Определение средства индивидуальной мобильности
Предыдущая версия правил дорожного движения позволяла по наличию двигателя отнести электросамокат к механическому транспортному средству. При этом изначально СИМ приводится в движение ногами, а двигатель подключается позже. В отсутствие внятного определения, электросамокаты могли отнести одновременно к разным категориям транспорта. Возможны были ситуации, когда их приравнивали к тракторам и применяли соответствующие инструкции. С 1 марта действует новое определение, не допускающее двоякого толкования.
В свежей формулировке для СИМ определено основное назначение — транспортное. То есть они не являются чистым развлечением, это серьезная часть городской системы, и водители должны нести определенную ответственность за свои действия. При этом их нельзя отнести к сельскохозяйственной технике как трактора
Важно отметить, что электросамокаты, сигвеи, электроскейтборды являются индивидуальным средствами перемещения. С их помощью нельзя перевозить пассажиров, они рассчитаны только на одного человека
Согласно новым правилам пользователь самоката может быть приравнен к пешеходу в двух случаях:
- человек ведет СИМ рядом с собой, двигатель не работает;
- водитель управляет обычным самокатом без двигателя, он приводится в движение только с помощью ног.
Что такое средство индивидуальной мобильности
Определение данному термину дается в пункте 1.2 ПДД:
«Средство индивидуальной мобильности» — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства)».
Что в этой формулировке важное?
А) Средство индивидуальной мобильности (СИМ) — это транспортное средство, т.е. устройство, предназначенное для движения по дорогам.
Это означает, что повстречаться с СИМ можно в любом месте, где способен передвигаться участник дорожного движения (проезжая часть, вело-пешеходные дорожки, тротуары, зоны, территории).
По определению лицо, управляющее транспортным средством, является водителем. Поскольку СИМ — это транспортное средство, тогда лицо, управляющее СИМ, должно считаться водителем.
Но это не совсем так. ПДД разделяют понятия «водитель» и «лицо, использующее для передвижения СИМ» по аналогии с велосипедами.
Велосипед — это транспортное средство, но лицо, передвигающееся на велосипеде, официально называется велосипедист, а не водитель велосипеда.
Примерно такой же подход у законодателей по отношению к лицам, передвигающимся на СИМ. Официально лицо на СИМ не считается водителем.
Тому, что законодатели разделяют водителей и лиц на СИМ, есть косвенное подтверждение в пункте 17.3 ПДД в редакции от 1 марта 2023 года:
«При выезде из жилой зоны водители и лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, должны уступить дорогу другим участникам дорожного движения».
Б) СИМ может иметь несколько колес (минимум — одно) и двигатель (двигателей может быть более одного).
Тип двигателя СИМ не уточняется, но в определении СИМ перечислены устройства, приводимые в движение электродвигателем, и иные аналогичные средства. Вероятно, в будущем список будут дополнять.
Важно то, что СИМ НЕ является механическим транспортным средством (см. обновленный с 1 марта 2023 года термин «Механическое транспортное средство», пункт 1.2 ПДД)
Одновременно, СИМ НЕ является пешеходом, если оно выполняет свою функцию, т.е. движется. В то же время, лицо, ведущее (несущее) СИМ, т.е. не едущее на нем, является пешеходом (см. обновленный термин «Пешеход»).
Должен ли я пропускать пешеходов?
Не совсем. Несмотря на то, что пользователи мобильных устройств – это формально водители, многие пункты правил приравнивают их по обязанностям к пешеходам. То есть, если траектории движения человека на СИМ и пешехода пересекаются, то здесь всё также, как взаимодействие между двумя пешеходами.
Однако, если ведёте или несёте средство мобильности по проезжей части, а не едете на нём, то вы обязаны двигаться по правому краю, в отличие от пеших, которым предписано идти по левому краю.
А вот пользоваться велодорожками средствам индивидуальной мобильности дано полное право. При этом, пешеходы не должны создавать помех таким устройствам.
Водителю СИМ запрещено
- Разворачиваться или поворачивать налево, если на проезжей части расположены трамвайные пути или несколько полос движения в одну сторону.
- Осуществлять буксировку другого транспорта, если конструкция не предусматривает наличия специального прицепа.
- Перевозить грузы, которые затрудняют управление транспортным средством, или выступают за границы СИМ на 50 см или больше.
- Перевозить детей, если специальное место для ребенка у СИМ отсутствует.
- Выезжать на дорогу для автотранспорта с превышением скорости — более 60 км/ч.
- Перемещаться на СИМ под действием алкоголя.
- Передвигаться по автомагистралям.
Обновление ПДД с 01.03.2023
С марта 2023 года правительство внесло некоторые уточнения в правила дорожного движения для различных участников, а именно:
Изменения ПДД для автобусов с 01.03.20223
Изменены скоростные пределы вне населенных пунктов, внесены следующие правки:
-
междугородним и маломестным автобусам на всех дорогах — не более 90 км/ч;автобусам, в которых места для сидения пассажиров оборудованы ремнями безопасности, предназначенным для перевозки исключительно сидящих пассажиров, — не более 90 км/ч, другим автобусам — не более 70 км/ч; -
другим автобусам,легковым автомобилям при буксировке прицепа, грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на автомагистралях — не более 90 км/ч, на остальных дорогах — не более 70 км/ч; -
транспортным средствам,автобусам, осуществляющим организованные перевозки групп детей, — не более 60 км/ч.
Так же изменена редакция пункта, о предоставлении приоритета пешеходам, которые движутся к стоящему маршрутному ТС на следующий вид: «В случае если на таком стоящем маршрутном транспортном средстве включено световое табло «Внимание, пассажир!», водитель, приближающийся сзади, должен остановиться перед разметкой 1.17.2, а при ее отсутствии — перед маршрутным транспортным средством, не создавая помех пешеходам, осуществляющим посадку и высадку с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней. Начинать движение разрешается только при отсутствии пешеходов на проезжей части и после выключения светового табло «Внимание, пассажир!»
Внесены изменения в пункт 17.2, теперь запрещена стоянка автобусов в жилой зоне вне специально отведенных для этого мест (отведенных дорожными знаками или разметкой).
Изменения для грузовиков
Водителей грузового транспорта избавили от необходимости включения опознавательного знака «Автопоезд». То есть теперь его вообще можно не включать, ни во время движения в темное время суток или в условиях ограниченной видимости ни во время стоянки.
Изменения для велосипедистов
Нововведения коснулись и велосипедистов, так им запретили стоянку на краю тротуара, они были исключены из соответствующего пункта: «Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6-8.6.9.».
Еще одно изменение, коснувшееся велосипедистов – это осветительные приборы, теперь их использование в светлое время суток не обязательно: «В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах (кроме велосипедов) с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни».
И крайняя правка по велосипедистам (а так же сюда включены и СИМ) на этот раз, это обязанность использования светоотражателей за пределами населенных пунктов: «При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам, лицам, использующим для передвижения СИМ, и водителям мопедов рекомендуется, а вне населенных пунктов указанные лица обязаны иметь при себе предметы со свет возвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств».
Изменения правил остановки ТС
Изменения правил остановки касается в основном больших городов, так как там обычно проблемы с парковками, так вот теперь запрещено останавливаться на островках безопасности и направляющих.
Обновление требований проезда кольцевого движения
Так как в недавнем прошлом была корректировка приоритетности проезда кругового движения, решили внести уточнение, чтобы исключить противоречия в разных правилах: «При въезде по дороге, не являющейся главной, на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку». Другими словами, если въезжаете на круг по главной дороге вы не уступаете тем, кто движется по кругу!
Сигналы велосипедиста
Во время передвижения по трассе, транспортные средства — автомобили, автобусы и другие используют специальные сигналы, например, для обозначения поворота или аварийной остановки.
Когда велосипедист выезжает на проезжую часть он становится участником дорожного движения и, соответственно, должен знать ПДД и условные знаки велосипедиста на дороге, с помощью которых может оповестить других участников дорожного движения, например, о повороте.
Что нужно знать
Прежде чем приступать к тому, чтобы заучивать условные знаки на дороге, велосипедисту следует принять ряд мер:
- детально изучить дорожные знаки, несмотря на то, что предназначены они по большей части для машин, велосипедисту следует также знать правила обгона, запрещающие и разрешающие условные знаки;
- знать, что после того, как райдер слез с транспортного средства, он становится пешеходом и должен соблюдать правила дорожного движения именно для этой категории;
- при интенсивном движении, движении по проезжей части в вечернее и ночное время на велосипед обязательно установить светоотражающие символы, фонари, если райдер катается с рюкзаком, нужно отметить и его светоотражающими знаками;
- не следует забывать о собственной защите — шлем, очки, перчатки;
- тормозная система велосипеда должна быть исправной, чтобы в случае необходимости обеспечить себе безопасное торможение;
- с собой следует брать насос и запасную камеру.
Выезжая на проезжую часть, велосипедист становится полноправным участником дорожного движения, согласно пункту 1,2 ПДД.
Общие сигналы
Основные сигналы велосипедистов это:
- поднять любую руку вверх в качестве обозначения остановки;
- поворот направо указывается при помощи вытягивания в сторону под углом в 90 градусов правой руки или сгибания левой руки в локте, при этом сама рука направлена в левую сторону, а кисть должна смотреть вверх;
- при повороте налево выполняются те же действия, что и при повороте вправо, только противоположными руками, соответственно прямая левая и согнутая в локте правая.
Групповые сигналы
Когда несколько райдеров объединяются в группу, они используют дополнительный список условных знаков.
- Препятствия, например яма или камень, обозначаются прямой рукой, вытянутой вниз, в соответствии со стороной расположения препятствия. Сначала сигнал обязан подать возглавляющий колонну, остальные должны передать его по цепочке, чтобы предупредить об опасности других велосипедистов. Сделать это нужно сразу, как только первый подал сигнал.
- Группа не должна мешать движению автомобилей. Для обеспечения комфортного передвижения и велосипедистов, и водителей других транспортных средств, первые выстраиваются в колонны по десятку райдеров, между которыми оставляется расстояние в 50-80 метров для возможности осуществления обгона.
- Для того, чтобы показать безопасный проезд или поблагодарить, нужно направить руку, согнутую в локте в сторону, как при обозначении поворота и помахать кистью.
Важно помнить, что двигаться по трассе могут только велосипедисты, достигшие возраста 14-ти лет
Что делать на перекрестке
Существует всего 2 ситуации, когда на перекрестке стоит сотрудник ДПС и регулирует движение транспорта, есть светофор или движение никак не регулируется.
В первом случае требуется соблюдать правила движения и сигналы, которые приняты для всех участников дорожного движения. Во втором варианте преимущество имеет транспортное средство, не имеющее помехи с правой стороны.
Что нельзя делать на дороге
Запрещено:
- движение по встречной полосе, так как увеличивает возможность возникновения аварийных ситуаций;
- отпускать из рук руль;
- снимать стопы с педалей;
- детей в возрасте до 7 лет перевозить без детского специального велокресла;
- поворачивать или останавливаться во время движения по трассе без условных знаков;
- на многополосной проезжей части поворачивать налево;
- вечером или ночью ездить без освещающих элементов.
Чтобы на многополосной дороге повернуть в левую сторону нужно сначала проехать перекресток прямо, далее осуществить поворот налево в правой полосе дороги и после согласно зеленому сигналу светофора двигаться прямо. Более простой вариант выхода из ситуации — продвинуться по пешеходному переходу.
В заключение
Соблюдение правил дорожного движения и обозначение передвижений, остановок при помощи условных знаков обеспечит безопасную комфортную езду не только для себя, но и для группы с которой осуществляется поездка и окружающих водителей прочих транспортных средств.
Помимо самих велосипедистов, условные знаки, используемые ими, должны знать и водители автомобилей, чтобы не создавать аварийные ситуации.
Советуем почитать:
Оптимизация автомобилизации
Список изменений получился обширным. Однако в сфере автомобильного движения еще есть над чем работать — и законодателям в том числе.
«С одной стороны, мы понимаем, что картина на дорогах меняется очень быстро, — отметил в беседе с «Парламентской газетой» депутат Государственной Думы Николай Новичков. — С одной стороны, например, у нас явно ушла часть правонарушений, прежде строго регламентированных нормами ПДД — чисто в силу современного технического оснащения дорог. С другой — благодаря развитию технологий мы столкнулись с таким явлением, как средства индивидуальной мобильности, для которых пришлось в итоге принимать отдельный пакет поправок в действующее законодательство».
Именно сочетанием этих факторов — технического прогресса и устаревания прежних норм и правил — и обусловлено, по словам парламентария, такое большое количество нововведений, ожидающих автомобилистов в 2023 году. И тем, что мы перечислили, их список наверняка не ограничится — так, рассказал Новичков, в ближайшее время Госдума планирует сосредоточиться на совершенствовании законодательства в части безопасности перевозки детей и инвалидов.
«Будем действовать разными способами — в том числе и через ужесточение существующих наказаний, конечно же, — заявил парламентарий. — Но главная наша цель — сделать так, чтобы никаких правонарушений в этой сфере были в принципе невозможны. А дети всегда добирались из точки А в точку Б живыми и здоровыми».
Где разрешается ездить на СИМ
Дети до 7 лет могут ездить по тротуару, по пешеходной дорожке и пешеходной части велопешеходной дорожки, а также в пешеходной зоне. Детей этого возраста обязательно должен сопровождать взрослый.
Детям от 7 до 14 лет разрешено ездить по тротуару, по пешеходной дорожке, по велосипедной части велопешеходной дорожки, по велосипедной дорожке и в пешеходной зоне.
В категорию старше 14 лет попадают большие дети и взрослые.
В возрасте старше 14 лет на СИМ разрешено ездить по велосипедной, велопешеходной дорожкам, по проезжей части велосипедной зоны или по полосе для велосипедистов.
Кроме этого, возрастной группе старше 14 лет разрешено движение по пешеходной дорожке, в пешеходной зоне, по тротуару, по обочине и по правому краю проезжей части дороги (об этом — ниже по тексту).
Во всех случаях совмещенного движения пешеходов и тех людей, которые передвигаются на СИМ, пешеходы имеют приоритет.
Польза от поправок в ПДД для разных категорий граждан и бизнеса
- Участники дорожного движения (пешеходы, автомобилисты) теперь знают как правильно взаимодействовать с СИМ и соблюдения каких правил от них требовать.
- Пользователи СИМ могут не бояться непонятных штрафов. При движении по городу они могут руководствоваться четким набором правил и запретов.
- Производители СИМ и сервисы кикшеринга могут устанавливать на транспортные средства стандартные наборы технических средств и устанавливать общие автоматические ограничения в соответствии с законами.
- Власти теперь имеют внятный регламент организации дорожного движения, что позволяет снизить число конфликтных ситуаций и аварий на дорогах.
Теперь электросамокаты и другие средства индивидуальной мобильности являются полноценными участниками транспортной системы. У них появился понятный статус и четкие правила передвижения. Изменения в ПДД способствуют развитию индустрии СИМ, безопасности дорог и увеличению мобильности людей.
Краткий список общих правил для езды на самокатах
- не требуются водительские права;
- необязательно носить индивидуальную защиту для катания;
- дети до 18 лет могут пользоваться СИМ, но с некоторыми ограничениями;
- ограничение скорости для любых самокатов — 25 км/ч;
- на дворовых территориях, в жилых и велосипедных зонах требуется снижать скорость до 20 км/ч, кикшеринги могут снижать автоматически скорость в зонах, установленных городом как медленные;
- однозначные правила перемещения по велодорожкам, обочинам и тротуарам;
В новых ПДД четко определены размеры денежных взысканий для нарушителей. Следить за соблюдением законов и выписывать штрафы является обязанностью ГИБДД.
Должны ли водители автомобилей уступать дорогу СИМ?
Да, и в этом случае средства индивидуальной мобильности пользуются преимуществами как пешеходов, так и велосипедистов:
- при выезде с прилегающей и въезде на прилегающую территорию автомобили должны уступать дорогу пешеходам и лицам на СИМ,
- на нерегулируемых пешеходных переходах появилась обязанность уступать дорогу не только абсолютно пешим, но и лицам на гироскутерах, электросамокатах, коньках, скейтбордах, моноколёсах и сигвеях,
- при повороте направо нужно также уступать дорогу лицам на средствах мобильности.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Можно ли ездить на электросамокатах без прав, ввели ли права и до какой мощности?
- Вся правда о поправках в ПДД и новых штрафах ГИБДД с марта 2023 года
- Должен ли пешеход убедиться в безопасности при переходе дороги? Кто будет виноват?
Что за изменения для электросамокатов и СИМ с 1 марта 2023 года?
Вначале напомним, что ранее статус электросамокатов, гироскутеров, моноколёс, сигвеев и прочих устройств передвижения не был закреплён ни в ФЗ О Безопасности дорожного движения, ни в ПДД, ни в КоАП, ни в других законодательных актах РФ.
Единственным из доступных критериев являлась мощность транспорта – если электросамокат не дотягивал до 250 Вт, его относили к категории велосипедов, а устройства с мощностью свыше 250 Вт приравнивались к мопедам или мотоциклам.
И вот, наконец, 6 октября 2022 года было утверждено Постановление Правительства РФ № 1769 о внесении изменений в редакцию Правил дорожного движения. Этим Постановлением законодатели выделили СИМ в отдельную категорию, расписали, где можно передвигаться на электросамокате и указали все запреты для них.
Вас также заинтересует:
- Где можно и нельзя передвигаться на моноколесе по новым ПДД?
- Всё об электросамокатах в вопросах и ответах: правила, штрафы и последние новости
- Должен ли пешеход убедиться в безопасности при переходе дороги? Кто будет виноват?
Это уже официально?
Да.
Но обратите внимание, что поправки в ПДД по части электросамокатов не начали действовать с 6 октября прошлого года одновременно с обнародованием ППРФ. Датой их официального вступления в силу назначено 1 марта 2023 года
Об этом чётко указано в самом ППРФ, подписанном М. Мишустиным:
Что за новый закон о средствах мобильности?
Обновление от 17.10.2021 г. Правительство РФ выпустило финальный проект Постановления о внесении изменений в ПДД по части таких средств. В частности, введено их определение, приведён список (не исчерпывающий) подпадающих устройств под это определение, а также вводятся соответствующие ограничения и запреты в связи с этим. Обзор данных поправок мы .
На самом деле, никакого нового закона пока ещё нет. Так как речь идёт об изменениях в ПДД, то таковые вносятся не законами как таковыми, а постановлениями правительства России. И такое постановление, действительно, есть, но даже оно не имеет статус официального – по состоянию на 30 Июля 2023 года это только проект, предложенный Минстрансом, и в законную силу он ещё не вступил.
Между тем, министерство предлагает внести следующие поправки в Правила:
- разного рода электросамокаты, гироскутеры, ролики и прочий подобный транспорт теперь выделяется в отдельную группу – средства индивидуальной мобильности (СИМ),
- в то же время лица, использующие для передвижения СИМ, всё ещё приравнены к пешеходам,
- но для таких участников дорожного движения по новым правилам будут предусмотрены отдельные обязанности,
- кроме того, вносятся изменения в ряд других разделов ПДД, включая новые обязанности при международном движении, а также новые цвета дорожной разметки.
Проект постановления официальном Федеральном портале правовых актов.
Что изменилось в ПДД
Обозначили статус электротранспорта и его владельцев. В ПДД появился новый термин: «средство индивидуальной мобильности», СИМ. Это транспортные средства с двигателем, который приводит в движение одно или несколько колес или роликов: электросамокаты, электровелосипеды, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и другой аналогичный транспорт. Мощность двигателя не имеет значения: если он есть, самокат или велосипед считают СИМ.
На средствах индивидуальной мобильности , при этом на них должны быть фары или фонари.
На человека, который управляет СИМ, не распространяются общие обязанности водителей:
- Он не должен предъявлять документы.
- За нарушения ПДД отвечает как пешеход.
- Если уедет с места ДТП, его не привлекут к ответственности.
Определили, кто и где может ездить на электросамокатах. В возрасте от 7 до 14 лет на СИМ можно ездить по пешеходным и велосипедным дорожкам, тротуарам и в пределах пешеходных зон. Там же могут передвигаться дети младше 7 лет, но только в сопровождении взрослых.
В возрасте старше 14 лет на СИМ тяжелее 35 кг и велосипедах нужно двигаться по велосипедным и велопешеходным дорожкам, проезжей части велосипедной зоны или полосе для велосипедистов. Если такой инфраструктуры нет или она недоступна, можно двигаться по обочине, а если нет и ее — по правой стороне проезжей части.
На электросамокатах и аналогичном транспорте массой не выше 35 кг можно ездить в пешеходных зонах. А также по тротуарам и пешеходным дорожкам — но только в следующих случаях:
- Когда невозможно двигаться по велосипедным, велопешеходным дорожкам и полосе для велосипедистов. Если есть тротуар или пешеходная дорожка, на таком самокате выезжать на обочину или проезжую часть нельзя.
- Если нужно сопровождать ребенка младше 14 лет, который тоже едет на СИМ.
На практике это работает так: если вы выехали на электросамокате массой выше 35 кг на территорию, где нет велодорожек или полосы для велосипедистов, то можете ехать только по обочине — или по проезжей части, если обочины нет. В такой же ситуации на самокате легче 35 кг можно ехать по тротуару или пешеходной дорожке. И только когда их нет — выезжать на обочину или дорогу.
Для движения по проезжей части на СИМ должны быть тормоза, звуковой сигнал, фары белого цвета и световозвращатели — белые спереди и красные сзади. Кроме того, по новым правилам СИМ могут двигаться только на дорогах, где разрешено движение велосипедистов и скорость ограничена 60 км/ч. То есть на дорогу с максимальной разрешенной скоростью 90 км/ч на электросамокате выезжать нельзя.
Уточнили правила движения для СИМ. Если человек на электросамокате создает помехи движению пешеходов, он должен двигаться с их скоростью или спешиться. Еще при езде на СИМ обязательно выполнять требования регулировщика и следовать сигналам светофора: в виде силуэта пешехода — при движении по тротуару, велосипеда — на велодорожке.
Тем, кто управляет СИМ, запрещено:
- перевозить груз, который мешает управлять или выступает за габариты транспорта больше чем на полметра по длине или ширине;
- перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией;
- перевозить детей до 7 лет без специально оборудованных мест;
- поворачивать налево или разворачиваться, если на дороге больше одной полосы в одну сторону или есть трамвайное движение;
- пересекать дорогу по пешеходным переходам не спешиваясь.
Также они обязаны держаться за руль — хотя бы одной рукой.
Еще в ПДД появился новый знак 3.35 — «Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено».
В зоне действия такого знака человеку на электросамокате придется спешиться
В зоне действия такого знака человеку на электросамокате придется спешиться
С точки зрения КоАП человек, который управляет СИМ, остался пешеходом.
Ответственность за нарушение любого из перечисленных выше правил для него возможна только по части 1 статьи 12.29 КоАП РФ. Санкция — предупреждение или штраф 500 Р.
У пешеходов появятся новые права и обязанности
В новой редакции ПДД также содержится упоминание о том, что в некоторых случаях пешеходы имеют право перемещаться по велосипедным дорожкам. Правда, для этого дорожка не должна иметь ни тротуаров, ни обочин. А встретив на своем пути велосипедиста, пешеход все равно обязан уступить ему дорогу.
Если же пешеход движется по проезжей части и ведет с собой средство индивидуальной мобильности — электросамокат, гироскутер, сегвей или что-то еще из этого списка — он в обязательном порядке должен держаться правой стороны дороги, вместе с попутными транспортными средствами. При этом, напомним, обычные пешеходы, двигаясь по проезжей части, обязаны двигаться навстречу автомобилям — то есть идти слева.
Еще одно важное новшество — из пункта 4.5, где говорится о правилах пересечения пешеходных переходов, исчезло слово «нерегулируемые». То есть теперь на любом переходе, вне зависимости от того, есть при нем светофор или нет, пешеход перед тем, как выйти на проезжую часть, должен внимательно осмотреться по сторонам и убедиться, что машин поблизости нет или они остановились на достаточно безопасном расстоянии
Как оформлять ДТП с участием средства индивидуальной мобильности?
Здесь нужно учитывать, что владельцы СИМ не являются водителями – а значит у них отсутствует обязанность оставаться на месте ДТП. Если такой самокатчик скроется с места наезда на пешехода, его не смогут привлечь за оставление места аварии, поскольку наказания за это нет в КоАП.
Как оформлять такие происшествия:
- при столкновении двух электросамокатов или наезд СИМ на пешехода – событие не считается ДТП по определению,
- а вот если произошёл контакт движущейся машины и электросамоката – это уже классическое ДТП и нужно вызывать сотрудников ГАИ, поскольку условия для оформления европротокола не соблюдаются.
При наезде СИМ на пешехода ущерб возмещается в гражданском порядке (часть 1 ст. 1064 ГК РФ). А когда в ДТП с электросамокатом виноват водитель с полисом ОСАГО, владелец устройства может обратиться в страховую виновника за возмещением ущерба самокату и здоровью.
Изменятся ли с марта 2023 года штрафы для СИМ?
Обратите внимание на то, что несмотря на серьёзное обновление ПДД по части средств индивидуальной мобильности, в КоАП никаких изменений по штрафам для владельцев электросамокатов не появится. Штрафы за нарушения остаются прежними:
Штрафы за нарушения остаются прежними:
Как можно заметить, суммы штрафов здесь небольшие. К тому же инспекторы ГИБДД наказывают пеших участников дорожного движения крайне редко. То есть на практике с 1 марта 2023 года выявлять нарушения со стороны управляющих СИМ, скорее всего, будут в рамках каких-либо рейдов, а не ежесуточно.
Что грозит, если передвигаться пьяным на электросамокате?
Только штраф до 1 500 рублей.
Однако с весны 2023 года мощность СИМ не имеет значения, устройства не подлежат регистрации в ГИБДД как транспортные средства и на них не нужно получать права. Поэтому за езду на электросамокате в пьяном виде грозит наказание по единственно существующей на сегодня части 3 ст. 12.29 КоАП – размер штрафа здесь варьируется от 1 000 до 1 500 рублей.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Двигаясь на электросамокате, сбили человека – что грозит и что делать?
- Новое для электросамокатов 2023: запрет ездить вдвоём и госномера
- Что за новая зона успокоенного движения и как выглядит знак по ПДД?
Сим — что за новое определение в пдд?
Министерство транспорта России предлагает внести ряд изменений, разных по важности, в ПДД. Часть их них будет касаться запрета парковок на так называемых «островах безопасности»
Другие изменения позволят автомобилям на газе и аккумуляторной батареи проезжать под запрещающий знак экологического класса.
Самое интересное в изменении ПДД, создание нового транспортного класса, названного в проекте — СИМ.
О чем же идет речь?
СИМ — это сокращение от Средство Индивидуальной Мобильности.
В это определение кроме инвалидных колясок, велосипедов попадают все прочие участники дорожного, пешеходного движения, чей транспорт приводится в движение с помощью электрической или мускульной силы.
То есть гироскутеры, моноколеса, сегвеи, роликовые коньки и другой подобный транспорт. Соответственно раз существует определение СИМ, следует ожидать разрешительных и запрещающих мер по отношению к владельцам СИМ. И вот тут все сложно.
Традиционная трактовка
В современном трактовании ПДД человек на гироскуторе приравнивается к пешеходу и нарушение ПДД расценивается, как если бы речь шла опять-таки о пешеходе. Например, нарушение ПДД в состоянии опьянения грозит пешему участнику дорожного движение лишь небольшим штрафом.
И это, несмотря на то, что некоторые виды электросамокатов могут передвигаться со скорость до 80 км/ч. И это создает массу проблем, как для автомобилистов, так и для пешеходов, по чьей территории носятся электросамокаты. Поэтому потребовалось создать подобное определение — СИМ.
Новое дополнение к ПДД, кроме самого определения, больше ничего не запрещает и не регулирует.
Детальное разъяснение
По этим изменениям проезд, вне зависимости от типа СИМ, его скорости, разрешается по тротуарам, лицам до 7 лет, от 14 лет — разрешается выезжать на край проезжей части, в случае невозможности передвижения по велодорожке, пешеходному тротуару .
При условии если СИМ оборудован светоотражателями, светооптикой, тормозами, средством подающим звуковой сигнал, а сам СИМ только на электродвигателе. И при условии, когда установлен знак ограничения скорости до 60 км/ч.
То есть, предполагается, что подросток самостоятельно должен следить за знаками дорожного движения.
Однако в предполагаемом законе не прописываются какие-либо штрафы за нарушение правил пользования СИМ и превышения скорости по пешеходной дорожке. А она может быть только до 20 км/ч. Этой скоростью ограничивается движение в прочих жилых зонах, дворах. Где среди других участников, велосипедистов, пешеходов, преимущество оставляют за пешеходами.
Мнение россиян
Подобными изменениями недовольны как пешеходы, они все также будут сталкиваться в узкой пешеходной зоне с СИМ, так и велосипедисты.
Ведь закон предписывает лицам от 14 лет движение по большей части именно на велодорожках.
А их даже в мегаполисах крайне мало и за каждый ее метр у велосипедистов идет нешуточная борьба с другими участниками движения к числу которых теперь уже официально прибавят владельцев СИМ.
Обсуждение СИМ в проекте ПДД в Общественной палате
Как было упомянуто выше 19 апреля в общественной палате прошло обсуждение данного вопроса, с его ходом можно познакомиться в материале:
Также были подготовлено несколько документов:
Если вы интересуетесь велосипедом, то посмотрите два профильных сайта про велосипеды гравелы, лучшие велосипеды для велопоездок и велопутешествий.
Сделана попытка систематически охватить все основные аспекты велопроцесса:
Опубликовано 26.04.2021, версия 1.0 от 26.04.2021
Поддержать Рулимс!
Если Хроники здравоохранения и Рулимс помогли вам или позволил сэкономить в чем-то, помогите и ему! Буду благодарен за любые суммы. Перевести можно как с банковской карты, так и из Яндекс.Деньги (необходимо выбрать нужный способ оплаты). Полученные средства позволят развить ресурс, поднимать новые темы и возможно предложить новые сервисы.
Если вы не можете воспользоваться предлагаемыми способами перевода, поддержите близкий мне Благотворительный фонд Предание. У них доступны практически все имеющиеся способы приема средств.
Подробней почитать как можно помочь ресурсу можно на странице Поддержка и участие в проекте.
Почитать на Рулимс по теме
Для управления велосипедом ВУ в россии не нужно, но уже для управления скутером нужно получать ВУ:
Почему лучше не затягивать получение ВУ в 2021 году:
Ситуации на дороге с которыми важно быть знакомыми всем участникам дорожного движения:
Также на Рулимс подробно разобрано как взаимодействовать с российским здравоохранением чтобы получить адекватную медицинскую помощь. Плюс подробно раскрыты все основные вопросы связанные с эпидемией коронавируса — от того как реально можно защититься (адекватных лекарств и вакцин нет и до конца 2020 года точно не будет, работают только меры профилактики) до того какие тесты — анализы на коронавирус бывают.