4A-FE (4A-GE)
Параллельно с силовыми установками S-серии, производились A-моторы, самым востребованным среди которых стал малообъемный агрегат 4A, выпускавшийся в различных модификациях.
По мере совершенствования 4A, который изначально ничего особого из себя не представлял и был самой обычным одновальным карбюраторным мотором малой мощности, получил инжекторную систему подачи топлива в версии 4A-FE для Ceres/Marino.
4A-FE | |
---|---|
Объем, см3 | 1587 |
Мощность, л.с. | 99-116 |
Расход, л/100 км | 3.9-10.9 |
Ø цилиндра, мм | 81 |
СС | 09.05.2011 |
ХП, мм | 77-78 |
Модели | Avensis; Carina; Carina E; Celica; Corolla; Corolla Ceres; Corolla FX; Corolla Levin; Corolla Spacio; Corona; Corona Premio; Sprinter; Sprinter Carib; Sprinter Marino; Sprinter Trueno |
Ресурс, тыс. км | 300+ |
4A-GE – традиционный силовой агрегат повышенной мощности, разработанный в сотрудничестве Toyota и Yamaha, и ведущий свою историю еще с американской Formula Atlantic, был оснащен 20-клапанной ГБЦ и впрыском MPFI.
4A-GE | |
---|---|
Объем, см3 | 1587 |
Мощность, л.с. | 112-165 |
Расход, л/100 км | 4.7-9.4 |
Ø цилиндра, мм | 81 |
СС | 09.05.2011 |
ХП, мм | 77 |
Модели | Carina; Corolla; Corolla Ceres; Corolla FX; Corolla Levin; Sprinter; Sprinter Carib; Sprinter Marino; Sprinter Trueno |
Ресурс, тыс. км | 300+ |
Под головкой 4A-GE были установлены: распредвалы с высоким профилем кулачков, отличающиеся более жесткой работой из-за увеличенной высоты; измененный впуск и новая поршневая группа.
Черноголовый 4A-GE под капотом Ceres 1993 года выпуска
G type
Комплектация максимального уровня, которая шла с 1.6-литровым двадцатиклапанным атмосферным мотором 4A-GE (160 л.с при 7400 об/мин; 162 Нм при 5200 об/мин), оснащенным системой VVT.
Модификациям подверглись два двигателя, коробки переключения передач, элементы подвески и многое другое. F-type стал оснащаться все той же установкой 5A-FE, но с меньшей мощностью, зато более тяговитой (100 л.с при 5600 об/мин и 142 Нм при 4400 об/мин). На G-type ставили доработанную версию мотора 4A-GE 20V (165 л.с. при 7800 об/мин и 162 Нм при 5600 об/мин).
В 1997 году в конструкцию Ceres/Marino были внесены последние доработки. Наконец, дошла очередь до модификации комплектации среднего уровня и ее мотора. ДВС 4A-FE, который, как и 5A-FE, стал немного слабее в мощности и оборотистости (110 л.с при 5800 об/мин и 149 Нм при 4600 об/мин).
С середины 1997 года серийный выпуск полюбившегося многим автомобиля Ceres/Marino стал постепенно сворачиваться и спустя год, был окончательно прекращен.
Sprinter Marino рестайлинг 1994 года
Описание Toyota Corolla Ceres
Автомобиль Ceres отличается аккуратными линиями кузова, на котором минимизировано количество выступающих элементов. Первые фотографии, официально показанные концерном Toyota за год до начала поставок, обеспечили популярность модели на территории Японии.
Toyota Ceres окрашивались стандартными эмалями или красками с добавлением металлической пудры (было доступно 5 цветов). Бамперы, ручки дверей и корпуса зеркал по умолчанию имели лакокрасочное покрытие.
Как выглядит (фото)
На фото показана Toyota Ceres, которая оснащалась узкой головной оптикой с небольшой решеткой радиатора. Дополнительные воздухозаборники имелись в массивном бампере. Задние двери были выполнены с заходом на крыло, что упрощало посадку и высадку пассажиров. На боковых панелях дверей имелась пластиковая защитная накладка. Узкая кормовая светотехника разделялась черной панелью, закрепленной на крышке багажника. Обозначение модели наносилось крупными буквами на бампере ниже проема багажного отделения.
Тойота Церес оснащалась узкой головной оптикой.
Габариты и масса
Основные размеры и вес автомобиля Ceres:
- длина кузова – 4365 мм;
- колесная база – 2465 мм;
- колея – 1460 и 1450 мм (спереди и сзади);
- ширина – 1695 мм;
- высота – 1315 мм;
- длина салона – 1795 мм;
- дорожный просвет – не менее 140 мм;
- масса снаряженная – от 1010 до 1120 кг.
Интерьер салона
В отделке интерьера использовались мягкий пластик и натуральные ткани (на дорогих модификациях кресла и дверные карты имели обшивку из велюра). Передние сиденья с раздельной регулировкой комплектовались подголовниками. В стандартное оснащение входила аналоговая комбинация приборов с тахометром. На обшивке потолка и накладках задних стоек предусматривались плафоны подсветки. В дверных картах имелись карманы для бутылок. Качественная отделка салона обеспечивала снижение шума при движении.
Интерьер салона сделан из натуральных тканей и пластика.
Краткое описание автомобиля
Никаких лишних линий на профиле кузова, в который так органично вписались дверные проёмы без оконных рамок. Внешность авто представлена на многочисленных фото в Сети.
Багажник и задние бамперы были такой же округлой формы, фонари размерами чуть шире передних фар, но соразмерными по длине. Имеющие цвет кузова наружные боковые зеркала и бамперы предлагались для этой модели в самой простой комплектации.
При колёсной базе 2465 мм салон у Церес 1992 года довольно вместительный, но людям, сидящим на заднем диване, для троих мало места. Торпедо сделано из мягкого пенопласта, как и панель приборов. Циферблаты приборов оптимальных размеров, и показания легко считываются. Есть небольшой дисплей, показывающий в обычном режиме время суток, но при возникновении неисправности он издаёт звук, и появляются иероглифы, указывающие на её характер (в инструкции есть перевод с фото иероглифов).
Передние кресла у Церес 1993 года очень удобные, имеют поддержку и все необходимые регулировки. Руль и ручки управления приятные на ощупь. Панель управления климатом с подсветкой кнопок, цвет которых возможно менять. Весь салон из серого велюра мягкого оттенка. Вместительный багажник позволяет семье с детьми разместить вещи, необходимые в дороге, и отправиться в путешествие.
Проблемы двигателей Corolla Ceres/Sprinter Marino
Причинами появления вибрации и превышающего норму расхода горючего на 4A-FE/GE в Ceres/Marino, скорее всего является неисправный кислородный датчик или грязные форсунки. При появлении черного выхлопа, в первую очередь стоит проверять датчик ДАД.
Проблемы с оборотами на этих силовых агрегатах чаще всего связаны с клапаном холостого хода или дроссельной заслонкой. Причины зависания оборотов могут быть и в датчике температуры ДВС или в системе вентиляции картера.
Появление «масложора» на 4A-FE/GE – обычное дело и заводом-производителем он допускается до литра на тысячу километров пробега. Если этот порог превышен, то поможет лишь замена клапанных сальников.
Причиной стука в видавшем виды моторе 4A-FE/GE обычно являются поршневые пальцы. Регулировка зазоров клапанов на этих агрегатах должна проводится раз в 100 тыс. км.
Двигатель 4A-FE в подкапотном пространстве Ceres
Вообще, все неприятности, связанные с установками 4A-FE/GE, обычно случаются не из-за просчетов инженеров в их конструкции, а из-за большого пробега. Ресурс любого хорошего движка серии 4A составляет около 300 тыс. км, дальше – начинаются проблемы.
Стоит отметить, что все вышеперечисленные неисправности характерны и для двигателей линейки 5А – они разрабатывались на базе моторов 4A. Так, конструкция силового агрегата 5A-FE полностью повторяет 4A-FE, как и неисправности присущие этому двигателю.
Технические характеристики авто
Toyota Ceres оснащен цельнометаллическим несущим кузовом, в конструкцию которого введены зоны с программируемой деформацией. Силовой агрегат установлен поперек моторного отсека на опорах, снижающих уровень вибрации.
Двигатель
На Ceres использовались 4-цилиндровые моторы с системой впрыска топлива EFI. Базовый 5A-FE имел объем 1498 см³ и развивал 100 л. с. при 5600 об/мин. Для среднего уровня оснащения была доступна 1,6-литровая 110-сильная версия 4А-FE. Модель G снабжалась двигателем 4А-GE с повышенной до 11 единиц степенью сжатия и измененными фазами газораспределения. Мотор развивал 165 л. с. при частоте вращения коленчатого вала 7800 об./мин.
Ходовая часть
Автомобиль Corolla Ceres оснащался гидравлической тормозной системой с усилителем и 4-канальным блоком ABS. Спереди использовались вентилируемые диски, сзади применялись барабаны или сплошные диски. Штампованные колесные диски оснащались пластиковыми колпаками с эмблемой завода Toyota. На части автомобилей устанавливались легкосплавные колеса. Размерность покрышек составляла от 175/70R13 до 195/60R14 (в зависимости от типа двигателя), запасное колесо было уменьшенного размера.
Тойота Церес оснащалась гидравлической тормозной системой.
Подвеска и трансмиссия
На Toyota Ceres использовалась 5 или 6-ступенчатая механическая коробка с 1-дисковым сцеплением. Крутящий момент передавался на передние колеса. За доплату предлагалась 4-скоростная АКПП с гидротрансформатором. Передняя подвеска со стойками МакФерсон могла оснащаться стабилизатором. Сзади устанавливалась рычажная независимая конструкция. Для крепления ходовой части имелись сварные подрамники.
Управляемость на дороге
Toyota Ceres оснащался рулевым управлением с гидравлическим усилителем. Насос располагался на блоке цилиндров двигателя и имел ременной привод. Управление отличалось чувствительностью, но владельцы сталкивались с течью жидкости из-за старения уплотнителей шлангов.
Расход бензина
В качестве топлива использовался бензин с октановым числом не менее 95 единиц (версия с мотором 4А-GE требовала горючего сорта не ниже А-98). Топливный бак емкостью 50 л располагался под днищем кузова автомобиля Corolla Ceres. Средний расход по японской методике измерения составлял от 11 до 18,8 км на 1 л горючего (эквивалентно значениям от 5,3 до 9,1 л на 100 км пробега). В плотном городском потоке параметр варьировался в пределах от 10 до 14 л на 100 км пути.
Расход бензина составлял до 18,8 км на 1 л горючего.
Остальные параметры
Седан Corolla Ceres мог оснащаться дополнительным электрическим оборудованием. Завод предлагал кресло водителя с силовыми приводами и еще один дворник для очистки заднего стекла. Блоки предохранителей и реле располагались в моторном отсеке и панели приборов автомобиля.
Последний рестайлинг и завершение выпуска
Третья модификация «Тойоты-Церес» – это максимальная комплектация. Мотор способен продуцировать до 160 л. с. Отличался тем, что здесь была установлена система изменения фаз газораспределения VVT. Эти автомобили комплектовались велюровым салоном, здесь были установлены более жесткие амортизаторы, а также двухтрубный глушитель, который отличал эту модификацию от остальных. Стоит отметить еще наличие очистителя заднего стекла, боковых подушек безопасности, мультидисплея и премиальную аудиосистему.
В 1995 году модель пережила рестайлинг. Изменения коснулись установки усовершенствованной подвески, выхлопной системы и силового агрегата. В 1998 году выпуск был прекращен.
Технические параметры и комплектации
Toyota Corolla Ceres 1992 года с самого начала имела три комплектации. Самая простая из них – F Type – предусматривала салон из ткани, подъёмники стёкол с электрическим приводом и бамперы, крашенные в цвет машины.
К этой комплектации полагался 1.5-литровый движок на 105 лошадок, работающий на бензине. Трансмиссия для этого мотора – механическая пятискоростная коробка или 4-ступенчатый автомат. Вся подвеска была стоечного типа, спереди отсутствовал стабилизатор поперечной устойчивости. Эта комплектация, рассчитанная на клиентов среднего достатка, была самой доступной и экономичной.
Средняя комплектация X Type Toyota Corolla Ceres 1993 года оснащалась двигателями, развивающими мощность 115 л. с. На автомобиль ставилась кожаная обшивка руля и селектора трансмиссии, салон из велюра, а спойлер на крышку багажника был дополнительной, отдельно оплачиваемой опцией.
Вкупе с 16-ю или 20-клапанными двигателями полагалась 5-скоростная МКПП или 4-диапазонный автомат с электронным управлением.
Третий комплект G Type на Тойота Церес 1993 года оснащался 1.6-литровыми моторами с системой VVTi и силой в 160 лошадей. В связке с двигателями шла механика с пятью скоростями либо автоматическая трансмиссия. Подвесная система оснащалась амортизаторами с увеличенной жёсткостью. Кроме опций, имеющихся в F и X-комплектациях, полагалась установка более качественной системы воспроизведения звука и мультидисплея.
Интересно, что кроме этих комплектаций существовало ещё две – F Limited и X Limited. Они поставлялись несколько раз в год малыми сериями – это были машины, крашенные полностью в чёрный цвет (металлик), они так и назывались – Black Ceres, их можно увидеть на фото.
Год 1994 ознаменовался незначительным рестайлингом Toyota Corolla Ceres, ее технические характеристики в целом остались прежними, а в 1995 году машина была оснащена более мощным и экономичным двигателем в 165 л. с. Судя по фото и обзору за 1997 год, трансмиссия этого седана получила новый шестиступенчатый автомат.
Заключение
Отличия в двигателях между комплектациями Ceres/Marino, с точки зрения запчастей, в основном заключаются в навесном оборудовании, КПП и подвеске. Сами силовые установки достаточно современные, даже по нынешним меркам. Моторы выпускались достаточно долго и заслужили хорошие отзывы автовладельцев.
Сами силовые агрегаты 4А-FE и 5A-FE схожи друг с другом с технической точки зрения. Они четырехцилиндровые, рядные, с электронным распределенным впрыском топлива, шестнадцатиклапанные с двумя распредвалами в головке блока. Двигатель 5А имеет несколько меньший объем. Несовместимы между этими моторами только БЦ и шатунно-поршневые группы, коллекторы и системы зажигания.
Тойота Церес Марино
Динамики Ceres/Marino, даже со слабым мотором 5А и «простой» АКПП, вполне хватает для городской езды. Машина точно даст фору своим одноклассникам. Крейсерская скорость по трассе держится без проблем.
4А с автоматом будет интереснее. Он мощнее и тяговитее, автоматическая коробка с электронным управлением работает прилично и для наших дней. Машины с этими силовыми агрегатами «на механике» ведут себя еще резвее и более экономичны модификаций с АКПП.