Инструкция по проверке датчика положения дроссельной заслонки и его регулировка

Датчик положения дроссельной заслонки — как работает, неисправности, симптомы, проверка

Как выглядит ЭБУ и что собой представляет?

Блок управления изготавливают в самых разных корпусах. Зачастую это пластиковые или алюминиевые основания. К примеру, ЭБУ ВАЗ-2172 изготовлен в пластиковом корпусе. На большинстве иномарок корпус металлический. Материал по большей части зависит от места расположения блока. Так, если на моделях от АвтоВАЗ блок установлен в салоне, то он из пластика. Если бы его устанавливали под капотом, сделали бы из металла.

Но корпус – это далеко не весь ЭБУ. Внутри корпуса находится электронная плата. Это и есть ЭБУ. Что это такое, мы уже примерно знаем. Из платы наружу выведены два разъема – это так называемая CAN-шина. К данным разъемам подсоединены провода от всех датчиков и исполнительных устройств. Нужно заметить, что некоторые блоки также оснащаются разъемом для обновления встроенного ПО, а также диагностическим OBD-II выводом. Как и любой компьютер, этот тоже иногда «глючит». Также сбои случаются в датчиках. В помощью диагностического разъема можно считать коды ошибок ЭБУ ВАЗ и тогда будет легче ремонтировать автомобиль. Больше не нужно искать поломки вручную.

Микросхемы ЭБУ подвержены достаточно сильному нагреву. Поэтому корпуса их имеют ребра. Последние выполняют функцию радиаторов, отводя лишнее тепло. Если взять и посмотреть на демонтированный блок, то по внешнему виду блок – это небольшая коробка размером 15 на 10 см, толщина ее составляет не более сантиметра.

Как заменить датчик положения дроссельной заслонки?

Замена контроллера выполняется так:

В автомобиле деактивируется зажигание. АКБ отключать необязательно, поскольку устройство обесточено.
Открывается моторный отсек, от контроллера отключается разъем и выкручиваются болты, которые его крепят. Фиксирующих винтов обычно два, но их число может изменяться в зависимости от модели устройства и машины.
Вышедший из строя ДПДЗ демонтируется. Контакты, к которому он подключен, очищаются щеткой.
Выполняется монтаж нового контроллера

При установке надо осторожно соединить торцевую часть оси заслонки с местом монтажа устройства.
Затем контроллер прокручивается по кругу
Это важно сделать для того, чтобы совместить отверстия и зафиксировать болты, которые его крепят. После закручивания винтов на датчик устанавливается колодка с проводами.

Отключение колодки с проводами от контроллера

Выкручивание болтов, фиксирующих ДПДЗ

Установка прокладки перед монтажом нового контроллера

Признаки выхода из строя электронного блока управления

По статистике часто проблемы в работе электронного блока управления обусловлены ошибками в эксплуатации устройств.

Причины и симптомы неисправностей

Причины, которые могут привести к выходу из строя ЭБУ:

  • прикуривание двигателя машины от авто с заведенным силовым агрегатом;
  • ошибки, допущенные при подключении АКБ, в частности, речь идет о несоответствии полярностей клемм;
  • монтаж противоугонной системы неквалифицированным специалистом, который привел к ошибкам установки;
  • демонтаж зажимов батареи при заведенном двигателе;
  • активация стартерного устройства с отключенной силовой шиной;
  • негативное воздействие влаги на ЭБУ, если жидкость попала внутрь устройства, на саму плату;
  • повреждение электроцепи, к которой подключен электронный модуль, либо замыкание на участке электролинии;
  • случайное подключение электрода при выполнении сварочных работ на электроцепь или контроллеры, установленные на авто;
  • механические повреждения устройства, которые могут произойти в случае аварии;
  • ошибки, допущенные при перепрошивке девайса;
  • неисправности в работе высоковольтной составляющей системы зажигания — распределительных устройств, кабелей, катушек и т. д.

Признаки, по которым можно определить неисправность в работе блока:

  • электронный модуль перестал реагировать на сигналы, подающиеся от контроллеров температуры, регулятора кислорода и положения дросселя;
  • двигатель автомобиля перестал запускаться либо появились проблемы в его управлении;
  • при функционировании силового агрегата периодически происходят блокировки систем сцепления, дверных замков и т. д.;
  • на ЭБУ перестали подаваться сигналы от исполнительных узлов — датчиков холостых оборотов, системы зажигания, топливного насоса, системы управления форсунками и т. д.;
  • различные неполадки механического плана — вышедшие из строя платы электронных приборов, перегоревшие электропроводники и т. д.;
  • троение мотора машины;
  • на электронные устройства и оборудование перестало подаваться питание;
  • на экране бортового компьютера или приборной панели постоянно выводятся ошибки.

Канал Гараж продемонстрировал процедуру компьютерной диагностики модуля и сброса ошибок в гаражных условиях.

Устранение неполадок

Каждый модуль оборудуется системой проверки, что позволяет диагностировать степень неисправности блока в гаражных условиях. Чтобы выполнить проверку, автовладельцу надо подключиться к модулю посредством компьютера, на который заранее устанавливается диагностическое ПО. Допускается применение тестеров и сканеров для проверки. Информация, которая получается в процессе диагностики, должна быть сравнена с нормированными параметрами.

Все причины появления неполадок в ЭБУ делятся на два типа — неисправности в функционировании прошивки либо нерабочие проводники.

Восстановить работу ПО можно с помощью перепрошивки модуля, выполнить эту задачу смогут только мастера с опытом работы. Проверка электрических показаний может быть сделана в гаражных условиях посредством использования мультиметра. Чтобы найти пробой в электроцепи, автовладельцу надо разобраться со схемой работы ЭБУ, она будет разной в зависимости от модели установленного модуля.

После определения места установки проводников, кабеля питания и резисторных элементов выполняется прозвон электроцепи. Проверке подлежит участок, где были выявлены ошибки показаний ЭБУ. Если проверка не дала результатов, осуществляется прозвон всех электроцепей на схеме прибора. Некоторые потребители после обнаружения ошибки отключают клемму аккумулятора, полагая, что это позволит удалить код ошибки из памяти.

Избавиться от неполадки в ЭБУ нельзя методом отключения АКБ, так из памяти устройства удалится только код ошибки, сама неисправность останется.

Ремонт электронного модуля выполняется посредством проведения следующих действий:

  1. Выявление места повреждения в функционировании модуля.
  2. Повторное измерение параметров сопротивления.
  3. Поиск точки крепления электропроводника.
  4. Подключение кабеля с нужным сопротивлением параллельным образом посредством паяльника. Старый провод можно не отключать.

Если это не помогло избавиться от ошибок в работе модуля, надо обратиться за помощью к мастерам. Качество проведения ремонта блока влияет на его ресурс эксплуатации, а также безопасность машины в целом.

На что влияют неисправности ДПДЗ

  1. На параметры холостых оборотов. В инжекторах нет единой системы этого хода в таком виде, в котором мы привыкли его видеть в карбюраторных моторах. Все параметры такого режима рассчитываются только по показаниям ДПДЗ. Нестабильные обороты, перебойная работа мотора.
  2. Увеличения расхода горючего. Прибор посылает сомнительный сигнал, который воспринимается ЭБУ как закрытые заслонки (хотя реально она открыта). Включаются параметры, подразумевающие увеличение доли топлива в смеси. Выходит, что автомобиль работает как обычно, со стабильной скоростью вращения валов, а бензина тратит намного больше.
  3. Набирая скорость, чувствуются провалы, машину ощутимо дергает.
  4. При неизменном положении педали акселератора, машину подергивает, а при резком высвобождении педали, двигатель окончательно глохнет.
  5. Машина не тянет, чувствуется потеря мощности.

Включается кнопка Check Engine, свидетельствующая об фиксации ошибки.

Признаки неисправности

При появлении первых же признаков неисправности, стоит обратиться в сервис для устранения проблемы. Наиболее явными из них являются:

  • При запуске транспортного средства на оборотах от 500 до 2,5 тысяч в минуту наблюдается появление определенного стука
  • Обороты холостого хода как бы плавают, не имеют постоянной величины
  • Двигатель внутреннего сгорания самостоятельно глохнет, вследствие чего на дороге могут образовываться опасные аварийные ситуации

В том случае, если были обнаружены подобные неполадки в работе транспортного средства, рекомендуется в наиболее короткие сроки обратиться в сервис для проверки состояния датчиков. Стоит отметить, что замена занимает минимальное количество времени.

Теперь собственно о том, как проверить датчик положения дроссельной заслонки на Ваз 2110

  1. Включаем зажигание. При помощи вольтметра проверяем напряжение между «минусом» и контактом ползунка. Показания вольтметра не должны превышать — 0,7 В.
  2. Поверните пластиковый сектор, тем самым полностью открывая дроссельную заслонку. Далее опять проверяем напряжение. У вас должно быть не менее 4 В.
  3. Далее полностью выключаем зажигание и вытягиваем разъем и проверяем сопротивление между контактом ползунка и выводом (любым).
  4. Постепенно поворачивая сектор, наблюдайте за вольтметром, его показания должны меняться. Стрелка должна двигаться медленно и плавно, если вы заметили рывки, делаем вывод о неисправном ДПДЗ. который необходимо заменить.

Характеристика датчика положения дроссельной заслонки

Предназначение датчика заключается в регулировке объема воздушного потока, который поступает в мотор. Этот воздух используется для образования горючей смеси.

Где расположен датчик в авто?

Чтобы при необходимости выполнить диагностику устройства, автовладельцу надо знать, где находится ДПДЗ. Контроллер устанавливается в моторном отсеке. Его можно увидеть сбоку от дроссельной магистрали на оси самой заслонки.

Расположение контроллера на дросселе

Конструкция устройства

Конструктивно устройство включает в себя следующее:

  1. Корпус контроллера. Этот компонент выполнен из термостойкого стеклопластика. Корпус оснащается двумя фланцами, которые используются для фиксации контроллера к дроссельному узлу.
  2. Соединительное устройство, оснащенное тремя контактами. Этот компонент объединен с корпусом контроллера.
  3. Резистивное устройство, выполненное из керамики.
  4. Токосъемный элемент. Эта составляющая предназначена для обеспечения электрического контакта с резистивной деталью.
  5. Цанговый зажим, оснащается шлицем.
  6. Резиновая прокладка. Используется для монтажа контроллера на ось дроссельного узла.

Назначение датчика положения дроссельной заслонки

Сам контроллер отвечает за корректное выявление положения заслонки на дроссельном узле. Его показания влияют на работу системы подачи топлива. Силовой агрегат в соответствии со значениями устройства выполняет регулировку объема поступаемого бензина при определенном режиме функционирования. ДПДЗ используется для преобразования углового положения заслонки дросселя в напряжение постоянного тока.

Особенности работы устройства:

  1. Данные, которые передает контроллер, позволяют вычислить величину открытия заслонки. Поступающая на управляющий модуль информация обеспечивает расчет основных параметров управления силовым агрегатом. Причем данные определяются с учетом типа езды машины.
  2. Само по себе устройство представляет потенциометр, оснащенный токосъемником. Последний используется для перемещения по установленному радиусу сектора, составляющего от 0 до 80 градусов. Ось данного конструктивного элемента при монтаже прибора должна быть связана с приводом дроссельного узла.
  3. Параметр выходного сопротивления потенциометра может меняться с учетом нажатия на педаль газа. В зависимости от ее положения изменяется и степень открытия заслонки узла.
  4. Питание контроллера производится посредством подачи стабилизированного напряжения. Величина исходит от управляющего модуля и должна составлять в районе 5 вольт. Допускается отклонение в размере 0,1 В в большую или меньшую сторону.

Схематический принцип действия контроллера

Технические параметры устройства

Основные технические свойства контроллеров ДПДЗ:

  1. Напряжение для питания устройства подается на два вывода — 1 и 2.
  2. Величина сопротивления, которое образуется между выводами 1 и 2, составляет от 1,8 до 2 кОм.
  3. Параметр открытия полностью закрытой заслонки узла — от 0 до 2%.
  4. Величина напряжения, которое подается на выходы под номерами 3 и 2 при закрытой заслонке составляет от 0,25 до 0,65 вольт.
  5. Величина открытия заслонки узла составляет более 90 градусов.
  6. Параметр напряжения, которое подается на 3 и 2 вывода при полном дросселе, составляет от 3,9 до 4,7 вольт.
  7. Число полных циклов активации устройства при его работе — не меньше одного миллиона.
  8. Градуировочное свойство зависимости параметра напряжения на выходе от угла поворота обладает линейным характером. Оно измеряется в диапазоне от 0 до 100 градусов. Напряжение составляет от 0,25 до 4,8 вольт. Значение наклона характеристики варьируется в районе 48 мВ.
  9. Параметр рабочей зоны контроллера находится в линейной области характеристики в диапазоне от 10 до 90 градусов. Это соответствует величине открытия заслонки узла на угол от 0 до 100 градусов. Значение наклона варьируется в районе 39 мВ.

Разновидности

Существует два основных вида устройств:

  1. Датчики пленочно-резистивные. Такой тип контроллеров обычно ставится штатно при производстве авто. Срок эксплуатации пленочно-резистивных устройств в среднем составляет примерно 55 тыс. км. Но по факту они выходят из строя чаще.
  2. Бесконтактный тип устройств. Такие ДПДЗ функционируют на основе магнитно-резистивного явления, используется эффект Холла. Цена бесконтактных датчиков выше, но срок эксплуатации огромный. Эти приборы более надежные, поэтому редко выходят из строя.

Андрей Серомолотов показал, как с бесконтактным ДПДЗ работает машинный двигатель.

Особенности проверки контактного и бесконтактного ДПДЗ на Приоре: распиновка

При появлении соответствующих признаков неисправности ДПДЗ на Приоре, не помешает произвести проверку изделия, чтобы убедиться в том, что из строя действительно вышел датчик, а не поврежден провод или окислились контакты в фишке питания. Для этого понадобится знать распиновку ДПДЗ, которая представлена на схеме ниже.

Самый простой способ проверки — воспользоваться мультиметром. Ниже описан подробный процесс проверки ДПДЗ Приора:

  1. Проверка исправности питающих проводов. Отсоединить фишку питания от датчика. Присоединить щупы мультиметра к контактам фишки A и B, после чего включить зажигание, и проверить напряжение. Величина подающего напряжения должна составлять 4,8-5,2В. Если значение отличается от указанного (обычно оно ниже), то следует искать причину в проводе, который имеет замыкание на массу.
  2. Далее приступаем к проверке контактного датчика. Самый оптимальный способ его проверки — измерить сопротивление между контактами А и С, то есть, сигнальным и плюсовым контактами. Проверку рекомендуется выполнять на снятом датчике. Подключаем щупы к соответствующим выводам, и измеряем сопротивление в кОм. Оно должно находиться в пределах от 1 до 3 кОм. При изменении положения ползунка, сопротивление должно увеличиваться, причем очень плавно без резких скачков. Если наблюдается иная картина, значит ДПДЗ нужно заменить.
  3. Еще один способ проверки (подходит как для контактного, так и для бесконтактного устройства), при котором не нужно снимать датчик, заключается в измерении напряжения в сигнальном контакте. Однако реализовывать его рекомендуется в исключительном случае, так как он предусматривает нарушение целостности контактов фишки датчика. Проводится он следующим образом: при помощи булавок нужно присоединиться к тыльной стороне фишке щупами мультиметра. Подключиться нужно к клеммам B и C, то есть, сигнальной и «массе». После подключения нужно включить зажигание и, не заводя двигатель, изменять положение заслонки. Если напряжение будет плавно возрастать до 5В при максимальном открытии заслонки, значит, деталь исправна. Если возникают резкие перепады (скачки) на ДПДЗ контактного типа, то изделие подлежит замене. Если неисправен ДПДЗ бесконтактный, то у него напряжение не будет изменяться или меняется, но в низком диапазоне.

Ниже представлено видео, где детально показан процесс проверки механического ДПДЗ.

Убедившись в неисправности датчика положения заслонки дросселя на Приоре, его следует заменить. Не пытайтесь его разбирать и ремонтировать, так как он является не ремонтируемым.

Это интересно! Проверить исправность датчика можно при помощи Bluetooth-сканера, подключенного к разъему OBD2, а также специального приложения на смартфон.

Если на БК высвечивается ошибка низкого сигнала от датчика, нужно проверить провода питания, так как, скорее всего, была нарушена изоляция. Если уровень сигнала высокий, то неисправность наверняка в самом датчике.

Неисправности ЭБУ

  • коррозия места пайки, короткое замыкание между выводами элементов на плате по причине попадания внутрь влаги. Контроллер ЭБУ помещен в герметичный корпус, который должен препятствовать прониканию воды внутрь блока. Указанные выше неисправности чаще всего возникают после вскрытия блока для осмотра/ремонта, так как восстановить заводскую герметичность довольно сложно. Чаще всего блок управления двигателем находится в подкапотном пространстве – далеко не самой благоприятной среде для контроллеров. Реже производитель размещает ECU под жабо стеклоочистителей, за подкрылками или в салоне;
  • нарушение работы компонентов ЭБУ из-за попадания внутрь масла, антифриза. Из-за капиллярного эффекта нередки случаи, когда моторное масло или трансмиссионная жидкость проникает внутрь блока, стекая или даже поднимаясь по проводам вверх к разъему;

На некоторых автомобилях неудачное месторасположение блока управления предопределяет причину его поломки. К примеру, ECU на автомобилях Лада Калина установлен под радиатором печки. Поэтому в случае протекания последнего антифриз попадает внутрь блока и выводит его из строя.

трещины пайки элементов печатной платы. Возникают вследствие постоянных перепадов температуры, вибраций. Некоторые производители устанавливают ECU на двигатель, что усугубляет влияние негативных факторов и становится главной причиной поломки ЭБУ двигателя;

  • перегорание элементов на плате вследствие короткого замыкания, неправильного подключения АКБ, перенапряжения в бортовой сети;
  • окисление пинов в контактном разъеме, загибание контактов после неаккуратной установки разъема ECU.

Замена датчик дроссельной заслонки ВАЗ 2110

Замена автодатчика проходит в несколько этапов, она довольно проста, ее может провести даже начинающий автолюбитель. Сначала нужно выключить зажигание и отсоединить провод от клеммы со знаком минус на аккумуляторной батарее. Потом следует отжать защелку из пластика, а также отключить от датчика колодку с имеющимися проводами. Чтобы полностью снять заменяемый прибор, следует открутить два болта с помощью крестовидной отвертки.

В качестве уплотнителя между патрубком дросселя и датчиком применяется поролон. Он является комплектующим и тоже нуждается в замене. При установке купленного прибора нужно тщательно затянуть винты крепления до окончательного сжимания кольца.

После установки датчика следует подключить провода. Поскольку последующего регулирования не требуется, можно считать работу завершенной. Полностью весь процесс по смене прибора занимает не более четверти часа.

Источники

  • https://ladaautos.ru/vaz-2110/osnovnye-priznaki-neispravnosti-dpdz-vaz-2110-kak-ix-proverit.html
  • https://FB.ru/article/421681/datchik-drosselnoy-zaslonki-vaz—priznaki-neispravnosti-ustroystvo-printsip-rabotyi-sovetyi-po-ustraneniyu-polomki
  • https://AutoTopik.ru/diagnostika-neispravnostei/priznaki-neispravnosti-datchika-drosselnojj-zaslonki.html
  • https://autofakty.com/proverka-datchika-polozheniya-drosselnoj-zaslonki-dpdz/
  • https://avtovx.ru/elektrooborudovanie/datchik-drosselnoy-zaslonki-vaz-2110-75/
  • https://ladafakt.ru/proverka-dpdz-multimetrom-vaz-2110.html
  • https://vazweb.ru/desyatka/pitanie/drosselnaya-zaslonka.html
  • https://MasteraVaza.ru/elektroprovodka-i-elektrooborudovanie/datchiki/zamena-datchika-polozheniya-drosselnoj-zaslonki-na-vaz-219
  • https://remontvazov.com/drosselnaya-zaslonka-zamena-chistka

Дополнительная проверка ДПДЗ

Далее стоит протестировать разрывание контактов ХХ. По стандарту они на многих автомобилях располагаются на коннекторах датчика снизу. Подсоедините в контакту один конец мультиметра, а вторым мы будем перемещать дроссельную заслонку. Если напряжение изменяется при проворачивании дроссельной заслонки, то значит все отлично, и датчик работает правильно. Если показания никак не меняются, то попробуйте поменять местами контакты измерительного прибора. Постоянное значение указывает на неисправность в работе ДПДЗ, скорее всего дал сбой переменный резистор. Если вы хороший специалист и разбираетесь в радиотехнике, то можете заменить резистор самостоятельно. Это далеко не считается правильным, поэтому мы вам советуем заменить модуль целиком.

Переменный резистор

Этот резистор считается неотъемлемой частью конструкции модуля. Сопротивление на резисторе изменяется при разном положении заслонки, таким путем и определяется ее точное положение. Для того чтобы понять правильно ли работает нужно подсоединить к мультиметру оставшийся провод. Включается зажигание, а затем медленно перемещается заслонка. Напряжение должно постепенно увеличиваться, помните, что никаких резких скачков не должно быть. Если вы их заметили, то скорее всего у вас проблемы с двигателем. Чтобы их диагностировать понадобится диагностика двигателя, ее вам сделают в ближайшем автосервисе.

Проверка ДПДЗ

Если автомобиль показывает один или несколько признаков неисправности, нужно проверить датчик. Этот процесс не требует специальных навыков: достаточно иметь мультиметр и соблюдать определённую последовательность действий.

В первую очередь требуется выключить зажигание

Обратить внимание, горит ли лампочка «Check Engine». Если она потухла, значит, можно открыть капот и осмотреть ДПДЗ

Для этого нужен мультиметр, с помощью которого будут сниматься показания.

  1. Проверить наличие «минуса». Для того чтобы не отключать каждый провод, достаточно их просто проколоть. Таким же образом следует найти «массу».
  2. Узнать, поступает ли на датчик питание. В зависимости от автомобиля напряжение может быть разным — 5 или 12 вольт. Включив зажигание, нужно проткнуть провода по очереди: измерительный прибор должен показывать 0,7 вольт.
  3. Вручную открыть дроссельную заслонку, что спровоцирует напряжение подняться выше 4 вольт.
  4. Далее требуется выключить зажигание, отсоединить один разъём. Подключить мультиметр между одним из остальных разъёмов и выводом ползунка.
  5. Не спеша повернуть сектор рукой, отслеживая показания стрелки. Плавный подъём без колебаний говорит о том, что всё в норме. Ступенчатое повышение измерений говорит о том, что образовались критические неполадки на дорожке резистора. Эти показания важны, так как влияют на работу блока управления, который подаёт топливо в инжекторы. ЕСМ перенимает данные, отталкиваясь от них, поэтому в случае несоответствия положения заслонки действительности начнутся проблемы с подачей топлива.

Если ДПДЗ неисправен, он требует замены. Помимо этого, нужно сделать несколько проверок, чтобы предотвратить поломки в будущем. Желательно полностью заменить датчик — небольшая стоимость позволит двигателю работать полноценно. Проблемы, для решения которых рекомендуется замена датчика:

  • Деформация датчика, которая приводит к искажению передаваемой информации;
  • Должным образом не размыкаются контакты холостого хода.

После замены ДПДЗ на новый не требуется дополнительная настройка. Он по умолчанию считает нулевой отметкой ход вхолостую.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Неон Авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: