Выброс гравия — дорожный знак 1.18 ПДД
Знак 1.18 «Выброс гравия»
Вид знаков: предупреждающие
На знаке 1.18 изображен автомобиль, из-под колес которого вылетает гравий. Дорожный знак 1.18 «Выброс гравия» предупреждает водителя о том, что он приближается к участку дороги, где возможен выброс гравия из-под колес транспортных средств. Водитель, увидев знак «Выброс гравия», должен снизить скорость и увеличить дистанцию от других участников дорожного движения.
Данный знак устанавливается чаще всего при дорожных работах. Это может быть ямочный ремонт или укладка нового слоя дорожного покрытия. В любом случае даже один маленький камушек, попавший под колесо на большой скорости может выстрелить в неизвестном направлении. Так как траектория полета может быть непредсказуемой, то неизвестно откуда может прилететь этот камушек и куда улететь из-под Ваших колес.На таких участках дороги, надо быть взаимовежливыми, воздержаться от обгонов и желания ехать быстрее! Уважайте других участников движения! Часто бывает так, что все снизили скорость и прижались к обочине, а находится один «самый умный», который летит по центру дороги, обгоняя всех и награждая всех «черепах» огромным количеством камней, вылетевших из-под его колес.
Знак 1.18 устанавливается
В населенном пункте: на расстоянии 50-100 метров до опасного участка дороги.
Вне населенного пункта: на расстоянии 150-300 метров до опасного участка дороги.
Вне населенного пункта данный знак устанавливается совместно со знаками:
1.25 — Дорожные работы.
8.2.1 — Зона действия. Указывает протяженность опасного участка дороги, в данном случае — участка, на котором возможен выброс гравия из-под колес.
Прилетел камень в машину – это ДТП или нет?
Да, подобные ситуации квалифицируются как ДТП. Однако в 2023 году теория несколько отличается от практики. Далеко не каждый эпизод с прилетевшим из-под колёс камнем будет считаться ДТП.
Для начала обратимся к терминологии. ФЗ О безопасности дорожного движения, в статье 2, даёт следующее определение понятию «ДТП»:
Абсолютно схожее определение приводится и в пункте 1.2 Правил дорожного движения. То есть с точки зрения закона ДТП характеризуется движением хотя бы одной машины по дороге, участием транспортного средства в происшествии, а также причинением материального вреда имуществу.
Но что в нашем случае:
- Автомобиль двигался по участку дороги? Да!
- Участвовала ли машина в дорожном событии? Конечно, ведь из-под колёс другого авто прилетел гравий или щебень и угодил в машину – а это очевидное событие.
- Причинён ли материальный вред автомобилю потерпевшего? Вероятнее всего, да – от удара камнем появилась «паутинка» на ветровом стекле, повредились щётки дворников, стёрлось лакокрасочное покрытие и т.д.
Все признаки указывают на ДТП. И, казалось бы, этого вполне достаточно
Но не менее важно установить виновника происшествия, и вот с этим на практике не всё так однозначно
Что делать, если в лобовое стекло машины прилетел камень?
Итак, с виновностью разобрались. Но что делать потерпевшему водителю, в чьё лобовое стекло внезапно прилетел большой камень со встречки или из-под колёс попутного автомобиля?
Порядок действий:
- Во-первых, остановитесь, включите аварийку и выставьте знак аварийной остановки. Не стоит гнаться за другой машиной, если у вас «паутинка» во всё лобовое стекло. Но при незначительных повреждениях авто можно попытаться догнать обидчика и призвать его остановиться. Или хотя бы узнать марку и госномер его автомобиля.
- Во-вторых, осмотрите повреждённый участок вашего автотранспорта. Камень мог зацепить не только стекло, но и корпус, бампер, фары. Зафиксируйте все дефекты на фото и видео. Старайтесь запечатлеть повреждения так, чтобы в кадре был виден участок трассы, дорожные знаки, вывески, номера домов и прочие ориентиры. Также следует сфотографировать состояние дорожного полотна. Особенно, если на участке дороге есть гравий, щебень и другой мусор. Ну и, конечно, просмотрите запись с вашего регистратора.
- В-третьих, звоните в ГИБДД и сообщайте о происшествии. Оператор уточнит детали инцидента и подскажет, что предпринять дальше. Если свободных экипажей ДПС не окажется, вам предложат самим проехать на ближайший пост для оформления. Желательно, сделать это вместе с водителем другой машины.
- Далее, сотрудники ГИБДД оформят ДТП, и вы сможете обратиться за страховой выплатой.
Но ситуация может быть и другой, к примеру – оператор дежурной части перенаправит вас к участковому. Тогда следует вызвать на место происшествия обычных полицейских (не ДПС). В их обязанность входит составление акта об обеспечении состояния дорожного покрытия. То есть они должны зафиксировать наличие грязи, камней, гравия и других посторонних предметов на дороге. Далее, на основании этого акта полиция должна привлечь к административной ответственности дорожную службу, которая отвечает за данный участок дороги.
Но на практике это трудновыполнимо. Дорожники могут заявить, что щебень вывалился на асфальт из проезжающего грузовика, и их вины тут нет. Такое действительно могло произойти. Но если, к примеру, на участке дороги велись ремонтные работы, и дорожники плохо убрали после себя камни – это куда более серьезный аргумент в пользу их халатности. И, соответственно, виновности.
Если дорожную службу всё же привлекут к ответственности, у вас появится право подать им претензию и потребовать возмещения ущерба за поврежденный автомобиль. Если откажутся – вопрос решается в гражданском судопроизводстве.
Как увернуться от камня из-под колес другого авто? — журнал За рулем
20 марта 2018 года
В такой дорожной ситуации может оказаться любой. А как вы поступите на месте водителя?
Вы едете по загородной дороге в хорошем настроении на новой, только что прошедшей обкатку машине. И вот те на — знак 1.18 «Выброс гравия» предупреждает вас о том, что впереди участок дороги, на котором из-под колес транспортных средств возможен выброс камней и щебня. На отполированном кузове вашего авто еще ни царапинки. И вам хотелось бы, чтобы так было всегда. Поэтому вы снижаете скорость и стараетесь держаться подальше от следующего впереди грузовика, увеличив дистанцию до 60 метров. Но только вы сделали это, как водитель идущей сзади легковой машины включает сигнал левого поворота и явно готовится к обгону. Как вы поступите?
Проголосуйте за оптимальное, на ваш взгляд, решение, а оценку действиям дадим на следующей странице.
20 марта 2018 года
Если машина сзади собирается обгонять, что вы сделаете?
1. Включу сигнал левого поворота и приму влево, чтобы не пустить | |
426 | |
2. Возьму правее и снижу скорость, чтобы дать обогнать и снизить вероятность повреждений | |
4684 | |
3. Продолжу движение с прежней скоростью, но смещусь к правой обочине | |
9289 | |
4. Включу аварийку и остановлюсь. | |
332 |
14731
Поделитесь своим результатом
Страницы
← предыдущаяследующая →
12
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter
ВС разъяснил, считать ли ДТП повреждение машины от вылетевшего гравия 
На днях апелляционная инстанция Камчатского краевого суда признала водителя, из-под колес автомобиля которого вылетел гравий и разбил лобовое стекло двигавшейся сзади машины, виновным в совершении ДТП.
Суд пришел к выводу, что причиной ДТП стало нарушение ответчиком Правил дорожного движения — он не учел состояние дорожного покрытия, особенности автомобиля при движении по гравийному участку дороги и допустил выброс гравия.
При этом суд отказал в иске потерпевшего непосредственно к водителю. Но признал это страховым случаем по ОСАГО. То есть платить за это происшествие должна страховая компания якобы виновника аварии.
Но страховая компания, выплатив компенсацию пострадавшему, основываясь на решении суда, все равно свое вернет. Признанному виноватым автовладельцу пересчитают коэффициент бонус-малус, и он будет покупать страховку по повышенной стоимости несколько лет. Есть, впрочем, и другой вариант. Юристы страховой компании могут обжаловать это решение Камчатского краевого суда в Верховном суде. Но надо ли им это?
Примечательно, что буквально в прошлом году Верховный суд, рассмотрев жалобу водителя по фамилии Савчук, постановил, что вылетевший из-под колес камень, разбивший чью-то машину, — это вообще не дорожно-транспортное происшествие. Это можно назвать, чем угодно, но только не ДТП.
Верховный суд постановил, что вылетевший из-под колес камень, разбивший стекло, — это не ДТП Правда, в той ситуации водителя обвиняли в том, что он скрылся с места ДТП. Но суть решения от этого не меняется.
Верховный суд пояснил, что камень вылетел из-под колес машины Савчука по обстоятельствам, от него независящим. Он не совершал никаких действий, чтобы отправить этот камень в лобовое стекло следующего за ним автомобиля. Он не мог предвидеть того, что из-под его автомобиля вообще что-то вылетит. А тем более не мог предполагать, что это что-то разобьет чье-то лобовое стекло.
«Событие не отвечает признакам дорожно-транспортного происшествия в смысле, придаваемом этому понятию в статье 2 закона о безопасности дорожного движения и в пункте 1.2 Правил дорожного движения», — резюмирует Верховный суд. То есть аварии не было.
Компетентно
— Практика гражданских споров в судах общей юрисдикции по аналогичным спорам неоднозначна. В моей практике, например, областной суд пришел к иному мнению при схожих обстоятельствах, не усмотрев виновных действий у водителя автомобиля, из-под колес которого произошел выброс гравия, повредивший следом двигавшийся автомобиль.
Между тем стоит отметить, что не так давно Верховный суд РФ при рассмотрении административного дела по части 2 статьи 12.27 КоАП РФ по аналогичным событиям указал, что событие в виде повреждения лобового стекла первого транспортного средства, образовавшегося от удара камнем, который вылетел из-под колес движущегося в попутном направлении второго автомобиля, не отвечает признакам дорожно-транспортного происшествия в смысле, придаваемом этому понятию в пункте 1.2 Правил дорожного движения, и таковым не является. Так как оно происходит по обстоятельствам, не зависящим от водителя второго автомобиля, без совершения каких-либо действий с его стороны, предвидеть данное событие, а также наступление последствий в виде повреждения лобового стекла следующего в попутном направлении автомобиля он возможности не имеет.
Видео дня. Сколько москвичей ездит по городу без пропусков
Кто виноват, если камень вылетел из-под колёс другого автомобиля?
Первая мысль – виновен тот, кто ехал впереди и из-под чьих колёс вылетели камни. Ведь это он не уследил за дорогой, наехал на гравий, вследствие чего камушек повредил другой автомобиль.
Но Верховный Суд считает иначе!
Так, в марте 2016 году вышло одно интересное Постановление Верховного Суда. Он не согласился с утверждением нижестоящих судов о виновности водителя, из-под колёс машины которого вылетели камни и разбили сзади едущую машину.
В своём Постановлении № 39-АД16-1, ВС РФ указал, что вина водителя отсутствует. По мнению Высшей инстанции, событие произошло по обстоятельствам, не зависящим от водителя, и с его стороны не было никакого умысла порчи чужого имущества. Автолюбитель не мог предвидеть событие и связанные с ним последствия. Поэтому в отношение данного водителя событие нельзя расценивать как ДТП – оно не отвечает признакам дорожно-транспортного происшествия.
Правда, в том же решении Верховный Суд рассматривал жалобу автомобилиста об отмене решения нижестоящих судов о лишении его водительских прав за отъезд с места аварии. И ВС РФ отменил их постановления. Попутно, объяснив, что в инцидентах с прилетающими камнями нельзя однозначно винить впереди едущего водителя.
Тем не менее, каждая ситуация должна рассматриваться индивидуально, и в ряде случаев вину водителя можно доказать.
Если стоял знак 1.18 «Выброс гравия»
Наличие такого знака предупреждает водителей о том, что впереди находится участок дороги, на котором возможен выброс гравия, щебня и других камней из-под колёс машин (см. Приложение 1 к ПДД). В данном случае водители осведомлены об опасности и состоянии дорожного полотна в зоне действия знака 1.18 «Выброс гравия». Обычно тут же ставят знаки ограничения скорости до 40 км/ч.
И, если кто-то не обращает внимание на ограничители, а гонит под 90 км в час по гравию – это однозначно нарушение ПДД. Если при этом из-под колёс автомобиля вылетит щебень и разобьёт стекло сзади едущему водителю – вина первого водителя будет очевидна
Но для фиксации инцидента потребуется как минимум запись с регистратора.
Если другой водитель ехал по обочине
Это тоже нарушение, и виновником будет обочечник.
Пункт 9.9 ПДД запрещает транспортным средствам передвигаться по обочине. И если ваш регистратор заснял, как кто-то мчит по обочине, да к тому же из-под колёс его автомобиля вам прилетел камень – виновником считается обочечник. Мало того, что он нарушил ПДД, так еще и своими действиями нанёс ущерб чужому имуществу.
Если на другом авто не было брызговиков
В 2023 году многие современные автомобили выпускаются производителем без грязезащитных фартуков и защитных устройств. Но если брызговики установлены с завода, владельцу машины их снимать нельзя – эти действия считаются самовольным вмешательством в конструкцию ТС.
Пункт 7.5 ПДД запрещает эксплуатацию автомобиля при отсутствии предусмотренных конструкцией брызговиков и грязезащитных фартуков. И как раз отсутствие задних брызговиков может стать следствием выброса гравия из-под колёс машины в сзади едущий автомобиль. Однако, чтобы установить вину водителя, придётся заказывать трасологическую экспертизу. Без неё сложно установить причинно-следственную связь между отсутствием брызговиков и вылетевшим из-под колёс камнем.
Повреждение авто вылетевшим из-под колес камнем признано страховым случаем
Как говорится в сообщении суда, жительница краевого центра Б. обратилась в суд с иском к И. о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия. В сентябре 2016 г. ответчик, двигаясь на автомобиле по грунтовому участку дороги в районе 4-ого километра в краевом центре, допустил выброс гравия из-под задних колес машины. В результате автомобиль истца получил механические повреждения. Размер материального ущерба, согласно результатам независимой экспертизы, составил почти 60 тыс р. Полагая, что данный случай не является страховым, Б. просила взыскать с ответчика сумму причиненного ущерба, затраты на проведение экспертизы и судебные расходы – всего 85 150 р.
Изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что непосредственной причиной ДТП явилось нарушение ответчиком правил дорожного движения – он не учел состояние дорожного покрытия, особенности своего автомобиля при движении по гравийному участку дороги и допустил выброс гравия из-под задних колес. В соответствии с положениями закона об ОСАГО, страховым случаем по договору ОСАГО признается наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой обязанность страховщика осуществить страховую выплату. Следовательно, под страховым случаем понимается наступление гражданской ответственности страхователя за причинение вреда третьим лицам.
Учитывая, что ДТП произошло с участием двух транспортных средств, при этом гражданская ответственность виновника на момент его совершения была застрахована по договору ОСАГО, суд пришел к выводу, что рассматриваемое ДТП является страховым случаем. Более того, нормы федерального закона не содержат указаний о наступлении страхового случая только при условии непосредственного контакта (столкновения) двух транспортных средств при ДТП.
На этом основании суд первой инстанции отказал Б. в удовлетворении исковых требований. В апелляционной жалобе представитель истца просил отменить решение суда и принять новое — об удовлетворении заявленных требований, настаивая на том, что указанное ДТП не относится к страховому случаю и у истца отсутствует возможность обращения в страховую компанию за страховой выплатой. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и определением от 20 июля 2017 г. оставил решение без изменения, апелляционную жалобу представителя истца – без удовлетворения. Решение вступило в законную силу.
По теме:ВС: страховщик ОСАГО должен платить за «бесконтактное» ДТП
Дорожный знак 1.18 «Выброс гравия»
Камушек на дороге, даже совсем небольшой, может в любой момент нанести ущерб вашему автомобилю. Конечно же, сам по себе камень безвреден, но если наехать краем колеса, то камень может выстрелить из под резиновой покрышки с огромной силой. Далее траектория полета может оказаться разнообразной от обочины, до вашего лобового стекла. Особенно это опасно на загородной дороге, где скорость движения выше чем в населенном пункте.
Дорожный знак 1.18 «Выброс гравия» предупреждает, что впереди участок дороги, на котором возможен выброс гравия (щебня) из под колес автомобилей. Так что необходимо сбросить скорость и увеличить дистанцию и боковой интервал, иначе стекла и фары вашего авто могут пострадать от камней. Так же советую вам воздержаться от обгона и опережения.
Предупреждающий знак 1.18 вне населенных пунктов устанавливается на расстоянии 150 — 300 м, в населенных пунктах — на расстоянии 50 — 100 м до начала опасного участка. При необходимости знаки могут устанавливаться и на ином расстоянии, которое в этом случае указывается на табличке 8.1.1.
Пдд онлайн от команды autoass!
- знак выброс гравия
- выброс гравия
- выброс гравия знак
- дорожный знак выброс гравия
Кто виноват?
Виноват тот, чьи действия привели к выбросу гравия из-под косилки и повреждению автотранспортного средства. Но оплачивать ремонт, возможно, придётся не этому лицу. А, например, компании, где работает газонокосильщик. И здесь у нас две ситуации.
Если сосед косил траву
Виноват сосед – ему и возмещать ущерб за поврежденный автомобиль.
Сложность в том, что в 2023 году вам придётся доказывать виновность соседа. Тот мог стричь газон днём, пока вы были на работе. В этом случае единственной зацепкой может стать запись с регистратора, где видно косящего траву человека и факт попадания камнем из-под устройства в ваш автомобиль. Если видеорегистратора нет или он не записывал – ситуация осложняется.
Теоретически инцидент могли видеть другие соседи. Но в ГИБДД и судах больше доверяют картинке, нежели словам очевидцев. Тем более, у последних могут быть личные счёты с подозреваемым лицом.
Если работал газонокосильщик коммунальной службы
Виноват тот, кто косил траву на участке. Однако возмещать ущерб будет компания, где трудоустроен газонокосильщик. Зачастую коммунальщики страхуют профессиональные риски своих работников. Таким риском как раз является рассматриваемая нами ситуация – порча чужого имущества вследствие выброса гравия из-под работающей газонокосилки. Тогда оплачивать ремонт будет страховая компания.
Но если профессиональная ответственность сотрудника не застрахована, придётся взыскивать ущерб напрямую с организации. Обычно это Горзеленхоз, УК или ТСЖ.
Как действовать:
- Возьмите у косаря координаты его начальника.
- Свяжитесь с начальником и сообщите об инциденте. При необходимости покажите запись со своего видеорегистратора. Предложите решить вопрос без суда – чтобы вам оплатили ремонт стекла, бампера, фар, крыльев и других поврежденных частей автомобиля.
- Если компания готова всё оплатить, отправляйтесь на СТОА и чините автомобиль. Далее вам должны возместить расходы на ремонт по чекам из мастерской. После получения денег составьте расписку, что претензий к организации виновника не имеете.
Бывает, что компания идёт в отказ. В таком случае нужно привлекать участкового, оформлять акт происшествия и фиксировать все повреждения. Однако придётся устанавливать причинно-следственную связь между выбросом камня из-под газонокосилки и порчей вашего автомобиля. Вторая сторона может заявить, что у вас уже было треснуто стекло или давно отошла краска от корпуса. Не исключено, что в таком случае поможет только независимая экспертиза.
выброс гравия на дороге является страховым случаем
Даже если страховая компания доказывает, что повреждение автомобиля из-за выброса гравия на дороге не является страховым случаем по договору страхования, существуют нормативные акты, имеющие преобладающую силу. И арбитражный суд примет решение именно на их основании.
Как сообщил суду истец и как было подтверждено доказательствами, предоставленными в суд, из-за выброса гравия на дороге из-под колес впереди идущего транспортного средства на трассе Псков-Санкт-Петербург произошло ДТП. Автомобиль истца, попавший в это ДТП, был застрахован в компании ответчика. В страховку входили Правила страхования средств автотранспорта от 25.05.2012, Правила страхования гражданской ответственности автовладельцев от 01.08.2005, Индивидуальные условия страхования от несчастных случаев водителя и пассажиров застрахованного транспортного средства по программе «Риск несчастный случай» от 20.12.2011. Все эти документы были включены в условия страхового полиса истца и вручены ему вместе с договором страхования.
Однако ответчик счел, что повреждение застрахованного транспортного средства из-за выброса гравия не входит в число страховых случаев, предусмотренных договором страхования. Кроме того, по мнению страховщика, которое поддержал апелляционный суд, повреждения, полученные автомобилем были исключены из страховых случаев на основании пункта 4.1.1 Правил страхования.
Кассационная инстанция указала на ошибочность такой позиции. Арбитры напомнили, что в соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса РФ и статьей 310 Гражданского кодекса РФ все обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом в соответствии с требованиями закона или других правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Статья 929 Гражданского кодекса РФ регламентирует, что, согласно условиям договора имущественного страхования, страховщик обязуется при наступлении страхового случая возместить страхователю или выгодоприобретателю причиненные убытки в застрахованном имуществе в пределах определенной договором страховой суммы.
По нормам статьи 343 ГК РФ условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, утвержденных самим страховщиком или объединением страховщиков. При этом, вручение правил страхования страхователю при заключении договора должно быть удостоверено отдельной записью в договоре или в страховом полисе, как определено в пункте 2 статьи 943 ГК РФ. Что и было сделано в спорной ситуации.
Что касается норм из пункта 4.1.1 Правил страхования, на которые ссылались ответчик и апелляционный суд, то в содержание риска «Ущерб» входит повреждение застрахованного транспортного средства или его части в результате падения или попадания на застрахованное транспортное средство инородных предметов, в том числе, выброс гравия или камней, иных предметов из под колес других транспортных средств. Исключение составляет точечное повреждение лакокрасочного покрытия автомобиля без деформации соответствующей детали кузова. Тогда как в заключении специалиста, проводившего независимую экспертизу автомобиля истца, указано, что повреждения лакокрасочного покрытия капота, переднего бампера и накладки омывателя на застрахованном автомобиле возникли из-за выброса с территории дороги камней и прочих твердых частиц.
Исходя из всего вышеизложенного кассационный суд признал выброс гравия страховым случаям и обязал страховую компанию выплатить страховое возмещение в пользу истца.
Можно ли взыскать ущерб за разбитое стекло или бампер по ОСАГО?
Да, но только при одновременном соблюдении трёх условий:
- событие отвечает признакам ДТП,
- установлен виновник происшествия,
- у виновника есть действующий страховой полис.
Кроме того, важным условием страхового случая в 2023 году является использование транспортного средства в момент ДТП. Об этом сказано в пункте 12 Постановления Пленума ВС РФ №58. Под использованием понимается эксплуатация автомобиля в пределах дорог и прилегающих территорий. Так, к примеру, если машина стояла на обочине или во дворе, ОСАГО не при делах.
Но если камень угодил в лобовое стекло во время движения автомобиля, это считается страховым случаем. При таком раскладе, когда автогражданская ответственность виновника застрахована, расходы на ремонт потерпевшему будет возмещать страховая компания. Но прямое возмещение убытков в данном случае не работает, т.к. не было взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (ст. 14.1 ФЗ-40 Об ОСАГО). Потерпевшему придётся обращаться в страховую виновника ДТП – и там ему должны возместить ущерб.
Если у виновника не окажется ОСАГО или событие не признают ДТП/страховым случаем, вопрос с возмещением расходов решается напрямую с другим водителем. Вначале на досудебной стадии, путем подачи претензии, а если причинитель вреда не захочет оплачивать ремонт добровольно – тогда подаётся исковое заявление в суд.
А если у меня есть каско?
При наличии добровольной страховки у вас есть все шансы восстановить машину за счёт страховой. В отличие от ОСАГО, по каско страхуется не ответственность водителя, а его транспортное средство.
Обычно при выплатах по каско страховые не требуют никаких справок о ДТП. Достаточно связаться с ними и сообщить об инциденте с камнем. То же самое стекло по каско один раз вам могут вставить без всяких документов. Аналогично и при замене отдельных кузовных элементов. Эти нюансы лучше смотреть в договоре по каско, т.к. условия у разных страховщиков отличаются.