Пдд для пешеходов: основные положения, ответственность за нарушение, штрафы

Штраф за непропуск пешехода в 2023 году

Обязанности пешеходов на дороге

Требования к участникам дорожного движения, которые передвигаются без ТС, описаны в 4 разделе ПДД. Здесь четко прописано все, что должны выполнять пешеходы, передвигаясь по обочинам, переходам либо по другим частям дороги.

Люди, которые не используют транспортные средства, могут двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам либо по обочине проезжей части. При этом последнее допустимо только в крайних случаях и исключительно по особым правилам

Предельное внимание нужно уделять передвижению детей. До определенного возраста взрослые обязательно должны сопровождать ребенка, если ему приходится переходить дорогу либо двигаться по обочине

Одним из важных правил движения по дорогам является то, что человек должен идти только лицом к встречным транспортным средствам. Так движение по краю проезжей части будет более безопасным.

Если у человека есть возможность пересечь проезжую часть по подземному либо надземному переходу, следует ею обязательно воспользоваться. Данный момент важен по причине того, что при движении транспорта подобные места являются максимально безопасными. Даже самая оборудованная «зебра» на дороге не сможет обеспечить этого. Бывает так, что пешеходы страдают на светофорах, переходя дорогу на положенный зеленый свет. Это происходит по причине того, что далеко не все водители соблюдают ПДД. Более того, никогда нельзя исключать вероятность внезапной неисправности транспортного средства, что может привести к аварии даже на оборудованном пешеходном переходе со светофором. Таким образом, для пешехода самым безопасным вариантом для перехода проезжей части будет подземный либо надземный переход.

Все участники дорожного движения должны знать и правильно выполнять сигналы регулировщика. Бывают такие ситуации, когда регулирование дорожного движения ведется уполномоченным лицом. Регулировщик считается главным в такой ситуации. Поэтому его жесты отменяют действие светофора, дорожной разметки и знаков. Пешеходы, которые хотят перейти дорогу, где работает регулировщик, должны двигаться за его спиной. Это место считается безопасным для тех, кто движется по дороге без транспортного средства, так как автомобилистам нужно остановиться, если регулировщик стоит спиной по отношению к ним.

Пешеходы должны уметь правильно переходить перекрестки. Эти места считаются наиболее опасными на дороге. Хорошо, когда такие участки регулируются светофорами. Но и с ними бывают запутанные ситуации. К примеру, на очень больших пешеходных переходах может быть организовано движение пешеходов по диагонали. Такое встречается не часто, но все же бывает. Только если для пешеходов горит зеленый, а для всех автомобилистов красный, можно переходить перекресток в диагональном направлении. Во всех остальных ситуациях это будет запрещено. Даже в том случае, если правонарушение не приведет к ДТП, оно может быть замечено сотрудниками ГАИ, за что пешеход получит штраф.

Если пешеходных переходов нигде поблизости нет, пешеход имеет право перейти дорогу в необорудованном месте. Но делать это нужно очень аккуратно и строго по правилам. Пересекать проезжую часть можно только на участках дороги, где отмечается хорошая видимость с каждой стороны. Не следует переходить после либо перед поворотом. Помимо обширного двухстороннего обзора на дороге не должно быть ограждений, что также является условием для возможности перейти дорогу не на пешеходном переходе без нарушения ПДД.

Выходить на проезжую часть можно только после полной оценки ситуации на дороге. Пешеход обязан оценить скорость движения транспортных средств, а также расстояние до них. В случае, если ситуация кажется безопасной, можно перейти проезжую часть. Нельзя внезапно выходить из-за преграды, к примеру, из-за припаркованного транспортного средства, которое мешает обзору. Это может стать причиной того, что водителю приближающегося авто придется изменить траекторию движения, а подобные действия грозят аварией.

Ни в коем случае нельзя выходить на дорогу, если приближается транспортное средство с включенными проблесковыми маячками и специальным звуковым сигналом. Подобные автомобили имеют преимущество на любых участках дороги, поэтому даже не пешеходном переходе такие машины не останавливаются.

От того, насколько четко будут соблюдаться ПДД всеми участниками дорожного движения, зависит безопасность и автомобилистов, и пешеходов.

Особенности штрафных санкций

Штраф за непропуск выписывается инспектором на месте либо отправляется нарушителю почтой. Во втором случае он назначается при наличии доказательств совершенного нарушения. Их обеспечивают записи с камер видеофиксации или видеорегистраторы проезжающих автомобилей. Первичный штраф будет стандартного размера, а повторное нарушение поспособствует его двукратному увеличению.

Иногда водители получают штраф, т. к. не пропустили пешехода на пешеходном переходе, идущего вдалеке по встречной полосе. Согласно изменениям в законодательстве, такие действия не являются нарушением. В этом случае следует обжаловать штраф в суде. На это у автовладельца будет 10 дней.

Если автомобили стоят на области зебры в пробке, а люди двигаются между ними, то это не расценивается нарушением правил по предоставлению преимущества пешеходам. Тем не менее водители ответственны за неправомерную остановку на переходе.

При законности действий водителя, который наехал на пешехода, двигающегося в неположенном месте или на запрещающий сигнал светофора, придется все равно оплатить курс терапии для пострадавшего. Такие правила соответствуют статье 1079 ГК РФ. Точно так же страховая может потребовать выплат от пешехода. Размер компенсации будет соответствовать стоимости ремонта, поврежденного при ДТП автомобиля.

Штраф за непредоставление преимущества в движении транспортному средству

Многие автомобилисты так спешат преодолеть свой путь от точки А до точки Б, что зачастую нарушают самые элементарные правила, включая приоритет движения транспортных средств, о которых большинство людей просто забывают.

Что такое непредоставление преимущества?

Согласно разделу №18 ПДД существуют определенные категории авто, которые относятся к так называемым «приоритетным» в передвижении. Это значит, что вы, будучи водителем обычного легкового или грузового автомобиля, обязуетесь уступать место на дороге следующим ТС:

  • маршрутным средствам передвижения (троллейбусы, автобусы, трамваи и др.) в случаях описываемых ниже;
  • ТС с нанесенными на наружную поверхность автомобиля цветографическими схемами и включенными спецсигналами (в том числе, световыми и звуковыми), как, например, автомобили оперативного назначения (служебные машины МЧС).

Таким образом, если вы не уступили им дорогу, вы нарушили правило предоставления преимущества этим ТС.

Предусмотрено ли наказание?

Существует ли штраф за непредоставление преимущества в движении транспортному средству?

В соответствии с пунктом со статье 12.17 КоАП РФ на водителей, которые не выполнили данное правило, возлагается административная ответственность: 

«непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству, а равно транспортному средству с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей». 

Безусловно, размер и форма административного наказания может зависеть от места расположения нарушения и его условий. Данная статья предусматривает несколько поправок:

  • Согласно статьи 12.17 КоАП РФ (в частности пункт 1.2. часть 1.1.) штраф, если не уступил дорогу машине, имеющей преимущество, в городе Москва и Санкт-Петербург составит 3000 рублей.
  • Если на момент нарушения ТС обладали нанесенными на наружные поверхности спецсхемами (цветографического типа), надписями и обозначениями, а также одновременно имели включенные проблесковые маячки синего цвета и звуковой сигнал, все это обойдется вам в 500 рублей (как было сказано ранее) или лишение прав сроком на 1-3 месяца.

В каких случаях это обязательно: когда нужно пропускать маршрутные ТС

  • Трамвай. Согласно п. 18.1 ПДД 

    «вне перекрестков, где трамвайные пути пересекают проезжую часть, трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, кроме случаев выезда из депо».

  • Троллейбусы, автобусы и маршрутные такси. В п. 18.2 ПДД указано, что

    «На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других средств передвижения (за исключением школьных автобусов и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси) на этой полосе».

    В качестве исключения также выделены велосипеды с оговоркой, что правило «работает» только в том случае, 

    «если полоса для маршрутных ТС находится по правой стороне дороги».

  • Троллейбусы и автобусы. Третий пункт раздела 18 ПДД гласит, что

    «в населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу».

     За пределами населенных пунктов производится уширение проезжей части, поэтому данное правило не будет действовать.

В каких случаях нужно пропускать авто с включенными сигналами?

К данной категории ТС относятся автомобили, которые:

  • обладают нанесенными на наружную поверхность специальными цветографическими схемами;
  • перемещаются, включив проблесковые маячки красного и/или синего цвета;
  • осуществляют передвижение по дороге в сопровождении со специальным звуковым сигналом.

Согласно п. 3.2. ПДД 

«водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства, а также сопровождаемогоим транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств)».

Безусловно, существует ряд определенных исключений и дополнительных поправок, поэтому если у вас остались вопросы или вы попали в аналогичную ситуацию, обратитесь за консультацией и оперативной помощью к профессионалу.

скачать dle 11.3

Когда уступить

Уступать следует всем пешеходам, имеющим преимущество. Зафиксированное нарушение этого правила приводит к получению штрафа, который заставляет думать о своих маневрах в будущем. Если действия водителя нельзя доказать, то наказания может не последовать.

Самым очевидным обстоятельством, когда следует пропускать человека, является зеленый сигнал светофора для пешеходов. Если им загорится красный, то автомобилист обязан дождаться, когда переходящие дорогу люди закончат маневр, и только потом двигаться. Штраф за непропускание в таком случае станет не единственным. За проезд на запрещающий сигнал светофора его дополнят наказанием, подразумевающем лишение водительских прав на длительный срок при неоднократном нарушении.

Автомобилисты обязаны пропускать пешехода на нерегулируемых переходах. Когда он выходит на проезжую часть, транспортные средства должны остановиться. Заметив остановку автомобиля из другого ряда перед зеброй, стоит уменьшить скорость, чтобы успеть затормозить и пропустить человека. Если автолюбитель не уступил, то ему придется отвечать.

Причем это касается и других случаев:

  1. Поворот. При езде на разрешающий сигнал светофора автомобиль, поворачивая, должен затормозить, если дорогу переходит человек. Это правило действует всегда, кроме случаев, когда на дороге нет зебры.
  2. Прилегающая зона – при выезде и заезде. Автомобиль следует остановить, если при заезде на прилегающую территорию дорогу переходят люди. Точно так же нужно поступить на выезде, дополнительно пропуская остальные транспортные средства и людей, переходящих главную дорогу по зебре.
  3. Посадка и высадка пассажиров из общественного транспорта. Если посадка или высадка людей из МТС производится на проезжей части или выделенной зоне, размещенной на ней, то машины должны останавливаться, а непредоставление преимущества при таких обстоятельствах приведет к ответственности.
  4. Жилая зона. Если при въезде в двор установлены знаки 5.21 и 5.22, обозначающие начало жилой зоны, то люди имеют право двигаться по дороге, если не становятся источником помех для автомобилей, не имея на то причин. Водители должны пропускать пешеходов, переходящих дорогу.
  5. Высадка детей. Если на транспорте включена аварийка и присутствует обозначение «Перевозка детей», то машины должны остановиться и пропустить маленьких пешеходов. При этом взрослые сопровождающие должны иметь специальный флажок.

Есть ли скидка на штраф за непропуск пешехода?

Согласно ст. 12.18. КоАП в 2023 году человеку, управляющему машиной, за непредставление приоритета пешеходам полагается материальное взыскание в виде штрафа, на оплату которого отводится 60 суток. Гражданам, успевшим заплатить в течение 20 суток, предоставляется существенная скидка в размере 50%. Оплачивая штрафы посредством электронных порталов вроде «Госуслуг», действуют дополнительные привилегии.

Снижение размера штрафа доступно только в тех ситуациях, при которых не было совершено наезда на человека, находящегося на проезжей части. В противном случае и сумма штрафа за непропуск пешехода увеличивается, и скидки за досрочное погашение не предусматриваются.

Когда наступает гражданская ответственность?

Гражданская ответственность наступает в случае повреждения автомобиля, при котором возмещение материального и морального ущерба, согласно статье 1079 ГК РФ, возлагается на виновного в аварии. При этом если обе стороны имеют полис ОСАГО, то восстановление автомобиля и компенсация расходов на восстановление здоровья или на захоронение в случае смерти компенсируется страховыми компаниями. В случае недостаточности этих сумм дополнительные расходы покрывает виновная сторона. Восстановление повреждения собственного транспортного средства подлежит виновному в аварии или за счет страховых сумм полиса КАСКО при его наличии.

Когда виновник аварии управлял служебным авто, гражданскую ответственность понесет фирма, владелец, который затем может взыскать убытки с виновного сотрудника. При нанесении вреда здоровью или смерти потерпевшего уголовную ответственность несет сам виновник, а не хозяин транспорта.

Если виновник аварии управлял служебным авто, гражданскую ответственность понесет предприятие, на котором он работает

Если виновник аварии незаконно завладел средством, попросту угнал автомобиль, то хозяин при предъявлении доказательств освобождается от ответственности, и вина полностью ложится на угонщика. Бывают ситуации, когда попавший в аварию автотранспорт числится за гражданином, но в результате сделки купли-продажи ему уже не принадлежит.

В той же статье ГК РФ дается определение понятия «непреодолимая сила», при которой владелец освобождается совсем или частично от ответственности за вред, который возник по стечению непреодолимых обстоятельств или без специального вреда для потерпевшего. К таким непреодолимым обстоятельствам можно отнести:

  • землетрясение, цунами;
  • вырытая на дороге яма без установленных знаков предупреждения;
  • неправильно установленный дорожный знак;
  • владелец авто сам умышленно создал аварийную ситуацию;
  • и многое другое при условии, если это будет возможно доказать.

В случае возникновения ДТП вследствие непреодолимой силы нести ответственность, скорее всего, никто не будет, а компенсацию выплатит страховая компания

Обязанности пешеходов

Администратор     
6 Январь 2016      Просмотров:  
     

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — с включенными фонарями: спереди — белого цвета, сзади — красного.

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

4.3. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

4.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии — транспортного светофора.

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

4.6. Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

4.7. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а пешеходы, находящиеся на ней, должны незамедлительно освободить проезжую часть.

4.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.

При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4 — 4.7 Правил.

Приложение 1. Дорожные знаки:1. Предупреждающие знаки2. Знаки приоритета3. Запрещающие знаки4. Предписывающие знаки5. Знаки особых предписаний6. Информационные знаки7. Знаки сервиса8. Знаки дополнительной информации (таблички)

Приложение 2. Дорожная разметка и ее характеристики:1. Горизонтальная разметка2. Вертикальная разметка

Новый комментарий и пояснения к Разделу 4 ПДД России

Раздел 4 Правил дорожного движения РФ устанавливает обязанности, которые пешеходы должны соблюдать на дороге. Эти меры имеют целью обеспечить безопасность пешеходов и предотвратить возникновение аварийных ситуаций. Раздел содержит рекомендации и требования, которые пешеходам следует соблюдать для собственной безопасности и безопасности других участников дорожного движения.

Согласно разделу 4, пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам или велопешеходным дорожкам. В случае их отсутствия, пешеходы могут двигаться по обочинам или по краю проезжей части, следуя принципу безопасности и не создавая помех для других участников движения

Важно отметить, что при движении по краю проезжей части, пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств, а лица, использующие средства индивидуальной мобильности, должны двигаться по ходу движения транспортных средств

Пешеходы также обязаны использовать пешеходные переходы, подземные или надземные пешеходные переходы для перехода дороги. В случае их отсутствия, они могут переходить дорогу на перекрестках по линии тротуаров или обочин. При переходе дороги в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами, чтобы обеспечить свою видимость водителям транспортных средств.

Когда движение пешеходов регулируется, они должны следовать сигналам регулировщика, пешеходного светофора или транспортного светофора. Это гарантирует согласованность движения и предотвращает возможные конфликты на дороге.

Важным требованием раздела 4 является предоставление преимущества велосипедистам и лицам, использующим средства индивидуальной мобильности, при движении по велосипедным дорожкам и пересечении этих дорожек.

Предоставление преимущества велосипедистам и лицам, использующим средства индивидуальной мобильности, является важным аспектом раздела 4 Правил дорожного движения РФ. Это связано с развитием альтернативных видов транспорта и поощрением экологически более дружественных способов передвижения.

Согласно правилам, пешеходы должны уступать дорогу велосипедистам и лицам, использующим средства индивидуальной мобильности при движении по велосипедным дорожкам и пересечении этих дорожек. Это обеспечивает безопасность для всех участников дорожного движения и способствует снижению возможных конфликтов.

Предоставление преимущества велосипедистам и пользователям средств индивидуальной мобильности особенно важно на велосипедных дорожках, где они могут двигаться с более высокой скоростью и нуждаются в безопасном пространстве для передвижения. Уступая им дорогу, пешеходы проявляют взаимоуважение и содействуют созданию более комфортных условий для всех участников дорожного движения

Это требование также связано с повышением безопасности пешеходов. Велосипедисты и пользователи средств индивидуальной мобильности имеют более низкую массу и скорость, чем автомобили, и могут легче управлять своими транспортными средствами в условиях пешеходных зон. Поэтому предоставление им преимущества способствует уменьшению риска возникновения ДТП и повышает безопасность пешеходов.

В целом, раздел 4 ПДД устанавливает обязанности пешеходов и направлен на обеспечение их безопасности и безопасности других участников дорожного движения. Предоставление преимущества велосипедистам и пользователям средств индивидуальной мобильности является одним из важных аспектов этих требований и способствует созданию более гармоничной и безопасной дорожной среды.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Неон Авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: