Как правильно составлять претензию к автосервису
А теперь рассмотрим, как оформить претензию в автосервис
Составляя претензию, примите во внимание следующее:
- Весьма желательно, чтобы претензия не была голословной, а подкреплялась документами, подтверждающими, что факт нарушения ваших прав действительно имел место (сметой, чеком, счетом, договором, наряд-заказом и пр.)
- В претензии обязательно следует отразить:
- номер госрегистрации вашего автомобиля;
- перечень услуг, которые вам оказали (либо не оказали, либо оказали не в той мере);
- оговоренные сроки;
- оговоренную стоимость;
- детальное описание полученных неисправностей автомобиля;
- номера документов, подтверждающих факт оказания услуги.
Претензия обязательно должна быть составлена в двух экземплярах, зарегистрирована в журнале автосервиса и подана еще до окончания гарантийного срока.
Несуществующие проблемы
Предположим, что у вас застучало что-то в подвеске.
И вы слабо разбираетесь в ее устройстве. Приезжаете на сервис, мастер видит, что вышел из строя копеечный сайлентблок. Вместо того, чтобы честно выполнить замену сайлентблока, сервисмен начинает громко охать и говорить, что заодно придется менять и сам рычаг — он сильно люфтит. Может даже подергать за него, чтобы продемонстрировать стук. Конечно, рычаг будет люфтить и стучать, пока не заменили сайлентблок. Если сам рычаг не имеет деформаций, стук уйдет и без его замены.
Или вот — был реальный случай, когда далекий от механики парень приехал на сервис. У него в бачке омывателя отломался щуп для проверки уровня жидкости. Вместо того, чтобы достать его и заменить крышку, клиенту заменили бачок. Рассказали, что хвостик не достать из старого бачка, а он может проскочить в двигатель и застрять в коробке. АКПП сломается, и ее придется менять. А это очень дорого… В итоге покупка нового бачка вместо копеечной крышки с щупом.
Как бороться.
Во-первых, нужно хоть немного интересоваться своим автомобилем. Если что-то сломалось, погуглите 10 минут — это может сэкономить вам тысячи рублей. Во-вторых, если вы полный «чайник» в этом деле, возите с собой знакомого, который разбирается в починке автомобилей. Если такого приятеля нет, проведите частичную диагностику автомобиля на двух разных автосервисах, прежде чем принимать решение о ремонте.
Договор
Соглашение, в его классическом понимании как совокупности договорных условий, прав и обязанностей контрагентов и т.д., между автосервисом и его клиентом не заключается. Собственно, в письменном договоре нет необходимости, поскольку:
- автосервисы работают на основе публичной оферты, то есть обязуются оказывать услуги по ремонту автомобилей любому клиенту в рамках принимаемых на себя обязательств. Например, некий сервис предлагает услуги по ремонту исключительно автомобилей BMW 3 серии не старше 2014 года выпуска. Это означает, что любой владелец BMW-3 соответствующего года выпуска вправе обратиться в сервис, и его автомобиль по условиям публичной оферты будет принят в работу;
- ГК РФ предусматривает, что в правоотношениях с субъектами предпринимательской деятельности, работающими на условиях публичной оферты, роль договора выполняет документ на оплату – квитанция, чек, накладная и т.д.
При этом платежный документ должен включать в себя:
- наименование контрагентов (в нашем случае клиента и автосервиса);
- предмет договора, то есть вид и объем работ, за которые заплатил клиент;
- срок исполнения ремонта;
- цену договора (сумму, которую заплатил клиент). Может быть указан также и авансовый платеж.
- подписи клиента и исполнителя.
Итак, обращаясь в автосервис, знайте, что письменный договор заключаться не будет. Квитанции об оплате вполне достаточно.
Однако появляется вопрос, а что делать, если клиент заплатил аванс, ремонт был выполнен некачественно и клиент отказывается его оплачивать.
Что будет, если забрать машину из сервиса
Не каждый некачественный ремонт проявляется сразу. Иногда только что отремонтированная машина начинает барахлить, как только вы покинете территорию автосервиса, а иногда – спустя несколько дней.
Для того чтобы обезопасить себя, при получении машины, помимо акта приема-передачи автомобиля составьте также акт сверки выполненных работ. В этом акте должны быть указаны все работы, за которые вы заплатили. То есть, если вы заплатили, к примеру, за ремонт коробки передач, то в акте этот вид работ должен быть указан.
Если спустя неделю коробка загремит, то подтверждение некачественного ремонта у вас уже будет.
Если есть основания полагать, что деньги с вас взяли, но ремонт в полной мере не осуществили, помочь сможет только акт экспертизы автомобиля. Также заключением эксперта может быть подтвержден факт, что вам установили не те запчасти (не той марки, не той стоимости) за которые вы уплатили.
Помните, что в соответствии с Постановлением № 290 Правительства РФ от 11.04.2001 «Об утверждении Правил оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств» автосервис обязан:
- оказать услугу или выполнить работу, определенную договором, с использованием собственных запасных частей и материалов, если иное не предусмотрено договором.
- если исполнитель заменяет какие-либо детали, то замененные (неисправные) узлы и детали вам обязаны вернуть.
Навязывание
С термином «навязывание дополнительных услуг» знакомы все – от клиентов банков до абонентов сотовой связи. То есть, так или иначе, любой потребитель услуг сталкивается с проблемой недобросовестного бизнеса.
По сути, навязывание – это использование лазеек для получения дополнительных прибылей. В качестве этих лазеек могут быть использованы:
- пробелы (лакуны) в законодательстве;
- неосведомленность клиента в вопросах, за решением которых он обращается к исполнителю услуг;
- невозможность контроля за процедурой осуществления услуги, и т.д.
К «лазейкам» автосервисов можно отнести:
- отсутствие у клиента технических знаний, позволяющих реально оценить объем и стоимость услуги;
- отсутствие у клиента возможности провести стороннюю диагностику;
- отсутствие у клиента возможности проверить реальный объем выполненных услуг.
С использованием этих «лазеек» автосервисы:
- вынуждают своих клиентов приобретать у них запчасти к автомобилям, хотя замена этих запчастей не требуется;
- устанавливают на автомобили запчасти б/у вместо приобретенных клиентами новых;
- под видом необходимого ремонта снимают с автомобилей аутентичные исправные узлы и агрегаты и заменяют их некачественным эрзацем и т.д.
Естественно, перед автовладельцами встает вопрос – как не стать жертвой обмана в автосервисе, и что делать, если обман все-таки имел место. Попытаемся ответить на эти вопросы ниже.
Как наказать автосервис за плохой ремонт
Теперь вы знаете, как обманывают на сто и что можно предпринять, чтобы избежать подобных ловушек. Но как быть, если вы уже попались на удочку мошенников или просто недобросовестных мастеров, как наказать автосервис за плохой ремонт? Конечно, действовать в рамках правового поля.
Главные документы, защищающие права владельцев автомобилей – это гражданский кодекс Украины, а также закон «О защите прав потребителей». Более того, каждый достойный автосервис действует в соответствии с правилами качественного предоставления автомобильных услуг.
Как избежать обман в автосервисах
Кроме того, все отношения между клиентом и исполнителем сопровождаются оформлением договора, счета-фактуры, а также наряда-заказа. В этих документах детально прописываются все запланированные работы, их особенности, сроки исполнения, стоимость и пр.
В случае некачественного выполнения работы, автосервис обязан компенсировать заказчику затраты. Подобные вопросы решаются с владельцем автосервиса или его администрацией. В случае, если понимание не будет найдено, владелец автомобиля имеет право:
- отразить свои претензии в книге жалоб и предложений (а собственник по закону – отреагировать должным образом);
- обратиться в отдел защиты прав потребителей;
- составить претензию с требованием возместить материальный (а может и моральный) ущерб (если реакции собственника не последует, можно смело подавать иск в суд). О том, как написать претензию автосервису правильно, читайте чуть ниже.
Способ № 4. Дорогостоящий автогул
Практически каждый начинающий водитель, недавно севший за руль подержанного авто, периодически слышит навязчивый гул при поездке на автомобиле и, конечно, спешит обратиться в автосервис (часто в первый попавшийся). Наиболее частой причиной такого гула оказывается неисправный подшипник колесной ступицы. Однако неопытностью автовладельцев нередко пользуются автомастера.
Услышав жалобы на гул, они рассказывают новичку о серьезных проблемах с автоматической коробкой передач. В результате вместо 4–5 тысяч рублей (именно столько стоит подшипник и его замена), вы получите счет на сумму в десять раз больше, при этом ремонт коробки передач, как вы понимаете, может вообще не производиться.
Что можно сделать
Попросите механика «поднять» машину и при вас по очереди прокрутить все колеса. Если гул спровоцировал именно отслуживший свой век подшипник ступицы, вы это сразу услышите. Сломанное колесо обнаружит себя люфтом при вращении.
Псевдополомка
«Вариантов может быть множество, например, сгорел предохранитель освещения, но клиенту говорим, что неисправен блок управления фар, — рассказывает автомеханик Сергей.
— Замена предохранителя стоит 20 рублей, а блоки до 50 тысяч рублей. Излюбленная схема: из-за одной изношенной резинки на сайлентблоке заменить всю подвеску вплоть до стоек. Или же из классики — при осмотре двигателя один автомеханик отвлекает клиента, другой в это время заливает в масло антифриз. Масло превращается в эмульсию, и они выдают это за прогоревшую прокладку ГБЦ (прим.авт. — головка блока цилиндров), а работа по вскрытию ГБЦ считается дорогостоящей. Нередко клиентов разводят на капитальный ремонт двигателя, хотя на самом деле просто меняют износившиеся ремни и моют двигатель «кёрхером», чтобы был как новенький».
Как разводят в автосервисе
Рассмотрим подробно, как обманывают в автосервисах. Вот наиболее распространенные уловки, к которым прибегают сотрудники автосервисов с целью получить с вас как можно больше прибыли:
- Приписывание лишних расходных материалов, которые на самом деле не используются (как вариант – использовать буквально каплю, а оплату взять за всю упаковку). Чтобы избежать лишних трат, внимательно анализируйте список расходных материалов, указанных в заказ-наряде.
- Замена еще вполне работоспособных деталей на новые.
Как разводят в автосервисе
К такой уловке прибегают в первую очередь те, кто зарабатывает не только на ремонте машин, но и на автозапчастях. А снятая у вас под видом непригодной деталь легко может быть продана (используя такую схему, на вас наживаются дважды) как запчасть б/у. Сомневаетесь, стоит ли менять ту или иную деталь? Можно проконсультироваться с другим специалистом (или положиться на свое чутье и здравый смысл).
- Обман, связанный с диагностикой. Это те случаи, когда мастера лишь делают вид, что провели диагностику (такая схема отлично работает в ситуации, когда они уверены, что с автомобилем все в порядке). Чаще всего на такой крючок попадаются самые неопытные автомобилисты. И здесь только один способ – лично присутствовать и следить за тем, как проверяют ваш автомобиль (в идеале – не платить деньги заранее, пока диагностика не будет завершена).
- Замена вышедших из строя автозапчастей либо на б/у (это еще в лучшем случае), либо на такие же сломанные. это очень серьезный и опасный в плане последствий для автомобиля и его владельца обман, на который решаются самые «отчаянные» жулики. Что делать, чтобы избежать подобного? Прежде всего – тщательно следить за состоянием своей машины, вовремя проводить диагностику и принимать адекватные меры. Также, стараться не прибегать к услугам сомнительных (например, придорожных) СТО.
- Сознательное завышение сметы по окончании работ. Очень распространенная уловка, когда до начала работы специалист озвучивает одну сумму, а по окончании – уже совсем другую, мотивируя это возникшими непредвиденными расходами. Главная рекомендация – как можно более подробно согласовывать стоимость работы еще до ее начала.
- Манипуляции, после которых автомобиль очень легко угнать (относится в первую очередь к дорогим моделям). Это уже высший пилотаж, когда работники автосервисов входят в сговор с угонщиками автомобилей, и устанавливают устройства, посредством которых машину в будущем угоняют. Единственный способ застраховать себя от подобной неприятности – обслуживаться только у проверенных специалистов в официальных автосервисах.
- Люба работа не доделывается до конца (благодаря чему клиент возвращается в автосервис снова и снова). Чтобы этого избежать, желательно найти мастера, которому будете доверять на все 100 процентов.
- И это далеко не все. Вам могут не поменять масло (или поменять лишь частично), умышленно затянуть сроки выполнения работ, скрыть полученные во время работы дефекты, у вас могут слить бензин или что-то украсть… Словом. рисков достаточно много.
Поэтому общий совет, относящийся ко всем уловкам, — больше интересуйтесь своим автомобилем, пополняйте свои знания в этом направлении (благо, информации сегодня более чем достаточно). Например, на AUTO.RIA.COM можно найти огромное количество полезной и актуальной информации, касающейся автомобилей. Это лучший способ защитить себя, свой автомобиль и кошелек от недобросовестных мастеров. Рекомендуем также посмотреть видео, как обманывают в автосервисах. И, конечно, отдавайте предпочтение официальным СТО.
Микс из масла
Страшилки про замену масла являются, пожалуй, самыми распространёнными. И, действительно, автомеханики подтверждают, что масло могут не долить, подменить, залив отработанное или же вообще сделать микс — смешать из того, что посливали — 0,5 с одного автомобиля, 0,5 с другого. Кроме того, масляный фильтр могут и вовсе не поменять.
У автовладельца Hyundai Santa Fe Эдуарда Туманова
другая история с маслом. Молодой мужчина на протяжении пяти лет менял масло в одном автосервисе. Каждый раз его просили принести две канистры масла. Спустя много лет он заехал в другое место также с двумя канистрами. Каково же было его удивление, когда мастер вернул ему одну полную канистру со словами: «Зачем так много-то?»
Чем быстрее автосервис поймет, что если ничего не скрывать и не обманывать клиента, то выстроится очередь до Луны, тем ему лучше. Но соблазн «наварить» здесь и сейчас велик — мало кто сегодня разбирается в ценах и устройстве автомобиля.
Поэтому среди автосервисов Москвы и отдельно взятых мастеров встречаются откровенные «разводилы». Они готовы пожертвовать репутацией и обмануть вас в мелочах или по-крупному. Разберем десять частых уловок столичных техцентров и СТО, с помощью которых наживаются на клиентах.
Фиктивная замена исправных деталей
Очень часто, если при автосервисе есть собственный магазин запчастей, а клиент не присутствует при обслуживании автомобиля.
Смысл аферы — диагностика выявляет несуществующую поломку исправной запчасти, которая еще поработает пару-тройку лет. Но вам говорят, что ее нужно заменить. И по чеку, вроде бы, меняют. Но вы не получаете на руки старую деталь — «мы ее уже выкинули, потеряли, сразу утилизировали по закону, уронили в кратер вулкана…»
Конечно потеряли, потому, что она осталась внутри автомобиля на том же месте.
А новая деталь со склада списывается, как проданная, и уходит на повторную продажу «налево».
Вариация обмана. Деталь могут действительно заменить на новую, а старую показушно при вас выкинуть в мусорку со словами, что она больше никуда не годится. Вы уезжаете с сервиса, а вашу слегка пользованную деталь достанут из мусорки, сдуют пыль и продадут как недорогой аналог, или б/у запчасть.
Как бороться.
Требуйте, чтобы вам возвращали старую запчасть.
Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденные постановлением правительства РФ от 11.04.2001 N 290 (ред. от 31.01.2017), в пункте №35 содержат следующие строки:
«После исполнения договора или отказа потребителя от его выполнения исполнитель обязан выдать потребителю справки-счета на вновь установленные на автомототранспортное средство номерные агрегаты, представить потребителю отчет о расходовании оплаченных им запасных частей и материалов и возвратить их остатки либо с согласия потребителя уменьшить цену услуги (работы) с учетом стоимости остающихся у исполнителя неиспользованных запасных частей и материалов, а также возвратить замененные (неисправные) узлы и детали»
Закон «О защите прав потребителей» тоже на вашей стороне. В статье №35 этого закона говорится, что исполнитель обязан представить отчет об израсходовании материала и возвратить его остаток.
Не стесняйтесь требовать свое по праву.
Частичный долив масла по цене полной замены
СТО часто грешат показной заменой масла.
Вместо полного слива отработки, промывки двигателя, замены масляного фильтра и заливки свежего масла, мастер делает по-своему — просто доливает масло до необходимого уровня и меняет масляный фильтр. Это мало похоже на правильную смену масла в двигателе.
Делается это с целью перепродажи неизрасходованного масла из канистры, особенно, если это масло премиального класса.
Как бороться.
Наблюдайте за процедурой замены масла. Если это невозможно, обязательно проверьте масляный щуп после окончания процедуры. Сажа с грязью на нем тонко намекнет вам о том, что масло не менялось. Свежее масло в чистом двигателе должно быть без примесей и иметь золотистый оттенок.
Обращаемся в суд
В случае отказа автосервиса добровольно удовлетворить Ваши требования касающиеся некачественно оказанных услуг и выполнения работ Вы имеете право обратиться в суд с иском.
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет.
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются лишь в случаях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги) в потребительских целях, а не для использования в предпринимательской деятельности.
Статья 1095 Гражданского кодекса Российский Федерации
1. Вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению по выбору потерпевшего продавцом или изготовителем товара.
2. Вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем).
3. Вред, причиненный вследствие непредоставления полной или достоверной информации о товаре (работе, услуге), подлежит возмещению лицами, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей статьи.
Статья 1096 Гражданского кодекса Российский Федерации
Кроме этого, Вы вправе потребовать возмещения морального вреда.
1. Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
2. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
3. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
Статья 1099 Гражданского кодекса Российский Федерации
Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Статья 15. Компенсация морального вреда (Закон о защите прав потребителей)
Навязывание услуг, которые всплыли во время ремонта
Любимая тема для сотрудников московских (да всех в мире, наверное) СТО.
Клиент отдает автомобиль для замены подшипника ступицы, а в процессе работы мастер (не от прямоты рук) ломает саму ступицу. В конце ремонта заявляет, что эту деталь пришлось поменять — она была негодная. Хотя изначально это не оговаривалось и вопрос замены ступицы не стоял в листе заказа-наряда.
В итоге, представители СТО настаивают на том, что ступицу придется оплатить клиенту, иначе он не получит обратно свой автомобиль.
Как бороться.
Платить только за то, что оговаривалось изначально. И смело забирать автомобиль. Если работники автосервиса препятствуют этому, звоните в полицию. Если есть возможность уехать без машины, обращаетесь в суд и выигрываете его (со 100-процентной вероятностью) с компенсацией за причиненный ущерб — посчитайте, сколько дней вы были без своего транспорта, какую выгоду потеряли, сколько денег могли бы заработать в это время, если бы были «на колесах».
Закон на вашей стороне.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме. В соответствии с ч. 3 той же статьи Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.
Как по возможности исключить обман
Начнем с того, что существуют и действуют правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 года, N 290.
Все автосервисы обязаны следовать упомянутым правилам.
Тем не менее, автовладельцам, чтобы не оказаться в неприятной ситуации, тоже полезно знать хотя бы основные из этих правил, и примерно понимать порядок общения с автосервисом.
Первое, что представляется наиболее логичным, это обращение в правильный со всех точек зрения автосервис.
Поищите и ознакомьтесь с его рейтингом в Интернете, почитайте отзывы о его работе и т.п. Помните, что от качества ремонта и обслуживания вашего автомобиля напрямую зависит ваша безопасность и безопасность окружающих.
Второе. Помните, что если автосервис берется за работу с вашим автомобилем (то есть готов оказать необходимую вам услугу или выполнить работу), то он должен заключить с вами договор.
Но перед этим (до заключения договора) он обязан предоставить вам необходимую достоверную информацию об оказываемых услугах и выполняемых работах.
Как правило, договор должен быть оформлен в письменном виде. Заказ-наряд, подробная квитанция или иной документ, в котором содержатся существенные условия выполняемых работ и/или оказываемых услуг, по сути, являются таким договором.
Если работы или услуги относительно просты и могут выполняться в вашем присутствии, то автосервис имеет право использовать упрощенный порядок оформления договора путем выдачи вам квитанции, талона, кассового чека и т.п. К таким работам можно отнести, например, подкачку колес, мойку, диагностические работы, некоторые работы технического обслуживания и ремонта, и т.п.
Имейте в виду, что вы вправе присутствовать при проведении диагностики, а после получить ее результаты у механика.
Третье. До заключения договора обязательно согласуйте с сервисом стоимость работ.
Как правило, это делается путем согласования с автосервисом перечня работ и предполагаемых услуг, в результате которого составляется предварительный заказ-наряд.
Автосервис не имеет права без вашего согласия оказывать дополнительные услуги и выполнять работы за плату, а также обусловливать оказание одних услуг и выполнение работ обязательным выполнением других.
Если это происходит, то вы вправе отказаться от оплаты оказанных без вашего согласия услуг и выполненных работ, а если они уже оплачены — потребовать вернуть уплаченные за них деньги.
Четвертое. Правила не запрещают автовладельцу использовать при ремонте или обслуживании собственные запчасти и материалы.
Но они обязуют автосервис при ремонте или обслуживании использовать собственные запасные части и материалы, если иное не предусмотрено договором с автовладельцем.
После замены каких-либо деталей, замененные узлы и детали вам обязаны вернуть.
Пятое – это составление приемо-сдаточного акта.
Если вы для проведения работ или обслуживания оставляете автомобиль в автосервисе, то он обязан одновременно с договором составить приемо-сдаточный акт.
В приемо-сдаточном акте указываются комплектность автомобиля и видимые наружные повреждения и дефекты, а также приводятся сведения о предоставленных вами запасных частях и материалах с указанием их точного наименования, описания и цены.
Кроме того, в акте обязательно отмечается такая информация об автомобиле, как марка, модель, государственный регистрационный номер, год выпуска, VIN и действительный пробег.
В акте также указываются причина обращения, например, проведение плановой диагностики и обслуживания, поломка, которая должна быть устранена, повреждения, имеющиеся на автомобиле при сдаче в ремонт.
Приемо-сдаточный акт должны подписать вы и ответственное лицо автосервиса. Акт заверяется печатью исполнителя (при наличии печати). Экземпляр акта приема-передачи выдается вам.
Шестое — получение автомобиля после ремонта.
При получении автомобиля из автосервиса проверьте качество выполнения ремонта по внешним признакам. Если у вас есть какие-либо претензии, то укажите их в акте приема-передачи, а при его отсутствии — в заказ-наряде, который вам представляют для подписания.
Обратите внимание на то, что вы вправе требовать удовлетворения претензий, компенсации и штрафа только в том случае, если при получении автомобиля вы указали эти претензии. Претензии по внутренним работам вы вправе предъявить в течение гарантийного срока, установленного автосервисом на проведенные работы
Претензии по внутренним работам вы вправе предъявить в течение гарантийного срока, установленного автосервисом на проведенные работы.
Завысить цену
Самое простое.
Часто клиент автосервиса слабо ориентируется в ценах. А выяснять их некогда — поломки случаются всегда не вовремя и устранить их хочется как можно быстрее. Отсюда появляется спешка и звонок в первый попавшийся сервис (далеко не у всех есть свой проверенный мастер). Клиент просто не успевает оценить стоимость аналогичных предложений на рынке. Этим и пользуются. В итоге простая замена гаек и болтов выливается в кругленькую сумму. Но работа уже выполнена и за нее придется заплатить.
Как бороться.
Смотрите цены на агрегаторах сервисов. Это что-то типа доски объявлений. В одном месте за пять минут можно ознакомиться со стоимостью конкретной услуги во многих автосервисах региона. Там же найдете отзывы и рейтинги организаций, ориентируясь на которые сможете выбрать подходящий вариант.
Как нас обманывают автосервисы
Может ли мелкая неисправность в автомобиле, устранение которой стоит максимум 5 000 рублей, обернуться агрегатным ремонтом, который в 20 раз дороже? Да, может. Более того, с такими ситуациями регулярно сталкиваются автомобилисты, которые самостоятельно обращаются за ремонтными услугами в столичные автосервисы.
Следует признать, что большинству российских автосервисов просто невыгодно заниматься несложным и недорогим ремонтом. Чтобы оправдать стоимость аренды в столице, зарплаты мастерам, работу и так далее, автосервисы стараются найти в автомобиле как можно больше различных «неисправностей». Именно поэтому большинство автомастерских не заинтересованы заранее озвучивать клиенту финальную цену ремонта.
Расскажу о пяти наиболее часто встречающихся способах обмана автовладельцев, а также о том, как их можно избежать.
Основные виды обмана в автосервисах
Способы обмана в автосервисах просты. Различают три основных вида:
1. Развод на ненужный ремонт. В этом случае «засыпят» терминологическими понятиями и запутают.
2. Плата за несделанные, невыполненные услуги. В перечень услуг будут входить те, которые не будут выполнены, обычно об этом клиент узнает некоторое время спустя.
3. Продажа одной запчасти 2 раза. Этот способ рискованный, ведь неизвестно, вернется клиент в этот автосервис. Развод заключается в установке нерабочей детали, на первый взгляд, совершенно новой. Тем самым автовладелец два раза приедет заменить одну и ту же деталь.
Изобретательности и разнообразию обмана в сервисах можно только позавидовать. Типичные ситуации обмана укладываются в несколько пунктов:
1. Вписание в чек расходных материалов. В случае серьезного ремонта машины заметить данную мелочь, вроде инструментов для размешивания красящих веществ, довольно затруднительно. Поэтому всегда контролируйте заказ-наряд.
2. Замена рабочих частей на новые. Особенно часто такой обман практикуется в СТО, имеющих склад запчастей. Работники таким способом обычно разводят людей, плохо разбирающихся в машинах. Снятые детали, как правило, перепродают. В таком случае лучше сами посмотрите деталь, которую предлагает заменить механик, если она вам покажется исправной, то лучше отказаться от ее ремонта.
3. Диагностика автомобиля без проверки. Как правило, вам предлагают оставить машину, оплатить диагностику и сходить попить кофе в замечательном кафе при автосервисе. Конечно же, диагностику в это время никто не делает. Чтобы этого избежать, не стоит оплачивать проверку заранее.
4. Замена сломанных деталей на б/у. Такие детали могут выглядеть, как новые, но, на самом деле, они доживают свой век. Новые детали перепродают. Избежать данного способа развода не получится, но можно снизить риск, если проверять все необходимые детали в срок, по рекомендации производителя.
Снизить риск мошенничества можно только собственным присутствием в ремонтной зоне. Однако будьте готовы к тому, что опытный механик с первого взгляда сможет отличить человека, понимающего в машинах от теоретика.
Когда платить не за что
В данном случае мы можем порекомендовать следующее:
- тут же в сервисе напишите претензию и вручите ее менеджеру;
- если (это вполне логично) менеджер отказывается вернуть вам автомобиль в связи с неоплатой счета за ремонт, оставьте автомобиль в сервисе. Однако составьте акт осмотра автомобиля, произведите (при возможности) фотографирование следов некачественного ремонта. Скорее всего, никто из работников сервиса не подпишет ваш акт. Это не страшно. Вызовите в сервис супругу и друга (или попросите двух прохожих на улице), составьте акт об отказе в подписании акта. Если дойдет до судебного спора, акты вам пригодятся;
- отправляйтесь к ближайшему эксперту или специалисту, вместе с ним зайдите в автосерсвис с тем, чтобы эксперт осмотрел автомобиль и сделал заключение по ремонту;
- если и после этого вам не возвращают автомобиль, смело идите в полицию и пишите заявление о незаконном удержании вашего имущества;
- старайтесь фиксировать каждый свой шаг, благо сейчас у каждого есть мобильные телефоны с фотокамерой.
Способ № 1. Вам «нужна» балансировка
Балансировка колес — одна из самых распространенных услуг для клиентов автосервисов. Как правило, она проводится при замене шин либо по необходимости. Например, если при скорости 60-100 км/ч появляется биение в руле – явный признак нарушения балансировки. Если вы ездите по областному бездорожью со множеством ям и выбоин, услуга может потребоваться вам чаще, чем обычно.
Устранить повреждение здесь и сейчас может показаться заманчивой идеей, особенно если последствия неисправности вам распишут во всей красе — от перспективы ремонта подвески до угрозы серьезной аварии на дороге из-за отказа рулевого управления. Но действительно ли эта операция так уж необходима именно вашему автомобилю? Далеко не факт, и, возможно, мастер просто хочет заработать лишние 1500 рублей за каждое колесо.
Что можно сделать
Советуем попросить мастера показать, как на самом деле вращается колесо вашего автомобиля. Если диск и правда кривой, в чем вас пытаются убедить, это увидит даже неискушенный в ремонте новичок. Если вы не заметили никаких особенностей во вращении колеса, не соглашайтесь на ремонт.
Вывод: не все автосервисы обманывают… и не всех!
Подведём итоги. Выбирая солидный и честный автосервис, Вы во многом уже страхуете себя от обмана. Солидная фирма всегда переживает о своей репутации и дорожит клиентами, поэтому сама не использует мошеннических схем и активно пресекает любую ложь со стороны своих мастеров.
Как правило аферисты являются неплохими психологами, поэтому решатся обманывать далеко не каждого клиента. Показывайте свою осведомлённость, внимательность, требовательность, возьмите с собой знающего человека — и Вы не станете жертвой «развода».
Проходите техническое обслуживание в одном, проверенном техцентре, пользуйтесь советами знакомых людей, сами советуйте — это включит «красный свет» для мошенников!