Виды и подвиды ТС
Разделение транспорта по категориям предусмотрено по причине различия способов управления, разной степени ответственности для обладателей допуска.
Категории и подкатегории
Законодательством установлены категории (и подкатегории) для следующих видов транспорта:
- «А» – любых мотоциклов с ограничением по массе до 400 кг при объеме камер сгорания мотора от 125 см3;
- «А1» – аналогичная техника с двигателями от 50 до 125 кубических сантиметров;
- «В» – легковых автомобилей, весящих не более 3,5 т, вмещающих до восьми пассажиров, с разрешением транспортировки прицепа не тяжелее 0,75 т;
- «В1» – техники весом до 550 кг с двигателем до 50 кубических сантиметров при максимальной скорости до 50 км/ч (квадроциклов, трициклов);
- «С» – грузовых машин, весящих более 3,5 т;
- «D» – автобусов, перевозящих более 8 пассажиров;
- «М» – мопедов или квадроциклов, оснащенных мотором до 50 кубов;
- «Тm» и «Тb» – для трамваев и троллейбусов;
- с буквой «Е» в обозначении категории – указывает на возможность транспортировки прицепного устройства.
Такое разделение установлено по современной классификации.
Особенности для получения разных категорий
К управлению транспортом по перечисленным ниже категориям допускают лиц не моложе такого возраста (количества полных лет):
- «А1» и «М» – 16;
- «А», «В», «С», «В1», «С1» – 18 (с возможностью обучения для «В» и «С» с 17 лет);
- «Тm» и «Тb», любой из категорий с приставкой «Е», «D» – с 21.
Получение водительского удостоверения
Квалификационные требования предполагают допуск к транспортировке прицепа при опыте по основной группе не менее года.
По категории «D» разрешено проходить учебу с 19 лет при выдаче удостоверения с 21 года. Исключение относится к военной технике.
Требования к состоянию здоровья для обладателей прав в категориях «А», «А1», «В», «В1», «ВЕ», «М» предполагают отсутствие:
- порога зрения ниже 0,6 и 0,2 по разным глазам;
- болезней органов зрения и неблагоприятных последствий оперативного вмешательства;
- смещения зрачка на 70 градусов от центра;
- сужения угла обзора до 20 градусов;
- потери одной из верхних конечностей;
- нервных болезней, влияющих на моторику рук;
- нарушений вестибулярного аппарата.
Для категорий «С», «C1», «CE», «D», «D1», «DE», «D1E», «Tm», «Tb» требования по здоровью жестче с минимальным показателем зрения по разным глазам 0,8 и 0,4, запретом на одностороннюю слепоту, ограничения подвижности пальцев рук в суставах, разницу в длине нижних конечностей свыше 6 см, рост менее полутора метров.
Как эти изменения повлияют на работу водителей-профессионалов?
Для водителей-профессионалов внедрение новых правил переноса категории Е может привести к некоторым изменениям в работе. Ранее управление тяжелой техникой, привязанной к категории Е, было доступно для водителей, которые имели опыт вождения не менее 3 лет и проходили соответствующие курсы обучения. Однако, с новыми изменениями процедура получения категории Е будет немного усложнена.
Прохождение дополнительных курсов обучения
Одним из главных изменений будет требование прохождения дополнительных курсов обучения для получения категории Е. Водитель, который хочет получить право управлять тяжелой техникой, должен будет пройти теоретическую и практическую подготовку. Необходимо будет изучить основы безопасности, требования к эксплуатации транспортного средства и правила дорожного движения. После теоретического обучения потребуется пройти практическое обучение на учебной площадке или самостоятельно на территории эксплуатации транспортного средства.
Усложнение процедуры получения категории Е
Новые правила переноса категории Е также усложнят процедуру ее получения
Водители, которые не планируют использовать категорию Е в своей работе будут игнорировать новые правила переноса, однако, для профессиональных водителей, которые владеют транспортом, связанным с данной категорией, необходимо уделить внимание обучению и получению необходимых навыков для безопасного управления техникой
Несмотря на то, что новые правила изменят процедуру получения категории Е, они в целом улучшат условия безопасности на дорогах. Водители-профессионалы в итоге получат дополнительные знания и навыки, которые помогут грамотно управлять тяжелой техникой и обеспечивать безопасность на дорогах.
Категории водительских прав
Перечень основных категорий ограничивается девятью, из которых только одну можно назвать абсолютно новой (Tm/Tb) – документ старого образца предусматривал внесение особой пометки относительно трамваев/троллейбусов.
Рассмотрим с необходимой детализацией, какие машины допускается водить, имея права определённой категории:
- категория «А» остаётся одной из самых консервативных, предоставляя возможность управления АС класса мотоциклов. Согласно действующей редакции ПДД (гл. 1 пункт. 1.1), под мотоциклами понимаются двухколёсные ТС, включая транспортные средства, оборудованные боковым прицепом. Под это же определение подпадают также 3-4-колёсные механические ТС, снаряжённая масса которых не превышает 0.4 тонны. Среди некоторой части населения бытует мнение, что для езды на мотоциклах требуется специальное ВУ. Это, конечно же, с действительностью не имеет ничего общего – права категории «А» получают на общих основаниях;
- категория ВУ «В» позволяет водить машины класса легковых снаряжённой массой менее 3500.0 кг., число сидячих мест которых без учёта водительского должно лежать в пределах восьми. Допускается использование прицепа весом менее 750.0 килограммов, или прицепа, весящего свыше 750.0 кг., но при совокупной массе сцепки в пределах 3500.0 кг. Под прицепами, согласно действующей редакции ПДД, подпадают ТС, не оснащённые мотором, задействованные в составе механического автотранспортного средства. Полуприцепы тоже подходят под это определение. Обладатель ВУ с отметкой напротив буквы «В» получает право управления внедорожниками и микроавтобусами, в отношении которых действуют тех же весовые ограничения и лимиты на количество сидячих мест, соответствующим образом оборудованных;
- категория «ВЕ» водительских прав позволяет управлять автотранспортом, относящимся к родительской категории, однако масса прицепа может превышать 750.0 кг., если совокупный вес такого автотранспортного состава составляет менее 3500.0 кг. Сюда же относят сочленённые микроавтобусы с теми же лимитами по разрешённой массе;
- категория «С» предоставляет возможность водить машины, чья снаряжённая масса превышает 3500.0 кг. Допускается использование прицепов весом менее 750.0 кг. Отметим, что грузовики, оснащённые оборудованными сидячими местами числом более восьми, подпадают под более высокую категорию. Обладателю категории «С» не разрешается ездить на автотранспортных средствах, подпадающих под категорию «В», опровергая достаточно распространённое даже среди части опытных водителей заблуждение;
- категория «СЕ» позволяёт ездить на АС, относящихся к родительской категории, с прицепом массой от 750.0 кг. Открывать данную категорию допустимо при наличии родительской;
- категория «Д», отмеченная в водительских правах, предоставляет возможность управлять АС, специализирующимися на перевозке пассажиров, оснащённых восемью и большим числом оборудованных сидячих мест (без учёта водительского). Сюда же относятся автобусы и ТС, сцеплённые с прицепами, весящими менее 750.0 кг.;
- категория «DE» – это автотранспортные средства, относящиеся к родительской категории, масса прицепа которых может превышать 750.0 кг. (находясь в пределах 300.0 кг.). Сюда же относятся сочленённые автобусы, подпадающие под те же весовые ограничения и лимиты на количество сидячих мест;
- категория «E» хотя и присутствует в официальном перечне, фактически она сегодня не используется, поскольку ей на смену пришли категории/подкатегории, содержащих в аббревиатуре букву «Е»;
- категория «М» – новшество, позволяющее обладателю такого ВУ ездить на мопедах/квадроциклах. Действует с 2013 года. ВУ с данной отметкой не требуется при наличии любой иной открытой и действующей категории;
- «Tm»/«Tb» – категории, отныне выделенные в отдельные, хотя ранее об этом ставилась только соответствующая приписка в поле для особых отметок. Разрешает управлять троллейбусами/трамваями, но не автобусами.
Перенос категорий в новые права
Все категории из старых прав автоматически переносятся в новые. Что касается подкатегорий, то их также переносят в соответствии с основными категориями, к которым они относятся.
Категорию М получают все обладатели остальных категорий.
Категории В при замене прав будет соответствовать В1 со специальной пометкой AS, которая означает допуск только к автомобильному типу рулевого управления.
В целом система довольно логичная – при наличии старшей категории, подкатегорию дают автоматически. Так если есть С, то С1 также будет указана в правах. Но есть сложности с некоторыми группами категорий и подкатегорий.
Нововведения в 2024 году
Как гласят свежие новости, с 2024 года государство планирует существенно изменить процедуру выдачи водительских удостоверений. Новые законы понравятся не всем, особенно будут огорчены те, кому предстоит сдавать экзамен.
Иностранные права
С 1 апреля 2024 года вступают в силу изменения, касающиеся замены водительских документов, для иностранцев. Для таких водителей определен срок — 1 год после получения вида на жительство или гражданства РФ. Аналогично должны действовать и россияне, имеющие заграничные права. Владельцы прав на легковые машины для этого должны сдать теоретический экзамен. Водители автобусов и большегрузов еще должны пройти обучение в автошколе. Исключение составляют граждане Беларуси с видом на жительство Российской Федерации и россияне с белорусскими правами.
Усиленный контроль за автошколами
Новый закон также регламентирует работу автошкол. Теперь они должны иметь постоянно обновляющееся заключение о соответствии материально-технической базы образовательным требованиям. Ранее оно подтверждения не требовало, достаточно было его получить единожды.
Открытие категории
Теперь для открытия категории D (вождение автобуса) требуется водительский стаж не менее одного года. Зато граждане, имеющие категории B и CE (грузовик с прицепом) смогут автоматически получить разрешение на вождение легкового авто с прицепом, если их стаж за рулем превышает 1 год.
Наказание для нарушителей
Предполагается дополнить уже существующих закон, регламентирующий безопасность движения на дорогах. Если дополнение примут, то водители, подвергшиеся административному наказанию за вождение в нетрезвом виде и отказ от медосвидетельствования, не смогут сдавать экзамен и соответственно получить права, пока действует наказание. Также запрет может распространиться на лиц, лишенных прав и нарушивших условия возврата.
Что делать если при замене лишили категории
Путаница возникает с категориями, которые дают право управления автомобилями с прицепом. Это связано с тем, что когда-то существовала только категория Е. Потом была введена система, в которой отмечали к какой из категорий относится право использовать прицеп. То есть в правах могла стоять о или «Е к С» и т.д. Сейчас на смену такой системе пришли категории ВЕ, СЕ, DE, C1E и D1E.
При замене прав в некоторых отделах ГИБДД обладателям категорий B, C, D, E ставят только две категории с прицепом – СЕ и DE. Выходит, что такой человек раньше имел право управлять легковым автомобилем с прицепом, а сейчас его потерял. Конечно же, это ошибка ГИБДД и по закону водитель имеет право обжаловать такое решение. Сначала стоит это сделать, обратившись к вышестоящему руководству ГИБДД, а если это не поможет, то в суд.
Подытоживая, стоит на примере показать какие категории из новой системы получит обладатель старого водительского удостоверения при его замене.
Категория A. При замене такого удостоверения, в новом документе появится категории А, А1, В1 (с мотоциклетным рулём или мотоциклетной посадкой) и М.
Категория B. Эта категория равна категориям М, В и В1 (кроме транспорта с мотоциклетной посадкой и мотоциклетным рулём). Исключение транспорта мотоциклетного типа относится ко всем «автомобильным» категориям прав.
Категории B, C. Взамен этой категории сейчас в правах указывают В, В1, С, С1, М.
Категории B, C, D. Такой набор категорий равен категориям В, В1, С, С1, D, D1, М.
Категории B, C, D, E. Это права на управление всеми видами транспорта, кроме мотоцикла, трамвая и троллейбуса.
Категории A, B, C, D, E. Это категории управлениями всем транспортом, кроме трамвая и троллейбуса.
Как сделать перенос категории Е в водительские права нового образца
В сегодняшней статье мы рассмотрим категорию водительских прав «E» и перенос в новое удостоверение такой категории в случае их замены по окончанию срока действия.
Напомним, что на сегодня категория «Е» дает право на управление транспортным средством с «большим» прицепом. К примеру «DE» разрешает водить сочлененные автобусы.
Уточним, что в нынешнее время категория «E» сама по себе не выдается – оформляются категории «BЕ», «CЕ», «DЕ». Из-за такой ситуации у части водителей возникает закономерный вопрос: «Какие или какая категория будет получены при обмене старых водительских прав с единственной на тот момент категорией «E»?». Давайте выясним это.
История категории “E”
C самого начала водителям в их правах ставили лишь одну категорию «E». Она давала право на управление любым типом автомобиля либо автобуса с прицепом.
В начале 2000-х в графу «особые отметки» начали заносить такие записи: «E к B», «E к C», «E к D», «E к BC», «E к BD», «E к CD», «E к BCD». Такие особые метки вносились в права только после успешного прохождения соответствующего экзамена в структуре ГИБДД.
Уже в марте 2011 года водительские права обзавелись новыми категориями/подкатегорями «BE», «CE» и «DE». Начиная с 05 ноября 2013, года к таким новым меткам добавилась подкатегория «C1E» и подкатегория «D1E».
Как показывает практика, замена старых прав только с единственной категорией «Е» на современные водительские документы и вызывает большинство вопросов.
Замена прав с категорией «Е»
Для начала уточним, что в нашем сегодняшнем материале мы будем рассматривать документ под названием «О порядке замены водительских удостоверений с разрешенной категорией E». К сожалению на сегодня мы не нашли официальную дату публикации и место его публикации. В ближайшее время мы обязательно найдем эту информацию, однако если у Вас есть такие данные — хотелось, чтобы Вы прокомментировали это в обсуждениях статьи ниже.
Итак, поскольку упомянутый выше документ служит единственной основой в вопросе переноса категории «Е» в современные права, рассмотрим цитату непосредственно из его текста:
Отсюда следует такой вывод: если человек оформил себе в правах категорию «E» до 01 января 2001 года – в случае замены водительских прав в новом удостоверении категорию «E» откроют по всем остальным его категориям. Поясним: если у человека были открыты такие три категории, как «B», «C» и «E», то в новом водительском документе будут открыты категории «B», «C», «BE» и «CE».
Если же человек, оформил категорию «E» уже после 01 января 2001 года – для него оформят только те категории/подкатегории по которым он сдавал экзамен фактически. Поясним: если человек сдавал экзамены только по категории сочлененного автобуса, то он, соответственно и получит только категорию «DE». По категориям «CE» и «BE» ему придется проходить отдельные экзамены.
Все ещё остались вопросы?
Позвоните по номеру +7 (499) 455-12-39 (МСК и МО), +7 (812) 426-14-93 (СПб и ЛО) и 8 (800) 500-27-29 доб.697 (общий) и наш автоюрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы.
Последнее обновление: 05-12-2019
Порядок обучения и сдача экзаменов
Прежде чем оплачивать курс на получение подкатегории Е, следует убедиться, что автошкола прошла аккредитацию и имеет специальный сертификат качества (лицензию). Классы должны быть оснащены специальными виртуальными тренажерами, а учебные автомобили должны быть в надлежащем состоянии.
Для поступления на автокурсы нужно подготовить пакет документов:
- паспорт;
- водительские права;
- заключение медицинской комиссии;
- чек об оплате курсов;
- свидетельство о получении основной категории водительских прав;
- справку, подтверждающую водительский стаж.
Если отметка Е делается в правах категорий С и D, не всегда в программе обучения присутствует теоретическая часть. Такое исключение делается для граждан, рабочая деятельность которых напрямую зависит от использования водительских навыков. Если водитель предоставит справку с работы, подтверждающую опыт и стаж, процесс обучения сразу переходит в практическую фазу.
После комплекса виртуальных упражнений водитель сразу допускается до практики, включающей в себя маршруты на автодроме и в условиях города/трассы.
После практических занятий водитель подтверждает свою квалификацию на итоговом экзамене. При отсутствии ошибок в управлении автотранспортом в связке с грузом в условиях города или трассы гражданину присваивается подкатегория прав Е.
Открытие новой категории
Если водитель имеет права, но он желает открыть дополнительные категории, требуется следовать установленным законодательством условиям.
Автоматическое получение
Автоматическая выдача при обмене прав предусмотрена по следующим группам:
- «М» – открывается всем лицам, имеющим любое из водительских удостоверений;
- младшим подкатегориям по соответствующим основным категориям.
В этом случае достаточно подать необходимые бумаги без дополнительного обучения и аттестации.
Обязательный экзамен
Водители сдают обязательный экзамен с повышением квалификации в автошколе при открытии дополнительных категорий либо меняя ВУ на управление авто с механической коробкой при наличии удостоверения на автомат.
Категория В
Отличия
Чтобы открыть категории «А», «А1», «М» и «В1», предстоит:
- сдача теории с экзаменационным тестированием;
- пройти проверку навыков вождения на полигоне с маневрированием, парковкой, посадкой и высадкой пассажиров.
Для категорий «В» и «В1» к перечисленным испытаниям добавлен экзаменационный выезд в город.
При сдаче на права групп «С» и «D» состав экзаменов аналогичен с разницей в управляемой технике и составе билетов. Но если водитель открывает права с допуском к вождению грузового или пассажирского транспорта указанной категорийности с прицепом, сдача теории не предусмотрена.
Проверка теоретического курса (в дополнение к вождению) потребуется при получении разрешения по группе «ВЕ».
Для переквалификации с автомата на механику теорию не проходят. Испытание предполагает проверку вождения на площадке МРЭО.
Отдельный состав экзаменационной программы предусмотрен для водителей городского электрического транспорта со сдачей тестовых экзаменов и проверкой вождения.
Способы замены водительского удостоверения по истечении 10 лет
Осуществить процедуру замены прав по истечении 10 лет на новые в 2023 году можно тремя способами:
- Лично подав заявление в подразделение ГИБДД. Причем делать это разрешено через абсолютно любой филиал службы, независимо от вашей регистрации. Можно выбрать как удобно расположенный адрес, так и место с наименьшим потоком посетителей. Во многих отделах уже действует электронная очередь, существенно облегчающая и ускоряющая процесс.
- В любом Многофункциональном Центре «Мои Документы». В этом случае тоже потребуется личное присутствие, но обычно очереди в МФЦ меньше, а расположены они ближе. Процесс передачи документов в ГИБДД и обратно займет дополнительное время. В среднем, на замену прав по истечении 10 лет, уходит одна неделя с момента первого визита до получения нового водительского удостоверения.
- Через интернет, с помощью портала ГосУслуги. Подача заявления, на замену прав по истечении 10 лет, этим способом происходит без личного визита. Для получения удостоверения все-равно придется приезжать в ГИБДД.
Пошаговая инструкция замены водительского удостоверения через МФЦ
Список государственных услуг, которыми граждане могут воспользоваться при помощи многофункциональных центров, с каждым годом расширяется. Таким образом уже несколько лет правительством внедряется принцип экстерриториального обслуживания населения.
В 2023 году через МФЦ можно осуществить замену водительского удостоверения, если документ был утрачен или истек срок его действия. Соответствующие поправки были внесены в Постановление Правительства номер 797 от 29.09.11.
Любой гражданин России может обратиться в любое отделение МФЦ и получить услугу по замене водительских прав, независимо от места пребывания и постоянной регистрации. Специалисты центра возьмут на себя проверку пакета документов, помогут составить заявление, доставят все в нужный отдел ГИБДД, заберут оттуда готовое удостоверение и вручат в руки владельцу.
Воспользоваться МФЦ «Мои Документы» для замены прав можно несколькими способами:
- Прийти в ближайший офис и в порядке электронной очереди попасть к специалисту.
- Записаться заранее на определенное время: -через терминал в выбранном МФЦ; -позвонив на номер конкретного отделения.
Вся процедура замены прав через МФЦ в 2023 году ничем не отличается от стандартного решения задачи и описывается в несколько простых шагов:
- Вы приходите в центр «Мои Документы» в назначенное время или занимаете электронную очередь.
- Попав к профильному сотруднику, подписываете распечатанное им заявление, отдаете все документы.
- Дальше остается только ждать звонка или уведомления по смс и электронной почте о готовности ваших новых прав с указанной датой, когда за ними можно приходить.
- В этот день в часы работы МФЦ (опять же — в порядке электронной очереди или по предварительной записи) можно придти и забрать документ.
Внешний вид водительского удостоверения
Водительское удостоверение содержит в себе информацию с двух сторон. На лицевой части документа личная информация о водителе. С обратной стороны производится расшифровка категорий водительских прав нового образца. Здесь отмечены виды транспортных средств, которыми водитель может управлять.
Лицевая сторона
В верхней части содержится название документа и отмечается то, на территории какого субъекта он был выдан. В левой стороне располагается цветная фотография водителя без очков и головного убора. Её размер составляет 3×4. Если владелец транспортного средства имеет определенные проблемы со зрением, то ему разрешено фотографироваться в очках, но только без тонированных стекол. Фотография для водительского удостоверения в головном уборе разрешена для людей особых религиозных убеждений.
Под фотографией должна быть роспись водителя, идентичная его росписи в паспорте. В правой стороне документа указаны фамилия, имя и отчество. Здесь же отмечается дата рождения водителя. Информация, написанная на русском языке, дублируется на английском. В правой стороне лицевой части документа указывается кем было выдано удостоверение, его номер и серия. Также здесь указывается регион проживания. В самом низу лицевой части отмечается категория прав, присвоенная водителю.
Обратная сторона
На обратной стороне удостоверения с левой части расположен штрих-код, содержащий в себе информацию о водителе. Практически все остальное место здесь занимает таблица с категориями. Те категории, которые актуальны для владельца транспортного средства, отмечены специальной пометкой.
Здесь также указывается срок действия этих категорий. Под таблицей может содержаться дополнительная информация. В большинстве случаев отмечается водительский стаж.
Срок действия удостоверения
Каждый автолюбитель знает, что водительские права подлежат обмену через 10 лет после получения. Однако в апреле 2022 года в силу вступили поправки, гласящие о продлении срока действия прав на три года. Понять, попадают ли ваши права под изменения, легко. Достаточно убедиться, что они:
- оформлены на территории России;
- выданы ГИБДД, а не Гостехнадзором;
- срок действия заканчивается в промежутке 1.01.2022-31.12.2023.
В остальных случаях документ обязательно надо менять. Т. е. если истечение срока приходится на 2024 год, требуется переоформить документ. Граждане, постоянно живущие в РФ, могут заменить права в любом регионе, временно находящиеся в стране — лишь в регионе пребывания.
Начать замену прав рекомендуется в течение шести месяцев до окончания срока действия.
Какие категории откроют при замене водительского удостоверения
Все автомобилисты, по истечению десяти лет с момента получения прав, обязаны подавать заявление в ГАИ на обмен просроченного ВУ. Однако у владельцев удостоверений старого формата сразу возникает вопрос: какие категории могут еще открыться, если есть категория В. Ведь в корочке международного образца легковые автомобили тоже делятся на несколько подтипов.
Происходит процедура переноса по следующему алгоритму:
- Если в правах присутствует только пометка А – откроются подкатегории А1, В1 и М, позволяющие гражданину управлять любой мототехникой, включая тяжелые мотоциклы с коляской, а также легкие трех- и четырехколесные рикши с мотоциклетным рулем и вилкой маятникового типа;
- При наличии аббревиатуры В – в удостоверение вносится класс В1 и М (кроме малолитражных ТС, обладающих мотоциклетной посадкой);
- Если открыты категории В и С – дополнительно вписываются пометки В1, С1 и М (распространяется только на транспортные средства с автомобильной рулевой конструкцией и соответствующей посадкой);
- При наличии классов В, С и D – в таблице добавятся аббревиатуры В1, М, С1, и D1;
- Если в корочке присутствуют пометки В, С, D и Е – перенос в новые права осуществится с дополнительными подкатегориями В1, ВЕ, С1, СЕ, С1Е, D1, DE, D1E и М (при этом аббревиатура Е, как отдельный вид транспортного средства, из списка полностью пропадет);
- При наличии всех перечисленных классов произойдет открытие всего перечня типов и подтипов ТС в удостоверении нового формата (кроме Тb и Тm, так как две этих пометки относятся к специализированным автомобилям, для которых существует отдельный регламент оформления).
Из информации выше можно узнать, как происходит перенос категории Е в новые права, и чем дополняются остальные виды транспорта. Причем эти изменения касаются не только автомобилей с ручной трансмиссией, но и машин с коробкой автомат.
Перенос категории E в новые права
Добрый день, уважаемый читатель.
Сегодня речь пойдет о категории водительского удостоверения E и о ее переносе в новые права при их замене в связи с окончанием срока действия.
Напомню, что в настоящее время категория Е позволяет управлять автомобилями с «большими» прицепами. Например, категория DE позволяет управлять сочлененным автобусом.
При этом категория E в чистом виде в настоящее время не используется, используются категории BE, CE и DE. В связи с этим у некоторых водителей возникает вопрос, какие из категорий будут открыты при замене старого удостоверения с единственной категорией E. Приступим к его решению.
История категории E
Изначально в водительские удостоверения проставлялась лишь единственная отметка E, которая позволяла управлять любыми автомобилями и автобусами с прицепом.
В начале двухтысячных в графе «особые отметки» стали проставляться следующие записи: «E к B», «E к C», «E к D», «E к BC», «E к BD», «E к CD», «E к BCD». Новая запись появлялась в правах лишь после сдачи соответствующего экзамена в ГИБДД.
Начиная с марта 2011 года в удостоверениях выделены категории BE, CE и DE. Ну а с 5 ноября 2013 года к ним дополнительно добавились подкатегории C1E и D1E.
Как правило, вопрос с заменой прав возникает при замене удостоверений первой группы (только с категорией Е) на современные права.
Замена прав с категорией Е
Хочу отметить, что далее в этой статье будет рассматриваться указание ГИБДД № 13/5 — 184 от 27.09.2007 «О порядке замены водительских удостоверений с разрешенной категорией Е».
Итак, поскольку приведенный выше документ является единственной зацепкой в вопросе переноса категории Е в новые права, предлагаю рассмотреть цитату из его текста:
Таким образом, если Вы получили категорию E до 1 января 2001 года, то при замене водительского удостоверения в новых правах категория E будет открыта для всех остальных Ваших категорий. Например, если у Вас были открыты категории B, C и E, то в новые права будут записаны категории B, C, BE и CE.
Что касается водителей, получивших категорию E после 1 января 2001 года, то для них будут открыты лишь те категории, на которые они фактически сдавали экзамен. Например, если сдавали экзамен только на сочлененном автобусе, то получите категорию DE (а на CE и BE придется сдавать отдельные экзамены).
Удачи на дорогах!
Как открыть новую категорию водительского удостоверения в 2023 году?
Затем выполняется езда по городу. Процесс идентичен тому, что предстоит пройти водителю при сдаче на права категории B. Однако все действия выполняются с прицепом. Человек, имеющий опыт вождения и соответствующее удостоверение, может подготовиться заранее. Выяснив, какова траектория дорожного полотна, можно ознакомиться со знаками, встречающимися на дороге. упражнение 1 парковка транспортного средства и выезд с парковочного места;. Получить подкатегорию придется, если прицеп будет тяжелее 750 кг.
Категория «E» на данный момент не является самостоятельной и применяется совместно с другими: «BE», «CE», «C1E», «DE», «D1E». Она необходима при использовании легковых и грузовых машин с тяжелыми (более 750 кг) прицепами, сочлененных пассажирских автобусов. Для управления транспортом с более легкими прицепами (менее 750 кг) она не требуется.
Открытие новой или сразу нескольких категорий водительского удостоверения
Как я уже писал, для получения водительского удостоверения обязательно нужно учиться в автошколе, самостоятельная сдача в ГИБДД, “экстерн”, отменены. Это относится и к ситуации, когда вы уже имеете водительское удостоверение, и хотите открыть новую категорию водительского удостоверения. Сейчас это действие можно осуществить только через автошколу.
При этом сейчас декларируется модульное обучение в автошколах, так что будет скидка на обучение за наличие ВУ. Нужно общайся с автошколами и выяснять кто может предложить лучшие условия. В некоторых автошколах предлагается ускоренные курс обучения, предполагающий меньшее количество занятий по вождению (предполагается что у человека есть навык).
Иногда можно обойтись и вообще без обучения:
Диплом-сертификат автошколы без обучения, «переподготовка» (открытие новых категорий ТС при наличии ВУ)
Так же можно одновременно учиться сразу на несколько категорий, обычно речь идет о категориях B и C. Это выгодней чем последовательно учиться на них. При сдаче экзамена можно сдавать теорию один раз, вождение сдается на каждую категорию. Пошлина для получения ВУ также платится один раз (если сдача на вторую категорию затянется, то можно получить ВУ с одной открытой категорией, потом пошлину за выдачу ВУ с новой категорией придется платить повторно).
Как открывают новые категории
При замене водительского удостоверения открытые категории ставятся в новую корочку автоматически. Но любой последующий класс ТС будет требовать от автолюбителя специального обучения. Для этого ему нужно обратиться в автошколу с пакетом обязательных документов:
- Заявление на прохождение курсов по управлению определенным типом транспортных средств;
- Медицинская справка, подписанная терапевтом, психиатром, офтальмологом и наркологом;
- Копия паспорта;
- Действующее водительское удостоверение (если имеется);
- Квитанция об оплате госпошлины.