Как выбрать правильный антифриз для авто?
При выборе антифриза не нужно проявлять излишней самодеятельности. Оптимальным решением будет посмотреть в инструкцию по эксплуатации автомобиля и увидеть, какие обозначения предлагает производитель в строчке «допустимые марки антифриза». Это может быть тосол, G11, G12 или G13, иногда встречаются и различные модификации, такие как G12+ или что-то подобное. Не смотрите на цвет антифриза, он не всегда соответствует марке. Выбирайте именно тот вариант, который полностью соответствует заводским рекомендациям по техническим характеристикам.
Но это ее не все критерии подбора. Учтите также следующие особенности:
- форма поставки – это может быть концентрат для последующего разведения с водой или готовая смесь, лучше покупать готовый вариант;
- объем – выбирайте емкость с запасом примерно на 1 л, чтобы в случае необходимости доливать именно тот антифриз, который залит в систему;
- производитель – не покупайте продукцию брендов, которые вообще не известны в автомобильном мире, очень часто это некачественные товары;
- цена – по низкой стоимости можно довольно просто определить, что вам пытаются продать подделку, низкая цена несовместима с качеством;
- марка и применяемость – выберите именно такую жидкость, которая подходит для двигателя в вашей машине, иначе проблем не избежать;
- текстура – по своей вязкости антифриз практически такой же жидкий, как обычная вода, не покупайте жидкости с повышенным уровнем вязкости.
Конечно, лучшим во всех отношениях вариантом антифриза заслуженно считается G13. Но это дорогая продукция, да и рекомендуют ее к использованию пока далеко не все производители. Если для вашего авто производитель рекомендует G11, не стоит переплачивать за более дорогие марки. К тому же, они могут оказаться неподходящими для машины по составу и химической активности. Производитель тестировал на вашем авто именно те жидкости, которые рекомендует. Так что заливать G12 вместо G11 не стоит. Лучше лить G11, если этого требует производитель, но менять жидкость 1 раз в 3 года, не реже.
Как понять, что антифриз нужно поменять?
От многих автовладельцев мастера на сервисе слышат популярное пояснение – цвет антифриза был фактически таким же, как у нового в канистре, зачем же его менять? Дело не в цвете. Отлично, что система охлаждения вашего автомобиля чистая и не мажет охлаждающую жидкость, но со временем качества антифриза портятся, присадки перестают выполнять свою работу. Это приводит к тому, что жидкость может замерзнуть зимой или стать причиной начального этапа коррозии на внутренних частях системы охлаждения.
Лучше всего менять антифриз каждые 30 000 км. Если вы используете марку G13, можно ездить до 50 000 км, так как здесь применены более совершенные пакеты присадок. Некоторые оригинальные жидкости G12 и G12+ также ходят до 40-50 тысяч км.
Нужно срочно поменять антифриз, если он вспенился, резко меняется в объеме, поменял цвет. Также на необходимость замены будет указывать нестабильная температура двигателя в стандартных рабочих режимах. В этих случаях дешевле и проще поменять охлаждающую жидкость, а не ждать более сложных неприятностей с машиной.
Доливка антифриза – все правила и нормы
Бытует мнение, что доливать антифриз в систему охлаждения двигателя нельзя. Старая жидкость уже войдет в контраст с новыми материалами, что приведет к непредсказуемым последствиям. Но проблема в том, что доливка иногда оказывается единственным возможным вариантом сохранения двигателя автомобиля от перегрева. Антифриз в среднем кипит при температуре 108 градусов. Если уровень жидкости падает ниже отметки Min в расширительном бачке, жидкость начнет прогреваться более рабочих 90 градусов и может закипеть.
Доливка антифриза выполняется по нескольким простым правилам. Доливайте только ту самую жидкость, которая уже залита в системе. Если вы не знаете, что залито в двигателе, стоит сменить весь антифриз с промывкой системы дистиллированной водой. Это можно сделать даже в полевых условиях, не обязательно ехать на СТО. Если же вы точно знаете марку и тип антифриза, можно смело покупать и доливать нужный объем в бачок. Ездить с заниженным количеством антифриза однозначно неполезно для двигателя.
Как часто менять антифриз в машине
Группа | Срок замены | Пробег |
G11, Тосол | 2 года | 90 тыс. км |
G12, G12+, G12++ | 5 лет | 150 тыс. км |
Multifreeze | до 10 лет | 250 тыс. км |
Этот вопрос задают себе многие автомобилисты. Но универсального правильного ответа для всех случаев не существует. Опытные специалисты даже не советуют полностью полагаться на рекомендации производителя автомобиля. В регламенте указываются усредненные рекомендации, которые не учитывают условия эксплуатации и качество сервисного обслуживания. К примеру, случаются года, когда летом температура воздуха днем продолжительное время держится выше отметки 40 °С. Если в такие периоды автомобиль активно эксплуатируется, то антифриз быстро теряет свои качества. Также имеет значение состояние магистралей системы охлаждения на момент заливки хладагента.
Как часто менять антифриз в машине.
Это зависит от марки автомобиля, так как на этот счет у разных автопроизводителей есть свои рекомендации.
Марка машины | Частота замены антифриза | Особенности |
BMW | через каждые 4 года | |
Ford | раз в 10 лет | |
GM | вообще не требуется менять | |
Hyundai | через 10 лет после покупки или если пробег достиг 240 000 км | после 10 лет меняется через каждые 2 года |
Kia | через каждые 8 лет | |
Mazda | вообще не требуется менять | не требуется во время всего срока эксплуатации машины |
Mercedes | через каждые 5 лет | |
Mitsubishi | через каждые 4 года | |
Nissan | через 5 лет | после 5 лет меняется через каждые 3 года |
Renault | через 6 лет | актуально только для Reno Logan, Duster и Sandero, во многих моделях замена вообще не требуется |
Skoda | через 6 лет эксплуатации | |
Toyota | через 8 лет эксплуатации | после 8 лет меняется каждые 4 года |
Volkswagen | вообще не требуется менять | рекомендуется менять жидкость каждые 5 лет, хотя производитель говорит, что это необязательно |
АвтоВАЗ | через каждые 5 лет | каждые 5 лет для новых моделей, а для старых каждые два года |
Нужна ли замена охлаждающей жидкости и как часто менять антифриз зависит не только от марки автомобиля, но также от его пробега и типа используемого состава. Примерные рамки, через сколько километров требуется заливать новую охлаждающую жидкость
Тосол и продукты категории G11.
Это традиционные антифризы с неорганическим составом. Они обычно содержат большое количество присадок и подходят для старых моделей автомобилей или двигателей из алюминия, чугуна и алюминиевых сплавов. На каком пробеге их менять? Примерно через каждые 50–60 000 км. Для новых моделей АвтоВАЗ эта цифра может составлять до 75 000 км.
Антифризы класса G12.
Это карбоксилатные составы с органическими присадками. Их основой является этиленгликоль, но в добавках содержится карбоновая кислота. Такие вещества стоит заменять через каждые 120 000 км.
Гибридные составы.
К ним могут относиться антифризы категории G12 с разным количеством плюсов. В них смешиваются органические и неорганические вещества, поэтому такая продукция и является гибридом. Они более эффективны по сравнению с традиционными или карбоксилатными составами, так как сочетают в себе их лучшие качества. Срок их замены может составлять от 90 до 120 000 км пробега.
Лобридные составы.
Чаще всего их маркируют как антифризы класса G13, так как они имеют кардинальное различие с остальными в составе. Основой таких охлаждающих жидкостей является пропиленгилколь. Они более безопасны для системы автомобиля, поэтому по-другому называются низкогибридными. Некоторые из антифризов категории G12++ также относятся к лобридным. Их можно менять не очень часто: каждые 250 000 км.
Дополнительные условия.
Есть и другие факторы, которые влияют на срок замены охлаждающей жидкости.
- Уровень износа системы охлаждения: чем она старше, и чем больше на патрубках коррозии или налета, тем чаще стоит менять антифриз. Если в самом хладагенте после слива вы видите частички ржавчины, стоит заливать новую чаще на 30 %.
- Условия использования автомобиля: при повышенных нагрузках или высоких температурах качество антифриза в системе падает. Поэтому после жаркого сезона или эксплуатации машины в условиях большого напряжения стоит проверить охлаждающую жидкость.
- Внеплановый долив: если вы хотите использовать состав другого класса или типа, независимо от пробега стоит слить старый.
Что такое антифриз и зачем его менять?
Главная задача антифриза – охлаждение двигателя. Особенно это актуально зимой, когда силовой агрегат работает на полную мощность.
Регулярный перегрев двигателя неизбежно приведет к его поломке, поэтому о необходимости применения специальной охлаждающей жидкости споров не возникает.
Воздушные системы охлаждения, которыми ранее оборудовались автомобили, были ненадежными и малоэффективными, поэтому они очень быстро сменились жидкостными. Долгое время в качестве рабочего вещества в них заливалась обычная вода, однако даже при небольшом минусе она замерзала, а при 100 °С закипала, что мало кого устраивало.
Разработка антифриза стала настоящим прорывом в автосреде. Специальная охлаждающая жидкость обладала гораздо более широким температурным диапазоном, чем вода. Она не расширялась при замерзании и обладала многими другими полезными функциями.
Многие думают, что антифриз, постоянно вращающийся внутри закрытой системы охлаждения и не подверженный влиянию факторов извне, может сохранять свои свойства сколько угодно долго. Однако это не так.
Несмотря на то, что основные компоненты охлаждающей жидкости – вода и спирт, эффективность антифриза во многом определяется присадками, а их срок годности ограничен. По мере старения добавок жидкость теряет свои полезные свойства, неизбежными становятся процессы коррозии и разрушения деталей системы охлаждения. Ее узлы и каналы со временем забиваются частицами металла, двигатель перестает как следует охлаждаться и его работа ухудшается.
Чтобы такие негативные процессы не происходили, антифриз следует регулярно менять.
Зачем менять антифриз
Антифриз – это специальный раствор, который циркулирует в двигателе с целью поддержания температуры в системе охлаждения. Для чего это нужно? В процессе движения автомобиля происходит постоянное взаимодействие деталей мотора и образуется большое количество тепла. Перегревание – опаснейшее состояние для ДВС, оно может привести к его поломке. Чтобы предотвратить такое повреждение, конструкторы создали охлаждающую систему с принудительной циркуляцией, главную задачу в которой выполняет хладагент.
Основные вопросы, волнующие многих неопытных автолюбителей, о том, как часто нужно менять антифриз. Что случится, если вовремя не сменить охлаждающую жидкость или поменять ее на некачественную. Вот самые серьезные проблемы, которые могут возникнуть из-за плохого антифриза:
- Нагрев двигателя внутреннего сгорания до температур, мешающих его нормальной работе. Стандартная степень прогрева ДВС составляет от +85 °С до +90 °С. При недостаточном отводе тепла двигатель перегревается, что приводит к увеличению потребления топлива и к утрате мощности. Если своевременно не принять меры по устранению проблемы, это чревато снижением срока службы двигателя в 2-3 раза. По причине перегрева расширяются корпуса цилиндров и видоизменяются поршневые кольца. Масло попадает в выхлопные газы и наоборот. Смазочный состав утрачивает полезные свойства.
- Коррозия. Антифриз, который долго находился в системе охлаждения, постепенно превращается в мутноватый раствор цвета ржавчины. Такая смесь провоцирует разрушение контактирующих с ней металлов. Теплопроводность коррозийного пласта в несколько раз меньше, чем у материала, из которого изготовлена охлаждающая система. В результате мотор плохо отдает тепло, радиатор принимает его в недостаточном количестве, ДВС перегревается. Кроме этого, коррозийный налет вызывает сужение каналов радиатора, что приводит к возрастанию их гидравлического сопротивления – понижаются темп обращения хладагента и уровень отвода тепла.
- Появление мельчайших твердых частиц в антифризе. Осадок дают охлаждающие жидкости с силикатным составом, если хладагент вовремя не заменить. Силикаты – это соединения кремния, которые опадают на металлические плоскости и не растворяются, что вызывает перегрев ДВС.
- Кавитационная эрозия. Кавитация – это процесс образования и исчезновения в жидкости полостей, заполненных паром. Когда эти пузыри схлопываются, энергия вещества сосредотачивается в очень маленьких объемах. Небольшие всплески обстреливают металл сильными ударами, высекая из него частицы, что и приводит к возникновению эрозии. Со временем она увеличивается и становится причиной появления дыр в охлаждающем тракте. Профилактикой этой проблемы служит регулярная замена антифриза на хладагент со специальными присадками, которые снижают разрушительное влияние процесса кавитации.
- Размораживание и последующее возникновение повреждений. Большое содержание воды в охлаждающей жидкости при изменении температуры способствует образованию трещин крупных размеров в бачке-расширителе, патрубках, к утечкам в местах стыковки шлангов. Такие же неисправности наблюдаются вследствие старения систем машины.
Во избежание вышеперечисленных проблем нужно постоянно контролировать состояние хладагента и вовремя менять его.
Доливаем и меняем антифриз по правилам
Уровень антифриза в расширительном бачке
Любой ремонт или диагностика проводятся на автомобиле с остывшим или слегка теплым двигателем. Лучше поставить авто на эстакаду, проверить охладители на совместимость и долить жидкость в бачок строго по метке. Чтобы поменять охладитель, не обязательно ехать в сервис. Операция проводится самостоятельно за полчаса:
- Сливаем отработанный хладагент.
2. Снимаем крышку с горловины радиатора.
3. Под блок цилиндров ставим емкость для сбора старой жидкости через предусмотренные сливные пробки.
4. Открываем кран печки, через который тоже сливаем отработанный охладитель.
Можно слить антифриз через горловину радиатора, для этого потребуется шланг необходимой длины
Важно, чтобы хладагент не попал на кожу, на металлические части авто. Даже выработанная охлаждающая жидкость остается достаточно едкой
Если капли попали на детали авто, используйте ветошь для протирки.
Промывать радиатор и патрубки лучше дистиллированной водой. В обычной воде из крана достаточно большое содержание солей — это не позволит хорошо промыть патрубки. Если хладагент откровенно старый, видны осадок и сильное помутнение, используют специальную жидкость для промывки радиатора. Нужно:
- Залить жидкость для промывки в радиатор.
2. Завести двигатель автомобиля на 10-15 минут.
3. Выключить двигатель, подождать 10 минут.
4. Слить жидкость для промывки, залить в бачок дистиллированную воду, повторить процедуру, слить воду.
Заключительный этап – заливка достаточного объема нового охладителя. Если уже через несколько сотен километров в радиаторном бачке видна пена или пузырьки воздуха – система охлаждения неисправна. Это может быть и поломка реостата, и перегорание прокладок в блоке цилиндров, и неисправная крышка радиатора, и многое другое. В этом случае требуется полная диагностика системы охлаждения и ремонт.
Охлаждаем принудительно
В процессе работы все движущиеся детали в моторе вырабатывают тепловую энергию, и агрегат нагревается. Воздушная вентиляция охлаждает двигатель на 7-10%. Увеличить показатель и не допустить перегрев ДВС помогает система принудительного охлаждения. По специальным трубкам, именуемым рубашкой охлаждения, проходит охладитель, который снижает температуру работающего мотора до необходимых пределов.
Рубашка охлаждения блока цилиндров (выделена жёлтым), по ней циркулирует антифриз
В качестве охладителя выступает антифриз (незамерзающий), которые состоит из 50% воды и 50% уникального химического состава. В зависимости от производителя главным компонентом антифриза может быть этилен или пропилен гликоль.
Антифриз по своему составу достаточно агрессивен — хорошо охлаждая нагревающиеся элементы двигателя, охладитель разъедает резиновые втулки в системе охлаждения, становится причиной коррозии всех металлических деталей в патрубках радиатора, в первую очередь алюминиевых.
Снизить агрессивное воздействие гликоля помогают ингибиторные присадки, которые производитель индивидуально использует для своих жидкостей и выбранные пропорции с дистиллированной водой. В процессе эксплуатации антикоррозийные присадки теряют свои свойства, добавление воды из крана резко снижает КПД охладителя и увеличивает образование коррозии на внутренних деталях системы.
Схема системы охлаждения ДВС
Своевременная замена антифриза предупредит следующие проблемы:
- Эрозия внутренних стенок радиаторных патрубков, возникающая при кавитации.
2. Образование осадка при использовании силикатных антифризов, которые ведут к увеличению температуры ДВС. В осадках часто выпадают кристаллы купороса, которые забивают радиаторные каналы циркуляции жидкости.
3. Перегрев двигателя при нарушении процесса теплообмена.
4. Коррозия металлических узлов системы охлаждения и радиаторных каналов.
5. Предотвращение трещин в патрубках радиатора при попадании большого процента воды в охладитель.
Сколько можно проехать на автомобиле без антифриза
Вытекание антифриза говорит о начале критических и необратимых изменений в работе транспортного средства. Но последствия заметны далеко не сразу, поэтому у вас есть небольшой промежуток времени, чтобы добраться до дома.
Возможно, вы успеете доехать до СТО. Нужно учитывать, что зимой мотор будет охлаждаться благодаря внешним условиям и потому сможет проработать дольше. Летом критическая ситуация разрешится быстрее.
Кроме того, на способность ехать без антифриза влияет общее состояние двигателя. Конструкция, для которой характерен небольшой пробег, продержится дольше, чем старый мотор. По статистике, собранной автовладельцами, проехать на машине без антифриза можно примерно 1 км. Данные могут отличаться в одну или другую сторону, это зависит от характеристик транспортного средства.
Чем опасен “плохой” продукт?
Если не заменить отработанную жидкость в должное время, эксплуатационный срок работы двигателя сокращается минимум вдвое. При использовании неподходящего продукта возникают следующие проблемы:
- перегрев;
- окисление металла (разрушение термостата, крыльчатки помпы, контакта радиатора с блоком цилиндров);
- осадок (характерно при наличии кремниевых кислот в составе);
- кавитация (образование пузырьков в растворе, по сути предвестник “кипения”).
Единых стандартов нет. Почему? На практике это не испытанные производителем силикатные жидкости. Для долгой жизни антифриза опытные водители рекомендуют не греть ДВС (особенно летом) выше 90 градусов Цельсия. Иначе возможно уменьшение производительности при увеличенном расходе горючего.
Виды антифриза и правила их смешивания
Ключевые составные части антифризов идентичны: 80 % – этиленгликоль и очищенная вода без примесей. Остальные 20 % – пакет присадок, который и делает «лицо» охлаждающей жидкости. От добавок зависит цвет, антикоррозийные качества, срок службы и цена хладагента.
Единых стандартов для антифриза не существует, но используется классификация по составу, созданная VW: G11, G12 и G12 plus, G13.
Не каждый вид охлаждающей жидкости популярен на отечественном рынке:
- зеленый (G11);
- красный (G12);
- синий (тосол).
Бывают еще хладагенты фиолетовые и желтые, но в России они не снискали популярности.
Тосол – антифриз синего цвета.
Состав – этиленгликоль и очищенная вода. Существует еще красный тосол, его основное отличие – это температура закипания.
Данный вид хладагента содержит общепринятый пакет присадок: силикаты, фосфаты, бораты, нитриты и т. п. Настоящая химия, иначе говоря. На сегодня он считается устаревшим.
Недостатки:
- Максимальный срок замены – два года, а при большом километраже менять антифриз нужно часто, через каждые 6–12 месяцев.
- Основное вещество в его составе (этиленгликоль) токсично и может привести к летальному исходу.
- Каждая из присадок выполняет свою работу.
- Образует ядовитые соединения.
- Низкая температура закипания (+110…+115 °С) – вполне может вскипеть в некоторых зарубежных автомобилях.
- Сильноагрессивный состав, иностранные авто могут даже не завестись.
Преимущества:
- Низкая цена при средней эффективности.
- При -36 °С замерзает и становится желеобразным.
G11 – антифриз зеленого цвета.
Имеет более передовой состав, может быть также желтого и синего оттенка. Базовые изготовители придерживаются единой цветовой гаммы хладагента – это своеобразный стандарт. Содержит не только химические, но и органические присадки. По сравнению с тосолом – слабоагрессивный (в него входят фосфаты, силикаты, бораты и небольшое количество карбоновой кислоты). Эта жидкость обволакивает стенки охлаждающей системы машины, ведет борьбу с центром возникновения коррозии и локализует ее.
Преимущества:
- борется с коррозийными процессами;
- обволакивает стенки охлаждающего тракта защитной пленкой.
Недостатки:
- снижает отвод тепла;
- пленка недолговечна и при осыпании дает осадок в системе охлаждения;
- менять антифриз в машине нужно через каждые 2-3 года;
- запрещается сочетать с иными видами хладагента.
Дополнительно производится антифриз G11 plus. Отличие его – в количестве карбоновой кислоты (чем оно больше, тем ближе к G12).
Зеленый хладагент этой серии наиболее схож с отечественным тосолом и условно может быть отнесен к группе G11, хотя в России такого обозначения нет.
G12 – антифриз красного цвета.
При производстве этого вида охлаждающей жидкости используется много карбоновой кислоты, соответственно, он практически органический.
Присадки покрывают стенки неосыпающейся пленкой всего в один микрон, за счет чего качественно борются с коррозией.
Преимущества:
- хороший отвод тепла;
- пленка не обсыпается;
- менять антифриз нужно не так часто – служит до 5 лет;
- борется с коррозией;
- в составе нет силикатов.
Недостатки:
- локализует только коррозийные очаги, но не оберегает систему охлаждения;
- не защищает алюминиевые радиаторы;
- запрещается сочетать с иными антифризами, содержащими этиленгликоль.
G12 plus – гибрид. В его составе нет химии (силикатов, нитратов и т. д.), потому он хорошо совмещается с иными видами охлаждающих жидкостей.
G13 – антифриз фиолетового цвета.
Этот тип хладагента был создан в 2012 году. Производители окрасили его в фиолетовый оттенок и заменили токсичный этиленгликоль пропиленгликолем. Получилась безопасная щадящая смесь. Присадки остались те же – карбоновые кислоты и силикаты.
Преимущества: абсолютно безвреден.
Недостатки: дороже аналогов из-за замены этиленгликоля пропиленгликолем.
Почему антифриз меняет цвет
Производитель имеет право окрашивать продукт любым цветом. Существует общепринятая, но не обязательная шкала колорирования:
- G 11 окрашивают синим, зеленым;
- G 12 красный, включая все сопутствующие оттенки (оранжевый…сиреневый);
- G 13 фиолетовый или розовый.
Рассмотрим, почему антифриз меняет цвет. В процессе эксплуатации присадки вырабатываются, индикатором становится изменение цвета ОЖ. Для некоторых марок, показателем служит обесцвечивание, а не смена оттенка.
Когда нужна замена охлаждающей жидкости
Итак, охлаждающая жидкость состоит из концентрата, разбавленного дистиллированной водой в определенных пропорциях. Так вот, сам концентрат — базовая основа и целый пакет активных присадок.
Как уже было сказано выше, ОЖ бывают разными по составу, при этом традиционной основой для антифриза вплоть до сегодняшнего дня выступает этиленгликоль. При этом присадки в его составе защищают систему и двигатель от коррозии (ингибиторы коррозии), удаляют отложения с поверхностей (очистка) и т.д.
Само собой, в процессе эксплуатации неизбежно происходит потеря полезных свойств ОЖ, присадки «срабатываются», антифриз накапливает в себе ржавчину и загрязнения. Если такую охлаждающую жидкость не менять, тогда заметно ухудшается теплоотвод, забиваются каналы радиатора, активно изнашивается помпа, загрязняется термостат.
В результате двигатель может постепенно начать перегреваться, компоненты системы охлаждения быстро выходят из строя
По указанным причинам важно понимать, когда именно антифриз нужно менять или когда замена ТОСОЛа необходима не только по регламенту, но и с отдельным учетом определенных особенностей. Давайте разбираться
Первое и основное правило — охлаждающую жидкость в автомобиле нужно менять каждые 50-60 тыс. км пробега или один раз в 2-4 года (в зависимости от того, что наступит раньше). При этом замена также необходима в том случае, если жидкость по тем или иным причинам изменила свои свойства.
Как видно, если с заменой по пробегу все более или менее понятно, вопрос, когда менять антифриз по времени остается открытым. Так вот, все будет зависеть от того, какой именно тип ОЖ залит в систему, а также в каких условиях эксплуатируется конкретный автомобиль.
Прежде всего, можно выделить отечественный ТОСОЛ, а также антифризы G11, G12, G12+, G12++, G13. Если коротко, каждый тип ОЖ имеет свои преимущества и недостатки. Что же касается срока службы, в целом, ТОСОЛ и антифризы G11-G12 нужно менять каждые 2 года или каждые 40 тыс. км., антифриз G12+ и G12++ оптимально менять каждые 4 года или каждые 60 тыс. км., тогда как G13 рассчитан на 80 тыс .км. пробега, а также имеет срок службы 5 лет и более.
Однако следует учитывать, что свойства даже «свежей» охлаждающей жидкости могут сильно измениться в том случае, если по тем или иным причинам в систему охлаждения попадает моторное масло, происходит прорыв газов и т.д. Еще на практике активнее «срабатывается» антифриз на машинах, где мотор сам по себе «горячий», то есть имеет высокую температуру термостатирования (высокая рабочая температура ДВС).
Отдельно можно выделить и распространенную ситуацию, когда владелец по определенным причинам вынужден был долить антифриз другого цвета, марки или типа. В этом случае также нужно понимать, что смешивание разных типов охлаждающих жидкостей может стать причиной потери свойств антифриза в системе.
Другими словами, часто бывает так, что жидкость залита в систему относительно недавно, однако при замене были допущены ошибки, произошло смешивание антифриза, ОЖ теряет свойства по причине поломок двигателя и т.п. Так или иначе, кроме замены по пробегу или по регламенту за состоянием ОЖ в системе нужно отдельно следить.
Промывка системы охлаждения двигателя
Промывать систему охлаждения стоит в нескольких случаях:
- переход на другой тип антифриза или другого производителя;
- двигатель работал на воде;
- превышен срок эксплуатации ОЖ;
- в систему был добавлен герметик для устранения течи радиатора.
В качестве промывки рекомендуется забыть о “дедовских” методах и воспользоваться специальными составами, где содержаться моющие и очищающие присадки. Например существуют наборы мягкой 5-7 минутной промывки, эффективность которых спорная, или набор двухэтапной очистки. На первом этапе необходимо слить старую жидкость, залить флакон очистителя для первичной мойки, добавить чистой воды до минимальной отметки. Двигатель должен проработать около получаса при температуре 90 градусов. На данном эта система очищается от накипи и ржавчины.
Второй этап подразумевает удаление масляных отложений и продуктов разложения ОЖ. Необходимо слить воду с первичной промывки и также сделать новый состав. Мотор работает на холостом ходу 30 минут, после отработанная жидкость сливается, в систему заливаем чистой воды и даем поработать еще 15 минут.
Эффект — максимально чистая система охлаждения, отсутствие коррозии, поддержка заложенного в новый антифриз ресурса.
Замена антифриза своими руками
Сама по себе операция с антифризом не представляет никаких трудностей, и замена антифриза своими руками – явление столь нормальное, что последующие разы не будет вызывать у вас вопросов. Для тех, кто хочет узнать, как поменять охлаждающую жидкость, мы разбили действия на 3 этапа.
Слив охлаждающей жидкости
Операция сама по себе несложная, но во многом зависит от конструктивных особенностей Вашего транспортного средства. Для слива жидкости необходимо:
- снять крышку с горловины радиатора;
- разместить емкость для сбора антифриза под блоками цилиндров;
- а затем использовать кран печки непосредственно для слива жидкости.
Подобную манипуляцию нужно провести и с радиатором, только для слива здесь понадобится шланг. Остерегайтесь контакта жидкости с деталями машины, кожей и слизистыми так как антифриз жидкость достаточно агрессивная и может вызвать ожоги.
Промывка системы охлаждения
В зависимости от причин вызвавших замену антифриза, методика промывки может отличаться. В моделях недавнего выпуска достаточно будет промыть систему охлаждения с помощью воды (желательно дистиллированной, или той где содержится соли в минимальном количестве). В случае с автомобилями «со стажем», обычной воды может не хватить, а потому рациональнее всего будет использовать специальную промывочную жидкость. В обоих случаях, залитую жидкость оставляют с включенным мотором на 5-10 минут, что бы она хорошенько промыла все каналы, а после сливают с выключенным двигателем. При использовании промывочной жидкости, необходимо её оставить в системе еще на 10 — 15 мин, и повторить эту же процедуру, но уже с использованием воды.
Охлаждающие жидкости, представленные на рынке
Существует несколько основных типов ОЖ: стандартные, гибридные и карбоксилатные (G11, G12+). Основной компонент, используемый для производства — этиленгликоль. Для классификации присадок используются маркированные обозначения, указывающие на функциональные особенности. Наиболее популярные — антипенные и антикоррозийные присадки.
- Традиционные антифризы (Тосол) изготавливаются на основе силикатов. Принцип действия — покрытие внутренних элементов охлаждающей системы защитной плёнкой, которая утолщается с прохождением километража. При перегреве двигателя (более 105 °С) — плёнка разрушается и выпадает хлопьями в осадок.
- Гибридные варианты производятся из карбоновой кислоты. Срок эксплуатации без смены — до 2 лет. Их особенность — образование защитной плёнки лишь на участках с элементами коррозии.
Как часто нужно это делать?
О периодичности замены антифриза в автомобиле можно узнать из инструкции или сервисной книжки авто. Ориентироваться на усредненные сроки замены не стоит. Одни говорят, что нужно менять ОЖ каждые 2 года, другие рекомендуют это делать ежегодно.
Периодичность полной замены антифриза — индивидуальный показатель для каждого автомобиля, который зависит от условий эксплуатации, характера вождения, типа машины, состояния двигателя и пробега. Производители бюджетных антифризов рекомендуют проводить замену через 35-45 тысяч километров. Охлаждающие жидкости нового поколения с компонентами, которые дольше сохраняют свойства, советуют менять через каждые 100 тысяч километров.
Внеочередную замену антифриза нужно делать в следующих случаях:
- жидкость помутнела или загустела, как желе;
- изменился цвет;
- появился осадок;
- образовалось много пены;
- уменьшился объем жидкости.
Когда начинают использовать ОЖ нового класса, предыдущий антифриз сливают, затем промывают бак и заливают новый. Смешивание ОЖ разных классов приводит к потере полезных свойств и образованию осадка в виде хлопьев. Нельзя добавлять антифриз силикатного класса в карбоксилатный, и наоборот.
Владельцам автомобилей с большим пробегом нужно часто менять охлаждающие жидкости. Из-за уже имеющихся очагов коррозии ОЖ быстрее теряет полезные свойства и подлежит более частой замене. Антифриз старается удалить ржавчину с поверхности металла, впитывая ее частички. Обнаружив ржавый цвет, его нужно обновить.
Чтобы узнать об интервале замены, обращайте внимание на стандарт ОЖ. Многие производители используют классификацию по технологии производства и составу ОЖ
К стандарту G11 относятся антифризы с неорганическими (силикатными) присадками. По сравнению с аналогами они быстрее приходят в негодность, подлежат замене через каждые 2 года или после 60-120 тысяч километров пробега.
Стандарт G12 охватывает все жидкости, изготовленные с добавлением органических (карбоновых) кислот. По свойствам эти антифризы гораздо лучше неорганических. Они обеспечивают отличный теплообмен и точечно борются с ржавчиной. Период их замены составляет каждые 5 лет или через 250000 км.
Под стандартом G13 подразумевают все лобридные средства — антифризы нового поколения. Их производят из пропиленгликоля, который не токсичен, как этиленгликоль, но стоит гораздо дороже. Одни ОЖ, относящиеся к этому стандарту, рекомендуют сливать через 5-10 лет, а другие можно и вовсе не менять. Если ориентироваться по пробегу, то лобридные смеси рекомендуют менять не раньше, чем через 250 тысяч километров.
Лобридные
Лобридные антифризы впервые появились в 2008 году. Это дорогие ОЖ на основе эфира – пропиленгликоля с новым сбалансированным составом органических и минеральных присадок.
Эта ОЖ не ядовита и экологически менее вредна, чем антифризы с этиленгликолем.
- Срок их службы более 5-лет.
- По составу они подходят для большинства современных двигателей, в том числе с турбонаддувом.
- По цвету они бывают розовые и фиолетовые.
Лобридные антифризы используются пока реже, чем охлаждающие жидкости первых двух классов, в основном из-за их стоимости. Но за ними – будущее. Это такие жидкости как: Sintec UNLIMITED G12++ и CoolStream G13.