движения.
- Регулярно осуществлять техосмотр (перед рейсом и сменой).
- Вести путевые листы.
- Использовать все необходимые приборы и оборудование.
- Применять спутниковую навигацию ГЛОНАСС.
- Осуществлять инструктаж работников транспорта.
- Организовывать стажировки.
- Следить за здоровьем персонала, проводить медосмотры.
Требования к лицам, уже имеющим лицензию на перевозку автобусами
Требования к лицензиату:
а) использовать для осуществления лицензируемой деятельности автобусы, принадлежащие лицензиату на праве собственности или ином законном основании (за исключением аренды автобусов с экипажем);
б) осуществлять деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения посредством исполнения должностных обязанностей назначенным работником, или самим ИП;
в) заключить договор (договоры) обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров;
г) заполнять путевые листы в установленном порядке;
д) допускать к перевозкам автобусы лицензиата, прошедшие предрейсовый или предсменный контроль их технического состояния и оснащенные тахографами (если требуется по законодательству), а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
е) осуществлять своевременное техническое обслуживание автобусов;
ж) обеспечивать стоянку автобусов по возвращении их из рейсов и окончании смены водителя на парковках (парковочных местах), соответствующих требованиям, установленным Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона “О безопасности дорожного движения”;
з) передавать сведения о пассажирах и персонале (об экипаже) автобуса в автоматизированную централизованную базу персональных данных о пассажирах и персонале (об экипаже) автобусов лицензиата в случаях и в порядке, которые предусмотрены статьей 11 Федерального закона “О транспортной безопасности”;
и) допускать к управлению автобусами водителей, состоящих в трудовых отношениях с лицензиатом, которые имеют российское национальное водительское удостоверение на право управления автомобилями категории “D” или иностранное водительское удостоверение на право управления автомобилями категории “D” – для водителей, являющихся гражданами Киргизской Республики, а также гражданами государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального языка, а в случае организованной перевозки группы детей – водителей, которые соответствуют также требованиям правил организованной перевозки группы детей автобусами;
к) соблюдать установленные особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей ;
л) осуществлять инструктаж водителя автобуса лицензиата, планирование мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, анализ дорожно-транспортных происшествий с участием автобусов лицензиата и правонарушений, совершенных водителями при управлении ими;
м) проводить стажировки водителей автобусов;
н) обеспечивать проведение медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) водителей, в т.ч. ИП, который самостоятельно осуществляет перевозки.
Как часто будут проверять лицензиатов на соответствие требованиям.
Плановые проверки будут подразумевать риск-ориентированный подход. Первая плановая проверка будет проведена не ранее, чем через год и не позднее, чем через два года после принятия решения о выдаче лицензии, независимо от присвоенной категории риска.
Предусматривается, в частности, что проведение плановых проверок лицензиатов в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
- для категории высокого риска — один раз в год;
- для категории значительного риска — один раз в 3 года;
- для категории среднего риска — не чаще чем один раз в 5 лет;
- для категории низкого риска плановые проверки не проводятся.
В приложении приводятся критерии отнесения деятельности лицензиатов к категориям риска.
Необходимо помнить, что осуществление любой лицензируемой деятельности без наличия лицензии наказывается штрафами. Для пассажирских перевозок такие штрафы составляют:
- 50 000 рублей для граждан и должностных лиц:
- 100 000 рублей с ИП;
- 400 000 рублей для юридических лиц.
За повторное нарушение предусмотрены те же штрафы плюс конфискация транспортного средства либо приостановка деятельности на срок до 90 дней.