Санитарные машины и автобусы
Санитарные машины и автобусы
Опыт разработки и изготовления опытных кузовов-фургонов в середине 1960-х годов позволил военному заводу № 38 выйти в лидеры по созданию более рациональных и практичных специальных армейских полноприводных пассажирских и санитарных автобусов вагонной компоновки на шасси ГАЗ-66. Их мелкосерийное изготовление осуществлялось другими военными предприятиями. В 1970 – 1980-е годы им на смену пришли упрощенные автобусы с доработанными типовыми кузовами-фургонами. На базе ГАЗ-66 монтировали также специальное медицинское оборудование войсковых пунктов первой помощи.
Полноприводный автобус АП-6
Неизвестный первенец.
Полноприводный автобус АП-6.
Денис Дементьев, фото из архива автора и ФГУП «21 НИИИ АТ» МО РФ
Знаете ли вы о самом первом отечественном полноприводном пассажирском автобусе? Готов держать пари, что этот вопрос заведетв тупик даже самого подкованного в отношении истории автолюбителя. И это понятно, ведь пассажирский автобус-вездеход – диковинкав автомобильном мире, даже несмотря на популяризацию у нас «полноприводников» марки ПАЗ. Многие могут сказать, мол, ПАЗ-3201и был первым. Правда знатоки вспомнят 38АС. Хотя на самом деле до недавнего времени этот титул был закреплен за опытным автобусом на шасси ЗИЛ-157 Тосненского авторемонтного завода 1963 года выпуска. Но оказалось, что все лавры принадлежат не им, а автобусу АП-6, изготовленному в 1954 году!
Поводом к написанию этого материала послужила поездка в 21-й Научно-исследовательский испытательный институт Минобороны России, где в анналах архива были случайно найдены несколько отчетов по испытаниям доселе таинственного автобуса, разработанного и выпущенного на Центральном автомобильном ремонтном заводе № 101, об истории которого мы уже рассказывали на страницах журнала. Но в той статье не было ни одного упоминания о АП-6, поскольку тогда не было известно даже о факте существования этого автобуса. Поэтому чтобы восстановить историческую справедливость, мы решили рассказать о нем отдельно, тем более что повод для этого есть и не шуточный – все-таки первый полноприводный пассажирский автобус в СССР. Не каждый день в нашей истории встречаются подобные открытия.
АТАРЗ-63. 1963 г.
Коль скоро речь зашла о полноприводных автобусах, необходимо определиться, а что мы знаем о них? Одно точно – их очень немного. За все время существования отечественного автопрома массовыми, и то с большой долей условности, можно назвать только автобусы ПАЗ-3206 и его предшественников ПАЗ-3201. К ним можно прибавить совсем малочисленные армейские пассажирские автобусы 38АС и АПП-66 на базе шасси ГАЗ-66-01, которые имели кузова вагонного типа. Маниакальные фанаты к этому скудному перечню добавят еще, например, однотипный горноспасательный автобус 66АГ производства ВОЭЗ (г. Луганск). Но на этом и всё! Это красноречиво свидетельствует о том, что подобные конструкции – редкость. Почему так сложилось, что в стране, где одна беда борется за первенство с другой, полноприводные автобусы не получили широкого распространения? На самом деле получили, но в другом, более уродливом качестве – «вахтовок» – этаких неполноценных автобусов, читай грузовиков, у которых на стандартном шасси установлена кривая будка, внутри которой понатыканы сиденья. А вот полноценный автобусный кузов на полноприводной базе советская экономика так и не осилила – несколько тысяч выпущенных автобусов ПАЗ-3201, который пробирался на конвейер долгие годы, так и не стали неотъемлемой частью типичного сельского пейзажа. Поэтому большинство интересных образцов автобусов-вездеходов имели в основном военные корни, в том числе и пионер АП-6.