Полноприводные машины и их занос
Большинство простых автомобилистов и экспертов по экстремальному вождению сходятся во мнении, что выход из заноса на переднеприводных машинах является самой сложной задачей.
Главная проблема заключается в том, что педаль газа воздействует сразу на все 4 колеса транспортного средства. И на каждое из колёс приходится определённая доля крутящего момента, идущего на них от двигателя.
Здесь учитывается несколько важных характеристик:
- тип используемого полного привода;
- особенности настроек дифференциала;
- выбранный режим управления полным приводом;
- наличие или отсутствие системы стабилизации;
- использование электронных систем безопасности и пр.
Потому можно с уверенностью говорить, что каждый полноприводный кроссовер или внедорожник требует индивидуального подхода к поиску оптимальных решений и действий для выхода из заноса.
Невозможность дать советы, которые наверняка помогут водителю справиться с заносом, если на машине предусмотрен полный привод. Но существует одно правило для всех. Заключается оно в том, чтобы вращать руль в сторону самого заноса. Что касается педали газа, то здесь приходится быть предельно внимательными и осторожными. Специалисты советуют выжимать педаль акселератора до того момента, чтобы не утратить тягу. Выжимать газ в пол, как в случае с переднеприводными автомобилями, либо снимать ногу с неё полностью, как на заднеприводных машинах, в случае с полным приводом нельзя.
https://youtube.com/watch?v=Bg9pFHTKGaU
Что делать, чтобы не попасть в занос?
- Старайтесь двигаться с максимальной плавностью. Слишком высокая скорость и резкое торможение могут быть причиной заноса. Одна из наиболее распространенных ошибок, которую допускают новички — это торможение на поворотах. Лучше всего тормозить при помощи двигателя. В поворот следует входить с включенным сцеплением, с заранее пониженной передачей, но при самом заносе никогда не нажимайте на педаль тормоза.
- На снежной дороге всегда следует ожидать ошибок других водителей или экстренного торможения, поэтому всегда держитесь на дистанции до впереди двигающегося транспорта. Также выбирайте позицию в потоке, в которой поблизости слева и справа от вас нет соседних автомобилей. В случае опасности это позволит вам быстро перестроиться в соседнюю полосу или же наоборот даст дополнительное пространство для маневра при потере управления.
- Водители со стажем в курсе того, что в метель довольно часто левая полоса больше очищена от снега, в отличие от правой. Но при этом не забывайте, что при движении по левой полосе у вас намного больше шансов вылететь на «встречку».
- Со светофора старайтесь двигаться плавно с минимальными оборотами двигателя, не спеша отпускайте педаль сцепления, в противном случае может возникнуть пробуксовка колес. При очень скользком покрытии можно трогаться на второй передаче. Водителями заднеприводных машин можно немного поджать при начале движения стояночный тормоз, чтобы исключить возможность пробуксовки.
РАЗНИЦА МЕЖДУ СНОСОМ И ЗАНОСОМ
С точки зрения физики, занос – это приложение к задней оси силы перпендикулярно направленной прямолинейному движению. Именно такой вектор приложения силы в скольжении разворачивает автомобиль вокруг своей оси. При этом обязательно присутствует разница коэффициента сцепления задних и передних осей. Говоря простыми словами, во время заноса корма автомобиля пытается обогнать носовую часть.
Немного иную природу имеет снос. Подобное явление возможно только у передней оси. В случае сноса автомобиль не меняет вектор своего движения вслед за поворотом рулевого колеса. Виной этому становится потеря колесами поворотной оси сцепления с дорожным покрытием. При сносе автомобиль даже несмотря на полностью вывернутые колеса может лишь немного отклониться от прямолинейного вектора.
КОГДА НУЖНО БЫТЬ НАГОТОВЕ?
Лишь в редком случае потеря контроля над автомобилем может быть следствием непредвиденных обстоятельств (к примеру, разрыв шины при движении на большой скорости).
В большинстве случаев такое явление имеет конкретные предпосылки:
- слишком большая скорость на входе в поворот;
- игнорирование условий дорожного покрытия. Чаще всего водители допускают такую ошибку на дорогах в зимнее время либо в период листопада. В такое время большая вероятность, находясь в дуге поворота, попасть на обледенелый либо засыпанный мокрыми листьями участок. Резкая смена коэффициента сцепления с дорожным полотном неминуемо приведет к скольжению одной либо сразу двух осей;
- неправильное педалирование. Резкое нажатие на газ в заднеприводном авто может спровоцировать занос ровно так же, как и «удар» по тормозам при прохождении поворота в случае переднеприводного автомобиля;
- неправильная работа рулем. Слишком активные, дерганые движения рулем могут спровоцировать занос либо снос передней оси. Повторяющиеся повороты в разные стороны могут стать причиной ритмичного заноса, когда каждая последующая смена направление движения увеличивает центробежные силы, действующие перпендикулярно к прямолинейному движению.
ОСНОВА ОСНОВ
Даже идеальное понимание теоретических принципов выхода из заноса и борьбы со сносом не поможет вам, если не придерживаться нескольких простых правил:
- удобная посадка и правильное положение рук на руле. Последний фактор особенно важен, так как в возвращении контроля над авто важна каждая доля секунды;
- концентрация, которая соизмеряется дорожными обстоятельствами. Не стоит отвлекаться от дороги, если вы двигаетесь в условиях плохой видимости или скользкого дорожного покрытия.
АВТО С ВЕДУЩЕЙ ЗАДНЕЙ ОСЬЮ
В случае заноса заднеприводного автомобиля порядок действий следующий:
- необходимо ударить по сцеплению и принять ногу с педали газа. Если в авто установлена АКПП, достаточно просто отпустить педаль акселератор. Работой ногами вы способствуете возвращению сцепления задних колес с дорожным полотном;
- в тот же момент необходимо начать выворачивать руль в сторону заноса. Если вас разворачивает по часовой стрелке, руль необходимо крутить в противоположную сторону.
ПЕРЕДНИЙ ПРИВОД
Для переднеприводного авто порядок действий следующий:
- выкрутить руль в сторону заноса;
- ни в коем случае не отпускать газ; соизмерив усилие, можно даже прибавить колесам тяги. Сила, которую необходимо применить, будет зависеть от степени развития заноса. В начальной стадии развития достаточно будет даже 30% хода педали. Для преодоления глубокого заноса педаль необходимо вжимать до пола.
Суть манипуляций в том, чтобы начать выполнение которых нужно молниеносно, в том, чтобы ведущей осью вытащить автомобиль из заноса.
4Х4
Скольжение полноприводного автомобиля – наиболее сложная из представленных ситуация. Проблема заключается в том, что с педалью акселератора связаны сразу все колеса. При этом каждое колесо получает свою порцию крутящего момента от двигателя.
Зависит этот фактор сразу от нескольких параметров: типа полного привода, настройки дифференциала, выбранного водителем режима управления системой 4х4, наличие интеллектуальных систем стабилизации и прочих. Каждый внедорожник либо кроссовер в этом плане индивидуален.
Точных рекомендаций, которые сработали б в 100% экстремальных ситуаций, дать водителям авто с полным приводом невозможно.
Единственное условие, которое сохраняет свою верность – вращение руля в сторону заноса. А вот с газом нужно быть особенно аккуратным. Профессионалы рекомендуют нажимать педаль акселератора ровно настолько, чтобы не потерять тягу на колесах.
Добавлять газ, как мы это сделали бы в случае переднеприводного авто или, наоборот, отпустить полностью, управляя машиной с ведущей задней осью, нельзя.
Где научиться опасному маневру?
Обучаться экстремальным приемам езды стоит водителям, освоившим стандартные навыки вождения, хорошо чувствующим автомобиль. Такие тренировки проводят инструкторы по экстремальному вождению на широких тренировочных площадках и полигонах, специально предназначенных для отработки техник экстремальной езды. Это исключает вероятность создания аварийной обстановки или опасность травмировать случайных прохожих. На дороге же главное, разгоняясь, думать не о скорости, а том, сможете ли вы молниеносно среагировать и выполнить экстренно маневр. Стоимость таких курсов сложно предположить, это зависит от конкретного города и автошколы, предоставляющей такие услуги.
Управляемый занос – полезный навык, который стоит освоить
Как действовать
Важно сформировать привычку тормозить преимущественно на ровных участках дороги. Сразу после выхода из поворота резко нажимать на газ категорически не рекомендуется
По возможности нужно чаще использовать торможение двигателем, вспоминая о педали сцепления только в конце процесса замедления движения авто.
Если машину заносит на скользкой дороге, то не нужно спешить давить на тормоза. Скорее всего, такие действия приведут к потере контроля над автомобилем.
Алгоритмы действий при заносе машины с передним, задним или полным приводом существенно отличаются:
- Когда автомобиль с задним приводом заносит при нажатии на педаль акселератора, следует сразу же сбросить газ. Если на ледяном спуске машина начала тормозить двигателем и тут ее заднюю часть с ведущим мостом уводит в сторону, то нужно слегка добавить газа с переходом на более высокую передачу. Во время этого руль следует поворачивать в сторону заноса.
- Если у автомобиля передний привод, то при его заносе нужно немедленно давить на педаль газа с переходом на низшую передачу, одновременно выворачивая руль в сторону заноса. Такие действия должны привести к тому, что машина выровняет свое положение на дороге.
Как только авто начнет выравниваться, следует ослабить давление на педаль акселератора. Здесь главное – не давить на тормоз, не использовать ручник. Использование последнего может вызвать полный разворот авто.
- На автомобиле с полным приводом выйти из заноса сложнее всего. Все, что можно сделать здесь, это слегка повернуть рулевое колесо в сторону заноса. Педаль газа лучше не трогать, сохраняя ее предыдущее положение.
Таким образом, чтобы обеспечить безопасность поездок в непогоду, нужно заранее подготовить автомобиль. Проверить ходовую часть, поменять резину, отрегулировать развал-схождение. Кроме того, желательно поменять моторное масло, технические жидкости.
При управлении авто нужно забыть о любых резких движениях, и, наоборот, стараться двигаться максимально плавно
Также нужно соблюдать осторожность, скоростной режим, придерживаться безопасной дистанции
Мне нравитсяНе нравится
Как ведут себя при заносах на автомобиле профессионалы
Как отличит профессионального водителя от новичка?
Профессионал при начале движения правильно выберет . Затем будет использовать на рулевом колесе. При возникновении критических ситуаций профессионал всегда пользуется тем видом торможение, который наиболее эффективен для данного привода.
Профессионал отличается от новичка тем, что при повороте, развороте или любом другом маневре он может рассчитать и при необходимости погасить лишнюю скорость движения своего автомобиля. Тем самый он исключит шанс попадения автомобиля в занос.
Во-первых, сохраняют хладнокровие, грамотно действуя педалью акселератора, и рулем выводят автомобиль из заноса. Об этом свидетельствуют многочисленные соревнования по автогонкам. Во-вторых, настоящий профессионал приложит все силы, чтобы не попасть в состояние заноса. Теперь посмотрим, как ведут себя при заносах на автомобиле новички. Вывернув руль до упора, и судорожно надавив на педаль тормоза, закрыв глаза, с ужасом ждут остановки машины. В наше время научится правильно действовать в несложно. Набраться опыта можно на тех или иных курсах под руководством грамотного инструктора. Полученные знания лишними не будут, но лучше, чтобы этими знаниями вы пользовались как можно реже.
Неуправляемый занос – самое страшное, что может случиться на дороге, особенно с автоновичком. Машина при этом едет так, как ей вздумается, а водитель может полагаться только на счастливый случай и отсутствие глубоких обочин и встречных машин на дороге. В данной статье мы расскажем, что делать в случае заноса автомобиля, какие действия необходимы.
Итак, что же может привести к заносу на скользкой дороге? Про торможение мы уже сказали, но особенно опасно тормозить в повороте! Помните, скорость гасится до вхождения в поворот и желательно без переключения передач, то есть без выжима сцепления. Тормозить, переключать передачи, сильно газовать на повороте опасно. Резкие “перекладки” руля также могут “разболтать” машину.
Современные электронные системы активной безопасности, такие как ABS, EBA, ESP, — очень хорошие помощники, при потере сцепления колес с дорогой самостоятельно регулирующие тормозные и крутящие моменты на колесах, но и они не смогут удержать машину на нужной траектории, если действия водителя не укладываются в разумные рамки.
Кстати, если во время движения эти системы заработали (загорелись соответствующие символы на панели), то это свидетельство того, что скорость и манеру управления автомобилем вы выбрали неправильные. У хорошего водителя эти системы срабатывают только в исключительных случаях и очень-очень редко. А ведь еще совсем недавно таких помощников не было, и ничего — ездили. Поэтому поговорим о том, как нужно управлять автомобилем на скользкой дороге без электроники, даже если она у вас и есть.
Несколько правил, как избежать заноса на зимних дорогах
Если начался занос — не тормозите. Это не поможет, а усугубит ситуацию. Очень трудно этого не делать — неведомая сила ставит ногу на педаль тормоза, однако нужно устоять, чтобы не потерять последний шанс.
Если машину “понесло”, не выжимайте также и педаль сцепления. В это время такое действие столь же бесполезно, как и нажатие на кнопку прикуривателя. Не бросайте педаль газа во время заноса. Если плавно сбросить газ на заднеприводном автомобиле, а на переднеприводном чуть увеличить, то можно уменьшить занос и выровнять автомобиль на дороге.
Всегда поворачивайте руль в сторону заноса. Задняя часть машины пошла влево — туда же крутите и руль, вправо — крутите вправо. Это нужно довести до автоматизма, выполнять быстро и без рывков. Поворачивать руль в сторону заноса нужно в меру.
Старайтесь держать передние рулевые колеса всегда в желаемом направлении движения. Для этого приучите себя не перехватывать руль в поворотах очень часто, как это делают большинство женщин. Даже в крутых поворотах старайтесь держать либо правую (в левом повороте), либо левую руку (в правом повороте) всегда на руле — это поможет вам постоянно чувствовать положение колес. Чрезмерный поворот руля не сгладит занос, а только усилит его.
На практике управляемый занос водители не так часто используют. Причин в такой сложившейся ситуации несколько. Во-первых, это сложность выполнения данного маневра транспортным средством. Во-вторых, низкий при его исполнении. Но, все равно, в сложных метеоусловиях иногда бывает полезно прибегнуть к его помощи.
Управляемый занос на переднем приводе
На переднем приводе входить в занос сложнее, чем на заднем, но зато выходить из заноса проще. Поэтому он считается более безопасным. Если пустить переднеприводный авто в занос, скользить будут все четыре колеса. Следовательно управлять и контролировать занос сложнее.
Если вы решили «подрифтовать», выберите большую ровную площадку без присутствия на ней других автомобилей. А то в городе на больших парковках у торговых центров по вечерам и по ночам частенько можно увидеть такую картину — по всей парковке «дрифтуют» несколько человек в хаотичном порядке, кто-то только учится, а кто-то уже умеет. Не проходит и часа, как разбивают машину. Или друг в друга, или в ни в чём не виноватый припаркованный авто, или в ограждение. Поэтому нужна площадка побольше и без машин. Летом можно дождаться дождливой погоды, потому что по сухому асфальту на обычном авто с обычной резиной никакого заноса не получится. Зимой можно выбрать любую заснеженную площадку, подходящую под условия выше.
Как войти в управляемый занос
- разгонитесь до скорости 40-50 км/ч
- войдите в поворот под острым углом как можно быстрее. Под действием веса автомобиля начнётся снос задней оси. Если этого не происходит, попробуйте разогнаться ещё быстрее и войти в поворот как можно круче. Снос задней оси можно начать также кратковременным включением ручного тормоза, включенного одновременно с нажатием на педаль сцепления
- немного поверните руль в сторону заноса. Если поворачиваете налево, а заднюю ось начинает сносить вправо, то руль нужно выворачивать вправо
- добавьте газа. В течение всего заноса педаль газа отпускать нельзя. Если вы отпустите педаль газа, вас может просто развернуть вокруг передней оси.
Долго находиться в управляемом заносе на переднем приводе не получится, потому что машина будет сама стараться из него выйти. Ведь передние колёса тянут автомобиль и в итоге состояние стабилизируется.
Как выйти из заноса
Представим, что произошёл снос задней оси и началось скольжение. Чтобы автомобиль стабилизировался, нужно совершить всего два действия:
- повернуть руль в сторону заноса
- добавить газу побольше
Чтобы вас не начало заносить в другую сторону после стабилизации, когда скольжение задних колёс закончится, поставьте руль прямо и немного отпустите педаль газа. Немного отпустите — имеется ввиду снизить усилие на педаль, но не отпускать её полностью. Обороты должны быть чуть ниже средних, но меньших чем были в выходе из заноса.
Если всё сделаете правильно, автомобиль поедет дальше ровно.
Задняя передача
Ещё один вариант заноса на переднем приводе — движение задом. Когда вы двигаетесь задним ходом, передние колёса оказываются вторыми по ходу движения. А раз они являются ведущими, то и в занос войти намного легче.
Для этого способа вы должны быть абсолютно уверены в том, что площадка, на которой вы находитесь, пустая и поблизости в радиусе 100-200 метров нет никого. Также оглянитесь по сторонам и убедитесь, что никто не собирается заехать или зайти в радиус вашей площади.
Встаньте таким образом, чтобы сзади у вас было много места, затем:
- начните движение задним ходом
- поверните руль в одну из сторон
- дайте газу побольше
Ничего сложного, после этих действий вас начнёт «крутить» — разворачивать вокруг задней оси автомобиля. Если вы найдёте определённый угол поворота руля и определённые обороты, то зафиксировав их ваша машина будет крутиться вокруг задней оси на одном месте, никуда больше не смещаясь.
Чтобы выйти из такого заноса, просто отпустите педаль газа и машина остановится. Нажмите также сцепление, чтобы она не заглохла.
Итак, основные моменты разобрали, теперь вы сможете входить и выходить из заноса самостоятельно. Потренируйтесь на пустой площадке и вы сами всё почувствуете. Попробуйте менять уровень оборотов или угол поворота руля и вы увидите как реагирует на это машина. Но не забывайте про безопасность, будьте осторожны. После очередного заноса оглядывайтесь по сторонам и фиксируйте все изменения окружающей обстановки.
Правильная буксировка автомобиля
Схемы распределения тяги на все колеса
Такой транспорт обладает преимуществами:
- самой эффективной динамикой разгона с точки зрения скоростных характеристик и расхода бензина;
- возможностью легко преодолевать серьезные препятствия, непроходимые для других типов транспорта;
- хорошим сцеплением при подъеме на обледенелом дорожном покрытии.
Но все же не всегда полный привод в заносе ведет себя хорошо. Лучше использовать постоянную компоновку. Компромиссный вариант — возможность ручного регулирования трансмиссии. Когда же привод подключается автоматически, в случае начала скольжения это может привести к еще большему заносу и даже опрокидыванию транспортного средства. Так что пилотам таких легковушек следует быть максимально осторожными.
Занос задней оси заднеприводного автомобиля
Маневрирование зимой опасно, потому что с высокой вероятностью возможен занос автомобиля из-за низкого коэффициента сцепления дорожного покрытия
И не так важно, что находится под колесами: лед, рыхлый или укатанный снег, наст, снежно-водяная каша. Все равно сцепление колес с дорогой будет намного хуже, чем при движении по сухому асфальту
Соответственно, любой поворот руля, который сделан слишком резко или на большой угол, может повлечь за собой непредсказуемое поведение автомобиля
Например, при управлении заднеприводной машиной резкий сброс газа перед въездом в поворот одновременно с поворотом руля на большой угол вызовет занос задней оси заднеприводного автомобиля. Профессиональные автогонщики используют такой прием намеренно для того, чтобы повысить скорость прохождения поворота. У неподготовленного водителя такое поведение машины вызывает панику и неверные ответные действия. О приемах контраварийного вождения мы поговорим позже, а пока еще раз скажем, что наибольшую опасность при маневрировании на зимней дороге представляют резкие и размашистые движения рулем, особенно вместе с неверным изменением подачи тяги.
Базовые рекомендации
Некоторые водители уверены, что после изучения теории о заносах и выходе из них они точно знают, как правильно действовать, и с ними такое не произойдёт.
Но практика показывает, что водитель уже обрекает себя на потерю контроля, только оказавшись за рулём. Есть базовые правила, о которых водители забывают. Именно их нарушение не позволяет применить все свои теоретические навыки.
Посадка. Водитель должен принять максимально удобное положение в транспортном средстве. Не зря современные машины оснащаются специальными приводами и рычагами, позволяющими настроить кресло под свой рост, вес, длину рук и ряд других параметров. Это вопрос не только комфорта, но и безопасности
Чем удобнее водителю, тем меньше он будет отвлекаться на боли в спине или затекающие руки
А потому основное внимание уделяется ситуации на дороге.
Положение рук. От этой привычки пафосно руль одной рукой нужно избавляться всем и сразу
Да, если вы стоите в пробке и постепенно передвигаетесь, имея в распоряжении коробку автомат, тогда одной рукой рулить ещё допускается
Но когда вы движетесь на высокой скорости, по плохой дороге, то обе руки обязаны находиться на руле. Причём располагать их следует максимально удобно и правильно
Чтобы вернуть контроль в заносе, важно каждое мгновение. А если руки расположить неправильно, повернуть в нужный момент и на требуемый градус вы попросту не сможете.
Концентрация. Когда дорога скользкая, наблюдается плохая видимость, то отвлекаться от управления и контроля дорожной ситуации нельзя ни в коем случае
Постарайтесь сосредоточиться. Тогда вы значительно снизите вероятность потери управления
Когда дорога скользкая, наблюдается плохая видимость, то отвлекаться от управления и контроля дорожной ситуации нельзя ни в коем случае. Постарайтесь сосредоточиться. Тогда вы значительно снизите вероятность потери управления.
Начните с этих базовых советов. Если их придерживаться, тогда вероятность вхождения в неконтролируемый занос существенно снизится.
Что такое занос?
Причина заноса — неравная скорость колёс на оси, автомобиль будет разворачивать в ту сторону, с которой колесо вращается с меньшей скоростью, как бы огибая это колесо. Возникает занос в нескольких случаях, самые частые из них: занос при резком ускорении или торможении, а также при резком повороте колёс на большой угол во время ускорения.
Действия при заносе автомобиля направлены на удержание машины в рамках дорожного покрытия и сохранение верной траектории движения
Важно запомнить одну вещь — на скользкой дороге нельзя одновременно поворачивать и тормозить — большая вероятность заноса. Кажется просто, но на самом деле даже опытные водители не всегда справляются с данной задачей.
Для устранения заноса нужно понять из-за чего он произошёл
Управление автомобилем при заносе — сложная вещь, требующая навыков. Понять причину заноса сразу — не тяжело. Обычно водитель понимает свою ошибку, сложно возникают при её исправлении.
Если причина заноса — резкое торможение, то необходимо сразу же отпустить тормозную педаль. Если причиной стало резкое ускорение, следует снять ногу с газа, так скорость вращения ведущих колёс выровняется и занос, возможно, исчезнет.
В случае если занос произошёл из-за резкого поворота на большой угол, тогда следует резко выкрутить «баранку» в сторону заноса и при начале выравнивания автомобиля, важно этот момент не упустить, выкрутить руль в положение «ровно». Для дальнейшего движения выравниваем автомобиль по траектории движения.
Вхождение в поворот на скользкой дороге
Непогода и плохие дороги – самые распространённые проблемы заносов машин и даже аварий. Во время сильных дождей или гололёда неопытным водителям лучше постараться не выезжать, а уже знающим нюансы – всё равно быть предельно осторожными. Однако, что делать, если сесть за руль всё-таки необходимо? Научиться аккуратно и безопасно ездить и поворачивать на скользкой дороге.
Как войти в поворот на скользкой дороге:
- Для лучшего управления автомобилем, особенно в зимнюю пору, стоит прижать передние шины к дороге. Так можно получить лучшее сцепление и более простое скольжение.
- Перед тем, как входить в любой поворот, нужно ослабить давление на педаль газа.
- Важен уровень того, насколько дорога скользкая. Чем хуже поверхность, тем более плавно необходимо входить в поворот.
- Руль лучше не перехватывать. Разумнее будет управлять машиной с помощью «скупого руления».
Опытные водители отмечают, что именно последующий выход из заноса – самое сложное и важное дело
Чтобы выполнить всё правильно и никуда не врезаться, нужно точно знать инструкцию:
- К середине поворота автомобиль должен быть уже выпрямлен в том направлении, куда нужно ехать.
- Необходимо следить за уровнем вжатия педали газа. Здесь всё просто: сброс – более круглый поворот, набор – выравнивание машины.
- Зрение водителя должно быть направлено на цель, также нужно следить и за автомобилями впереди.
Действия при заносе
ЗАНОС полноприводной машины зимой возникает чаще, чем снос. Рекомендации по предотвращению заноса общеизвестны: уменьшить скорость перед вхождением в поворот, плавно работать тормозом и газом, аккуратно и на небольшие углы вращать руль. А если автомобиль все же начало разворачивать – необходимо одновременно с плавным добавлением тяги повернуть руль в сторону заноса и сделать это как можно быстрее.
Ставить автомобиль на стояночный тормоз зимой следует с известной долей осторожности. При резком перепаде температур (от плюсовой к заморозкам) это чревато примерзанием колодок
Лучше оставлять машину на включенной передаче или ограничиться парковочным режимом “автомата”. Разумеется, при этом не следует оставлять транспорт на уклоне. Также опасайтесь оставлять колеса в глубоких лужах. Если они замерзнут, то при трогании можно повредить шины.
Если стекло покрылось коркой льда, не спешите включать дворники – они не способны убрать слой льда, зато есть риск повредить резиновые щетки. Если они и вовсе примерзли к стеклу, не пытайтесь стронуть их с места усилием механизма, это может обернуться поломкой стеклоочистителя.
Ускорить размораживание стекол можно с помощью специальных спреев и аэрозолей. Основным активным веществом в них обычно служит изопропиловый спирт, к которому иногда добавляют этиленгликоль и некоторые другие вещества. При контакте этих веществ со льдом (равно как и просто водой) выделяется тепло, которое и растапливает наледь.
Лучший способ борьбы с замерзанием замков – это профилактика в виде заполнения личинок водовытесняющей смазкой. Не надо думать, что управление замками дверей с брелока решает все проблемы. Если сядет аккумулятор (зимой такое не относится к области фантастики), или по какой-то причине сигнал с брелока не будет доходить до системы, без ключа в салон автомобиля не попасть.
Если двигатель на морозе не заводится, не стоит долго крутить стартер. Рекомендуется делать не больше двух-трех попыток запуска с интервалом 20-30 секунд. Мало того что вы рискуете полностью разрядить, а то и вовсе вывести из строя аккумулятор (современные батареи не любят насилия), за время неудачных запусков в цилиндрах скапливается много несгоревшего топлива, которое заливает свечи зажигания.
Помочь завести двигатель, не подвергая нагрузкам штатную батарею, помогут стартовые устройства, которые, по сути, представляют собой переносной необслуживаемый аккумулятор. Такие устройства желательно подключать параллельно со штатным аккумулятором, чтобы в тандеме они могли провернуть застывший двигатель.
Современные дизели достаточно уверенно заводятся в морозы, если они заправлены специальной зимней соляркой. В остальном способ их “оживления” аналогичен бензиновым моделям.
Раствор-“антизапотеватель” для обработки стекол изнутри следует наносить только на чистую поверхность. Иначе он просто не будет действовать, а разводы от смеси грязи и раствора будут сильно бликовать ночью.
Разница между сносом и заносом
С точки зрения физики, занос – это приложение к задней оси силы перпендикулярно направленной прямолинейному движению. Именно такой вектор приложения силы в скольжении разворачивает автомобиль вокруг своей оси. При этом обязательно присутствует разница коэффициента сцепления задних и передних осей. Говоря простыми словами, во время заноса корма автомобиля пытается обогнать носовую часть.
Немного иную природу имеет снос. Подобное явление возможно только у передней оси. В случае сноса автомобиль не меняет вектор своего движения вслед за поворотом рулевого колеса. Виной этому становится потеря колесами поворотной оси сцепления с дорожным покрытием. При сносе автомобиль даже несмотря на полностью вывернутые колеса может лишь немного отклониться от прямолинейного вектора.
Когда нужно быть наготове
Лишь в редком случае потеря контроля над автомобилем может быть следствием непредвиденных обстоятельств (к примеру, разрыв шины при движении на большой скорости). В большинстве случаев такое явление имеет конкретные предпосылки:
- слишком большая скорость на входе в поворот;
- игнорирование условий дорожного покрытия. Чаще всего водители допускают такую ошибку на дорогах в зимнее время либо в период листопада. В такое время большая вероятность, находясь в дуге поворота, попасть на обледенелый либо засыпанный мокрыми листьями участок. Резкая смена коэффициента сцепления с дорожным полотном неминуемо приведет к скольжению одной либо сразу двух осей;
- неправильное педалирование. Резкое нажатие на газ в заднеприводном авто может спровоцировать занос ровно так же, как и «удар» по тормозам при прохождении поворота в случае переднеприводного автомобиля;
- неправильная работа рулем. Слишком активные, дерганые движения рулем могут спровоцировать занос либо снос передней оси. Повторяющиеся повороты в разные стороны могут стать причиной ритмичного заноса, когда каждая последующая смена направление движения увеличивает центробежные силы, действующие перпендикулярно к прямолинейному движению.
Основа основ
Даже идеальное понимание теоретических принципов выхода из заноса и борьбы со сносом не поможет вам, если не придерживаться нескольких простых правил:
- удобная посадка и правильное положение рук на руле. Последний фактор особенно важен, так как в возвращении контроля над авто важна каждая доля секунды;
- концентрация, которая соизмеряется дорожными обстоятельствами. Не стоит отвлекаться от дороги, если вы двигаетесь в условиях плохой видимости или скользкого дорожного покрытия.
Как выводить машину из заноса
Страх и паника, которые появляются при сильном заносе автомобиля, могут сделать только хуже.
Именно поэтому за рулём необходимо всегда быть сосредоточенным и серьёзным.
Как уже говорилось раньше, существуют 3 типа приводов автомобилей. Для каждого из них есть своя тактика поведения, которая поможет справиться с ситуацией сильного заноса.
Задний привод
Для автомобилей с таким приводом небольшие заносы – довольно частое явление. В любой автошколе ещё на первых порах обучения рассказывается о том, как справиться с неуправляемым дрифтом. Основными причинами заноса у автомобилей с задним приводом являются скользкие дороги.
Что делать при заносе:
- одновременно выжать сцепление на полную, а убрать ногу с педали газа;
- вывернуть руль в ту сторону, в которую происходит занос.
При машине с коробкой «автомат» просто не нажимать газ. Проблемы с заносом в автомобилях с задним приводом хоть и довольно распространённое явление, но при этом и самое простое. Если выполнить быстро и одновременно несколько задач, можно избежать аварии и, возможно, даже жертв.
Передний привод
Для автомобилей с таким типом привода избежать катастрофы в случае дрифта сложнее, чем с предыдущим. Однако, это всё-таки вполне реально, главное – это следовать чёткой инструкции. Причём все действия нужно выполнять до того, как машину развернуло, иначе в них уже нет никакого смысла.
Что делать при заносе автомобиля с передним приводом:
- повернуть руль в ту сторону, к которой и поворачивается машина;
- в отличие от заднеприводных авто, здесь нужно поддать газу;
- уровень нажима на педаль газа должен зависеть от того, насколько сильно заносит машину.
С переднеприводными автомобилями действительно сложнее справиться с дрифтом, поэтому так важно иметь реальные навыки в такой ситуации. В автошколах часто показывают и обучают, как выровнять и остановить машину при заносе
И главное — это выполнять пункты инструкции быстро и без паники, так как она может помешать мыслить здраво даже опытному водителю.
Полный привод
Самый сложный из возможных вариантов. Многие водители любят черный юмор по поводу того, что при заносе автомобиля на полном приводе поможет только молитва. К сожалению, это недалеко от правды, так как такую машину очень сложно выровнять, но всё же можно.
Что делать при заносе полноприводного автомобиля:
поворачивать руль в сторону, в которую заносит машину (также, как и в предыдущих случаях);
важно вжимать педаль газа очень плавно. Водитель должен тонко чувствовать баланс между тягой и скоростью.. Теория в случае с дрифтом полноприводной машины точно не поможет
В этом случае нужны практические знания. Стоит много тренироваться, настолько, чтобы тонко чувствовать все нюансы автомобиля с полным приводом
Теория в случае с дрифтом полноприводной машины точно не поможет. В этом случае нужны практические знания. Стоит много тренироваться, настолько, чтобы тонко чувствовать все нюансы автомобиля с полным приводом.