Есть фильтр или нет?
Масляный фильтр есть в любой современной АКПП. Его наличие обусловлено тем, что автоматическая коробка передач — очень сложный агрегат, масло в котором является рабочим телом, благодаря которому и происходит переключение передач.
Для нормальной работы любого автомата к качеству масла, залитого в АКПП, предъявляются очень высокие требования. Масло должно иметь определённые физические свойства и его загрязнение больше определённого предела недопустимо (в том числе по этой причине установлены регламентные сроки замены масла).
Некоторые модели автоматических коробок оснащаются даже не одним, а сразу двумя, или даже тремя фильтрами, один из которых может находиться внутри, а другой – снаружи АКПП.
Кроме основных масляных фильтров, в автомате нередко присутствует и магнитный фильтр для металлической стружки, которая может появиться во время работы коробки. Магнитным фильтром чаще всего является сама сливная пробка в поддоне коробки – её проще почистить от стружки при замене масла АКПП.
Состав смазочного материала
Наличие такого спектра функций определяет, какие составляющие должны входить в смазочную смесь. Кроме базового продукта (синтетика, полусинтетика, минеральное вещество), в состав масла входит пакет присадок, улучшающих его свойства:
- Антиоксиданты. Высокие температуры и кислород приводят к преждевременному старению масла, в результате которого образуются лаковые отложения, смолистые вещества и шламы. Антиоксиданты нейтрализуют их на протяжении всего срока службы масла, замедляя процесс старения.
- Противокоррозионные присадки. Образовывают на поверхности деталей защитный слой, предотвращая химическую коррозию металлов.
- Модификаторы индекса вязкости. Улучшают вязкостно-температурные характеристики смазки за счет изменения объёма высокомолекулярных полимеров, из которых они состоят.
- Добавки, улучшающие смазочные свойства. Эти присадки образовывают на поверхностях трения сверхпрочный защитный слой, обеспечивающий лучшую защиту от износа.
- Моющие присадки, дисперсанты. Удерживают продукты износа во взвешенном состоянии, не позволяя им выпадать в осадок.
- Противопенные добавки. Предназначены для препятствования образования пены, способствуют быстрому ее разрушению за счет снижения поверхностного напряжения смазки.
Какое масло залить в коробку АКПП Тойота Опа ?
В 4-ступенчатый автомат Тойоты Опы заливается оригинальное трансмиссионное масло TOYOTA ATF T-IV (артикул 08886810165). Для частичной замене со сменой фильтра потребуется около 5 литров масла. Частичной замены должно хватить на 20-30 тысяч км пробега. Если менять полностью, то уйдет литров 8-10 и этого хватит на 60 000 км пробега.
Артикул фильтра АКПП (35330-120405), прокладку поддона тоже надо заменить — артикул 35168-12060. также поменять кольцо уплотнительное сливной пробки (арт 35178-30010).
Схема замены:
1) открутить сливную пробку, слить масло2) открутить поддон АКПП, снять — там еще будет масло3) снять фильтр, поменять его, промыть поддон, поставить его на место4) закрутить сливную пробку
5) через заливное отверстие в подкапотном пространстве залить свежее масло. Это делается с помощью шланга или шприца со шлангом.
Сливная пробка
фильтр АКПП
оригинальное масло Тойота для АКПП
Описание масла Aisin AFW+
Трансмиссионное масло Aisin
AFW+ подходит для работы в широком диапазоне температур -40С до +150С. Это позволяет использовать жидкость как в холодных регионах, так и в жарких. Улучшенные рабочие характеристики позволяют АКПП в зимнее время работать без каких-либо «задержек» (рывков, пинков) и переключаться очень мягко. При высоких температурах жидкость для АКПП Aisin сохраняет стабильность и максимально эффективно передает крутящий момент от двигателя. Не вспенивается и эффективно отводит тепло от фрикционов. Обеспечивает надежную смазку всех элементов трансмиссии.
Тщательно подобранные присадки и базовая основа масла максимально уменьшают трение, что положительно сказывается на мощности и ресурсе автоматической коробки переключения передач.
Трансмиссионное масло для автомобилей Toyota
Всемирно известная японская корпорация Toyota ежегодно производит свыше 5,5 миллионов авто. Все автомобили отличает высокая надежность и неприхотливость, что обусловило транспортным средствам большую популярность в России.
Особенности выбора
Современная линейка трансмиссионных масел «Тойота» включает в себя следующие продукты:
- полностью синтетическое масло 75W-90 класса GL-4/GL5, пригодное для использования в трансмиссиях автомобилей с любым типом привода, а также в ведущих мостах;
- минеральное трансмиссионное масло Toyota 80W-90, также пригодное для универсального применения за исключением трансмиссий и мостов, изначально рассчитанных под менее вязкие смазки;
- специализированные масла для самоблокируемых дифференциалов LSD (85W-90), LT (75W-85), LSD LX (75W-85);
- жидкости для АКПП – ATF Dexron III, Toyota ATF T IV, а также специализированную жидкость WS, применяемую только в специально созданных под нее коробках передач. В вариаторных коробках используется жидкость Toyota TC.
Для МКПП
Из линейки масел Liqui Moly для механических коробок передач и мостов Toyota подходят:
- при штатной вязкости 75W-90 – универсальное полусинтетическое масло Hypoid-Getriebeoil TDL либо синтетическое масло Hochleistungs-Getriebeoil в коробку и Vollsynthetisches Getriebeoil в мосты;
- для замены оригинального масла 80W-90 – минеральное Hypoid-Getriebeoil в мосты или Hypoid-Getriebeoil TDL во все агрегаты;
- для самоблокирующихся дифференциалов – масло Hypoid-Getriebeoil LS на минеральной основе.
Для АКПП
В коробках передач автомат Toyota допустимо применение масел Liqui Moly линейки Top Tec ATF: 1100 (замена для автомобилей, требующих Dexron III), 1200 (сертифицировано Toyota для замены оригинальной жидкости T IV), 1400 (вариаторные коробки), 1800 и 1800R (аналог Toyota WS). Синтетическое масло ATF III HC может работать вместо Dexron III и ATF T IV.
Как узнать, что залито в АКПП, и какое масло лить при замене?
Трансмиссионные масла отличаются как цветом, так и запахом. Есть светло желтые масла, а есть красных оттенков ( от светлого CASTROL до насыщенного красного ELF). Следует сразу сказать, что цвет масла определяется только красителем, который добавляется в него, чтобы можно было отличить масло для АКПП от других масел, используемых в автомобиле. Больше ничего цвет масла не определяет. Кроме того, через небольшой отрезок времени работы любое масло приобретает прозрачно-коричневый цвет
ВНИМАНИЕ!!!
Учитывая то, что при замене масла обновляется далеко не весь его объем, а также то, что в процессе эксплуатации цвет и запах масла меняются – определить его марку, практически, невозможно, даже если оно менялось недавно. Необходима хотя бы однократная, а лучше двукратная замена масла (в случае отсутствия серьезных проблем в работе АКПП). Использовать следует то масло, которое оговорено в инструкции по эксплуатации автомобиля. Бывает, что тип рекомендованного масла указывается еще и на щупе. Кроме того, производители масел выпускают плакаты и альбомы (их можно найти в специализированных магазинах) с перечнем марок автомобилей и рекомендованных масел, как моторных, так и трансмиссионных. Обычно, инструкция по эксплуатации рекомендует использовать вполне определенный тип масла. Наверное, этому есть не только техническое, но и коммерческое обоснование. Например, Chrysler и переднеприводные Mitsubishi ( Hyundai ) используют Mopar ATF 7176, и в инструкции указывается, что это масло имеет повышенные фрикционные свойства по сравнению с Dexron или Mercon . Но на щупе у Dodge RAM и Jeep Grand Chrokee можно обнаружить рекомендации заливать Mopar ATF 7176 или Dexron II. Значит все-таки можно. Другой пример: Mobil не рекомендует смешивать разные типы масел, даже собственного производства. А вот цитата с флакона Mobil Synthetic ATF: “ Compatible with conventional ATF fluids” (Совместимо с обычными маслами для автоматических коробок передач). Если дело касается замены масла в двигателе – алгоритм прост. Едем в солидный магазин, выбираем производителя масла (по одному нам известному критерию). Из всего ассортимента выбираем масло для бензиновых или дизельных двигателей, выбираем класс масла по API (чтоб не ниже, чем в инструкции по эксплуатации) и желаемую вязкость по SAE. Все. Почему если дело касается трансмиссии — начинаем не щадя времени и денег искать зеленое масло? Не из-за того ли, что АКПП более экзотичный агрегат, чем двигатель? Опыт ремонта нескольких тысяч автоматических трансмиссий говорит о том, что причины поломок более прозаичны, чем смешывание различных типов масел при его замене. Первостепенное значение имеют условия эксплуатации трансмиссии, и даже самая дорогая синтетика не поможет, если они нарушаются.
Советуем Вам почитать «Замена масла в АКПП»
Автомобили
MITSUBISHI AIRTREK
MITSUBISHI ASPIRE
MITSUBISHI BRAVO
MITSUBISHI CANTER
MITSUBISHI CARISMA
MITSUBISHI CHALLENGER
MITSUBISHI CHARIOT
MITSUBISHI CHARIOT GRANDIS
MITSUBISHI COLT
MITSUBISHI DELICA
MITSUBISHI DELICA CARGO
MITSUBISHI DELICA D5
MITSUBISHI DELICA SPACEGEAR
MITSUBISHI DELICA TRUCK
MITSUBISHI DELICA VAN
MITSUBISHI DELICA WAGON
MITSUBISHI DIAMANTE
MITSUBISHI DIAMANTE WAGON
MITSUBISHI DIGNITY
MITSUBISHI DION
MITSUBISHI ECLIPSE
MITSUBISHI Ek
MITSUBISHI Emeraude
MITSUBISHI FTO
MITSUBISHI Galant
MITSUBISHI Galant Fortis
MITSUBISHI Galant Fortis Sportback
MITSUBISHI Grandis
MITSUBISHI GTO
MITSUBISHI L200
MITSUBISHI L300
MITSUBISHI Lancer
MITSUBISHI Lancer Cedia Sedan
MITSUBISHI Lancer Cedia Wagon
MITSUBISHI Lancer Evolution
MITSUBISHI Lancer Sedan
MITSUBISHI Lancer Sportback
MITSUBISHI Lancer Wagon
MITSUBISHI Legnum
MITSUBISHI Libero
MITSUBISHI Minica
MITSUBISHI Minicab
MITSUBISHI Mirage
MITSUBISHI Mirage Dingo
MITSUBISHI Montero
MITSUBISHI Montero Sport
MITSUBISHI Outlander
MITSUBISHI Outlander Sport
MITSUBISHI Outlander XL
MITSUBISHI Pajero
MITSUBISHI Pajero Io
MITSUBISHI Pajero Junior
MITSUBISHI Pajero Mini
MITSUBISHI Pajero Pinin
MITSUBISHI Pajero Sport
MITSUBISHI Proudia
MITSUBISHI RVR
MITSUBISHI Sigma
MITSUBISHI Space Gear
MITSUBISHI Space Runner
MITSUBISHI Space Star
MITSUBISHI Space Wagon
MITSUBISHI Strada
MITSUBISHI Toppo BJ Wide
MITSUBISHI Townbox
MITSUBISHI Townbox Wide
NISSAN 180SX
NISSAN AD
NISSAN Almera
NISSAN Almera Classic
NISSAN Atlas
NISSAN Atlas Max
NISSAN Avenir
NISSAN Bassara
NISSAN Bluebird
NISSAN Bluebird Sylphy
NISSAN Caravan
NISSAN Caravan Elgrand
NISSAN Cedric
NISSAN Cedric sedan
NISSAN Cefiro
NISSAN Cefiro Wagon
TOYOTA 4RUNNER
TOYOTA 86
TOYOTA ALLEX
TOYOTA ALLION
TOYOTA ALPHARD
TOYOTA ALTEZZA
TOYOTA ALTEZZA GITA
TOYOTA AQUA
TOYOTA ARISTO
TOYOTA AURIS
TOYOTA AVALON
TOYOTA AVENSIS
TOYOTA AYGO
TOYOTA BB
TOYOTA BELTA
TOYOTA BLADE
TOYOTA BREVIS
TOYOTA CALDINA
TOYOTA CAMI
TOYOTA CAMRY
TOYOTA CARINA
TOYOTA CELICA
TOYOTA CELSIOR
TOYOTA CENTURY
TOYOTA CHASER
TOYOTA COASTER
TOYOTA COMFORT
TOYOTA COROLLA
TOYOTA COROLLA AXIO
TOYOTA COROLLA CERES
TOYOTA COROLLA FIELDER
TOYOTA COROLLA LEVIN
TOYOTA COROLLA RUMION
TOYOTA COROLLA RUNX
TOYOTA COROLLA SPACIO
TOYOTA COROLLA VERSO
TOYOTA CORONA
TOYOTA CORONA EXIV
TOYOTA CORSA
TOYOTA CRESTA
TOYOTA CROWN
TOYOTA CURREN
TOYOTA CYNOS
TOYOTA DELIBOY
TOYOTA DUET
TOYOTA DYNA
TOYOTA ECHO
TOYOTA ESQUIRE
TOYOTA ESTIMA
TOYOTA ESTIMA EMINA
TOYOTA ESTIMA HYBRID
TOYOTA FJ CRUISER
TOYOTA FUNCARGO
TOYOTA GAIA
TOYOTA GRAND HIACE
TOYOTA GRANVIA
TOYOTA GT86
TOYOTA HARRIER
TOYOTA HIACE
TOYOTA HIACE REGIUS
TOYOTA HIACE TRUCK
TOYOTA HIGHLANDER
TOYOTA HILUX
TOYOTA HILUX SURF
TOYOTA IPSUM
TOYOTA IQ
TOYOTA ISIS
TOYOTA IST
TOYOTA KLUGER
TOYOTA LAND CRUISER
TOYOTA LAND CRUISER PRADO
TOYOTA LITEACE
TOYOTA LITEACE NOAH
TOYOTA LITEACE VAN
TOYOTA LITEACE VAN WAGON
TOYOTA MARK II
TOYOTA MARK II BLIT
TOYOTA MARK II QUALIS
TOYOTA MARK II VAN WAGON
TOYOTA MARK X
TOYOTA MARK X ZIO
TOYOTA MASTERACE SURF
TOYOTA MATRIX
TOYOTA MEGACRUISER
TOYOTA MR
TOYOTA MR-S
TOYOTA NADIA
TOYOTA NOAH
TOYOTA OPA
TOYOTA PASSO
TOYOTA PASSO SETTE
TOYOTA PICNIC
TOYOTA PIXIS EPOCH
TOYOTA PIXIS JOY
TOYOTA PIXIS MEGA
TOYOTA PIXIS SPACE
TOYOTA PIXIS TRUCK
TOYOTA PIXIS VAN
TOYOTA PLATZ
TOYOTA PORTE
TOYOTA PREMIO
TOYOTA PREVIA
TOYOTA PRIUS
TOYOTA PRIUS ALPHA
TOYOTA PROBOX
TOYOTA PROGRES
TOYOTA QUICK DELIVERY 100
TOYOTA QUICK DELIVERY 200
TOYOTA RACTIS
TOYOTA RAUM
TOYOTA RAV4
TOYOTA RUSH
TOYOTA SAI
TOYOTA SCEPTER
TOYOTA SEQUOIA
TOYOTA SERA
TOYOTA SIENNA
TOYOTA SIENTA
TOYOTA SOARER
TOYOTA SOLARA
TOYOTA SPADE
TOYOTA SPRINTER
TOYOTA SPRINTER CARIB
TOYOTA SPRINTER MARINO
TOYOTA SPRINTER TRUENO
TOYOTA SPRINTER VAN WAGON
TOYOTA STARLET
TOYOTA SUCCEED
TOYOTA SUPRA
TOYOTA TACOMA
TOYOTA TERCEL
TOYOTA TOURING HIACE
TOYOTA TOWNACE
TOYOTA TOWNACE NOAH
TOYOTA TOWNACE VAN
TOYOTA TOWNACE VAN WAGON
TOYOTA TOYOACE
TOYOTA TOYOACE HYBRID
TOYOTA TUNDRA
TOYOTA URBAN CRUISER
TOYOTA VANGUARD
TOYOTA VELLFIRE
TOYOTA VENZA
TOYOTA VEROSSA
TOYOTA VERSO
TOYOTA VERSO-S
TOYOTA VISTA
TOYOTA VISTA ARDEO
TOYOTA VITZ
TOYOTA VOLTZ
TOYOTA VOXY
TOYOTA WILL CYPHA
TOYOTA WILL VI
TOYOTA WILL VS
TOYOTA WINDOM
TOYOTA WISH
TOYOTA YARIS
Как самостоятельно заменить масло в Тойота в АКПП?
06.11.2017
Автомобиль Toyota Corolla выдает прекрасные показатели динамики. Машина подходит для совершения поездок по городу, так как расходуется приемлемое количество топлива на каждый км. Установленная система трансмиссии потенциальному покупателю предлагается на выбор: МКПП, АКПП, вариатор. Каждый из указанных вариантов нуждается в обслуживании, которое включает замену масла. Данную процедуру на данной версии авто представляется возможным осуществить и собственноручно. Многие автовладельцы так и делают, чтобы не переплачивать за услуги сервисного центра.
Инструкция по замене масла на АКПП
Замена масла в АКПП Тойота Королла должна осуществляться с применением следующих вспомогательных инструментов:
- шланг;
- воронка с тонкой горловиной;
- набор накидных ключей.
Также, необходимо новое горючее, новый фильтр. Все работы стоит проводить в резиновых перчатках.
Этапы замены масла на Toyota Corolla, которая оснащена автоматом:
- Перед началом замены нужно чтобы транспортное средство было прогрето.
- Машина должна быть заведена на эстакаду.
- Рабочая жидкость сливается через сливную пробку коробки, которая также присутствует на других версиях авто. При данном процессе нужно вооружиться специальной тарой, куда будет сливаться горючее.
- Так как трансмиссия сообщается с фильтром, данный расходник, когда происходит смена масла, меняется на новый.
- Когда осуществляется замена фильтрующего элемента нужно установить под него новую прокладку.
- Необходимо вкрутить пробку сливного отверстия.
- Нового масла (понадобится воронка) нужно добавлять немногим меньше, чем вылилось из системы. Для полноценного функционирования иномарки позже она доливается.
- Следует прогреть двигатель, поочередно менять передачи с небольшим перерывом между каждой.
- Проверяется уровень масла в АКПП на Тойота при помощи специального щупа. В автомобильной системе щуп имеет характерный яркий цвет: желтый, красный.
- Излишки масла можно ликвидировать при помощи специального шприца.
Следуя этим правилам, машина улучшит свои показатели динамики. Замену масла в АКПП в Тойота нужно незамедлительно осуществить, если горючее потемнело, приобрело неприятный запах.
Периодичность замены масла в АКПП Тойота Королла отличается от частоты замены на машине с вариатором. Чаще приходится менять горючее на Королле с вариативной коробкой передач.
Выбор масла для коробки автомат
Какое масло заливать в коробку? Масло для коробки автомат Тойота должно быть устойчивым к окислению. Для Короллы 2008 года подойдут марки 0w20sm, 5w30sm, 5w20sl – Esso. Их рабочие свойства положительно сказываются на общем расходе горючего. Для модели 2012 года предпочтительней использовать масла с вязкостью 10W-30, 5W-30, 0W-20.
Замену масла в АКПП в Тойота Королла 120 или Королла 150 многие водители производят при 50000 км пробега. Выбор в пользу масла делается, если оно для конкретной генерации Короллы подходит по показателям вязкости и температуры. В приоритете остаются оригинальные масляные жидкости. Это обусловлено тем, что благодаря их свойствам, обеспечивается продолжительное время бесперебойное функционирование системы трансмиссии. Масло для АКПП Toyota должно стойко себя проявлять к вспениванию. Долить масло в АКПП можно, если уровень трансмиссионной жидкости опустился ниже отметки «HOT» на щупе.
Функции трансмиссионного масла
Поскольку автоматическая трансмиссия состоит из разных механизмов: гидротрансформатор, планетарная передача, набор фрикционов, масло ATF выполняет сразу несколько функций:
- Способствует плавному переключению скоростей, снижает шум и вибрацию при работе.
- Отводит тепло от нагревающихся деталей. Средняя температура в картере АКПП составляет 80-90°С, но в летнее время при городском цикле езды достигает 150 °С. Охлаждение масла происходит в, специально отведенном для этого, радиаторе, который находится отдельно или совмещен с радиатором системы охлаждения.
- Передает усилие на управляющие золотники гидросистемы, обеспечивая переключения скоростей.
- Будучи рабочим телом гидротрансформатора, трансмиссионная жидкость соединяет маховик двигателя с планетарным рядом коробки-автомат.
- Обеспечивает определенный коэффициент трения между фрикционными дисками, в момент переключения передачи.
Причины износа масла
Трансмиссионная жидкость ATF запрограммирована на определенную вязкость, степень сжатия. С ее помощью поверхность деталей очищается от шлаков, металлической стружки и опилок, продуктов износа фрикционных материалов.
Кроме того, масло в коробке автомат предохраняет внутренности от коррозии. Все эти свойства сохраняются в течение срока, установленного производителем, при условии нормальной эксплуатации.
Для сведения: С точки зрения авто считается эксплуатация, приближенная к стендовой.
То есть, необходим двигаться по ровной дороге с качественным покрытием, без перегруза и частых остановок – троганий с места. В реальности такой режим соблюсти невозможно.
В городском темпе АКПП перегревается, от повышенных нагрузок в ATF попадает металлическая стружка, забиваются маслопроводы радиатора, фильтр не справляется с очисткой. В результате, через определенное количество километров пробега, свойства масла стремительно теряются.
Этот процесс происходит в арифметической прогрессии: при изменении характеристик, ухудшаются условия работы АКПП, и реакция превращения трансмиссионной смеси в грязную жижу стремительно развивается.
Что было залито в АКПП
Очень многие автовладельцы даже не знают, какое масло лучше залить в их АКПП, и зачастую льют буквально всё, где на упаковке написано ATF. Это уже неплохой шаг, поскольку ATF явно свидетельствует о том, что масло предназначено именно для автоматических коробок.
Но всё же сначала думаем, анализируем, и только потом льём жидкость в АКПП.
Бывают ситуации, когда человек покупает подержанную машину, и не знает, что именно заливал предыдущий владелец в коробку. С новыми автомобилями всё предельно понятно, поскольку производитель всегда заливает определённые составы в коробки своих моделей. Эту информацию легко узнать описанными выше способами.
Ситуация с подержанными машинами намного сложнее. Тут фактически есть 2 варианта:
- Предыдущий владелец был добросовестным, выполнял все требования автопроизводителя, а потому в картере АКПП находится именно такая смазка, какую велел заливать изготовитель;
- Прежний собственник машины игнорировал требования, потому заливал смазки других производителей и марок.
Если ATF не соответствует требованиям, это быстро станет ясно, поскольку коробка начнёт проявлять очевидные признаки неисправностей, либо вовсе выйдет из строя. Если же АКПП ведёт себя стабильно, смазка соответствует требованиям. При этом внутри может находиться оригинальное масло, либо же какой-нибудь качественный аналог.
Важно понимать, что никто, слив масло из АКПП, не сможет сказать, какая смазка, какой марки и какого производителя там находилась, если это подержанная машина и прежний владелец не предоставил соответствующей информации. Да, можно взять небольшое количество ATF и отправить смазку в лабораторию на диагностику
Но это напрасная трата времени и денег. Самым лучшим решением при покупке автомобиля с АКПП на вторичном рынке будет полная замена моторного и трансмиссионного масла. Так вы точно сможете всегда знать, что заливалось в коробку.
Ещё одним полезным советом станет проверка состояния ATF смазки. Это можно сделать своими руками, опираясь сугубо на состояние и цвет жидкости. Слейте немного масла в прозрачную чистую ёмкость, и посмотрите на него:
- Жидкость чистая и прозрачная. Это говорит о том, что смазка находится в отличном состоянии, она свежая и её недавно меняли. Ни о какой замене речи не идёт, поскольку в этом нет необходимости. Цвет не играет большой роли. Многие производители добавляют красители, которые не оказывают никакого влияния на характеристики. Плюс даже за неделю эксплуатации смазка может сменить цвет. Главное, чтобы масло оставалось прозрачным;
- В масле заметны помутнения. Капните маслом на бумагу или поднесите какой-то предмет с другой стороны ёмкости. Если сквозь смазку ничего не видно, состав уже достаточно долгое время эксплуатируется, и постепенно начал загрязняться. В такой ситуации можно обойтись частичной заменой, либо же полностью поменять в коробке смазывающую жидкость;
- Видны вкрапления стружки и прочего мусора. Если вы чётко видите металлическую стружку или иные мелкие частицы, это говорит о приближающихся проблемах с АКПП. С таким маслом продолжать эксплуатацию коробки опасно. Нужна полная замена. Особенно при очевидном запахе горелого. Но практика показывает, что даже полная замена не спасает трансмиссию. Требуется ремонт.
Несмотря на заверения автопроизводителей о том, что их автоматические коробки необслуживаемые и не нуждаются в диагностике, на практике всё совершенно иначе. Да, когда коробка совершенно новая и машина эксплуатируется в достаточно нормальных условиях, про замену масла в АКПП можно не думать первые 3-4 года.
Если же условия более тяжёлые, и автомобиль с хорошим пробегом, контроль состояния ATF смазки лучше осуществлять каждые 20-30 тысяч километров пробега. По мере износа масла его меняют путём полной или частичной замены.
Рабочая жидкость автоматической коробки передач
Начнем с того, что в автомат льется жидкость ATF, которая представляет собой особое трансмиссионное масло. Такое масло может быть на минеральной или синтетической основе. Сегодня производители автомобилей и АКПП выпускают собственные «оригинальны» жидкости, также на рынке представлено большое количество «универсальных» ATF жидкостей.
Как в первом, так и во втором случае продукты соответствуют ряду стандартов и спецификаций, то есть в агрегат можно лить как рекомендуемый «оригинал», так и подобрать соответствующий сторонний аналог. Кстати, первыми, кто классифицировал АТФ, стал концерн General Motors, который представил данный тип жидкостей в далеком 1949 году.
В 1938 GM разработал и наладил серийное производство первых АКПП, после чего специалисты данного концерна особе внимание стали уделять спецификациям трансмиссионных масел, выдвигая жесткие требования к их составу. Отсутствие конкуренции в тот период позволило GM стать первыми, кто определял стандарты и технические характеристики ATF
Первые жидкости для АКПП в основе имели жир, который получали из сала морского кита. Однако в дальнейшем запреты на охоту на китов заставили производителя разработать искусственную основу трансмиссионных жидкостей для коробки-автомат.
Итак, важно понимать, что жидкость АКПП отличается от трансмиссионного масла, которое заливается в «механику» или однодисковый робот типа АМТ. Если для масла основной функцией является смазка трущихся деталей и механизмов, в АКПП используется специальная жидкость ATF, которая отвечает за целый комплекс определенных задач
При этом обычное масло с такими задачами не справится.
Прежде всего, как масло, так и трансмиссионная жидкость отвечают за смазку. При этом в АКПП нет привычного механического сцепления. Вместо него используется отдельное устройство под названием гидротрансформатор. Так вот, ГДТ исключает жесткую связь двигателя и трансмиссии, то есть коленвала и первичного вала АКПП.
Связующим элементом, через который передается крутящий момент от ДВС на коробку, является трансмиссионная жидкость АКПП. Как уже было сказано, это жидкость под названием ATF.
При этом данная жидкость сильно разогревается, что неизбежно приводит к нагреву ГДТ и самой АКПП
Вполне очевидно, что важной функцией трансмиссионной жидкости является отвод избыточного тепла. Также в составе ATF находятся особые присадки, которые предотвращают вспенивание и окисление жидкости при высоких температурах
Естественно, масло для механической КПП такими свойствами не обладает, то есть заливать его в автомат категорически запрещено. Параллельно жидкость в АКПП используется для управления работой всей коробки. Если иначе, такая жидкость под давлением циркулирует в гидроблоке АКПП, поступая по отдельным каналам к исполнительным механизмам.
Не удивительно, что с учетом такой особенности отдельные требования выдвигаются к текучести и прокачиваемости жидкости, а также к изменению ее свойств при различных температурах.
Не допускается того, чтобы жидкость густела на морозе или сильно разжижалась при нагревах, так как это приведет к отсутствию необходимого давления и сбоям в работе гидравлической системы АКПП. Указанные сбои неизбежно приведут к усиленному износу и поломкам коробки-автомат.
Почему так происходит?
Когда основа масла в АКПП расслаивается, и перестает удерживать присадки, пропадают все полезные свойства, заложенные изготовителем. Причем достаточно пару раз перегреть коробку, буксуя в грязи, или несколько раз стартануть со светофора в режиме «педаль в пол», как запустится необратимый процесс деградации.
Еще одна причина ускоренного износа – резкая нагрузка при непрогретых агрегатах. Современные автомобили могут начинать движение сразу после старта мотора. Однако, до выхода на рабочую температуру, необходимо разгоняться плавно, двигаться на пониженных оборотах.
Для АКПП это особенно актуально.
Если вы резко набираете скорость «на холодную», масло в АКПП прогревается неравномерно, и начинается расслаивание. Недостаточный уровень жидкости в коробке также ускоряет износ ATF.
Часть механизмов работают «в сухую», наполняя картер продуктами износа. И, разумеется, очень скоро наступает критический перегрев.