Победное шествие Вега
Chevrolet Vega – детище General Motors. Она задумывалась руководством концерна, как «убийца импортов». Дело в том, что американские машины всегда славились внушительными габаритами и прожорливостью, а рынок в начале 70-х требовал компактных и экономных авто. Этот сегмент потихоньку начали занимать импортные (преимущественно немецкие) модели и в первую очередь «Фольксваген» «Жук».
Главу «Дженерал Моторс» не устраивал такой расклад, и он поручил разработать автомобиль, который смог бы подвинуть европейских конкурентов с бюджетной ниши. Был объявлен конкурс, в котором победа досталась проекту «Шевроле», позже названному «Вега». Инженеры Chevrolet предлагали концепцию экономной и недорогой машины, которая выглядела бы как серьезный спорткар.
По задумке автомобиль хорошо управлялся и был оснащен достаточно мощным двухлитровым двигателем, обеспечивавшим разгон до 100 км/ч за 12,2 секунды. Стоил такой привлекательный агрегат всего-то 2000 долларов, что было немного, даже по тогдашнему курсу. Поэтому спрос на «Вегу» был запредельным – в день завод выпускал по две с половиной тысячи штук, а за 5 лет было продано более миллиона экземпляров. И тут началось самое интересное…
Технические характеристики
Типы кузова
- Четырехместное, двухдверное купе
- Четырехместный, трехдверный универсал
- Четырехместный, трехдверный хетчбэк
- Двухместный, двухдверный фургон
КП
- Трехступенчатая механика
- Четырехступенчатая механика
- Пятиступенчатая механика
- Двухступенчатый автомат
- Трехступенчатый автомат
Остальное
- Расх. топлива 9.8л/100км
- Макс. скорость 148км.ч
Chevrolet Vega – одна из самых больших надежд американского автопрома и одновременно один из самый сокрушительных провалов. Американские издания неоднократно называли её моделью года, а рядовые покупатели возвращали свои «Веги» на завод из-за многочисленных поломок. Двигатели авто сыпались уже через год, но в то же время европейские компании доработали их и успешно используют до сих пор. В общем, несмотря на множество противоречивых характеристик, машина безусловно стоит внимания.
Провал
General Motors заложил в «Вегу» несколько революционных технических разработок. Например, на машину впервые в истории устанавливался алюминиевый двигатель с кремниевой крошкой, в который не запрессовывались стальные гильзы. А еще – предлагалась новейшая технология грунтовки и покраски кузова. Руководство концерна было настолько уверено в своих решениях, что снабжало авто 5-летней гарантией. И вот когда машина уже готова была стать хитом продаж, начались проблемы.
Алюминиевый двигатель постоянно перегревался, жрал слишком много масла и в результате выходил из строя. Кроме того, он оказался плохо сбалансированным и вибрировал, разбалтывая карбюратор. Тот в свою очередь «выстреливал» чрезмерно обогащенной смесью и разрушал глушитель.
Другая проблема заключалась в кузове. Его готовили к покраске погружением в фосфат цинка. Считалось, что так грунт проникает во все поры и дольше защищает металл. В действительности «Шевроле Вега» ржавела еще быстрее, чем самые дешевые машины, потому что при погружении образовывались воздушные карманы, куда грунт не попадал совсем.
Позже обнаружившиеся недостатки были устранены, но спасти репутацию уже не вышло. «Шевроле» был вынужден отозвать почти полмиллиона «Вег», а к 1977-му году и вовсе прекратил выпуск модели, поскольку их продажи упали в 5 раз.
Так бесславно закончилась история модели, грозившейся стать легендой. Но технологии, впервые внедренные в Chevrolet Vega, были доработаны и применяются до сих пор «Мерседесом», «БМВ» и другими культовыми брендами. А значит, проект «Вега» хоть и стал провалом, но внес огромный вклад в будущее развития автотехнологий.
Chevrolet Vega
1 of 9
Устройство
Характеристики двигателя
Год | Стандартный вариант | Пакеты опций L-11 и GT / Z29 /двухкамерный карбюратор/ | Пакет опций ZO9 /тюнинг от Cosworth/ |
---|---|---|---|
1971 | 90 л. с. при 4400 об./мин
136 футо-фунтов при 2400 об./мин |
110 л. с. при 4800 об./мин
138 футо-фунтов при 3200 об./мин |
|
1972 | 80 л. с. при 4400 об./мин
121 футо-фунтов при 2400 об./мин |
90 л. с. при 4800 об./мин
121 футо-фунтов при 2800 об./мин |
|
1973 | 72 л. с. при 4400 об./мин
100 футо-фунтов при 2000 об./мин |
85 л. с. при 4800 об./мин
115 футо-фунтов при 2400 об./мин |
|
1974 | 75 л. с. при 4400 об./мин
115 футо-фунтов при 2400 об./мин |
85 л. с. при 4400 об./мин
122 футо-фунтов при 2400 об./мин |
|
1975 | 78 л. с. при 4200 об./мин
120 футо-фунтов при 2000 об./мин |
87 л. с. при 4400 об./мин
122 футо-фунтов при 2800 об./мин |
110 л. с. при 5600 об./мин
107 футо-фунтов при 4800 об./мин |
1976 | 70 л. с. при 4200 об./мин
120 футо-фунтов при 2000 об./мин |
84 л. с. при 4400 об./мин
122 футо-фунтов при 2800 об./мин |
110 л. с. при 5600 об./мин
107 футо-фунтов при 4800 об./мин |
1977 | 84 л. с. при 4400 об./мин
122 футо-фунтов при 2800 об./мин |
примечание: после 1972 года приведены значения мощности в SAE Net hp, до — в bhp; двигатель L-11 стал стандартным в 1977 году.
Производство
Всего в 1971-77 модельных годах было выпущено 1 966 157 автомобилей, включая 3 508 с тюнингом от Cosworth. Пик производства пришёлся на период после начала бензинового кризиса 1973 года. В наиболее успешные годы в день собиралось около 2,5 тысяч «Вег». С 1973-74 года к производству машины подключился второй завод — Sainte-Thérèse Assembly в канадском Квебеке.
Модельный год | Купе | Хетчбэк | Каммбэк | Фургон | Cosworth | Итого |
---|---|---|---|---|---|---|
1971 | 58,800 | 168,300 | 42,800 | 7,800 | — | 277,700 |
1972 | 55,800 | 262,700 | 72,000 | 4,114 | — | 394,592 |
1973 | ? | ? | ? | ? | — | 395,792 |
1974 | 63,591 | 271,682 | 113,326 | 4,287 | — | 452,886 |
1975 | 35,143 | 112,912 | 56,133 | 1,525 | 2,061 | 206,239 |
1976 | 27,619 | 77,409 | 46,114 | — | 1,446 | 160,523 |
1977 | 12,365 | 37,395 | 25,181 | — | — | 78,402 |
1,966,157 |
Примечания
- 1971-1977 Chevrolet Vega brochures — engine hp/torque specifications
- 1977 Vega brochure
Автомобили Chevrolet, подразделения General Motors для американского рынка, 1950–1970-е годы — далее » | ||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Класс | 1950-е | 1960-е | 1970-е | |||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Субкомпактные (Subcompact) | Vega | |||||||||||||||||||||||||
Monza | ||||||||||||||||||||||||||
Chevette | ||||||||||||||||||||||||||
Компактные (Compact) | Corvair | Corvair | ||||||||||||||||||||||||
Chevy II / Nova | Nova | Nova | Nova | |||||||||||||||||||||||
Среднеразмерные (Mid-size) | Chevelle / Malibu | Chevelle / Malibu | Malibu | |||||||||||||||||||||||
Monte Carlo | Monte Carlo | Monte Carlo | ||||||||||||||||||||||||
Полноразмерные (Full-size) | Fleetline | Delray | ||||||||||||||||||||||||
Styleline | Biscayne / Brookwood | |||||||||||||||||||||||||
Deluxe | Bel Air | Bel Air | Bel Air | Bel Air | Bel Air | |||||||||||||||||||||
Beauville | Impala | Impala | Impala | Impala | Impala | |||||||||||||||||||||
Nomad | Nomad | Caprice | Caprice | Caprice | ||||||||||||||||||||||
Спортивные (Sports) | Camaro | Camaro | ||||||||||||||||||||||||
Corvette | Corvette | Corvette |
История
Во второй половине 1960-х годов Северную Америку буквально захлестнула волна недорогих автомобилей, импортировавшихся из стран Европы и Азии — последователей знаменитого «Жука», нашедшего путь за океан ещё в пятидесятых. Будучи существенно меньше даже так называемых «компактных» автомобилей местного производства (в те годы по размеру напоминавших советскую «Волгу»), они — в особенности немецкие и японские модели — были как минимум не хуже по качеству изготовления, имели хорошую управляемость, очень высокую топливную экономичность и были дёшевы в обслуживании. Благодаря этим чертам «импорты» быстро приобрели широкий круг почитателей, сформировав тем самым новый, ранее пустовавший сегмент американского рынка — сегмент субкомпактных автомобилей.
В 1967 году Эд Коул, высокопоставленный сотрудник General Motors, представил руководству компании разработанный под его началом в инициативном порядке проект субкомпактной модели, расчитанной на освоение в серийном производстве к начале 70-х годов. Под обозначением XP-887 его детище одержало уверенную победу над конкурентными проектами подразделений Chevrolet и Pontiac, и вскоре было амбициозно окрещено «убийцей импортов». Официально о готовности GM в ближайшие годы поставить на конвейер автомобиль этого класса было заявлено в 1968, а рекламная компания началась в мае 1970. Изначальная идея предполагала автомобиль массой в 2 000 фунтов и с розничной ценой 2 000 долларов.
Хетчбэк.
«Каммбэк»-фургон. Таких машин было выпущено очень мало, всего около 2 % от общего количества «Вег».
Новый автомобиль должен был иметь, в соответствии с господствовавшими в те годы тенденциями, ярко выраженную спортивную внешность в духе Chevrolet Camaro также готовившегося в то время к выпуску второго поколения. В результате на свет появились двухдверное купе-нотчбэк размером с «Москвич-2141», внешне весьма напоминавшее европейские спорткары того времени, вроде Fiat 124 Coupe, также весьма европейской внешности трёхдверный хетчбэк и достаточно элегантный трёхдверный универсал, получивший фирменное обозначение Kammback (в честь швейцарца Юнибальда Камма, ещё в 30-х годах предложившего подобную форму кузова; сегодня кузов, основанный на разработках Камма, стал стандартом де-факто для небольших автомобилей). Платой за внешнюю спортивность был сравнительно тесный из-за длинных свесов и низкой крыши салон. Также на базе «каммбэка» было построено некоторое количество развозных фургонов с глухими панелями вместо задних стёкол. Хотя первоначально свой дебют модель произвела под условным обозначением Gemini (игра слов: GM-Mini — GMini), в конце концов для неё было выбрано имя «Вега» — в честь яркой звезды в созвездии Лиры.