Из-за чего происходит сульфатация и как её избежать?
Для начала, давайте, перечислим причины сульфатации:
- Эксплуатация АКБ при температуре выше +40 градусов Цельсия;
- Постоянный кратковременный перезаряд или однократный длительный;
- Хранение батареи в разряженном состоянии;
- Подача серьёзной нагрузки, когда аккумулятор сильно разряжен;
- Нагрузка при низкой температуре.
Как понять, что произошла сульфатация пластин:
- Падение ёмкости АКБ;
- Сильное кипение, газообразование;
- Повышенный потенциал на электродах;
- Пластины покороблены, происходит их нагрев.
Предотвращение сульфатации пластин и других неисправностей аккумулятора:
- Раз в квартал следует проверять уровень электролита в банках и мерить плотность;
- При зарядке АКБ используйте ток не больше, чем 1/10 от номинальной ёмкости батареи;
- В холодное время года можно довести плотность электролита до 1,4 г/см. куб.;
- В сильные морозы не рекомендуется оставлять авто на открытом воздухе. Это может привести к замерзанию электролита и повреждению пластин.
Работа АКБ при разных температурах и хранение
Когда стартер и мотор авто запущены, аккумулятор начинает заряжаться от генератора. Если батарея не установлена на авто, то ее можно зарядить с помощью зарядного устройства.
Однако если вы решили оставить храниться батарею с жидким электролитом на длительное время, необходимо чтобы она лежала только в горизонтальном положении и при температуре не превышающей 5 градусов, но и не ниже -15°C, чтобы избежать вытекания электролита и замыкания пластин в нижней части банки.
Температура тоже сильно влияет на функционирование АКБ. При большой температуре, мощность и токоотдача повышаются, но при этом батарея быстрее садится, а вода тратится быстрее.
Бренд | Страна производитель |
---|---|
Tyumen Battery Premium | Россия |
American SMF | Корея |
Medalist SMF | Корея |
Varta Blue Dynamic | страна не указана |
Cene calcium battery | Корея |
Topla Тор | EU |
Лучшие батареи в результате испытаний журнала За рулем |
Заряд автомобильных батарей
Аккумуляторные батареи заряжают от источника постоянного тока, напряжение на выводах которого выше напряжения заряжаемой батареи.
Используют следующие методы заряда:
- постоянной силой тока,
- постоянным напряжением,
- комбинированный,
- форсированный,
- контрольнотренировочный цикл.
Заряд при постоянной силе тока.
В этом случае заряжаемые батареи соединяются между собой последовательно и подключаются к зарядному устройству.
Сила зарядного тока в этом режиме не должна превышать:
Iз ≤ 0,1·С20 (5)
Заряд при постоянной силе тока отличается сравнительной простотой и обеспечивает полный заряд батарей.
Недостатками этого способа являются повышение температуры в конце заряда и отрицательное влияние перезаряда вследствие кипения электролита.
Заряд при постоянном напряжении.
При этом способе заряда батареи подключают непосредственно к источнику питания, напряжение которого поддерживается постоянным.
Сила зарядного тока устанавливается автоматически.
Батарею можно зарядить до 90-95 % от номинальной емкости. В этом режиме заряжаются батареи на автомобиле.
Форсированный заряд.
Для быстрого восстановления работоспособности сильно разряженной батареи проводят форсированный заряд силой тока 0,7·С20 в течение 30 минут. Применять форсированный заряд можно в исключительных случаях, так как многократное повторение такого способа заметно сокращает срок службы батареи.
Смешанный режим.
Объединяет достоинства заряда постоянным током и постоянным напряжением: первоначально батарея заряжается первым способом, а затем – вторым. Это позволяет снизить время заряда батареи (по сравнению с чисто вторым способом) и исключить неблагоприятное воздействие перезаряда (свойственное первому способу).
Контрольно-тренировочный цикл.
Данный цикл включает в себя заряд батареи током 0,1·С20, разряд батареи током 0,05·С20 и окончательный заряд силой тока 0,05·С20.
Контрольно-тренировочный цикл проводят для устранения частичной сульфатации и других неисправностей АКБ.
Причины сульфатации
Низкие температуры. Сама по себе низкая температура не влияет на процесс сульфатации, но она влияет на весь автомобиль в целом. Для запуска нужно много энергии, а холодный АКБ хуже заряжается, то есть он по сути не получает нужной «порции» заряда. Вот вам и спровоцирован процесс. Усугубляют ситуацию короткие поездки, например работаете в 15 минутах от дома, за это время двигатель прогреться толком не успеет, я уже молчу об АКБ! Поэтому зима, «реальный убийца» аккумуляторов.
- Высокая температура. Да, да не удивляйтесь — она тоже ничего хорошего не несет! Все дело в том, что летом под капотом все 60 – 70 градусов! При таких показателях ускоряются все процессы, также и процесс сульфатации пластин, особенно сильно, если батарея немного разряжена. При таких экстремальных температурах, происходит оседание и закупоривание кристаллами рабочих поверхностей.
- Добавление концентрированного электролита или кислоты. Если вы определили что сульфатация у вас уже есть, и пытаетесь «растопить» кристаллы, повышая плотность электролита, путем добавления чистой кислоты или «концентрата» электролита (обычно плотностью в 1,4 – 1,45 г/см3), то у вас ничего не получится. А наоборот, вы еще больше усугубите эти процессы! Не делайте так.
- Долгое хранение в недозаряженном состоянии. Аккумулятор со временем имеет свойство разряжаться, даже если вы поставите на долгое хранение полностью заряженный вариант, скажем на полгода или даже год, он потеряет уже 30% заряда через 4 – 6 месяцев и до 50 – 60% через год (я сейчас говорю про кислотные АКБ). Так вот, сульфат образовывается, а его никто не удаляет, заряда то НЕТ! Кристаллы начинают что говориться «твердеть», и чем дольше вы его не заряжаете, тем больше вероятность критической сульфатации.
Как ни крути, но деградация АКБ, происходит практически всегда, от сульфатации очень сложно уйти, даже если вы все правильно делаете, летняя жаркая погода сделает свое дело! После лета, желательно замерить остаточную емкость аккумулятора, и при необходимости сделать десульфатацию.
Отличия тяговых аккумуляторов от стартерных
Разница между тяговыми и стартерными батареями в первую очередь в их назначении. Стартерная батарея должна в течение короткого времени выдать большой ток для прокрутки стартера. Тяговый аккумулятор должен выдавать энергию для привода в течение как можно более длительного времени. Отсюда основное требование к тяговой АКБ – высокая емкость при как можно меньших габаритах и весе. Достоинства стартерных батарей определяются, большей частью, токоотдачей (током холодной прокрутки), хотя и ёмкость для них также важна.
Тяговый гелевый аккумулятор
Вообще, эти два параметра определяются конструкцией батареи и связаны друг с другом, но не жестко. В общем случае, чем выше ёмкость, тем выше токоотдача, однако не всегда. Так, гелевые батареи при отличном соотношении ёмкостных и массогабаритных характеристик не способны отдать большой ток мгновенно. Связано это с низкой динамикой электрохимических реакций из-за загущенного электролита. Поэтому подобные АКБ применяются в качестве тяговых, где реализуются и остальные их достоинства
В качестве стартерных же применяют аккумуляторы с жидким электролитом, и не важно, по какой технологии они изготовлены (традиционные, AGM, EFB и т.п.)
Многообразие классов перезаряжаемых источников питания позволяет для каждой сферы применения найти оптимальный тип. Но для этого надо хотя бы по минимуму ориентироваться в них и знать их основные потребительские свойства.
Причины неисправности аккумуляторной батареи
Первая и наиболее распространенная причина – это постоянный или периодический недозаряд аккумулятора, который является следствием коротких пробегов автомобиля. Что это значит?
Запуск двигателя при однократном включении стартера в течение 10 секунд отнимает у батареи примерно 2% емкости. Емкость батареи – это ее способность принимать и отдавать энергию. 2% — это немного. Тут же в работу включается зарядное устройство генератора, но нужно учитывать, что аккумулятор начинает принимать заряд только после того, как электролит прогреется до плюсовой температуры. И емкость восстанавливается не мгновенно – для этого нужно некоторое время. В теплое время года этот процесс происходит быстрее, а при минусовой температуре – только после того, как электролит прогреется.
Таким образом, непродолжительный пробег, например, в течение часа, не обеспечивает нужный заряд аккумуляторной батарее после пуска двигателя и работы остальных потребителей – фар, габаритных огней, музыки и пр. Зимой, времени, необходимого для восстановления емкости аккумулятора, требуется больше, чем в теплое время. Несколько подобных коротких пробегов в течение дня оставляют батарею слегка недозаряженной, и эта разряженность потихоньку увеличивается каждый день. Устранить недозаряд аккумулятора можно только дополнительной его зарядкой на зарядном устройстве.
Другая причина неисправности аккумуляторной батареи это долгое включение стартера при запуске двигателя. Если двигатель сразу не завелся, нельзя «крутить» стартер более 10 — 15 секунд. Дело в том, что в процессе пуска двигателя участвует не весь объем активной массы пластин и электролита, а лишь та ее часть, которая находится на поверхности пластин и электролит, который соприкасается с поверхностью пластин.
После неудачного пуска с первой попытки нужно дать электролиту время, чтобы он перемешался и проник в поры активной массы. Его плотность, при этом, выравнивается. 15-20 секунд для этого будет достаточно.
Если крутить стартер долго и без перерыва, то такая большая нагрузка вызовет коробление пластин и активная масса постепенно осыплется с решеток — аккумулятор придет в негодность. К тому же, долгими безрезультатными запусками, пусть и по правилам эксплуатации, аккумулятор можно «посадить» полностью, а в разряженном состоянии его нельзя держать, иначе начнется необратимый процесс сульфатации пластин (об этом ниже). Поэтому, если аккумулятор уже «не тянет», то его немедленно нужно ставить на зарядку.
Осыпанию активной массы из пластин также может способствовать случайное короткое замыкание (плюсовой клеммы аккумулятора на корпус автомобиля — например, неудачно положенный гаечный ключ).
Таким образом, продолжительный разряд аккумуляторной батареи при запуске двигателя в сочетании с короткими пробегами значительно увеличивает ее разряженность – батарея не успевает за время этих пробегов восстановить свою емкость.
Еще одна причина того, что автомобильный аккумулятор со временем стал недееспособным, это низкий уровень электролита в банках, или в одной из банок. Настолько низкий, что верхний край решеток остается непокрытым, т.е. контактирует с воздухом. Низкий уровень электролита – это следствие, а вот причину, в результате которой оказался такой низкий уровень, нужно выяснить.
Уровень электролита понижается в трех случаях:
- трещина в корпусе (электролит может вытекать);
- в результате глубокого разряда (естественное уменьшение уровня);
- при испарении воды из электролита (работа в жарких условиях или большой зарядный ток).
Все эти случаи одинаково губительны для аккумулятора, поэтому необходим периодический контроль уровня электролита в банках.
Если аккумулятор в процессе эксплуатации не роняли, не переворачивали, то первый случай (утечки электролита) исключается. В двух остальных случаях потребуется доливка дистиллированной воды до необходимого уровня с последующей зарядкой до первоначальной плотности.
Как устранить сульфатацию аккумулятора?
Сульфатация бывает двух видов: обратимая (мягкая) и необратимая (жесткая). При обнаружении на достаточно ранней стадии аккумулятор с мягкой сульфатацией можно легко восстановить. С интеллектуальными зарядными устройствами NOCO G3500, G7200, G15000 и G26000 устранить сульфатацию аккумулятора очень просто. Ниже представлена пошаговая инструкция по десульфатации аккумулятора с помощью интеллектуальных зарядных устройств NOCO .
Автомобильный аккумулятор можно считать неким «расходным» устройством, которое водителю за время использования автомобиля приходится менять не один раз. Причин необходимости смены аккумулятора может быть несколько, вплоть до настоящего взрыва устройства. Но одна из самых распространенных из них, которая приводит к потере аккумулятором емкости и, как следствие, невозможности полноценной работы, это сульфатация пластин.
Если такая проблема произошла, аккумулятор не то что не сможет прокрутить стартер при пуске двигателя, но и не проработает большого количества времени даже с включенными фарами. В рамках данной статьи рассмотрим понятие сульфатации пластин аккумулятора, из-за чего возникает такая проблема, как ее определить и избежать.
Как избежать сульфатацию аккумулятора
Ответ на вопрос «Как избежать сульфатацию» аккумуляторной батареи автомобиля довольно простой – никак! Дело в том, что сульфатация является обычным процессом старения и деградации батареи, который неизбежен. Можно только приблизить или отдалить момент критической сульфатации.
В среднем, аккумуляторная батарея, если особо за ней не следит, работает на автомобиле 5 лет. Чтобы продлить ее срок службы, нужно выполнять каждые 2-3 года процесс десульфатации пластин, что далеко не всегда экономически целесообразно.
Как и все вещи, аккумулятор имеет свой ограниченный срок эксплуатации. В случае свинцово-кислотных аккумуляторов, о восстановлении которых мы поговорим, срок службы равен в среднем 3–4 года. Часто владельцы автомобилей просто покупают новый аккумулятор, если старый начинает подводить. При этом есть неисправности, при которых работоспособность аккумулятора можно восстановить и использовать ещё некоторое время. Давайте, рассмотрим основные причины выхода АКБ из строя и методы их восстановления.
Методы устранения
Процесс, при котором происходит ликвидация сульфатации пластин АКБ, специалисты называют десульфатацией. Все манипуляции, связанные с ней, делятся на несколько категорий:
- с применением электротока;
- с помощью химических веществ.
Среди химических средств особой эффективностью пользуется препарат Трилон В. Однако раствор на его основе приготовить трудно, поэтому способ так и не смог получить повсеместного распространения. В основном, им пользуются специалисты сервисов и опытные автомобилисты. Гораздо большую популярность сегодня имеют способы, при которых используется электроток.
Устранить сульфатацию аккумулятора иногда помогает высокоамплитудный импульсный ток. Под его влиянием электроны пластин АКТ начинают возбуждаться, и в итоге свинцовый сульфат попросту сбивается. Устройство для такой обработки можно приобрести практически в любом магазине автотоваров, но такая покупка может быть экономически нецелесообразной, потому что в запущенных ситуациях они не способны устранить сульфатацию.
Другой действенный способ — неоднократная подзарядка АКБ малыми токами. Для этой цели применяется специальное зарядное устройство, в котором есть возможность регулировать мощность выдаваемого тока.
Основные технические характеристики аккумуляторов
Номинальная емкость аккумулятора
Номинальная емкость элемента – способность накапливать и отдавать электроэнергию постоянного тока, определяет время автономной работы ИБП. Емкость электрического аккумулятора показывает время питания подключенной к нему нагрузки.
Емкость всегда указывается на корпусе АКБ, а также на упаковке, ведь именно по этому критерию большинство пользователей выбирают нужную модель.
Пусковой ток
Величину, характеризующую параметр тока, протекающего в стартере автомобиля в момент пуска силового узла, принято считать пусковым током. Пусковой ток или стартерный возникает в момент, когда в замке зажигания поворачивается ключ и начинает проворачиваться стартер. Единица измерения величины – Ампер. Он же ток холодной прокрутки является показателем, как аккумулятор поведет себя в морозную погоду и сможет запустить двигатель при минусовых показателях. Определяется мощностью тока, которую батарея может выдать в течение первых 30 секунд при температуре -18°С. При высоких показателях пускового тока увеличиваются шансы завести машину при минусовой температуре.
Полярность
Порядок расположения на крышке аккумулятора присоединительных клемм, которые являются токовыводящими соединительными элементами, называется полярностью. Полюса всего два – положительный и отрицательный, вариантов расположения – прямое и обратное.
Прямая полярность – отечественная разработка. Чтобы ее определить, нужно повернуть аккумулятор таким образом, чтобы этикетка была перед глазами. При расположении плюсовой клеммы слева, а минусовой справа, можно утверждать, что акб с прямой полярностью. На иномарках устанавливаются аккумуляторные батареи обратной полярности.
Прямая, обратная полярность
Исполнение корпуса
Корпус большинства аккумуляторов состоит из ударопрочного полипропилена, который характеризуется как материал легкий, не вступающий в химическую реакцию с агрессивным электролитом АКБ. Полипропилен довольно стоек к перепадам температур, возникающих под капотом автомобиля, нагрев может достигать до +60 ̊С, а при морозах до -30°С. Корпус большинства АКБ состоит из ручки для переноса, пробок, индикатора заряда, клемм для подключения к электросети. Вес АКБ емкостью 55Ач около 16,5 кг. Традиционно появились американский, европейский, азиатский и российский типы корпусов.
Европейские корпусы и американские имеют идентичные габариты. Например, у батарей емкостью 60 Ач общая высота от 17,5 до 19 сантиметров. У азиатских этот показатель немного выше, до 22 сантиметров за счет верхнего расположения электродов
Именно поэтому важно корректно анализировать возможности посадочного места под капотом, чтобы надежно закрепить АКБ прижимной планкой и избежать замыкания при случайном касании токоотводами металлических частей кузова
У АКБ с европейским типом корпуса клеммы находятся в углублении, их верхний край не выступает над плоскостью крышки. Иногда клеммы дополнительно защищены от внешнего воздействия специальными крышечками. Азиатский тип корпуса – это коробка, на которой клеммы расположились на верхней крышке, верхний край клемм является самой высокой точкой аккумулятора. Какую клемму снимать с аккумулятора первой читайте здесь.
Российский стандарт акб
Обозначение | Описание букв |
А | АКБ имеет общую крышку для всего корпуса |
З | Корпус батареи залит и она является полностью заряженной изначально |
Э | Корпус-моноблок АКБ выполнен из эбонита |
Т | Корпус-моноблок АБК выполнен из термопластика |
М | В корпусе использованы сепараторы типа минпласта из ПВХ |
П | В конструкции использованы полиэтиленовые сепараторы-конверты |
Европейские корпусы и американские имеют идентичные габариты
Тип и размер клемм
Распространены аккумуляторы с клеммами трех разных стандартов: тип Euro – Type 1, и Asia –Type 3, «под болт» – американский стандарт. В типе Euro плюсовая клемма имеет диаметр 19,5 мм, минусовая клемма – 17,9 мм. В типе Asia клемма плюс имеет диаметр 12,7 мм, клемма минусовая – 11,1 мм. Клеммы «под болт» находятся на боковой стенке аккумулятора и сверху. Болт, соединённый с проводом, продевается в отверстие клеммы и фиксируется гайкой.
Американский стандарт
Испарение электролита
При разряде на положительной пластине аккумулятора из воды образуется кислород. В нормальных условиях поддерживающего заряда кислород рекомбинирует на отрицательной пластине аккумулятора с водородом, восстанавливая исходное количество воды в электролите. Но диффузия кислорода в сепараторе затруднена, поэтому процесс рекомбинации не может быть 100% эффективным. Снижение доли воды изменяет зарядные характеристики аккумулятора и при определенном пороге делает заряд полностью невозможным.
Факторы, повышающие риск «высыхания аккумулятора»:
|
Испарение электролита – необратимое явление для гелевых и AGM аккумуляторов. Основная причина высыхания, особенно для AGM – «перезаряд» аккумуляторов.
Электролит
Рассматриваем все те же свинцово-кислотные батареи. В качестве электролита, в который они помещаются, чаще всего выступает серная кислота. Она обладает определённой плотностью, которая может меняться в зависимости от уровня заряда батареи. В данном случае действует принцип: чем больше, тем выше. Со временем электролит улетучивается, и емкость аккумуляторной батареи падает. На сроке службы сказываются особенности эксплуатации (соблюдение техники безопасности). В батареях электролит может быть двух типов:
- жидким;
- в виде пропитанного специального материала.
На данный момент наиболее распространён первый тип.
Обозначения на корпусе
На своей аккумуляторной батарее вы увидите маркировку, обозначающую ее устройство, например 6CT-55L.
- Первая цифра(6) — указывает на количество последовательно присоединенных аккумуляторов в АКБ (3, 6 или 12), их еще называют банками.
- Буквы, которые идут после цифры 6(CT), обозначают функциональный признак батареи (СТ — стартерная).
- Число после тире(55), указывает на номинальную ёмкость АКБ в ампер-часах.
- Последние буквы (в нашем случае L), обозначают конструктивно-технологическое исполнение (N — с нормальным расходом воды, L — с небольшим расходом, VL — с наименьшим расходом, VRLA — с клапаном регулировки).
1 – типа АКБ, 2 – логотип компании, 3 – емкость (А·ч), 4 – ток холодной прокрутки (А), 5 – напряжение (В), 6 – дата производства, 7 – вес (кг), 8 – полярность, 9 – значки безопасности, 10 – уровень электролита
Обязательно на корпусе АКБ указаны:
- вольтаж – 12V
- номинальная емкость – 40-130 Ah
- значение тока холодной прокрутки – примерно от 400 А
- бренд производителя
- полярность клемм
Еще на аккумуляторной батарее могут быть обозначены:
- максимальный и минимальный уровень электролита, продольные полосы с надписью MAX и MIN.
- вес батареи – Max – 20 Kg
- дата изготовления
- символы безопасности
Значок | Пояснение |
---|---|
Соблюдайте положения инструкции | |
Запрещено пользоваться огнем и курить | |
Опасные химические вещества | |
Беречь от детей | |
При работе пользоваться очками для защиты | |
Опасно, возможен взрыв | |
Переработка возможна | |
Выбрасывать с бытовыми отходами запрещено |
Признаки сульфатации аккумуляторной батареи
Водитель не часто задумывается, какие химические процессы происходят внутри его аккумуляторной батареи. К тому же, «банки» с электролитом скрыты, и заметить образование на пластинах налета сульфата невозможно. Но есть несколько признаков, которые указывают, что началась сульфатация пластик аккумулятора:
Если аккумулятор является обслуживаемым, то есть у него можно открутить пробки, имеется возможность посмотреть на пластины. Если видно, что на них осел белый или бело-коричневый налет, это говорит о протекании процесса сульфатации;
Во время зарядки автомобильный аккумулятор начинает быстро «закипать» и батарея набирает полный заряд быстрее, чем положено. Например, при серьезных проблемах с аккумулятором, он может закипеть уже через 30 минут заряда;
Образование белого налета на поверхности аккумулятора. Данную ситуацию можно считать нормальной, если она происходит не часто. Время от времени батарея все равно вскипает, даже в процессе работы, но если такая проблема происходит на регулярной основе, это явно говорит о неисправности аккумулятора;
Двигатель не стартует с батареей после ее полного заряда. В такой ситуации емкости аккумулятора из-за налипшего сульфата банально не хватает для пуска двигателя. Можете поставить эксперимент, зажечь на таком аккумуляторе фары, минут через 10 они отключатся, а батарея «сядет в ноль»;
Существенно снижается емкость батареи.
Как можно видеть, признаков протекающего процесса сульфатации предостаточно, но чаще всего водители задумываются о нем только в критическом случае, когда при попытке запустить двигатель, стартер не проворачивается.
Неисправности АКБ
Внешние
Ниже перечислены внешние неисправности и способы их устранения:
- Повреждён пластиковый корпус аккумулятора. Такое повреждение (трещина, отверстие) может быть вызвано как внешним воздействием, так и в результате процессов в самой АКБ (вздутие, перегрев и т. п.). Здесь нужно понимать, что в случае больших пробоин, ремонтом заниматься не следует и лучше покупать новую АКБ. А если трещина небольшая, то можно заделать её с использованием пластика и паяльника. Перед проведением работ весь электролит сливается. Когда трещина будет заделана, нужно залить новый электролит и провести зарядку аккумулятора;
- Клеммы АКБ окислились. Здесь задача по восстановлению значительно проще. Нужно лишь очистить мелкой наждачной бумагой и тряпкой слой окислов. Ту же операцию неплохо провести и на клеммах подключаемых проводов. После этого можно смазать клеммы небольшим количеством машинного масла.
Внешние неисправности аккумулятора
Окисление аккумуляторных клемм
Внутренние
Теперь рассмотрим основные неисправности аккумулятора, вызванные внутренними причинами. Некоторые устранить довольно просто, другие сложнее, а часть неисправностей являются неисправимыми. Для начала перечислим их:
- Сульфатация пластин аккумулятора. Это наиболее распространённая внутренняя неисправность аккумулятора и ей мы посвятим большую часть рекомендаций по восстановлению. На ранних стадиях сульфатации её можно устранить без проблем, на поздней гораздо сложнее или невозможно. Как оживить аккумулятор автомобиля при сульфатации, будет рассказано ниже;
- Осыпание угольных пластин. Диагностировать данную неисправность можно по цвету электролита. В этом случае он потемнеет. Здесь восстановление крайне проблематично и нужно готовиться к приобретению новой АКБ;
- Замыкание пластин в одной из банок аккумулятора. Как понять, что у вас именно эта неисправность? Это можно определить по чрезмерному нагреву одной из банок и вскипанию в ней электролита. Неисправность можно устранить заменой свинцовых пластин, но целесообразность этого под вопросом. В этом случае разумным будет купить новую батарею, поскольку такой ремонт аккумулятора автомобиля крайне проблематичен. Хотя, ниже рассмотрим метод, как восстановить автомобильный аккумулятор при замыкании;
- Замерзание электролита и повреждение элементов АКБ. К такому результату может привести неправильная эксплуатация устройства (систематическая недозарядка, глубокий разряд). В результате нахождения разряженного аккумулятора на сильном морозе электролит может замёрзнуть и повредить пластины, корпус. В этом случае восстановление автомобильного аккумулятора нецелесообразно.
- Свежий электролит;
- Дистиллированная вода;
- Зарядное устройство для аккумулятора;
- Ареометр (измерение плотности электролита);
- Средства защиты (очки, перчатки);
- Десульфатирующая присадка и некоторые другие химикаты.
Меры профилактики
Чтобы уменьшить интенсивность сульфатационного процесса АКБ, нужно знать ряд правил. Специалисты дают следующие советы:
- При длительных простоях АКБ рекомендуется вынимать из транспортного средства и хранить отдельно, подзаряжая раз в 3−4 месяца.
- Не нужно интенсивно применять батарею в условиях высокой температуры. Летом необходимо постоянно следить за объемом электролита в аккумуляторных банках, доливая воду при необходимости. Также нужно избегать оголения пластинок.
- Запрещено хранить аккумулятор разряженным.
- Каждый раз после подзарядки следует проверять плотность электролитного раствора.
- Раз в 6−7 месяцев нужно обращаться к циклу разряд/заряд автомобильного АКБ.
Если соблюдать эти простые рекомендации, можно существенно уменьшить интенсивность сульфатации и продлить срок службы аккумуляторной батареи. Так можно продлить «жизнь» устройства на несколько лет, сэкономив при этом немало средств, которые были бы потрачены на покупку новой батареи.
Аккумулятор быстро разряжается и теряет свою емкость? Скорее всего, его пластины подверглись сульфатации. О том, как определить наличие сульфата, мы попытаемся рассказать в данной статье.
Что такое сульфатация?
Это процесс постепенного покрытия электродов аккумуляторной батареи сернокислым свинцом в форме крупных кристаллов. Визуально ее можно определить, увидев на пластинах белый « налет». Кристаллы сульфата закупоривают поры, являются серьезным препятствием для проникновения электролита, а также задерживает формирование активной массы при осуществлении зарядки АКБ.
В результате сульфатации наблюдается резкое увеличение внутреннего сопротивления батареи, а по причине сокращения площади активной поверхности электродов снижается и емкость аккумулятора. Таким образом, основными признаками сульфатации являются следующие явления:
- Быстрый заряд АКБ.
- Быстрое повышение напряжения и температура электролита.
- Стремительное выделение газов.
- Незначительное повышение плотности электролита при зарядке.
- Преждевременный разряд при попытках запуска двигателя.
Выявляем признаки сульфатации
Положительные электроды аккумуляторной батареи окрашиваются в светло-коричневый цвет, а на их поверхности выступают белые пятна. Электроды отрицательной группы получают беловато-серую окраску и раздуваются.
В силу того, что объем сульфата существенно превышает аналогичный параметр активной массы, у неразряженных электродов, с увеличением его количества ячейки минусовых пластин разбухают, а плюсовые электроды ржавеют по причине неравномерно увеличивающегося напряжения.
Сульфатация авто и мото аккумуляторов является причиной существенного повышения сопротивления АКБ, в целом, и активной массы – в частности. По данной причине напряжение подвергшейся сульфатированию батареи при начальной стадии заряда может увеличиться вплоть до 3В и больше при условии стандартных параметров зарядного тока. В итоге батарея начинает « кипеть», то есть, наблюдается стремительное выделение газов.
В случае глубокой сульфатации при образовании сплошной корки на поверхности электрода, он может полностью потерять свою проводимость по причине того, что сульфат не проводит электричество. Усугубление сульфатации наблюдается в случае одновременного наличия нескольких факторов.
Как мы уже упоминали, ключевыми признаками сульфатации является ускоренный заряд, повышение газовыделение и быстрый разряд. При выявлении этих симптомов рекомендуется срочно принять меры для предотвращение полного выхода из строя АКБ. Так, аккумулятор автомобильный можно подвергнуть нескольким выравнивающим зарядам, попробовать использовать специальные присадки для предотвращения образования сульфата или применить зарядное устройство, имеющее функцию десульфирования. Если же ни одно из средств не помогло решить проблему, на нашем сайте можно сделать подбор аккумулятора по марке автомобиля, и купить новую батарею по минимальной цене.
23.04.2013, 11191 просмотр.