Как заполнять шайбу тахографа
» » КАК ЗАПОЛНЯТЬ ШАЙБУ ТАХОГРАФА Для управления транспортным средством, оснащенным аналоговым тахографом, необходимы диаграммные диски (шайбы).
Для этого данные переносятся в специальную базу, скачиваются и распечатываются посредством принтера.Само устройство обладает опциями спидометра и часов.
Тахограф записывает информацию на поверхность этого диска. Записанная информация отображает характеристику движения транспортного средства: скорость, пройденный путь, режим труда и отдыха водителя. Каждый диск рассчитан на одного водителя. Поэтому, правильное заполнение диска является обязательным условием эксплуатации аналогового тахографа.
Фамилия Имя Отчество
Место выезда– город.
Дата выезда (дата начала смены).
Гос.Номер транспортного средства
Показания одометра (пробег, километраж)
Обратите внимание на то, что заполняется вторая строка, это сделано для удобства вычисления в конце смены суточного пробега.
Место прибытия – город.
Дата прибытия (дата конца смены).
Показания одометра (пробег, километраж)
Обратите внимание на то, что заполняется уже первая строка.
Суточный пробег. Вычисляем из разности показаний одометра.
Шайбу кладем на сохранность и вставляем новую, не допуская пропусков времени.
Данную сторону регистрационного листка необходимо заполнять в тех случаях, когда происходит смена транспортного средства или тахограф не исправен.
В случае неисправности Водитель обязан вести учет режима труда и отдыха вручную. Порядок заполнения данных по водителю такой же как и на лицевой стороне. При этом необходимо отмечать режим работы как показано на рисунке, четко отслеживая временные промежутки.
Для определения совместимости регистрационного листка с тахографом, необходимо, чтобы знак утверждения типа тахографа ( е1 57 ), нанесенный на табличке, совпадал с одним из знаков, указанных в списке на оборотной стороне шайбы.
В добавок необходимо учесть максимальную скорость тахографа, которая должна совпадать с указанной максимальной скоростью на шайбе.
Необходимо хранить за текущий день и последние 28 шайб. По истечению 28-ми календарных дней, диаграммные диски необходимо хранить на предприятии или у владельца транспортного средства.
Срок хранения диаграммных дисков составляет не менее 1 года, по истечению которых, диски могут быть утилизированы. Несоблюдения указанных действий влечет наложения денежных штрафов, в соответствии с действующим законодательством, в части статьи о предоставлении данных о работе тахографа.
По требованию инспектора необходимо предоставлять все 28 диаграммных диска (шайбы), в том числе 29 диск, находящийся в тахографе.
После проверки инспектор обязан поставить свой личный штамп на дисках тахографа.
В случаи отсутствия у инспектора штампа, водитель вправе отказать инспектору в предоставлении 29 диска, находящегося в тахографе, т.к.
любое изъятие диска на маршруте является грубейшим нарушением и приравнивается к манипуляции. Еще информация по теме: Нужен совет? Оставьте свой номер телефона и получите бесплатную консультацию Введите Ваше имя: Введите Ваш телефон: Спасибо!
Процесс заполнения шайбы
Все водители, которые работают в коммерческой организации, должны иметь представление о том, каким образом нужно заполнять шайбе этого оборудования. Круглый, или как его ещё называют аналоговый, тахограф, включает в себя диаграммный диск. Автолюбители называют этот диск «шайбой тахографа» или по-другому «тахошайбой»:
Он рассчитан на одного водителя, выехавшего на рейс. При его заполнении нужно вводить корректные данные, этого требует закон. Все данные записанные с прибора имеют юридическую силу и при необходимости эту информацию можно предъявлять проверяющим органам или при проведении судебного процесса.
Цена тахографа «Continental VDO DTCO 3283» c СКЗИ
В качестве примерного ознакомления со стоимостью модели приведена её средняя стоимость в разных субъектах РФ, выбранных в случайном порядке и представленных в виде таблицы.
Таблица 2. Цена тахографа «Continental VDO DTCO 3283».
Город | Цена тахографа, руб. | Цена с установкой, активацией и калибровкой руб. |
Москва | 40 800 | 48 560 |
Санкт-Петербург | 41 000 | 49 560 |
Нижний Новгород | 35 560 | 42 980 |
Ульяновск | 33 320 | 41 250 |
Чита | 40 360 | 48 260 |
Екатеринбург | 33 690 | 44 690 |
Самара | 33 680 | 44 210 |
Новосибирск | 48 240 | 53 270 |
Омск | 41 950 | 49 800 |
Новороссийск | 32 990 | 40 990 |
Стоимость «с установкой» подразумевает полный спектр услуг: продажу, монтаж и полную настройку оборудования с предоставлением всей соответствующей документации (чеки, свидетельства).
Что такое карта водителя для тахографа?
Карта водителя для тахографа — это пластиковая ламинированный документ, содержащий встроенный микро чип, позволяющая идентифицировать личность лица управляющего автотранспортом, порядок осуществления им трудовой деятельности, а также соблюдение им смены режимов труда и отдыха. Она может использоваться только в цифровых контрольных устройствах — тахографах.
Информация, которая содержится на ней, является документальным юридическим подтверждением порядка осуществления труда водителем при разбирательствах с государственными органами осуществляющими надзор за безопасностью дорожного движения, а также в судебных инстанциях, в случае возникновения споров.
Карта водителя содержит такую информацию:
- режим работы водителя;
- показатели скорости во время движения;
- расстояние, которое было пройдено водителем;
- время в течении которого транспорт находился в движении;
- время, в течении которого транспортное средство не использовалось для работы.
Особенностью устройства является то, что всю полученную информацию оно записывает и хранит исключительно в строго стандартизированном формате. При этом, водитель обязан хранить такие данные за определенный период.
Срок хранения информации составляет 1 год. Также, законодательством предусмотрено, период выгрузки информации, из контрольного устройства в компьютер, составляет один раз в 28 дней.
Кто может оформить карту для тахографа?
Её могут оформить не все водители транспортных средств. А только определенный круг лиц, непосредственно осуществляющих трудовую деятельность, связанную с управлением транспортным средством в роли водителя.
К таки лицам относятся:
- водители, управляющие автотранспортным средством и имеющие открытые (действительные по сроку) категории “С”, “D”, “Е” в своем водительском удостоверении;
- имеющие соответствующий возраст;
- не имеющие ранее выданной, чей срок действия не истек;
- имеющие ценз оседлости (то есть проживающие на территории РФ) не менее 185 дней в течении каждого календарного года.
Возрастная категория водителей для получения карт
Для водителей, занятых в различных областях грузоперевозок, а также занятых в области пассажироперевозок, дополнительно устанавливаются требования к возрасту. При этом, лица, не соответствующие данным требованиям, не могут получить право на её оформление для тахографа.
Итак, возраст должен составлять:
- Для водителей, осуществляющих грузоперевозки на грузовых автомобилях (включая автопоезда), чей максимальный вес менее 7,5 тонны — не младше 18 лет. Для иных грузовых автотранспортных средств — не менее 21 года.
- Для тех кто осуществляет перевозку пассажиров — не моложе 21 года. Но в данном случае, необходимо наличие минимального стажа по категориям CE и D в один год.
Как работать с аналоговым тахографом
К примеру, вам посчастливилось приобрести аналоговый тахограф. Что делать дальше? Для начала рекомендуется внимательно изучить инструкцию, а затем осмотреть диаграммные диски устройства и сравнить на предмет совпадения их модели с моделью самого изделия.
На следующем этапе вам нужно будет вручную расписать чистую сторону вышеупомянутого диска, расположенного во внутренней его части. Он именуется просто тахошайбой. Она является съемной и после заполнения вставляется обратно в бортовой самописец. Как пользоваться тахографом с шайбой?
Обратите внимание на центр диска и чистые графы, перед которыми установлены определенные значки. Так, например, напротив полукруга с плоским верхом, напоминающим голову водителя, необходимо указать Ф.И.О
автовладельца. Возле точки со стрелочкой, показывающей направление вправо, нужно отметить точное название места (с точки зрения географии), в котором и была установлена техокарта. И так далее.
Если все необходимые поля вами были заполнены, ответим на вопрос, как пользоваться тахографом дальше. Начнем с того, что все остальные поля и зоны на диске устройства заполняются автоматически при движении, работе или отдыхе автолюбителя. Следовательно, вносить туда данные нет необходимости.
Например, если автомобиль сначала ехал, а затем остановился, то на диске вы увидите ломаные линии, идущие вверх, а затем вниз. Они похожи на кардиограмму, которая преобразуется в беспрерывную прямую, идущую вдоль всей окружности. При этом 1 мм такой бесконечной линии равносилен 1 км автопробега. Расстояние между последующим кругом данных составляет 0,5 мм, что соответствует 0,5 км автопробега.
А далее нужно установить диск обратно в панель самописца. Как это сделать, а также, как пользоваться тахографом с шайбой, поговорим далее.
14.02.2021ovrautozona
Последние сообщения
- Взыскание ущерба с виновника ДТП без ОСАГО
- Взыскание ущерба здоровью при ДТП с виновника через суд
- Взыскание ущерба с виновника ДТП — читаем суть
Правила установки
Установка тахографа осуществляется исключительно в специализированных сервисных центрах и мастерских. При этом вышеобозначенные учреждения должны иметь лицензию ФСБ и отметку Минтранса. В противном случае, велика вероятность некорректной установки указанного прибора со всеми вытекающими последствиями.
Кроме этого, в случае поломок или выхода прибора из строя, перевозчик лишается гарантийного ремонта, и устранять неисправность ему придётся из своего кармана.
Перед монтажом тахографа, необходимо в первую очередь выбрать оптимально удобное для него место. Учитывая то, что пользоваться прибором придется практически каждый день, нужно позаботиться о его доступности. Также необходимо позаботиться о его надежном креплении, чтобы исключить его поломки, вследствие падения.
Закон запрещает производить монтаж тахографа самостоятельно. Тем не менее для общего развития, будет неплохо познакомиться с некоторыми нюансами его установки.
Алгоритм монтажа тахографа выглядит следующим образом:
- анализируется пригодность штатного спидометра и датчика скорости автомобиля;
- при необходимости производится замена спидометра и датчика скорости;
- монтируется проводка, связывающая самописец, спидометр и датчик скорости;
- проверяется исправность работы регистрирующего прибора;
- производится активация и пломбировка прибора;
- производится доводка и калибровка.
Такая процедура не занимает много времени. Как правило, перевозчику придётся потратить от 2 до 4 часов.
Шайба тахографа
Аналоговый (шайбовый) тахограф — специальное устройство, для установки на транспортном средстве. С помощью него фиксируется расстояние, пройденное автомобилем, время в пути, скорость с которой движется машина и время остановок. В первую очередь, эти устройства нужны для того, чтобы обеспечить безопасность. Прибор даёт возможность контролировать движение, время остановок и скорость, а его установка обязательна для грузовых автомобилей на территории РФ. С появлением тахографов ДТП с летальным исходом снизились на 56%.
Шайба тахографа или тахокарта представляет собой черный бумажный диск поверх которого нанесены слои прозрачного пластика. Информация записывается иглой-самописцем. В середине находятся поля, которые должен заполнять сам водитель перед началом поездки. Один такой круг рассчитан на одного водителя, который вышел в рейс. Если предстоит управление несколькими транспортными средствами, водитель должен использовать одну тахокарту на протяжении суток.
Согласно постановлению МИНтранса, использование аналоговых шайбовых тахографов с 2021 года строго запрещено.
Оформить международную карту водителя для тахографа с шайбой имеют право лица, если:
1Есть водительское удостоверение категорий «С», «D», «E».
2Карта водителя ранее не выдавалась.
3Проживающие на территории РФ в течение не менее 185 дней каждого календарного года.
4Достигли определенного возраста: 18 или 21 года, в зависимости от транспортного средства, которым хотят управлять.
Оформление карты означает, что водитель обязан выполнять требования, которые установили ЕСТР и РФ:
- По требованию уполномоченных органов водитель обязан предъявить карту.
- У одного водителя может быть только одна карта.
- Карту можно заменить в случаях: кражи, потери, поломки или если у карты истек срок давности. Для замены нужно будет пройти специальную процедуру
- Срок действия карты — 3 года.
Оформить карту можно в любой лицензированной организации, занимающейся установкой и обслуживанием тахографов. Срок изготовления занимает от 10 до 25 дней. Стоимость услуги от 2000 до 4500 рублей.
Перед тем как начать поездку, водитель обязан знать как правильно заполнить шайбу тахографа. Делается это 2 раза в день, в начале смены и по завершении поездки.
Сначала заполняют поля:
- Фамилия, имя, отчество;
- место отправления;
- дата отправления в формате (дд.мм.гг.);
- государственный регистрационный знак транспортного средства (номер машины);
- значение одометра в начале поездки (нужно вписать в среднее поле).
О том, кто должен устанавливать и настраивать тахограф, читайте в этой статье.
После чего шайба вставляется в прибор. По окончанию рабочего дня водитель вынимает ее из тахографа и заполняет следующие поля:
- Пункт прибытия (конечная точка маршрута);
- дата прибытия в формате (дд.мм.гг.);
- значение одометра на момент прибытия (нужно вписать в верхнее поле);
- разница между значениями одометра-пройденное расстояние за рабочую смену.
Важно помнить, что мало уметь правильно заполнять шайбы тахографа. Не менее важно правильно их хранить
Использованные шайбы должны храниться в кабине транспортного средства не менее 28 дней
А после чего хранятся у владельца автомобиля еще 3 года. Несоблюдение этих требований грозит административным правонарушением и штрафом в размере 3000 рублей
Использованные шайбы должны храниться в кабине транспортного средства не менее 28 дней. А после чего хранятся у владельца автомобиля еще 3 года. Несоблюдение этих требований грозит административным правонарушением и штрафом в размере 3000 рублей.
Основные сведения
Карта для цифрового тахографа – это привычный пластик, но имеющий свой уникальный чип. В него зашивают пароль к доступу работы тахографа, его памяти и тип. А также на ней присутствует фото водителя и личные сведения.
Карты-чип, предназначенный для работы тахографа, могут различаться по типу, это зависит от установленного на автотранспорте оборудования, которое, в свою очередь, подразделяется на европейский и российский варианты:
- Если водитель будет пересекать Российскую границу, то тахограф должен соответствовать условиям, выдвигаемым Евросоюзом по работе автомобильного экипажа. Такие документы маркируются логотипом ЕСТР.
- Для проезда по российской территории достаточно пластика СКЗИ, ее требования регламентируются положениями Технического регламента «О безопасности колесного транспорта».
В настоящее время распространяются карты для тахографа таких моделей:
- Предназначенных для применения водителем. С ее помощью можно получить доступ к управлению транспортом, оборудованном тахографом.
- Для предприятий – этот тип позволит работодателю вести полный контроль над работой штатных водителей по тахографу.
- Для контролирующих органов (ГИБДД, Ространснадзор, Таможенная служба), причем во время активации прибор будет работать по функции «Контроль».
- Карты для специализированных сервисных центров, для осуществления монтажа тахографа, его калибровки или отладки.
В памяти электронного тахографа уже заложена вся эта функциональность, а карта дает доступ к той или иной операции.
Ознакомиться подробнее с классификацией карт тахографа вы можете, просмотрев короткий видеоролик:
Если срок действия чип-карты окончился, то работа тахографа приостанавливается. В случае потери или ее кражи пишут заявление на оформление нового документа в той организации, где ее получали первоначально.
Важно! Передавать личную карту водителя другому лицу запрещено, причем она должна быть в наличии во время рейса. Допускается оформление только единственного экземпляра карты на определенного водителя, а при замене она деактивируется и получает заменяющий ее индекс.
К сведению! Необходимо освобождать память устройства регулярно, скопированные сведения может распечатать как сам водитель, так и контролирующая организация
К сведению! Необходимо освобождать память устройства регулярно, скопированные сведения может распечатать как сам водитель, так и контролирующая организация.
Все сведения должны быть в сохранности в течение всего срока действия карты, который составляет 3 года. По истечении срока годности необходимо заблаговременно (не позднее чем за 15 рабочих дней до указанной даты) обратиться к изготовителю за обновлением карты на тахограф.
Следует также учитывать, что как любой носитель информации, тахокарта может выйти из строя. Чтобы обезопасить себя от утери или повреждения данных, следует периодически всю записанную информацию с карты дублировать на другом носителе (например, копировать через компьютер на флешку).
Чтобы не иметь проблем с контролирующими органами, ежемесячно выгружайте данные с карты и хранить все сведения в течение года.
В случае сбоя в работе тахокарты необходимо в кратчайшие сроки обратиться к изготовителю за заменой дефектной карты.
Другие материалы аналогичной тематики можно изучить на нашем сайте здесь.
Как заполнить шайбу тахографа
6 Апрель 2020 Администратор Главная страница » Статьи Просмотров: 3303
Несмотря на то, что в настоящий момент аналоговые тахографы уже не устанавливаются на транспортные средства, они еще эксплуатируются на многих автомобилях. Закон Минтранса России разрешает их использование до 1 января 2020 года, если они были установлены заводом-изготовителем или мастерской в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ № 720 от 10.09.09.
Поэтому вопрос правильного заполнения диаграммного диска (в народе – таходиск, тахошайба или просто шайба) все еще актуален. Водитель должен заполнять центральную часть диска, находящуюся в центре окружности.
Начало работы
Прежде всего, необходимо убедиться, что используемый диск соответствует модели установленного тахографа. Далее необходимо от руки внести следующую информацию:
- фамилия и инициалы водителя (позиция 1 на рисунке, изображающем центральную часть диаграммного диска тахографа);
- название населенного пункта, откуда начинается движение (позиция 2);
- текущую дату (позиция 4, строка 1);
- государственный номер ТС (позиция 5);
- показания одомера перед началом движения (позиция 7).
Конец смены
После окончания рабочей смены необходимо изъять диаграммный диск из тахографа и внести следующие данные:
- название конечного населенного пункта (позиция 3), которое может совпадать с началом маршрута;
- текущую дату (позиция 4, строка 2);
- показания одомера на момент изъятия шайбы (позиция 6);
- пройденный путь (позиция 8), определяемый как разность между позициями 6 и 7.
После этого диск отправляется на хранение.
В кабине водителя всегда должны находиться заполненные таходиски за прошлые 28 дней. По истечению этого срока они передаются на хранение предприятию. Срок хранения составляет три года. После этого их уничтожают.
Диски, включая установленный в тахографе, должны предъявляться контролирующему лицу по первому требованию.
После проверки контролирующее лицо обязано поставить на шайбе свой штамп. Если у инспектора ДПС штамп отсутствует, он должен сделать рукописную отметку на обратной стороне диска, где указать:
- свою фамилию и инициалы;
- номер своего подразделения;
- номер личного значка;
- место и время контроля диска.
Если в процессе проверки были выявлены нарушения, то диск копируется, а оригинал остается у водителя.
Обратная (красная) сторона используется при неработающем тахографе. Туда следует от руки заносить информацию о временных режимах работы. Параллельно следует заполнять и регистрационный листок. Контролер вправе потребовать у водителя регистрационные листки за текущую неделю и за последний день прошлой недели. Поэтому такие листки за указанный период должны находиться в кабине. Далее они передаются на предприятие, где должны храниться не менее одного года.
Обращаем внимание водителей, что одна шайба рассчитана максимум на 24 часа. Поэтому при многодневных рейсах диски следует менять ежесуточно
Правильное заполнение и хранение дисков и регистрационных листков может уберечь водителей от ненужных штрафов.
https://youtube.com/watch?v=rEemmG-sdXQ
Для чего нужна водительская карта
Для того чтобы использование тахографа было корректным, необходима карта водителя (иными словами – пластиковый ключ, чип, карточка). Это чипированная карточка с фото ее владельца. В нее зашиты данные о Ф.И.О., дате рождения, месте проживания и т.п. Чип нужно иметь обязательно. Для его оформления и получения потребуется 14-30 дней. Стоимость 3100 рублей. Водитель должен предоставить следующие документы:
- удостоверение личности (паспорт);
- идентификационный код налогоплательщика (ИНН);
- СНИЛС;
- водительские права.
К полученной карте водителя добавляется соответствующий ей индивидуальный номер PIN-кода. Чип выдается на трехлетний срок работы, по истечении которого нужно будет его переоформить. Водителей с просроченной карточкой штрафуют.
Как заполнять?
В начале смены водитель обязан заполнить следующие поля (образец оформления иллюстрируют примеры в скобках):
- фамилия, имя и отчество (пример: Андреев Станислав Сергеевич);
- место отправления (пример: Москва);
- дата начала смены (пример: 08.08.2018);
- номер транспортного средства (государственный): (пример: М402ВУ135);
- показатель одометра в момент начала смены (пример: 10530).
Рекомендуем! Порядок и основания для направления водителей на медицинское освидетельствование
Последний показатель вносится с поля, которое находится посредине. Это предназначено для удобства исчисления всего пройденного пути в конце смены.
Следующий этап – непосредственный процесс движение, очерёдность времени отдыха, сна и работы водителя. Если, предположительно спустя час или два часа после начала движения, водителю необходимо сделать остановку или передохнуть, он должен воспользоваться индикаторами для смены режимов. Определённый графический знак регламентирует определённый режим, при этом расшифровка каждого из них достаточно проста и визуально понятна. После этого тахошайбу следует аккуратным образом поместить в тахограф.
Прежде чем начать заполнение шайбы тахографа, необходимо хорошо усвоить данную процедуру последовательных действий. Шайбу нужно герметично поместить в тахограф, отворив переднюю сторону панели, затем аккуратно закрыть её. Правильное выполнение всех указаний позволит тахографу работать на надлежащем уровне.
Различные фотоматериалы, иллюстрирующие процесс того, как заполнять шайбу тахографа, видео и другие неформативные материалы можно найти в интернете, но перед этим предварительно стоит очень детально ознакомиться с инструкцией и советами по использованию. Когда транспортное средство начинает своё перемещение, тахограф в автоматическом порядке переходит на режим вождения. Индикатор изображён в виде руля. В процессе движения переключения режимов исключены – ручка переключения после начала вождения остаётся в режиме работы.
Когда пришло время восстанавливать силы, шофёр вручную переключает режим работы в режим отдыха. За режим отдыха отвечает пиктограмма с изображением кровати.
По истечении времени отдыха, водитель осуществляет переключение на режим работы. Затем продолжает двигаться в нужном направлении.
Для ручной регистрации рабочих действий, нужно использовать форму на обратной стороне таходиска.
В том случае, когда управление машиной совершают два водителя, которые будут меняться сменами, в тахограф нужно поместить вторую тахошайбу, не забыв о переключении тахографических индикаторов. С помощью кнопки с изображением квадрата с диагональю (переключателя) выставляются режимы другого водителя, после чего он может совершать необходимые рабочие действия. Это нужно делать в обязательном порядке.
По завершении рабочей смены диаграмный диск должен быть извлечён из прибора водителем.
Заполненными должны быть такие поля:
- Конечный пункт прибытия (пример: Омск).
- Дата завершения смены (пример: 15.08.2018).
- Показания одометра на момент окончания смены (пример: 10560).
- Общая длина пройденного маршрута (пример: 150).
Рекомендуем! Водителям-«чайникам» запретят перевозку грузов и пассажиров
Пренебрежение этими требованиями может быть чревато выписыванием штрафов. Отсутствие прибора или эксплуатация неисправного тахографа может также повлечь за собой обязательство выплаты денежного штрафа.
В случае использования повреждённого тахографа согласно с пунктом 1 статьи 12.5 КоАП РФ предполагается предупреждение или наложение административного штрафа, который варьируется от 1 до 3 тысяч рублей для лиц, исполняющих обязанности, и от 5 до 10 тысяч рублей для должностных лиц. При наличии таких неисправностей эксплуатация коммерческого средства запрещена. Цена прибора варьируется от 30 до 40 тысяч рублей, установка – 10 – 20 тысяч, а калибровка примерно от 3 до 7 тысяч. Цены достаточно внушительные, но введение тахографов в широкое использование может дать массу преимуществ для водителей, владельцев транспортных средств и общественного порядка в целом. С помощью тахографов можно снизить случаи аварийности на дорогах, стимулировать водителей придерживаться правил движения на дорогах, повысить эффективность работы, снизить уровень трудозатрат.
Как пользоваться тахографом: пошаговая инструкция
Стоимость изготовления данного чипа в России составляет от четырехсот до полутора тысяч рублей. Вместе с ним выдается индивидуальный ПИН-код. Далее необходимо ввести данные о том, где вы находились до начала смены, выставив:
- Техническая информация о ТС.
- Соблюдение режимов труда и отдыха.
- График скорости транспортного средства.
- Вождение без вставленной карты.
- Тахограмма.
- Превышение времени вождения.
Устройство хранит информацию на протяжении 28 дней. Существует несколько ее разновидностей:
- Российского типа. Не имеет общих требований и устанавливается заводом-производителем.
- Европейского типа. Отличается общей стандартизацией и имеет определённые требования (стойкость к влажности, высвечиванию и температуре).