Какие нормы предусматривает новый закон об отмене техосмотра?
Итак, в новом законопроекте чиновники предлагают:
- Сохранить норму, согласно которой техосмотр могут не проходить легковые автомобили и мотоциклы возрастом до 4 лет, находящиеся в собственности физических лиц.
- Ввести норму, по которой легковые автомобили и мотоциклы возрастом более 4 лет должны будут проходить техосмотр только при прохождении регистрации в ГИБДД, которая связана либо со сменой собственника, либо с внесением изменений в конструкцию транспортного средства.
- Сохранить обязательный техосмотр для всех транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам.
- Сохранить обязательный техосмотр для грузовиков и автобусов, находящихся в собственности физических лиц, а также любых других транспортных средств, которые используются не в личных целях (такси).
- Оставить возможность автовладельцам проходить техосмотр по желанию.
Ориентировочная дата принятия закона и его введения – 1 марта 2022 года. Таким образом, при успешном прохождении законопроекта через все слушания и проверки весной следующего года для подавляющего большинства передвигающихся по российским автодорогам транспортных средств обязательный техосмотр фактически будет отменен.
Как изменилась процедура прохождения техосмотра?
Многие говорят про новые правила проведения техосмотра, но в реальности сама процедура не изменилась никак. Те автовладельцы, которые должны или хотят по собственной инициативе проходить техосмотр, проходят его точно так же, как раньше.
Напомним, что там тоже есть определенные нюансы: в частности, необходимо сфотографировать автомобиль в пункте осмотра (с привязкой к месту, сразу, как только приехали) и зарегистрировать фотографию в автоматизированной системе ЕАИС ТО, за которую отвечает МВД. На фото фиксируется время и место проведения техосмотра. Первый снимок делают после заезда автомобиля на первый пост, второй – в конце процедуры перед выдачей диагностической карты. В кадре должен быть автомобиль целиком, причем таким образом, чтобы читались номера.
На первом этапе автомобиль осматривают снизу, на втором проверяют салон, системы и зеркала, на третьем – тормоза и фары. Четвертый этап предполагает визуальный общий осмотр. Только после проведения всех этих действий специалист может выдать диагностическую карту. Все недочеты заносятся в систему, и во время последующих визитов в автосервис специалисты могут посмотреть состояние автомобиля, не перепроверяя самостоятельно. Исправить все на месте и сразу получить новую карту нельзя, придется повторить процедуру после того, как все недочеты окажутся устранены. После нового ТО будет выдана новая диагностическая карта.
Сводбная таблица периодичности проведения?
Просто сведите в нужную ячейку данные из первой строки и первой колонки соответственно – в результате вы получите данные о том, когда и как часто конкретно в вашем случае нужно проходить техосмотр.
Если вы с мобильного устройства, то просто найдите ваш тип транспортного средства и его возраст ниже – справа будет представлена периодичность.
Возраст/тип автомобиля | До 4 лет | До 5 лет | От 4 до 10 лет | Старше 5 лет | Старше 10 лет |
---|---|---|---|---|---|
Любые транспортные средства менее 50 см3 или с электродвигателем менее 4 кВт и имеющие максимальную скорость менее 50 км/ч | Не требуется | Не требуется | Не требуется | Не требуется | Не требуется |
Легковые авто (физлиц и юрлиц), не используемые в такси | Не требуется | С 4 лет каждые 2 года | Каждые 2 года | Каждые 2 года | Каждый год |
Легковые авто, работающие в такси | Раз в год | Раз в год | До 5 лет раз в год | Раз в полгода | Раз в полгода |
Мотоциклы | Не требуется | С 4 лет каждые 2 года | Каждые 2 года | Каждые 2 года | Каждый год |
Грузовые авто массой менее 3,5 тонн | Не требуется | С 4 лет каждые 2 года | Каждые 2 года | Каждые 2 года | Каждый год |
Грузовики массой свыше 3,5 тонн | Раз в год | Раз в год | До 5 лет раз в год | Раз в полгода | Раз в полгода |
Грузовики с числом мест более 8, оборудованные для перевозки людей | Раз в год | Раз в год | До 5 лет раз в год | Раз в полгода | Раз в полгода |
Автобусы | Раз в год | Раз в год | До 5 лет раз в год | Раз в полгода | Раз в полгода |
Автомобили со звуковыми и световыми спецсигналами | Раз в год | Раз в год | До 5 лет раз в год | Раз в полгода | Раз в полгода |
Автомобили, оборудованные для обучения вождению | Раз в год | Раз в год | До 5 лет раз в год | Раз в полгода | Раз в полгода |
Машины для перевозки опасных грузов | Раз в полгода | Раз в полгода | Раз в полгода | Раз в полгода | Раз в полгода |
Прицепы для легковых автомобилей, принадлежащих физлицам массой менее 3,5 тонны | Не требуется | Не требуется | Не требуется | Не требуется | Не требуется |
Прицепы или полуприцепы для грузовиков массой свыше 3,5 тонны либо принадлежащие юрлицам | Не требуется | С 4 лет каждые 2 года | Каждые 2 года | Каждые 2 года | Каждый год |
Стандарты прохождения техосмотра в 2023 году
Каждый водитель должен знать, что правила проведения технического осмотра строго прописаны в 32 статье Федерального Закона № 170. В правилах четко указано, кто и когда обязан предоставлять машину на станцию, для проведения полного осмотра
При этом важно учитывать, что проходить осмотр можно только на специализированной станции, которая получила аккредитацию и по итогам проверки моментально выгружает все данные в базу ЕАИСТО
Проходить осмотр должны не все транспортные средства. Во многом прохождение зависит от возраста транспортного средства. Новые легковые автомобили, которые физические граждане купили для личной эксплуатации, должны проходить проверку только спустя 3 года с момента выпуска с завода.
Что касается авто, с момента выпуска которых прошло 3 года, то они должны показывать машину. При этом при первом и втором осмотре документ выдается на 2 года. Далее бланк предоставляется на срок до 1 года. Получается, только спустя 7 лет с момента выпуска, автолюбитель будет показывать ежегодно машину, для получения диагностической карты.
Однако с другими машинами все обстоит немного иначе. Ряд транспортных средств должны проходить осмотр раз или два в год. Как правило, раз в год проходят грузовые автомобили, масса которых не более 3.5 тонны. Два раза предстоит показать машину водителям автобусов, такси и иных ТС, которые занимаются перевозкой граждан.
Ответственность за отсутствие диагностической карты
С 1 марта 2022 года штраф за езду без диагностической карты, подтверждающей прохождение техосмотра, составляет 2 тыс. руб. (). Фиксировать данное нарушение помимо сотрудников ДПС могут автоматические камеры с частотой до одного раза в сутки. Если же речь идет о юридических лицах, то согласно штрафы за выпуск на линию транспортного средства, не прошедшего техосмотр, влечет наложение штрафа на должностное лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере 500 руб.; на юридическое лицо 50 тыс. руб.
Данные штрафы на сегодняшний день применимы к следующим категориям авто:
- коммерческому транспорту (такси, автобусы, грузовики);
- транспорту, принадлежащему юридическим лицам;
- личному транспорту, который используется в рабочих поездках;
- личному транспорту при перерегистрации автомобиля, если его возраст превышает четыре года;
- при внесении изменений в конструкцию автомобиля (например, после тюнинга и т. п.).
Но как показывает практика, при обнаружении отсутствия диагностической карты в комплекте документов для регистрационных действий, вам просто откажут в регистрации и штраф, скорее всего, выписывать не станут.
Не стоит забывать, что если при остановке, скажем, для проверки документов, у инспектора ДПС возникнут сомнения в исправности транспортного средства, он может провести экспертизу при наличии соответствующих средств диагностирования, и в случае выявления неисправности запретить эксплуатацию ТС до момента ее устранения. Наличие же действующей диагностической карты позволит избежать данных процедур.
Штраф за отсутствие ТО с камеры: насколько это реально?
Такую схему уже опробовали в соседней Беларуси. В стране много лет действует единая система для отметки о пройденном техосмотре. Однако «письмо счастья» приходит не каждому водителю без заветного сертификата. Там постановление выносят в отношении водителей, которые попались на превышении скорости.
Система автоматически сверяет, есть ли регистрационный знак в базе «Белтехосмотр». Если машина не проходила ТО, собственника привлекают к административной ответственности. В России можно реализовать такую же схему. Но это актуально для крупных городов и оживлённых магистралей, где уже установлены системы фотофиксации.
В Москве действует ГКУ ЦОДД, возможностей которого хватит, чтобы охватить всю столицу. Однако такие правонарушения автоматическими средствами пока что не фиксируются.
Что изменится и для кого с 1 сентября 2022 года?
Изменения, вступающие с указанной даты, относятся к правилам проведения ТО, а именно к количеству параметров, проверяемых в рамках данной процедуры, и применяются ко всем категориям транспортных средств.
1 сентября 2022 года вступает в силу постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 г. № 306, согласно которому в процедуру техосмотра вносятся изменения, уменьшающие число проверок систем автомобиля с нынешних 82 до 55.
Так под нож попали следующие пункты диагностирования:
- наличие коррозии элементов тормозной системы;
- наличие повреждений тормозных трубопроводов;
- наличие мест для установки государственного регистрационного знака;
- уровень шума выпускной системы;
- наличие каплепадения масла и других жидкостей из двигателя, коробки передач, мостов, аккумуляторов;
- наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки;
- проверка способности стеклоомывателя подавать жидкость на лобовое стекло;
- проверка работы штатного противоугонного устройства и другие.
При этом введено несколько новых параметров проверки. Так, с 1 сентября 2022 года при диагностике двигателя будет проверяться «подсос воздуха» (скорее всего, речь идет о проверке герметичности впускного коллектора) и утечка выхлопных газов в обход «системы выпуска» (выпускного коллектора, глушителя, нейтрализатора и др.).
Проще говоря: теперь, не нужно будет предъявлять аптечку, огнетушитель и знак аварийной остановки, но, скажем, на наличие тюнинга и незарегистрированных изменений внесенных в конструкцию ТС внимание технические эксперты обращать по-прежнему будут, поэтому перед техосмотром рекомендуется привести комплектацию и внешний вид авто к заводскому состоянию. Также, наконец, отменили необходимость измерения шума авто, поскольку данная процедура в условиях промышленных помещений все равно была лишена смысла – шумомер невозможно было откалибровать перед работой, была необходима полная тишина, достигнуть которой в рамках помещения ПТО практически невозможно.
Обзор документа
Предусмотрены фиксированные размеры штрафов за сверхнормативное превышение габаритов либо нагрузки на ось тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств (10 см и 10% соответственно и более). При этом штрафовать будут только собственников грузовиков.
Максимальный штраф в 400 тыс. руб. будет налагаться за превышение габаритов на величину более 50 см, а также допустимой массы на величину более 50%.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Для кого и в каких ситуациях нужна диагностическая карта?
В конце 2021 года в России был принят закон, в рамках которого с 30 декабря 2021 года прохождение техосмотра для легковых автомобилей и мототранспортных средств, принадлежащих физическим лицам, стало добровольным (п. 7-9 ст. 15 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «»). Это касается легковых авто и мотоциклов, используемых в личных целях – их владельцам больше не нужно получать диагностическую карту, по крайней мере для эксплуатации ТС на территории РФ. При этом они вправе обращаться за проведением техосмотра в добровольном порядке. Но по-прежнему его придется проходить владельцам легковых автомобилей или мотоциклов старше четырех лет при постановке транспортного средства на учет, совершении регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства или в случае регистрации изменений в его конструкции.
Техосмотр остался обязательным для коммерческого транспорта, такси, автобусов и грузовиков.
Помимо этого, наличие действующей диагностической карты необходимо для выезда за рубеж, на таможне принимающей стороны с большой вероятностью ее запросят.
Диагностическая карта подтверждает, что автомобиль находится в исправном состоянии и пригоден для передвижения по российским дорогам. Она выдается по итогу прохождения техосмотра в одном из аккредитованных пунктов технического осмотра (ПТО).
Техосмотр проводится по графику, который зависит от класса транспортного средства и его предназначения.
На сегодняшний день периодичность прохождения техосмотра по категориям транспортных средств выглядит следующим образом:
Вид ТС |
Возраст ТС |
Периодичность проведения техосмотра |
Легковые автомобили |
До 4-х лет |
Не проходят |
От 4 до 10 лет |
Раз в 2 года (для физлиц только в случае регистрационных действий) |
|
Старше 10 лет |
Ежегодно (для физлиц только в случае регистрационных действий) |
|
Грузовые автомобили разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн |
До 4-х лет |
Не проходят |
От 4 до 10 лет |
Раз в 2 года |
|
Старше 10 лет |
Ежегодно |
|
Грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 тонн |
– |
Ежегодно |
Мотороллеры, мотоциклы, трициклы и квадроциклы, прицепы и полуприцепы с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 тонн |
До 4-х лет |
Не проходят |
От 4 до 10 лет |
Раз в 2 года |
|
Старше 10 лет |
Ежегодно |
|
Грузовые автомобили, предназначенные для перевозки опасных грузов; прицепы и полуприцепы к ним |
– |
Раз в 6 месяцев |
Такси, автобусы и оборудованные для перевозки людей грузовые ТС с числом пассажирских сидений более восьми |
До 5 лет |
Ежегодно |
Старше 5 лет |
Раз в 6 месяцев |
|
Учебный транспорт |
– |
Ежегодно |
Как сделать онлайн проверку штрафов по водительскому удостоверению
Опытные эксперты советуют не только внимательно следить за всеми своими нарушениями, но и своевременно их оплачивать. Проверить их очень просто. Все что вам потребуется, это:
Для проверки необходимо посетить раздел «Сервисы» и указать:
- серию и номер водительских прав;
- дату получения.
Вся информация предоставляется не только бесплатно, но и за считанные минуты. Указанный сервис работает круглосуточно, даже в праздничные и выходные дни.
Также проверить все нарушения можно лично в отделении ГИБДД. При себе необходимо иметь только оригинал водительских прав. При этом информация предоставляется по устному запросу, что очень удобно.
Предлагаем вам, читатель, оставить комментарий и поделиться своим опытам. Нам будет полезно узнать, выписывали ли вам штраф за отсутствие бланка диагностической карты. Если вы знаете, как законно избежать наказания, то также будет благодарны, если вы своим опытом поделитесь с нашими читателями.
Ну и конечно вы всегда можете воспользоваться услугой опытного эксперта на нашем сайте, который максимально быстро поможет решить любую проблему и подскажет, как действовать в сложившейся ситуации.
В завершение предлагаем посмотреть видео, на котором показана процедура осмотра транспортного средства на специализированной станции. О том, что такое пункт технического осмотра вы можете более подробно узнать далее.
Федеральный закон от 3 апреля 2023 г. № 103-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12.21.1 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
3 апреля 2023
Принят Государственной Думой 21 марта 2023 года
Одобрен Советом Федерации 29 марта 2023 года
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 30, ст. 3029; 2003, N 27, ст. 2700, 2708, 2717; N 46, ст. 4434; N 50, ст. 4847; 2004, N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3533; 2005, N 1, ст. 13, 45; N 13, ст. 1077; N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719, 2721; N 30, ст. 3104, 3131; N 50, ст. 5247; 2006, N 17, ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 31, ст. 3438; N 45, ст. 4641; N 52, ст. 5498; 2007, N 16, ст. 1825; N 30, ст. 3755; N 31, ст. 4007, 4008; N 41, ст. 4845; N 46, ст. 5553; 2008, N 20, ст. 2251; N 30, ст. 3604; N 49, ст. 5745; N 52, ст. 6235, 6236; 2009, N 7, ст. 777; N 23, ст. 2759; N 26, ст. 3120; N 29, ст. 3597, 3642; N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5711, 5724; N 52, ст. 6412; 2010, N 1, ст. 1; N 21, ст. 2525; N 23, ст. 2790; N 27, ст. 3416; N 30, ст. 4002, 4006, 4007; N 31, ст. 4158, 4164, 4193, 4206, 4207, 4208; N 41, ст. 5192; 2011, N 1, ст. 10, 23; N 15, ст. 2039; N 17, ст. 2310; N 19, ст. 2715; N 23, ст. 3260; N 27, ст. 3873; N 29, ст. 4290; N 30, ст. 4585, 4590, 4598, 4600, 4601, 4605; N 46, ст. 6406; N 48, ст. 6728; N 49, ст. 7025, 7061; N 50, ст. 7342, 7345, 7346, 7351, 7355, 7362, 7366; 2012, N 6, ст. 621; N 10, ст. 1166; N 24, ст. 3069, 3082; N 29, ст. 3996; N 31, ст. 4320, 4330; N 47, ст. 6402, 6403; N 49, ст. 6757; N 53, ст. 7577, 7602; 2013, N 14, ст. 1666; N 19, ст. 2323, 2325; N 26, ст. 3207, 3208; N 27, ст. 3454, 3470; N 30, ст. 4025, 4029, 4030, 4031, 4032, 4034, 4036, 4040, 4044, 4082; N 31, ст. 4191; N 43, ст. 5445, 5452; N 44, ст. 5624, 5643; N 48, ст. 6161, 6165; N 49, ст. 6327; N 51, ст. 6683, 6685, 6695; N 52, ст. 6980, 6986, 7002; 2014, N 6, ст. 566; N 11, ст. 1096; N 14, ст. 1562; N 19, ст. 2302, 2306, 2310, 2324, 2326, 2327, 2335; N 26, ст. 3366, 3379; N 30, ст. 4211, 4218, 4228, 4256, 4259, 4264; N 42, ст. 5615; N 48, ст. 6636; N 52, ст. 7550, 7557; 2015, N 1, ст. 67, 74, 83, 85; N 10, ст. 1405, 1416; N 13, ст. 1811; N 21, ст. 2981; N 27, ст. 3945; N 29, ст. 4374, 4376, 4391; N 41, ст. 5629; N 44, ст. 6046; N 45, ст. 6205, 6208; N 48, ст. 6706, 6710; N 51, ст. 7250; 2016, N 1, ст. 11, 59, 63; N 10, ст. 1323; N 11, ст. 1481, 1491; N 18, ст. 2514; N 23, ст. 3285; N 26, ст. 3871, 3876, 3884, 3887; N 27, ст. 4160, 4164, 4183, 4197, 4205, 4206, 4223, 4238, 4251, 4259, 4286, 4291, 4305; N 28, ст. 4558; N 50, ст. 6975; 2017, N 1, ст. 12, 31; N 9, ст. 1278; N 11, ст. 1535; N 17, ст. 2457; N 22, ст. 3069; N 24, ст. 3487; N 30, ст. 4455; N 31, ст. 4738, 4812, 4814, 4815, 4827, 4828; N 47, ст. 6844, 6851; N 52, ст. 7919; 2018, N 1, ст. 21, 30, 35; N 7, ст. 973; N 30, ст. 4555; N 31, ст. 4825, 4851; N 41, ст. 6187; N 42, ст. 6378; N 45, ст. 6832; N 47, ст. 7125, 7128; N 53, ст. 8436, 8447; 2019, N 6, ст. 465; N 10, ст. 893; N 12, ст. 1216, 1218; N 25, ст. 3161; N 29, ст. 3847; N 30, ст. 4119, 4121, 4131; N 42, ст. 5803; N 44, ст. 6178, 6182; N 49, ст. 6964; N 51, ст. 7493, 7494, 7495; N 52, ст. 7811, 7819; 2020, N 14, ст. 2002, 2020, 2029; N 50, ст. 8065; 2021, N 1, ст. 50, 51, 70; N 9, ст. 1461, 1466; N 11, ст. 1701; N 15, ст. 2431; N 18, ст. 3046; N 24, ст. 4222, 4223; N 27, ст. 5060, 5111; N 52, ст. 8978, 8986; 2022, N 1, ст. 3, 37, 49; N 5, ст. 676; N 10, ст. 1388, 1399; N 13, ст. 1959; N 16, ст. 2605; N 24, ст. 3921; N 29, ст. 5224, 5226, 5254; N 39, ст. 6534; N 43, ст. 7273; N 52, ст. 9360; 2023, N 1, ст. 69, 72; N 10, ст. 1571) следующие изменения:
1) в статье 12.21.1:
а) абзац второй части 2 изложить в следующей редакции:
«влечет наложение административного штрафа на собственника (владельца) транспортного средства в размере двухсот пятидесяти тысяч рублей.»;
б) абзац второй части 3 изложить в следующей редакции:
«влечет наложение административного штрафа на собственника (владельца) транспортного средства в размере трехсот пятидесяти тысяч рублей.»;
в) абзац второй части 4 изложить в следующей редакции:
«влечет наложение административного штрафа на собственника (владельца) транспортного средства в размере двухсот тысяч рублей.»;
г) абзац второй части 5 изложить в следующей редакции:
«влечет наложение административного штрафа на собственника (владельца) транспортного средства в размере трехсот тысяч рублей.»;
д) абзац второй части 6 изложить в следующей редакции:
«влечет наложение административного штрафа на собственника (владельца) транспортного средства в размере четырехсот тысяч рублей.»;
2) в части 2 статьи 23.1 слова «частями 3, 5 и 6 статьи 12.21.1 (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи),» исключить.
Президент Российской Федерации | В. Путин |
Москва, Кремль
3 апреля 2023 года
№ 103-ФЗ
Есть ли особенности штрафования ип, юрлиц, такси, тракторов, спецтехники и иностранных граждан
Каждый автолюбитель, садясь за руль своего транспортного средства должен четко знать, какое может быть наказание за отсутствие обязательного документа о проведении технического осмотра. Водители такси, автобуса или специальных ТС будут вынуждены оплатить административное наказание. При этом может быть не только наказание, размер которого может достигать 5 000 рублей. В качестве альтернативы сотрудники ГИБДД могут лишить водительских прав, на срок до 3 месяцев
При этом важно учитывать, что решение всегда принимает уполномоченный сотрудник
Что касается тракторов и специальной техники, то в данном случае данная категория транспорта должна проходить специальный осмотр, в органах Гостехнадзора. За отсутствие документа также будет оштрафован водитель, который находится за рулем.